ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 6 страницаот обществ матерей детей-инвалидов ожидают большего участия и сочувствия; к профессиональной деятельности относятся равнодушно; отмечается амбивалентное отношение к своему положению и ребенку; все матери отметили необходимость помощи со стороны специалистов на более ранних этапах воспитания ребенка; все матери заинтересованы в работе с психологом, что, вероятно, связано с дефицитом общения, изолированностью родителей и желанием изменить ситуацию к лучшему; интерес к информации о том, как обучать ребенка, как справляться с трудностями его поведения.
7.5. Исследование личностных качеств матерей биографическим методом в исследовательских целях биографический метод («психологическая автобиография») применяется довольно редко. Нами была предпринята попытка разработки метода, сохраняющего достоинства индивидуально-ориентированного психологического анамнеза, и в то же время позволяющего обобщить результаты исследования значительного числа испытуемых и вывести групповые закономерности. Для получения сведений о переживаниях, связанных с наиболее значимыми сферами жизни, предлагалось перечислять важнейшие, с точки зрения испытуемого, события прошедшей и будущей жизни. Количество событий не ограничивалось. Необходимо было дать количественную оценку каждому событию и указать его примерную дату Как правило, сбор психологического анамнеза предшествует любому психодиагностическому исследованию. При этом он обычно носит характер свободной беседы либо полуструктурированного интервью и позволяет ориентироваться в жизни испытуемого. Методика позволяет проводить ее как при групповых, так и при индивидуальных обследованиях. В данном случае применялся индивидуальный подход. «Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик и направлена на выявление адаптационных возможностей личности (Приложение 1.7). Для изучения психологических особенностей матерей в рамках поставленной цели были проведены исследования в двух группах — основной и контрольной, в количестве 20 матерей в каждой. Основная группа была представлена матерями, воспитывающими взрослых детей-инвалидов. Это дети, имеющие глубокое нарушение интеллекта. Очень часто интеллектуальное нарушение сопровождалось детским церебральным параличом, нарушением зрения, гидроцефалией. Из 20 семей - 10 полные, а 10 матерей воспитывают ребенка без отца. В И семьях больной ребенок единственный и в 9-ти воспитываются 2-е детей. Возраст матерей от 32 до 66 лет, а возраст детей от 14 до 26 лет. Контрольная группа была представлена 20 семьями, имеющих здоровых детей. Из 20 семей — 14 полные и 6 неполные. В 8 семьях воспитывается двое детей, и 12 семей имеют одного ребенка. Возраст матерей от 27 до 59 лет, а возраст детей от 14 до 34 лет. Полученные с помощью метода «психологической автобиографии» результаты подвергались количественному и качественному анализу. Проведя сравнительный анализ результатов по основной и контрольной группам, можно говорить о некоторых особенностях, свойственных матерям, воспитывающих ребенка-инвалида. В среднем, показатель продуктивности воспроизведения образов жизненного пути основной и контрольной группы по методике «Психологическая автобиография» расходится в незначительной степени, но заметна разница в определении будущего. У матерей, воспитывающих здорового ребенка, события в будущем связаны с ребенком, с продолжением рода, тогда как у матерей, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта, будущие события связываются, в основном, со здоровьем ребенка. Также выявлена заметная разница во временной перспективе. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида, практически не отмечали событий, уходящих в далекое будущее, ограничиваясь событиями, которые должны произойти в близком (примерно в течение года) будущем. Наибольшая тревога отмечается в семьях, где воспитывается один ребенок. В то время, как матери здоровых детей загадывают далеко вперед (примерно на 5-7 лет), матери детей с нарушением интеллекта живут сегодняшним днем. События прошлого не имеют такого расхождения. Все матери выделяют ряд событий, которые встречаются как в основной, так и в контрольной группе. К таким событиям можно отнести замужество, рождение ребенка. Многие матери связывают грустные события со смертью родственников. В основной группе матери выделяют в среднем меньше событий по сравнению с контрольной группой. С учетом пола ребенка видно, что матери, воспитывающие сына-инвалида, выделяют в среднем 10 событий, а воспитывающие здорового сына — 14. Различия же у матерей, воспитывающих дочь, незначительные. У матерей основной группы — 11, а у матерей контрольной группы — 10. В основной группе можно отметить совпадения с показателями контрольной группы в количестве событий в тех семьях, где воспитывается не один ребенок. Матери связывают будущие события со здоровьем больного ребенка, но в то же время у них есть надежда на продолжение рода. В контрольной группе матери выделяют больше радостных прошлых событий, но различие не очень значительное. В контрольной группе практически все матери (18 из 20) выделили как одно из значимых радостных событий поступление ребенка в школу и учебу его в школе. В основной группе такого события матери практически не выделяли (только 3 детей посещали когда-то школу). В результате обработки методики «Психологическая автобиография» выделенные испытуемыми события распределялись по видам и типам. Если посмотреть на распределение событий по типам, то прослеживается некоторая закономерность. В контрольной группе матери выделили больше событий, чем в основной, по первому «Биологическому» и второму «Личностно-психологическому» типу. В контрольной группе выявлена заметная разница в общем количестве событий, выделяемых матерями, воспитывающими сына и воспитывающими дочь. В основной группе такой разницы не отмечено. Если учитывать пол воспитываемого ребенка, то можно отметить заметную разницу в основной группе. Матери, воспитывающие сына-инвалида, выделяют больше событий, относящихся к биологическому типу, а матери, воспитывающие дочь-инвалида, наоборот, больше событий относят к личностно-психологическому типу, чем к биологическому. При проведении качественного анализа учитывалось распределение событий по 12 видам. Наибольшее количество событий обследуемые относили к 4-м видам: брак, дети, «Я», и работа. Не отмечено событий по виду «материальное положение». Матери, воспитывающие ребенка-инвалида, также не выделили ни одного события по виду «природа». Значительное расхождение в среднем показателе наблюдается по видам «родительская семья» и «дети», соответственно. По остальным видам событий показатели основной и контрольной групп очень схожи. В большинстве случаев события, выделенные матерями, можно отнести к сильным. Сильными в данной методике считаются события, если оценка их разными испытуемыми одинакова. Например, такое событие, как рождение ребенка всеми матерями, независимо от группы, было оценено на 4—5 баллов. Все выделенные расхождения могут свидетельствовать о том, что воспитание в семье ребенка-инвалида накладывает отпечаток па восприятие этой жизненной ситуации матерями. Так как ситуация во всех семьях основной группы примерно одинакова, то расхождения внутри этой группы можно отнести к особенностям личности матерей. Некоторые матери, воспитывающие ребенка-инвалида, не отмечают в прошлом грустных событий. Они как бы не замечают болезнь ребенка. В основной группе был один человек, который не выделил ни одного радостного события, ни в прошлом, ни в будущем. Также 2 матери в прошлом выделили больше грустных событий. У одной из них, и в будущем, больше грустных событий. Трое матерей выделяют одинаковое количество грустных и радостных событий в прошлом. В будущем же эти матери или вообще не выделяют событий, или количество радостных событий превышает количество грустных. В основном же группа выделила больше радостных событий, чем грустных как в прошлом, так и в будущем. Максимальный временной интервал в прошлом - это рождение самой матери (3 человека). Трое обследуемых начали свою автобиографию с момента замужества или встречи с будущем мужем. Так же 3 матери начальным событием считают рождение ребенка, 35% матерей первым событием считают окончание школы или поступление в институт (техникум, училище). Две матери связали все события с последними 2-мя годами жизни. При распределении событий по видам и типам также заметна разница внутри основной группы. Только 20% матерей выделяют события третьего типа - «Изменение физической среды». 30% матерей наибольшее количество событий относят к здоровью ребенка и всех членов семьи, то есть они выделяют наибольшее число событий, которые можно отнести к «Биологическому» типу 50% матерей выделяют наибольшее количество событий, которые можно отнести к «Личностно-психологическому типу». 2 матери отнесли наибольшее число событий к типу «Изменение социальной среды». В распределении событий по видам заметной разницы внутри основной группы не отмечалось. Наибольшее количество событий матери относят к браку и семье, ребенку, осознанию «Я» и работе. Работа всеми матерями оценивается как радостное событие и на «—5» матери оценивают потерю работы. Свадьба также оценивается как радостное событие, но некоторые матери радостным событием в их жизни считают и развод. Большое количество событий связывается с ребенком. Рождение ребенка всеми матерями было оценено как радостное. Потом грустным матери считают не события связанные с ребенком, а события связанные с взаимодействием с окружающими людьми. Многие матери проявили агрессивные тенденции в отношении врачей. Связывая это с тем, что им не сообщали диагноз ребенка, ничем не помогали. События, связанные с общением с окружающими, многие матери оценивают как грустные, объясняя это непониманием со стороны окружающих. Там, где ребенок посещал школу, матери считают грустным событием окончание школы. Объясняют они это тем, что после окончания школы их ребенка ждет неизвестность, которая пугает матерей. Все матери тяжело переживают события, связанные с трудоустройством ребенка (в случае, если это представляется возможным) и его будущим. Это отмечалось в той или иной форме в 75% случаях. Результаты исследования показали, что у матерей есть специфические особенности восприятия и оценивания жизненной ситуации, которые в той или иной мере влияют на всю семью в целом. У матерей основной группы очень короткие временные перспективы на будущее, в большинстве случаев продуктивность воспроизведения жизненных событий меньше, чем у матерей, воспитывающих здорового ребенка. Также матери больных детей выделяют больше грустных событий, чем радостных или же одно событие дробится на мелкие составляющие. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида более замкнуты, они как бы заперты в кругу своей проблемы и не хотят туда никого пускать, с ними труднее вступить в контакт, следовательно, рождение ребенка-инвалида существенно меняет жизненную ситуацию родителей, особенно матери, и способно повлиять на качественные и количественные характеристики восприятия и оценивания жизненной ситуации последними. Изменения в структуре жизненной ситуации могут сказаться на характере восприятия и оценивания всей ситуации в целом, а не только на оценивании ее одного звена.
7.6. Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, то есть эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся и ожидании неблагополучного развития событий. Такая тревожность является стабильным свойством личности матерей детей-инвалидов. Для исследования уровня тревожности использовали тест — Шкала самооценки, разработанный Ч.Д.Спилбергером и адаптированный Ю.А.Ханиным (приложение 1.8.). В эксперименте приняли участие 61 женщина основной группы, имеющие детей с нарушением интеллекта в умеренной и тяжелой степени разного возраста: 6—9 лет, посещающих специальный 100% 90% -80% -70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% ■ 0% -
■ Высокий уровень □ Средний уровень Рис. 31. Уровни личностной тревожности у матерей, имеющих детей 6—9 лет с нормальным и сниженным интеллектом детский сад (20 чел.); 9—16 лет, обучающихся в классах для «особых» детей специальной (коррекционной) школы VIII вида (21 чел.) и 16—28 лет, посещающих реабилитационный центр при специальной школе VIII вида (20 чел.). Для контроля было обследовано 40 женщин, имеющих психически здоровых детей разного возраста. Исследование личностной тревожности в экспериментальной группе показало, что наибольшее число обследованных матерей (95%), имеющих детей 6—9 лет с нарушением интеллекта, демонстрируют высокий уровень тревожности. Уровень тревожности у 65% обследованных матерей контрольной группы также высокий и у 35% — средний. На рисунке 31 представлена диаграмма уровня личностной тревожности в основной и контрольной группах матерей, имеющих детей 6 – 9 лет. Следовательно, женщины, воспитывающие детей со сниженным интеллектом, имеют высокую личностную тревожность. Это и тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, и по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза. Женщины, воспитывающие детей с нормальным интеллектом, показали тоже достаточно высокий уровень личностной тревожности — 65%. В пору нестабильности социально-экономического положения нашего общества женщиной владеет страх потерять работу, неуверенность в завтрашнем дне, своем и своих детей. К сожа- лению, состояние высокой личностной тревожности показательно для нашего общества, особенно для женской части населения. Сходная динамика уровней личностной тревожности выявлена и у женщин, имеющих детей более старшего возраста — 9-16 лет (рис. 32). Средние показатели как основной, так и контрольной групп находятся в диапазоне высоких величин и составляют соответственно: 49,7 балла и 45,6 балла. Экспериментальная группа более однородна — стандартное отклонение равно 5,7; в контрольной группе прослеживается большая вариативность — 7,7 (рис. 33). У почти четвертой части женщин, имеющих детей-инвалидов более старшего возраста уровень личностной тревожности ниже, чем у женщин, имеющих детей более младшего возраста. Возможно этот факт может быть связан с адаптацией этих женщин к своему больному ребенку, и в связи с этим, измененной социальной ролью и в семье, и в окружающем социуме, с более спокойной и уравновешенной оценкой жизненной ситуации. Высокий уровень личностной тревожности, выявленный у большинства матерей, имеющих детей с серьезным нарушением интеллекта ведет, к восприятию ими большинства ситуаций как угрожающих. Это может быть связано с хроническим повседневным напряжением, эмоциональным переутомлением в результате длительных субъективных переживаний, в том числе и своего одиночества в постигшем женщину горе — иметь умственного отсталого ребенка.
Для исследования уровня субъективного ощущения матерями своего одиночества была использована Шкала одиночества. Данный опросник разработан Д. Расселом, Л. Пепло, М.Фергюсоном. Женщинам были предложены бланки с 20-ю утверждениями. В инструкции предлагали последовательно рассмотреть каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты его проявления применительно к жизни каждой женщины при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант ответа отмечали условным знаком. При обработке результатов подсчитывали количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов получалась при умножении вариантов ответов: «часто» х 3, «иногда» х 2, «редко» х 1, «ни когда» X 0. Затем полученные результаты складывали и оценивали: от 40 до 60 баллов — высокий уровень одиночества, от 20 до 40 - средний уровень одиночества, от О до 20 — низкий уровень одиночества. В таблице 27 представлены полученные результаты. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Но необходимо различать одиночество как состояние вынужденной и как стремление к одиночеству потребность в нем. Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом (табл. 27) можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. В состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество — вынужденное состояние таких матерей. Ориентация женщины на социальные стереотипы — это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью — это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации теряется, боится своего ребенка, его дефекта, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с матерью, но она не с ним. У матерей детей с нормальным интеллектом доминирует низкий уровень одиночества — 45 %. В этом случае можно говорить о естественном стремлении к одиночеству которое время от времена испытывает каждый человек. Это потребность человека в одиночестве, когда хочется побыть наедине со своими мыслями, чтобы обдумать, разобраться в них. Такое одиночество — нормальное, комфортное состояние для душевного и физического отдыха. Для диагностики типа акцентуации личности матерей детей-инвалидов использовали тест-опросник Шмишека, теоретической основой которого является концепция «адаптированных личностей» К. Леонгарда. Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого. шкала — о неуравновешенности поведения. шкала показывает склонность к педантизму. шкала показывает возбудимую акцентуацию. 5 шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью. 6 шкала показывает степень утомляемости. 7 шкала выявляет повышенную тревожность. 8 шкала показывает силу и выраженность эмоционального реагирования. 9 шкала говорит о глубине эмоциональной жизни. 10 шкала показывает склонность к перепадам настроения. «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет — знак «—»(нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет». Было обследовано 32 женщины основной и 34 женщины контрольной групп, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет. Результаты этого теста показали, что у женщин, имеющих детей со сниженным интеллектом, доминируют акцентуации характера следующих типов: -тревожный -28,1%, застревающий - 25,0%, эмотивный - 21,9%, возбудимый - 12,5%. У двух женщин выявлены акцентуация характера дистимического типа, чего не наблюдалось вообще у женщин, имеющих детей с нормальным интеллектом. У 2-х женщин акцентуации характера соответствовали гипертимному типу. У женщин, воспитывающих детей с нормальным интеллектом, доминировали акцентуации характера других типов: эмотивный - 38,2%, гипертимный — 26,5%, циклотимный - 17,6%, экзальтированный — 17,6%. Следовательно, для женщин, имеющих здоровых детей, характерны хорошее настроение и самочувствие, общительность, высокий жизненный тонус в отличие от женщин, воспитывающих детей со сниженным интеллектом, где преобладают низкая контактность, минорное настроение, неуверенность в себе. Резюмируя полученные в этом разделе результаты исследований, следует заметить, что у матерей детей со сниженным интеллектом наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что, видимо связано с психотравматизацией в связи с больным ребенком. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может являться причиной развития невроза. Этим женщинам присуще обостренное чувство одиночества, что может быть связано с ориентацией матерей на социальные стереотипы. Женщина теряется перед своим ребенком и, возможно, даже боится его. Чаще всего это происходит из-за ее неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с нарушенным интеллектом. Исследование акцентуации личности матерей умственно отсталых детей выявило, что у этих женщин доминируют акцентуации характера по тревожному, застревающему и эмотивному типам. Такие женщины не уверены в себе, малообщительны, часто находятся в удрученном, подавленном состоянии. Этим женщинам крайне необходима психологическая помощи и помощь эта, прежде всего, в осознании матерью и принятии ситуации своего ребенка. Ей необходимо помочь расширить своей жизнедеятельности. Жить, по возможности, полноценной жизнью, уметь переключаться на другие, значимые для нее интересы. Тогда ей будет легче помочь и в воспитании своего ребёнка. Говоря о психологической помощи таким женщинам, следует упомянуть о различных объединениях, ассоциациях матерей детей-инвалидов. Положительный эффект таких сообществ прежде всего, в том, что они выводят женщин из состояния вынужденной изоляции, не оставляя их наедине со своим горем. Делают, по возможности, жизнь матерей и их детей более яркой и насыщенной. Этих людей объединяет не только одна беда — больной ребенок, по и решимость сделать все возможное и даже невозможное, чтобы помочь своим детям адаптироваться в этом мире.
7.7. Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью Сложности жизненного пути родителей в связи с появлением умственно отсталого ребенка постепенно формируют у них, как показано выше, всё нарастающее внутреннее эмоциональное напряжение. При этом, подавляющее количество эмоций носит сознательный характер. При изучении этого фактора были использованы методики Семантический дифференциал» в варианте Ч.Осгуда (прил. 1)и методика «Неоконченные предложения» (прил. 1.10). Было обследовано 66 матерей основной и 40 матерей контрольной групп, имеющих взрослых детей от 15 до 28 лет. Обобщенные результаты исследований основной и контрольной групп приведены в таблице 28. Результаты проведённого исследования показывают, что эмоциональные переживания, связанные с понятиями «Я сам» и «Мой сын/дочь» в основной группе имеют меньшие отличия от аналогичных показателей контрольной группы по сравнению с переживаниями, связанными с понятиями «Будущее моего сына/дочери»| и «Болезнь моего сына/дочери». Так, значения факторов А, О, С в основной группе понятия «Я сам» меньше аналогичных значений факторов контрольной группы на 0,35 (5,8%), 0,15 (2,5%) и 0,15 (2,5%) единиц (рис. 34),| Такие отличия оценок, в особенности для фактора А, даваемых родителями основной труппы, обусловлены прежде всего меньшее значимостью собственного «Я», поскольку оно заслоняется значительно более актуальными проблемами и переживаниями, связанными с воспитанием и устройством своего больного ребенка, и отягощаются переживанием своей вины. Понятие «Мой сын/дочь» для основной группы родителей имеются более низкие показатели по таким факторам, как А и С,0,41 (6,8%) и 0,55 (9,4%) единиц соответственно, и более высокие по фактору О, выше на 0,5 (8,3%) (рис. 35). Активность переживаний в отношении данного понятия имеет небольшое значение, гак как с годами происходит его ослабление из-за множества повседневных забот и проблем, решаемых родителями на протяжении многих лет. Близкое к нулю значение силы эмоций, связанных с больным ребенком, может быть связано с постоянным пребыванием ребенка с родителями. Как отмечалось выше, в редких случаях эти дети находятся вне контроля родителей, самостоятельно посещая те или иные образовательные, производственные или спортивные учреждения, поэтому, среднее значение силы эмоциональных переживаний в этой группе низкое. Уровень оценки отношения к ребенку в основной группе имеет более высокое значение, чем в контрольной группе, что можно объяснять тем, что для этих родителей их ребенок — «вечный ребенок», объект всех их помыслов и устремлений, они искренни в своей любви к нему и с годами это чувство становится слабее. Фактически больной ребенок для родителей значит больше, чем здоровый ребенок для родителей контрольной группы. Следовательно, образ больного сына или дочери для матери выглядит весьма положительно как нечто активное, хорошее и слабое (рис. 35). Семья с больным ребенком предвидит его будущее, как источник возрастающей фрустрации и тревоги. Матери боятся, что их ребенок предстанет перед такими психическими травмами, как способность жить и работать независимо, быть обреченным на одиночество и изоляцию. В их представлении будущее не несет для них ничего хорошего. В этой связи особого внимания заслуживают результаты оценок отношения матерей основной группы к пониманию «Будущее моего сына/дочери». Отмечаются большие отличия значений факторов А, О и С (в отрицательных значениях), в сопоставлении с аналогичными показателями контрольной группы, они составляют соответственно 1,32 (22%), 1,69 (28,2%) и 0,45 (7,5%) единиц (рис. 36). Будущее своего больного ребенка видится родителям неопределенно-пассивным (абсолютное значение факторов А =-0,77), то есть не поддающимся никакому управлению с их стороны. Сложившаяся в нашей стране система социальной реабилитации инвалидов вообще и умственно отсталых, в частности, не позволяет родителям питать радужные надежды на «светлое будущее» своих взрослых детей. Их настоящее и будущее они связывают только с собой: в одних случаях это совместная, например, работой мамы и посещение ребенком одной школы, детского сада; в других — совместное проживание и труд на приусадебном или дачном участке или надомный труд; иногда - «настоящая работа» в цехах, но под присмотром кого-либо и членов семьи или знакомых. Естественно, что видение таких перспектив оценивается еще ниже (значение фактора 0=-1,12). Большинство матерей из основной группы делит категорию «будущего» на два понятия - будущее при жизни родителей и будущее ребенка после смерти последних. Если будущее ребенка при жизни родителей выглядит весьма позитивно, то будущее после и смерти представлено низкими показателями фактора А (активности) и О (оценки), что говорит о том, что это понятие связано с приятными эмоциональными переживаниями (рис. 37). Отношение родителей основной группы к понятию «Болезнь моего сына/дочери» имеет ярко выраженную специфику. Поскольку в семье неизлечимо больной ребенок является главным образом всей жизнедеятельности родителей.
С другой стороны, сила эмоционального напряжения, связанная с данным понятием (С=1,31), указывает на чрезвычайную актуальность болезни ребенка, не кратковременной, а тяжелой болезни, длящейся всю жизнь и имеющей очень большое значение для родителей. Таким образом, анализ результатов исследования, проведенного по методу «Семантического дифференциала», выявил отличия между оценками основной и контрольной групп, касающихся всех четырех используемых для исследования понятий. Анализ отличий позволяет говорить о том, что уровень самооценки у родителей, воспитывающих взрослого умственно отсталого ребенка ниже, чем у родителей, имеющих здоровых детей, что может быть связан с переключением большей части их устремлений на ребенка. Но этому они достаточно высоко оценивают своего ребенка, сила же этих переживаний невысока, так как, в основном, такие дети всегда рядом с родителями. Значительно большие отличия наблюдаются в оценках родителей основной и контрольной группы по отношению к понятиям, связанным с будущим и с болезнью детей. Оценки родителей основной группы имеют здесь очень низкие значения по вполне объяснимым причинам — будущее безрадостно, бесперспективно, а болезнь — это серьезно и надолго. У них отсутствует естественный в таких случаях оптимистический прогноз, более высокая сложность и проблемность жизненного пути не позволяет им порой увидеть хотя бы небольшое и нечастое положительное, что все же иногда встречается в их жизни. Следовательно, шкалируемые понятия сопряжены в сознанни матерей с сильными эмоциональными переживаниями и не могут не сказываться на отношении к своим детям, к себе и окружающим, делая эти отношения в силу их эмоциональной напряженности всегда последовательными. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|