ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 9 страницаПравительством РФ (12.03.1997 № 288) принято «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии», согласно которому дети с отклонениями в умственном и физическом развитии содержатся в специальных учреждениях. Специальные (коррекционные) учреждения, в зависимости от вида, реализуют образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и начального профессионального образования. Специальное (коррекционное) учреждение несет ответственность за жизнь воспитанников, за реализацию прав на получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта. Оно обеспечивает условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с отклонениями в развитии. В соответствии со ст. 114 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» детям с ограниченными возможностями в возрасте до 16 лет назначается социальная пенсия, равная минимальной пенсии по старости. Материальное положение семей, имеющих детей, поддерживается системой социальных пособий и компенсационных выплат, адресной натуральной помощью. Помимо денежной и натуральной помощи детям с ограниченными возможностями гарантируется ряд льгот. Так, Постановление Совета Министров СССР от 27.03.1986 №400 «О мерах по улучшению условий жизни инвалидов с детства» устанавливает скидку.50% от стоимости проезда в любом виде междугородного транспорта. В большинстве субъектов РФ проезд в транспорте городского и пригородного сообщений для инвалидов' бесплатный, что закреплено местным законодательством. Они имеют право на первоочередное получение жилплощади на основании действующего Постановления Совета Министров СССР от 13.01.1983 № 38 и Приказа Минздрава СССР от 18.03.1983 №330, Изменение характера отношения государства к инвалидам отражает и Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 № 36 «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Программа включает в себя следующие разделы: Совершенствование нормативно-методического обеспечения, укрепление материально-технической базы и развитие сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы. Развитие инфраструктуры государственной службы реабилитации инвалидов, разработка и внедрение современных реабилитационных технологий. Развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы социальной защиты населения. Информатизация и кадровое обеспечение деятельности государственных служб медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. 5. Государственная поддержка общественных объединений инвалидов. На основании анализа перечня нормативно-правовых актом можно сделать вывод о том, что инвалиды в России все более и более начинают занимать достойное положение. Действительно, государство повернулось лицом к людям с ограниченными возможностями здоровья, перестало замалчивать проблемы, приняло ряд законодательных актов, обеспечивающих инвалидам равные со здоровыми людьми права, возможности реабилитации, льготы, материальную поддержку. Позиция федеральных и местных органов власти также очень важна. Она задает вектор развития общества, направленный на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию инвалидов. Для изменения отношения общества к людям с психическим расстройствами потребуется гораздо больший промежуток времени, нежели для принятия законов. Кроме того, принятие законов еще не гарантирует их использования. На местном уровне зачастую издаются законы, противоречащие федеральным. Пока не будет контроля государства за изменением законов, трудно ожидать заметного улучшения ситуации и отношении к инвалидам, в том числе и с умственной отсталостью.
8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта Умственно отсталых людей в нашем обществе воспринимают по-разному; одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы и, как правило, пассивны, третьи, и их меньше всего, активно участливы. Кроме того, существующее стереотипное представление об интеллектуальной и психической неполноценности обрекает этих людей на полную изоляцию: их редко можно встретить на улице, в культурных учреждениях. Информации о них очень мало. Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются социальными факторами, которые в течение многих лет вели людей со сниженными функциями и задерживали их развитие. Многие из людей с умственной отсталостью никогда не покидали свои дома-интернаты, а те из них, кто живет дома с родителями зачастую все свое время проводят взаперти в четырех стенах. Изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с умственно отсталыми. Окружающие ничего не знают о них и думают, что умственно отсталые люди могут быть агрессивными, или относятся к ним, как к заразным, не позволяя своим детям играть с ними. А ведь именно агрессия окружения провоцирует умственно отсталого человека на ответную реакцию — всплеск агрессии. Эта отчужденность общества появилась не сегодня и не вчера. Ещё в своем романе «Собор Парижской Богоматери» Виктор Ного описывал Квазимодо, у которого «в увечном теле оскудевал разум. «С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а затем и ясно осознал себя существом отверженным, оплёванным, заклейменным» (В. Гюго, 1977, с.152). Святитель затворник Феофаний писал в своих трудах: «Идиоты? Так ведь они только для нас идиоты, а не для себя и не для Бога. Дух их своим путем растет и может так статься, что не они, а мы, просвещенные, станем похуже их идиотами». У нас сложились стандартные представления о том, что такое - норма. Мы нормальные, если одинаковые. Но, ведь, нет двух одинаковых людей, каждый человек уникален и не похож на другого. Умственно отсталые люди думают своим сердцем, они безграничны в доброте, наивности, доверчивости, фантазии, восприимчивости, привязанности и т.д. В статье С.Станкиной «Казнить нельзя, помиловать» (Семья и школа, 1998, № 8) описан показательный случай: молодой человек с умственной отсталостью, выйдя из автобуса обернулся и подал руку, выходившей за ним девушке. А девушка взглянула на него и, брезгливо отдернув руку, сказала: «Отойди, урод!» Какую же обиду почувствовал этот юноша!? Интеграция умственно отсталых людей в общество зависит от отношения самого общества к этим людям, от информированности окружающих, обывателей о жизни, особенностях, проблемах умственно отсталых людей. На развитие личности любого человека, и в особенности инвалида с психическими нарушениями, влияет его ближайшее окружение: родители, родственники. Педагоги и воспитатели, тоже являются окружением умственно отсталых людей и несомненно влияют на развитие их личности. Оказывают влияние и обыватели, с которыми инвалиды с умственной отсталостью сталкиваются в повседневной жизни: в поликлинике, транспорте, магазинах и г. д. От отношения людей всех этих категорий к умственно отсталым людям зависит возможность социальной интеграции. Для того, чтобы оценить это отношение, трем группам людей: педагогам, родителям умственно отсталых детей, обывателям было предложено ответить на вопросы разработанных нами двух анкет: • Анкета № 1 касалась информированности этих групп людей об инвалидах с психическими нарушениями (приложение 1.13). ♦ Анкета № 2 касалась понимания отношения разных категорий лиц к таким инвалидам и их проблемам (приложение 1.14). Анкетированию были подвергнуты 3 группы респондентов (по 20 человек в каждой): Педагоги, работающие с детьми с разной степенью умственной отсталости в специальных (коррекционных) учреждениях. Возраст опрощенных - от 20 до 65 лет У них различный стаж работы с детьми инвалидами. Среди исследуемых педагогов - 10% мужчин и 90% женщин. Родители детей-инвалидов с психическими нарушениями, обучающихся в специальной (коррекционной) школе в группе «Особый ребенок». Обыватели ~ лица, несвязанные по жизни с инвалидами с умственной отсталостью, имеющие разный уровень и профиль образования. Возраст опрошенных — от 20 до 45 лет. Среди них 30% — мужчины.
8.4.1. Информированность общества об инвалидах с психическими нарушениями 1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов Из диаграмм видно, что при ответе на первый вопрос сектор «НЕТ» имеет самые высокие показатели. Все категории граждан считают недостаточным уровень освещаемости проблем инвалидов с умственной отсталостью в средствах массовой информации, особенно родителей детей-инвалидов (рис. 43). 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями? По ответам видно (рис. 44), что для всех категорий населения основным и самым доступным источником информации являются средства массовой информации: телевидение, радио, периодическая печать. Это значит, что для просвещения общества о проблемах инвалидов с умственной отсталостью необходимо, чтобы именно в этих источниках давался максимум информации по этой теме. Как и следовало ожидать, для категорий людей, тесно связанных с инвалидами с умственной отсталостью по работе или жизни, основным источником информации являются: работа (для педагогов) и собственный опыт (для родителей). Весьма низок рейтинг популярной и научной литературы как источников информации об инвалидах. 3. Имеются ли, по вашему мнению, в России законы, защищающие Как и следовало ожидать, самыми просвещенными по вопросам законодательства являются учителя (60%). Но из рис. 45 видно, Популярная литература 11 Педагоги, воспитатели Ваш вариант ист. (работа, опыт) 60% 20% Рис. 44. Результаты ответов на второй вопрос анкеты № 1 100% -,
что только 25% родителей знакомы с правовой базой, защищающей права ребенка. Это говорит о том, что необходимо проведение просветительской работы с родителями детей-инвалидов, начиная с самого рождения ребенка. Одним из основных источников информации по законодательству для родителей являются педагоги, поэтому учителям необходимо доводить до них такого рода информацию, знакомить с новыми законодательными актами и консультировать родителей по вопросам их применения на практике. Обыватели, не сталкиваясь с этими проблемами лично, не знают о существовании законов о защите прав инвалидов. Можно сказать, что их эти проблемы не интересуют (рис. 45). 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями? Люди, работающие с детьми-инвалидами, лучше других респондентов информированы о наличии в Санкт-Петербурге служб и организаций, оказывающих помощь инвалидам. Обыватели в большинстве своем не знают о наличии таких служб. Подавляющее число родителей также не знают ничего об имеющихся организациях, оказывающих помощь инвалидам, хотя 45% из них знают о службах помощи для детей, что само по себе уже позитивно (рис. 46). В ответе на пятый вопрос о том, «если знаете — перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями», выявлен интересный факт: 20% педагогов не смогли написать ни одного названия такой организации, хотя в предыдущем вопросе получен 100% результат о знании организаций, оказывающих помощь детям-инвалидам (рис. 47). Для учителей самой известной организацией является «Санкт-Петербургская Лига Жизненной Помощи людям с проблемами развития», работающая на базе специальной (коррекционной) школы №4 для умственно отсталых детей, «специальный олимпийский комитет» известен педагогам по причине участия воспитанников в мероприятиях, организуемых этой организацией. Лишь 15% педагогов знают о существовании Городской ассоциации родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) и других родительских ассоциаций. 30% родителей также знакомы с «Санкт-Петербургской Лигой Жизненной Помощи людям с проблемами развития». СОБЕС — единственная государственная служба, которая создана для оказания помощи слабо защищенным категориям граждан, к которым относятся и инвалиды, не воспринимается родителями, как организация, реально оказывающая помощь. 8.4.2 Отношение разных категорий населения к инвалидам с психическими нарушениями В плане изучения социальной интеграции лиц с нарушением интеллекта, ее эффективности, важное значение имеет не только адаптация умственно отсталых к условиям окружающего социума, но и учет отношения самого общества к включению в его жизнь инвалидов с психическими отклонениями. Для исследования этой проблемы нами были проанализированы результаты анкеты №2 (приложение 1.14). Сравнительный анализ результатов анкетирования педагогов, родителей и обывателей позволил установить ряд интересных фактов. Рассмотрим последовательно анализ ответов на каждый и вопросов анкеты №2. 1. Как вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями? По полученным результатам исследования (рис. 48) видно, что подавляющее большинство людей из обследованных групп населения относятся к указанной категории инвалидов положительно. Среди обывателей 35% равнодушно относятся к таким людям, и только 10% — отрицательно. Даже среди педагогов имеется 10% равнодушных и один - отрицательно относящийся к таким умственно отсталым людям. Вероятно, это люди, работающие не по призванию. 80% - 60% - 40% - 20% - Отрицат. Родители Положит. Учителя Равнодуш. обыватели
2.Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями?
3.Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями? Большинство людей отмечают у инвалидов с психическими нарушениями в положительных качествах - доброжелательность (рис. 49), отрицательных ~ недоверие к окружающим и недостаток инициативы, как следствие чрезмерной опеки родителей. Некоторые педагоги, родители, а также обыватели уверены в том, что умственно отсталые обладают терпением и работоспособностью Никто из педагогов не отметил у них такое качество как упорстве в достижении цели, а среди отрицательных — завистливость. Часть обывателей (20%) не знают никаких положительных черт у умственно отсталых и считают их агрессивными. В ответе на четвертый вопрос второй анкеты: «Как Вы отнеслись бы к тому, если инвалид с психическими нарушениями оказался. (рис. 50)», видно, что педагоги, находясь с ними в тесном контакте в течение длительного времени делятся на две группы; с положительным отношением к близкому контакту вне работы и с отрицательным отношением. По-видимому, по причине знания положительных и отрицательных черт личности инвалидов с психическими нарушениями, учителя не хотят видеть умственно отсталых людей своими соседями по квартире (75%), коллегами (55%) и подчиненными (45%). 45% педагогов не имеют ничего против того, чтобы их дети обучались вместе с умственно отсталыми детьми, т. е. возражают против педагогической интеграции (рис. 50). От 70% до 80% родителей, знающих положительные и отрицательные черты личности инвалидов с психическими нарушениями, относятся положительно к любым вариантам сосуществования с ними. По поводу проживания в одной квартире мнения родителей разделились: 50% опрошенных согласны с этим и 50% — не хотели бы проживать с умственно отсталыми людьми в одной квартире (рис. 51). По сравнению с ответами на этот вопрос родителей, имеющих, в основном, положительный характер, ответы обывателей носили преимущественно отрицательный или равнодушный оттенок. По-видимому: общество пока не готово к близкому соседству с инвалидами с психическими нарушениями (рис. 52).
Из ответов на этот вопрос следует, что возможность близкого «соседства» с умственно отсталыми людьми воспринимается всеми категориями очень индивидуально. Но все-таки значительное число людей не видит в этом ничего негативного. Самое большое отрицательное отношение вызывает соседство по квартире. Интересно отметить еще один положительный момент: 10% родителей, 30% учителей и 45% обывателей отрицательно относятся к интегрированному обучению с умственно отсталым ребенком, хотя па прямой вопрос (в какой школе лучше всего было учиться детям-инвалидам с психическими нарушениями), ответы имели несколько иной характер (рис. 53)
Доминирующее мнение (80%) у педагогов и родителей заключается в том, что такие дети должны посещать специальные школы, или школы индивидуального обучения. Ответ же «на дому» не пользуется популярностью, особенно у родителей, так как это ведет к изоляции умственно отсталого человека от общества. В ответ на предыдущий вопрос 25% обывателей дали положительный ответ по поводу того, чтобы умственно отсталый ребенок учился с их ребенком, что коррелирует с их ответом и на этот вопрос анкеты (25% обывателей считают, что детям-инвалидам лучше учиться в специальном классе массовой школы, то есть не возражают против интегрированного обучения. Ответы на последующие вопросы анкеты показали, что большинство респондентов уверены в наличии каких-либо дарований у умственно отсталых людей. Учителя и родители с большим уважением относятся к детям с нарушением интеллекта, занимающимся художественным творчеством. Ведение домашнего хозяйства и умение обслужить себя — это важные навыки для любого человека, но далеко не каждый обычный человек обладает ими, поэтому наличие таких навыков у умственно отсталых людей вызывает положительную реакцию у большинства опрошенных. Многих респондентов не пугает предложение принять участие в концерте вместе с инвалидами с психическими нарушениями, за исключением 30% родителей, которые бы отказались. По их словам, это связано с тем, что они стесняются афишировать свое положение как родителей умственно отсталого ребенка. Они пока еще замкнуты на своих проблемах в связи со своим горем. Исследование показало, что понимание ограниченных возможностей людей с психическими нарушениями есть у всех категорий опрошенных. Поэтому вполне закономерно, по мнению обычных людей, наличие льгот для таких инвалидов при приеме их на работу, в транспорте, а также для их родителей. По поводу необходимости пенсий по инвалидности мнение практически единодушное: она - нужна и, безусловно, должна быть большей. Почти все опрошенные педагоги, родители и обыватели считают, что государственная программа по трудоустройству инвалидов с психическими нарушениями крайне необходима. Резюмируя результаты сравнительного анализа, можно заключить, что при довольно слабой информированности населения о проблемах умственно отсталых людей, в связи с редкими публикациями в средствах массовой информации, обыватели мало знакомы с проблемами, возможностями, законами, защищающими права инвалидов. Напротив, учителя и родители умственно отсталых детей довольно хорошо знают проблемы инвалидов. Все опрошенные лица, в общем, хорошо относятся к умственно отсталым людям, однако большинство из них не хотело бы жить и работать рядом с этой категорией инвалидов. Тем не менее, все категории граждан считают необходимой организацию помощи инвалидам для успешной интеграции их в общество. Расширение информированности населения, появление и признание новых общественных организаций, защищающих права инвалидов, создание новых интересных программ, укрепление законодательной базы по вопросам о защите прав инвалидов позволяет заключить, что ведется активный поиск путей решения проблем инвалидов и, что самое главное — наше общество развивается в отношении интеграции умственно отсталых людей, к включению их в жизнь этого общества. Комплексный подход к данному вопросу позволит дать этим людям шанс выхода из сегрегации, открыть для них возможность пользоваться всеми благами, быть полноправными членами этого общества и приносить ему пользу. 8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых людей. В Бельгии, например, если умственно отсталый живет в семье, то для него существуют центры кратковременного или дневного проживания. Есть также дома попечения, где он может находиться в течение полного дня. А для тех, кто хочет жить независимо от своей семьи — организована система проживания под наблюдением. Она обеспечивает частичную свободу проживания, отдыха и работы. Умственно отсталый живет в комнате или небольшой квартире в здании, где живут такие же люди. За ними наблюдают и по мере необходимости помогают воспитатели и социальные работники (Шипицына и др., 1998). В Швеции проживание в специализированных заведениях также, все в большей мере заменяется различными формами самостоятельного проживания. Умственно отсталые люди переселяются в общежития, где приобретают навыки самостоятельного проживания, а затем получают возможность жить в домах совместного проживания при поддержке и помощи социальных работников. Например, в 1990 году был основан дом совместного проживания в микрорайоне. Дом находится среди жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми проживающие не могут справиться самостоятельно. Существуют также муниципальные дневные центры, в которых люди с нарушением интеллекта, проживающие в своих семьях, могут проводить часть дня или весь день. Здесь они имеют возможность работать, получая за свой труд оплату Еще одной из форм организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единении людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почт и покинутой, заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, принимающая только людей с какими-либо нарушениями, а открытый поселок со всеми атрибутами сельской жизни. Не существует никакого различия между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они - взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть для себя путь к самопознанию. Одно из поселений, где живут и работают вместе умственно отсталые и обычные люди, основано в Норвегии Маргит Энген. еще в 1940 году В настоящее время такие общины есть в более, чем 20-ти странах мира. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в этой деревне, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя Человек работает там не для того, чтобы зарабатывать деньги, а но тому, что работать необходимо. В России тоже недавно была организована подобная община, которую назвали «деревня «Светлана», о ней пойдет речь в следующей главе нашей книги. В 1971 году Жан Ванье организовал всемирно известные движения «Ковчег» и «Вера и Свет». Они быстро распространились но всему миру. Эти движения объединяют умственно отсталых людей, их родителей, друзей. Они не живут вместе, но регулярно собираются, работают в мастерских, где лепят из глины, шьют, рисуют Сейчас такие движения существуют в более, чем 70-ти странах, во всех континентах, в разных национальных культурах с разным вероисповеданием. Сам Жан Ванье, прожив более 30-ти лет с умственно отсталыми людьми, ездит по всему миру и рассказывает о своем опыте жизни с умственно отсталыми людьми. В Москве община «Вера и Свет» существует уже около 10-ти лет. Сначала она насчитывала около 30-ти человек, треть из которых умственно отсталые люди. Они собирались по домам и лепили из глины, шили кукол, делали деревянные шкатулки, которые украшали выжиганием. Сейчас в Москве уже несколько таких общин. Тем не менее, основной формой существования умственно отсталых людей в России является нахождение в психоневрологических интернатах (ПНИ). Здесь основной формой реабилитации является трудовая деятельность, но вследствие затрудненной коммуникации, люди в ПНИ становятся стереотипно одинаковыми, что дает им возможности на самореализацию, а значит и интеграцию в общество. Поэтому энтузиасты, специалисты и родители детей-инвалидов ищут альтернативные решения по организации жизни умственно отсталых людей. Входят в жизнь многие профессии по созданию социально защищенных интеграционных мастерских при специальных (коррекционных) школах, лечебно-педагогических центрах (например лечебно-педагогический Центр в Пскове, реабилитационный центр при детском доме №1 г Петродворца и др.), где выпускники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут работать. Есть интересный опыт создания крестьянской общины в городе Могоча Читинской области, где умственно отсталые люди живут и работают в подсобном хозяйстве.
8.5.1. Центр дневного пребывания В 1998 году на базе специальной (коррекционной) школы № 4 VIII вида Санкт-Петербурга была открыта группа дневного пребывания для молодых людей (20 лет) с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (в основном, это выпускники класса «особый ребенок»). Здесь решаются задачи социально-бытовой ориентации молодых людей. Большое внимание уделяется ведению домашнего хозяйства, пользованию бытовой техникой, нормам поведения в общественных местах, в транспорте и т. д. Всему тому, что позволяет адаптироваться к самостоятельной жизни. В группе находятся люди с разной степенью умственной отсталости. Поэтому очень развита взаимопомощь, что помогает в развитии личности молодых людей. Им предоставляется возможность развивать свои способности в музыке, рисовании, спорте и т.д. Все это необходимо для самореализации. Большое внимание уделяется трудовому обучению. Практика показала, что люди с умственной отсталостью могут не так быстро, как другие овладеть навыками работы на компьютере. Создаются производственные мастерские, которые будут готовить молодых людей к работе на производстве, а также выполнять небольшие заказы на месте. Много культурных мероприятий проводится совместно с людьми, не имеющими умственной отсталости, что помогает устанавливать контакты, находить общий язык, налаживать взаимодействие. Два года тому назад группы дневного пребывания при специальной (коррекционной) школе № 4 Санкт-Петербурга были преобразованы в Центр социальной реабилитации для молодых людей с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности (Центр). В работе сотрудницы Центра, Е. Н.Форостенко, выпускницы ИПСиП был исследован уровень социальной зрелости воспитанников старше 20 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, находящихся в нем в течение одного года. Работа Центра направлена на решение следующих задач: Социально-бытовая адаптация молодых людей с умственной отсталостью, их подготовка к самостоятельному проживанию в семье в процессе привития навыков и элементов самостоятельного ведения хозяйства (стирка, глажение белья, приготовление несложных блюд, мытье посуды, уборка и др.). Молодые люди учатся пользоваться бытовой техникой (телефон, телевизор, пылесос, миксер, кухонная плита, стиральная машина, холодильник и др.). Они самостоятельно посещают магазины, аптеки, ремонтные мастерские и при этом пользуются общественным транспортом, самостоятельно распоряжаются деньгами, общаются с обыкновенными здоровыми людьми, что ведет к накоплению их социального опыта. Организация досуга и позитивная коммуникация в социуме (социально-средовая ориентация), проводимая путем создания комфортных условий дневного пребывания, включающая в себя участие в кружках, спортивно-оздоровительных мероприятиях, коллективное посещение театров, музеев, выставок и т.д. Участие в таких мероприятиях членов семей воспитанников, волонтеров-студентов и осуществление межличностных контактов на основе общих интересов позволяет развить коммуникативные способности, тем самым создавая предпосылку для осуществления возможности свободного общения. Профессиональная реабилитация, включающая в себя обучение элементарным приемам, таким как наклейка деталей, литье в форму, некоторые воспитанники получают навыки работы с оргтехникой (работа на компьютере, ксероксе и принтере), практическое применение приобретенных профессиональных знаний. С умственно отсталыми молодыми людьми работают воспитатели, волонтеры, инструкторы трудового обучения. Для реализации задач по социальной реабилитации в распоряжении Центра имеются: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|