ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 13 страницаОт успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений, а главное — наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Характер взаимоотношений в семье определяет комфортность психического состояния ребенка, оказывает влияние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации. Общность семьи нарушается из-за того, что родители в большинстве случаев основное внимание и силы направляют на «особого» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенциальных возможностей, которые зачастую остаются невостребованными. Родители часто из-за большой любви к детям, которые не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказании им психологической и социально-педагогической помощи, дающей возможность приобрести знания и опыт по воспитанию и развитию ребенка, сформировать уверенность в дальнейшей жизни, реализовать потребности в общественном признании, общественной оценке, общественной самореализации. Социально-педагогическая подготовленность, осознание преимуществ активной жизненной позиции, помогут актуализировать потенциальные возможности матери ребенка с нарушением интеллекта, стимулируя более продуктивное взаимодействие и активное участие в социальной жизни. Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их детей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интеллекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ
1.1. МЕТОДИКА «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» в основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от О до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам: 1. Сенсорно-перцептивная сфера 1.1. Восприятие формы и величины 1.3. Ориентация в пространстве Внимание Память Мышление Речь
Понимание обращенной речи Внятность речи Лексический строй речи
Представление о себе. Творческие проявления Эмоционально- волевая сфера
Импульсивность — рефлексивность Тревожность — спокойствие Агрессивность — миролюбие Положительная мотивация учебной деятельности Положительная мотивация трудовой деятельности Тенденция к самостоятельности Тенденция к ответственности Тенденция к целенаправленным действиям 8. Психомоторное развитие Мелкая моторика рук Общая координация движений Мимика 9. Социально-бытовая ориентация Сформированность навыков самообслуживания Социально-бытовое ориентирование
Учебные навыки Трудовые умения и навыки Коммуникативность Уровни оценки по шкалам: От О до 2 — низкий уровень состояния и развития функции. От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции. От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции. От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам: 1. Сенсорно-перцептивная сфера Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения. Низкий уровень (0-2) Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны. Средний уровень (3-5) Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны. Высокий уровень (6-8) Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона. Очень высокий уровень (9-10) Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще. В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности. Восприятие цвета Оценка: «О» — полностью выключенная сенсорная система. «1» — ребенок воспринимает мир в цвете. «2» — ребенок понимает разницу между цветами. «3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет), «4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда. «5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов. «6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак. «7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др. «8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности. «9 - 10» — не актуально для «особого» ребенка. Восприятие формы и величины Оценка: «О» — полностью выключенная сенсорная система. «1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине. «2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности. «3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину. «4» — ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине. «5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине. «6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине. «7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, многоугольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине. «8» соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине. «9—10» — не актуально для «особого» ребенка. Ориентация в пространстве Оценка: «О» — полностью выключенная сенсорная система. «1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг). «2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности. «3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление. «4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления. «5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении. «6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь). «7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве. «8» - соответствует свободному ориентированию в пространстве. «9-10» — не актуально для «особого» ребенка. 2. Внимание По данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде, чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдельно оценить каждый параметр внимания. Каждая подшкала имеет 10-балльный оценочный континуум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень невнимательный. Крайние правые оценки (9—10) также лучше не использовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характеристики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключаемость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета. Концентрация внимания — способность ребенка концентрировать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценка 0—1—2— 3-4-5-6-7-8-9-10. Устойчивость внимания — отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценка 0-1—2—3—4—5— 6-7-8-9-10. Переключаемость внимания — переключение с одного вида деятельности на другой. Оценка 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10. 3. Память В данном разделе по 10 -балльной шкале количественно оценивается способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень развития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и тд. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Память» помещается информация о ведущих способах запоминания (если таковые наблюдаются); о наличии редких форм запоминания (эйдетическое, например); об особенностях памяти; о наличии смысловой памяти. 4. Мышление По 10-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление удетей с проблемами — конкретное. Однако, они способны устанавливать элементарные причинно-следственные связи в бытовой обстановке. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Мышление» заносится информация об особенностях мышления ребенка. 5. Речь По данной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, умение рассказывать и пересказывать.
Примечание. Оценка по подшкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ребенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенности речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.). Понимание речи Оценка О— 1 отражает полное непонимание обращенной и контекстуальной речи. Оценка 9—10 свидетельствует о том, что ребенок понимает еще не произнесенную речь. Оценки до 5 баллов отражают среднее понимание (понимает, но не всегда). Оценки после 5 баллов отражают достаточно хорошее понимание речи. Внятность речи Оценки О-1 отражают полную «кашу» во рту или немоту Оценки 9-10 можно поставить, если у ребенка речь более чистая и внятная, чем у диктора телевидения. Оценки до 5 баллов отражают речь недостаточно чистую и внятную, наличие логопедических проблем; и слишком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правильным звукопроизношением. Лексика Оценки 0-1 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки 9-10 показывают словарный запас (и отражение его в вербальной речи) лучших толковых словарей, а также речь не менее красочную, чем у классиков русской литературы. Оценки до 5 баллов отражают речь довольно скудную (односложные фразы) ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и временах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действиями. Оценки после 5 баллов отражают речь достаточно развитую (употребление сложных предложений и фраз от 5 слов) и грамматически правильную. Способность к пересказу и рассказыванию Оценка 0—1 показывает полную неспособность ребенка пересказывать или рассказывать. Оценка 9-10 показывает прекрасное артистическое мастерство рассказчика. Оценки до 5 баллов отражают рассказывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, сюжетной линии, эффектом «заблудившегося рассказчика». ()ненка после 5 баллов ставится, если ребенок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр. 6. представления о себе. Творческие проявления В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям, а также проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные способности, способность к счету и пр.). По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие — отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). В разделе программы «Комментарий» по данной шкале отражается информация о том, что ребенок любит делать больше всего, что у него лучше всего получается, есть ли у него особые творческие проявления. 7. Эмоционально-волевая сфера В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации). Импульсивность-рефлексивность Оценки «0—1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка. «2» — отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения. «3-5» — характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, забывание отдельных элементов задания, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекватные эмоциональные реакции. «6-8» — отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интровертированность. «9-10» — отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию и пр. Тревожность-спокойствие Оценки «0-1» отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния. «2» характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.) «3-5» отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения. «6-8» показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции. «9-10» отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания. Агрессивность-миролюбие Оценки «0-1» характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим. «2» — отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нравится или он в чем-то заинтересован. «3-5» — отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие. «6-8» — характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих. «9-10» — крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм. Мотивация учебной деятельности Подшкала отражает заинтересованность ребенка в учебном процессе: нравится ли ребенку ходить в школу выполнять учебные задания и пр. Оценки «0—1» — полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано. «2» — отрицательное отношение к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам. «3-5» - характеризуют отношение к школе от прохладно-равнодушного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать. «6-8» — позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками. «9-10» — ребенок относится к школе как к сверхценности, «днюет и ночует» в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с преподавателями и одноклассниками. Мотивация трудовой деятельности Подшкала характеризует отношение ребенка к труду как в школе, так и дома. Оценки «0-1» — полное нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу. «2» — показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений. «3—5» — достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не получает удовольствия от процесса труда. «6-8» — характеризуют положительную мотивацию трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности. «9-10» — гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делают работу через «не могу», стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют работу другим, из-за опасения, что другие сделают работу хуже. Тенденция к самостоятельности Шкала отражает желание ребенка совершать самостоятельные действия. Оценки «0-1» — полная беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг. «2» — беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания. «3—5» — средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому, или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога. «6—8» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Предложение своих творческих решений. «9—10» - гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо советов или помощи. Тенденция к ответственности Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр. Оценки «0-1» — полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр. «2» — низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличны к общему делу, ему «ни да чего нет дела». «3-5» — средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр. «6-8» высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба ребенка зависит от его собственных действий и поступков. «9-10» характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается, неврастения, завышенные требования к себе. Тенденция к целенаправленным действиям По данной подшкале оценивается степень желания ребенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса. Оценки «0-1» — полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание». «2» — беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания. «3—5» — средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца. «6-8» — ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела. «9—10» — крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость. 8. Психомоторное развитие В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы. Количественная оценка производится в пределах 10 баллов по трем подшкалам:»Мелкая моторика рук»; «координация движений»; «Мимика». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Психомоторное развитие» отмечаются особенности психомоторного развития. Мелкая моторика рук Объект наблюдения — движение пальцев и кистей рук. Оценки «0-1» — практически полностью парализованы кисти рук и пальцы. «2» — ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий, не мелкий предмет. «3-5» — средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр. «6—8» — хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести, и пр. «9—10» мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов. Общая координация движений По данной подшкале наблюдается общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений. Оценки «0—1» соответствуют возможностям практически парализованного тела. «2» — ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид. «3—5» — среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках. «6-8» — хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр. «9-10» — координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов. Мимика По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица. Оценки «0-1» соответствуют «каменному» лицу. «2» - чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается. «3-5» — средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы. «6—8» — хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.). «9-10» - артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой. В разделе «Комментарий» можно отразить наличие индивидуальных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить когда и при каких обстоятельствах это произошло. 9. Социально-бытовая адаптация В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр. Навыки самообслуживания Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания: личная гигиена; одевание и раздевание; — прием пищи, 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно; 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка. 3-й уровень (6—8); справляется самостоятельно. 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными. Социально-бытовое ориентирование Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|