Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 13 страница




От успешности решения возникающих проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений, а главное — наличие необходи­мой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка. Ха­рактер взаимоотношений в семье определяет комфортность психи­ческого состояния ребенка, оказывает влияние на формирование его личности, может быть причиной дезадаптации.

Общность семьи нарушается из-за того, что родители в боль­шинстве случаев основное внимание и силы направляют на «особо­го» ребенка, общаясь с ним как с малышом, без учета его потенци­альных возможностей, которые зачастую остаются невостребован­ными. Родители часто из-за большой любви к детям, которые не подкрепляется знанием основных закономерностей их психичес­кого развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмиру­ющие детей, деформирующие их психику.

Родители детей с умственной отсталостью нуждаются в оказа­нии им психологической и социально-педагогической помощи, дающей возможность приобрести знания и опыт по воспитанию и развитию ребенка, сформировать уверенность в дальнейшей жиз­ни, реализовать потребности в общественном признании, общест­венной оценке, общественной самореализации.

Социально-педагогическая подготовленность, осознание пре­имуществ активной жизненной позиции, помогут актуализировать потенциальные возможности матери ребенка с нарушением интел­лекта, стимулируя более продуктивное взаимодействие и активное участие в социальной жизни.

Семья обладает определяющим воздействием на интеграцию детей в социум и поэтому роль ее огромна. Только решая проблемы родителей, можно обеспечить полноценную социализацию их де­тей. Эффективность реабилитации ребенка с нарушением интел­лекта обусловлена степенью интегрированности в общество всей семьи в целом. При этом родителям необходимо поверить в себя, в свои цели, в своего ребенка, не замыкаться в своих проблемах, а решать их сообща, всем «миром».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ

 

1.1. МЕТОДИКА «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ»

в основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семан­тического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от О до 10 по нижеследу­ющим шкалам и подшкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера
1.1. Восприятие цвета

1.1. Восприятие формы и величины 1.3. Ориентация в пространстве

Внимание

Память

Мышление

Речь

 

Понимание обращенной речи

Внятность речи

Лексический строй речи

 

Представление о себе. Творческие проявления

Эмоционально- волевая сфера

 

Импульсивность — рефлексивность

Тревожность — спокойствие

Агрессивность — миролюбие

Положительная мотивация учебной деятельности

Положительная мотивация трудовой деятельности

Тенденция к самостоятельности

Тенденция к ответственности

Тенденция к целенаправленным действиям

8. Психомоторное развитие

Мелкая моторика рук

Общая координация движений

Мимика

9. Социально-бытовая ориентация

Сформированность навыков самообслуживания

Социально-бытовое ориентирование

 

 


 


 

 


 


 

Учебные навыки

Трудовые умения и навыки

Коммуникативность

Уровни оценки по шкалам:

От О до 2 — низкий уровень состояния и развития функции. От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции. От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции. От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.

 

Критерии оценки по шкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера

Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, ве­личину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.

Низкий уровень (0-2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в дея­тельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3-5)

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6-8)

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9-10)

Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также инфор­мация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствитель­ности.


Восприятие цвета

Оценка:

«О» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» — ребенок понимает разницу между цветами.

«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-жел­тый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет),

«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) со­отнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно вы­брать заданный цвет из 3-х цветного ряда.

«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, напри­мер, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окру­жающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятель­ности.

«9 - 10» — не актуально для «особого» ребенка.

Восприятие формы и величины

Оценка:

«О» — полностью выключенная сенсорная система. «1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и вели­чине.

«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.

«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой кон­фигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотне­сти и назвать элементарную величину.

«4» — ребенок может узнавать, соотносить и называть форму про­стых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одина­ковые», может сравнивать предметы по форме и величине.

«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предме­тов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображе­нии. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.

«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, многоугольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней про­стые составные части. Может показать из каких фигур состоит слож­ный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятель­ности понятию о форме и величине.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

Ориентация в пространстве

Оценка:

«О» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в про­странстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не мо­жет правильно назвать или указать пространственные направления от­носительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти по­нятия в своей деятельности.

«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направ­ление.

«4» — ребенок понимает пространственное расположение предме­тов и может назвать некоторые направления.

«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространст­венное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).

«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» - соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9-10» — не актуально для «особого» ребенка.

2. Внимание

По данной шкале оценивается способность ребенка распределять внимание между различными видами деятельности, удерживать его на каком-либо виде деятельности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, не отвлекаться на посторонние раздражители. Прежде, чем выставлять общую оценку по шкале, необходимо отдель­но оценить каждый параметр внимания.

Каждая подшкала имеет 10-балльный оценочный континуум. Крайние отрицательные оценки будут свидетельствовать о том, что данная характеристика внимания у ребенка практически отсутствует. Поэтому лучше избегать крайних оценок, даже если ребенок очень нев­нимательный. Крайние правые оценки (9—10) также лучше не исполь­зовать, так как они отражают чрезмерную выраженность характери­стики. Например, очень высокая оценка по подшкале «Переключае­мость внимания» свидетельствует о том, что ребенок слишком быстро переключает внимание с одного задания на другое, не концентрируя его ни на одном виде деятельности. Таким образом, крайние оценки задают лишь систему отсчета.

Концентрация внимания — способность ребенка концентриро­вать внимание на задании, не отклоняться от цели. Оценка 0—1—2— 3-4-5-6-7-8-9-10.

Устойчивость внимания — отвлечение ребенка на посторонние раздражители в ходе выполнения задания. Оценка 0-1—2—3—4—5— 6-7-8-9-10.

Переключаемость внимания — переключение с одного вида дея­тельности на другой. Оценка 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10.

3. Память

В данном разделе по 10 -балльной шкале количественно оценивает­ся способность ребенка к произвольному запоминанию. Степень раз­вития механической памяти при запоминании стихов, текстов и пр. Скорость и прочность запоминания социальных умений и навыков и тд. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Память» поме­щается информация о ведущих способах запоминания (если таковые наблюдаются); о наличии редких форм запоминания (эйдетическое, например); об особенностях памяти; о наличии смысловой памяти.

4. Мышление

По 10-балльной шкале количественно оцениваются мыслительные способности ребенка. Как правило, мышление удетей с проблемами — конкретное. Однако, они способны устанавливать элементарные при­чинно-следственные связи в бытовой обстановке. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Мышление» заносится информация об осо­бенностях мышления ребенка.

5. Речь

По данной шкале оценивается способность ребенка к пониманию обращенной к нему и контекстуальной речи, внятность речи (четкость и правильность звукопроизношения), лексическая сторона речи, уме­ние рассказывать и пересказывать.


 

Примечание. Оценка по подшкалам «Внятность речи», «Лексика», «Способность к пересказу и рассказыванию» не проводится, если у ре­бенка есть существенные нарушения речевого аппарата. В этом случае оценка производится только по подшкале «Понимание речи». В разде­ле программы «Комментарий» по шкале «Речь» отмечаются особенно­сти речи ребенка (например, экспрессивность речи, использование сленговых выражений и пр.).

Понимание речи

Оценка О— 1 отражает полное непонимание обращенной и контек­стуальной речи. Оценка 9—10 свидетельствует о том, что ребенок пони­мает еще не произнесенную речь. Оценки до 5 баллов отражают сред­нее понимание (понимает, но не всегда). Оценки после 5 баллов отра­жают достаточно хорошее понимание речи.

Внятность речи

Оценки О-1 отражают полную «кашу» во рту или немоту Оценки 9-10 можно поставить, если у ребенка речь более чистая и внятная, чем у диктора телевидения. Оценки до 5 баллов отражают речь недостаточ­но чистую и внятную, наличие логопедических проблем; и слиш­ком быстрый или слишком замедленный темп речи. Оценки после 5 баллов отражают достаточно внятную соразмерную речь, с правиль­ным звукопроизношением.

Лексика

Оценки 0-1 отражают ситуацию, когда ребенок имеет словарный запас, состоящий из одного слова или звукосочетания. Оценки 9-10 показывают словарный запас (и отражение его в вербальной речи) лучших толковых словарей, а также речь не менее красочную, чем у классиков русской литературы. Оценки до 5 баллов отражают речь до­вольно скудную (односложные фразы) ошибочное применение слов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки в лицах и време­нах, не всегда правильное соотнесение слов с предметами и действи­ями. Оценки после 5 баллов отражают речь достаточно развитую (упо­требление сложных предложений и фраз от 5 слов) и грамматически правильную.

Способность к пересказу и рассказыванию

Оценка 0—1 показывает полную неспособность ребенка пересказы­вать или рассказывать. Оценка 9-10 показывает прекрасное артисти­ческое мастерство рассказчика. Оценки до 5 баллов отражают расска­зывание с многочисленными подсказками и наводящими вопросами, сюжетной линии, эффектом «заблудившегося рассказчика». ()ненка после 5 баллов ставится, если ребенок может довольно связно рассказывать, держать сюжетную линию и тему, расставлять смысловые акценты и пр.

6. представления о себе. Творческие проявления

В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям, а также проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные способно­сти, способность к счету и пр.). По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие — отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). В разделе программы «Комментарий» по данной шкале отражается информация о том, что ребенок любит делать больше всего, что у него лучше всего получается, есть ли у него особые творческие проявления.

7. Эмоционально-волевая сфера

В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональ­ных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, це­ленаправленности действий и др. Количественная оценка производит­ся по подшкалам (в пределах 10 баллов). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоцио­нальные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отноше­ние к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоцио­нальных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригид­ность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации).

Импульсивность-рефлексивность

Оценки «0—1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента за­дания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и при­чудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Край­няя неуправляемость, асоциальность ребенка.

«2» — отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, пло­хую саморегуляцию поведения.

«3-5» — характеризуют «среднюю» степень импульсивности, вни­мание недолго удерживается на задании, забывание отдельных элемен­тов задания, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекват­ные эмоциональные реакции.

«6-8» — отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосре­доточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интровертированность.

«9-10» — отражают крайнюю степень рефлексивности: замкну­тость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происхо­дящему вовне, глубокую интроверсию и пр.

Тревожность-спокойствие

Оценки «0-1» отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, де­монстрирует параноидальные состояния.

«2» характеризует достаточно высокий уровень внутренней напря­женности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных дейст­виях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачива­ния, тремор, истерики и пр.)

«3-5» отражают средний уровень тревожности, достаточную сба­лансированность процессов возбуждения и торможения.

«6-8» показывают спокойную миролюбивую натуру, сбаланси­рованность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реак­ции.

«9-10» отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональ­ность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопережи­вания.

Агрессивность-миролюбие

Оценки «0-1» характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.

«2» — отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нра­вится или он в чем-то заинтересован.

«3-5» — отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуа­тивно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.

«6-8» — характеризуют миролюбивость, покладистость, доброже­лательность. Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окру­жающих.

«9-10» — крайнее проявление покладистости: беспрекословное вы­полнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.

Мотивация учебной деятельности

Подшкала отражает заинтересованность ребенка в учебном процес­се: нравится ли ребенку ходить в школу выполнять учебные задания и пр.

Оценки «0—1» — полное нежелание ребенка ходить в школу и учить­ся, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрица­ние учебного процесса и всего, что с ним связано.

«2» — отрицательное отношение к школе, учебному процессу, пре­подавателям и одноклассникам.

«3-5» - характеризуют отношение к школе от прохладно-равно­душного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать.

«6-8» — позитивное отношение к школе, положительный эмоцио­нальный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.

«9-10» — ребенок относится к школе как к сверхценности, «днюет и ночует» в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с преподавателями и одноклассниками.

Мотивация трудовой деятельности

Подшкала характеризует отношение ребенка к труду как в школе, так и дома.

Оценки «0-1» — полное нежелание ребенка трудиться в школе и до­ма, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструк­тивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.

«2» — показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.

«3—5» — достаточно прохладное отношение к трудовой деятельно­сти, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не полу­чает удовольствия от процесса труда.

«6-8» — характеризуют положительную мотивацию трудовой дея­тельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности.

«9-10» — гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, де­лают работу через «не могу», стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют работу другим, из-за опасения, что другие сдела­ют работу хуже.

Тенденция к самостоятельности

Шкала отражает желание ребенка совершать самостоятельные дей­ствия.

Оценки «0-1» — полная беспомощность и дезадаптированность ре­бенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.

«2» — беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.

«3—5» — средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому, или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.

«6—8» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание не­зависимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Пред­ложение своих творческих решений.

«9—10» - гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может от­рицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо со­ветов или помощи.

Тенденция к ответственности

Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зре­лости ребенка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональ­ной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.

Оценки «0-1» — полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.

«2» — низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя по­ручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окру­жающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличны к общему делу, ему «ни да чего нет дела».

«3-5» — средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр.

«6-8» высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба ребенка зависит от его собственных действий и поступков.

«9-10» характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается, неврастения, завышенные требования к себе.

Тенденция к целенаправленным действиям

По данной подшкале оценивается степень желания ребенка дово­дить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенно­сти какого-либо процесса.

Оценки «0-1» — полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».

«2» — беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.

«3—5» — средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заин­тересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

«6-8» — ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетво­рение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптималь­ную стратегию действий и поведения, не переключается с одной рабо­ты на другую, не закончив дела.

«9—10» — крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчи­вость.

8. Психомоторное развитие

В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состоя­ние психомоторной сферы. Количественная оценка производится в пределах 10 баллов по трем подшкалам:»Мелкая моторика рук»; «координация движений»; «Мимика». В разделе программы «Ком­ментарий» по шкале «Психомоторное развитие» отмечаются особен­ности психомоторного развития.

Мелкая моторика рук

Объект наблюдения — движение пальцев и кистей рук. Оценки «0-1» — практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.

«2» — ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно лег­кий, не мелкий предмет.

«3-5» — средний уровень развития мелкой моторики: ребенок мо­жет захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.

«6—8» — хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может пи­сать, рисовать, вырезать и плести, и пр.

«9—10» мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и лов­кость пальцев и суставов.

Общая координация движений

По данной подшкале наблюдается общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений.

Оценки «0—1» соответствуют возможностям практически парализо­ванного тела.

«2» — ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.

«3—5» — среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.

«6-8» — хорошее состояние двигательных возможностей и коорди­нации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, ката­ется на велосипеде, занимается спортом и пр.

«9-10» — координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.

Мимика

По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица.

Оценки «0-1» соответствуют «каменному» лицу.

«2» - чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.

«3-5» — средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вра­щать глазами, поднимать брови, поджимать губы.

«6—8» — хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удив­ление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).

«9-10» - артистическая мимика. Ребенок может без слов все выра­жать мимикой.

В разделе «Комментарий» можно отразить наличие индивидуаль­ных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие нега­тивных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улы­баться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить когда и при каких обстоятельствах это произошло.

9. Социально-бытовая адаптация

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его при­способленности к условиям окружающей действительности. Для коли­чественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслу­живания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка произво­дится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребен­ка, о формировании новых навыков и пр.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

личная гигиена;

одевание и раздевание;

— прием пищи,

1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;

2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка. 3-й уровень (6—8); справляется самостоятельно.

4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.

Социально-бытовое ориентирование

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных