ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 16 страницаШкала 9: самообвинение (10 пунктов). Примеры пунктов: Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе. Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком. — Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес. Содержание данного фактора связано с интрапунитивностью, самообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Данный фактор не включает утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсной фактор, обладающий самостоятельным значением в системе самоотношения.
1.12. МЕТОДИКА «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» (по А. Маслоу) Самоактуализация — одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация — это желание стать всем, чем возможно, это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Человек, вышедший на путь самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Для К. Роджерса самоактуализация — сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях. Человек имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Человек должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации. Тест «Самоактуализация» в адаптации Н.Ф.Калиной состоит из 100 пар утверждений, в каждом из которых испытуемый должен выбрать одно, более всего подходящее к нему а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас, Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом. б) Не могу сказать, что мне правится моя работа и то, чем я занимаюсь. 3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу я чувствую себя ему б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обязанным ему. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах, б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации. б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведение. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты, б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты. а) Способность к творчеству — природное свойство человека, б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостями литературы и искусства. б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства. 9. а) Я часто принимаю рискованные решения. б) Мне трудно принимать рискованные решения. 10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным. б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным. а) Я люблю оставлять приятное «на потом», б) Я не оставляю приятное «на потом». а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику. б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии, б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я себе нравлюсь. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять, б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.
а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения, б) Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда. а) Довольно часто мне скучно. б) Мне никогда не бывает скучно. 18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел, б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за которые люди были бы мне благодарны. а) Иногда мне трудно быть искренним, б) Мне всегда удается быть искренним. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружающим. б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. 21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям. б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю, б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне этого не удается. а) Эгоизм — естественное свойство любого человека, б) Большинству людей эгоизм не свойствен. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время. б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени. 25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги. б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной. 20. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие. б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружающие. 27. а) Прошлое, настоящие и будущее представляются мне единым целым. б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или будущим. 20. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие, б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют 29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естественно и оправдывает некоторую бестактность. 30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать. 31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю. б) я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. 32. а) Человек должен спокойно относиться к тому что он может услышать о себе от других. б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе. 33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо при- б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие. 34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами — это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения. а) Люди редко раздражают меня, б) Люди часто меня раздражают. А) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил. б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять. а) Главное в жизни — приносить пользу и нравиться людям, б) Главное в жизни — делать добро и служить истине. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным. б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. 39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию. б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию. 40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задача б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами. 41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами. б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах. 42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной б) Я скептически отношусь к большинству нововведений о своей профессиональной области. 43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям. б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие. 44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам. б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей. 45. а) Секс без любви не является ценностью. Б) Даже без любви секс — очень значимая ценность. а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника, б) Я не чувствую себя ответственным за это. а) Я легко мирюсь со своими слабостями. б) Смириться со своими слабостями мне нелегко. 40. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений. а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления». б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны. 51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого. б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным. 52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания б) В жизни очень важно приносить пользу людям. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Я не люблю споров. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологическими прогнозами. б) Подобные вещи меня не интересуют. 55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи. б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания. 56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным. 57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства. б) Главное назначение воли — подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека. 58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями. б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. 59. а) Человеку свойственно стремиться к новому б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости. а) Я думаю, что неверно выражение «век живи — век учись». б) Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным. а) Я думаю, что смысл жизни заключатся в творчестве. б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни. 62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую, б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую. а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим даром. б) Талант и способности значат больше, чем долг. 65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми. б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично. 66. а) Я стараюсь избегать огорчений. б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться, б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дурачиться. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку. б) Критика практически не влияет на мою самооценку. 69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть. 70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость. б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. 71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области. б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья, б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья. а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь, б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется. б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков. 75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы. 76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он б) Обычно оценить человека очень легко. 77 а) Для творчества нужно очень много свободного времени. б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества. 78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте. б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его. 79 а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко. б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации. 80. а) Я считаю себя творцом своего будущего. б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее. 81. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным. б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками». 82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки. 83. а) Иногда я боюсь быть самим собой. б) Я никогда не боюсь быть самим собой. 84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях. б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах. 85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное. б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих. а) Я стараюсь не быть «белой вороной», б) Я позволяю себе быть «белой вороной». а) В доверительной беседе люди обычно искренни. б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства, б) Я никогда этого не стыжусь. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю. 91. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно. 92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими. б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство. 93. а) Я мирюсь с противоречиями о самом себе. б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку. 94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства. б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент несдержанности. 95. а) Я уверен в себе. б) Не могу сказать, что я уверен в себе. 96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих б) Достижение счастья — главная цель человеческих отношений. 97 а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю, б) Меня любят, потому что я сам способен любить. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой, б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному. б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника. 100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление, Ключ к опроснику Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста: Отдельные шкалы опросника представлены следующими пунктами: Ориентация во времени: 16, Па, 176, 246, 27а, 366, 546, 636, 73а, 80а. Ценности: 2а, 166, 18а, 25а, 28а, 376, 45а, 556, 61а, 646, 72а, 816, 85а, 966, 986. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 236, 41а, 506, 59а, 69а, 76а, 826, 86а. Потребность в познании: 86, 246, 296, 336, 42а, 516, 53а, 546, 606, 706. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 106, 25а, 20а, 336, 346, 436, 52а, 556, 61а, 646, 706, 716, 776, Автономность: 56, 9а, 10а, 266, 316, 32а, 376, 44а, 566, 666, 686, 746, 75а, 876, 92а. Спонтанность: 56, 21а, 316, 386, 39а, 48а, 576, 676, 746, 836, 876, 896, 91а, 92а, 94а 8. Самопонимание: 46, 13а, 206, 30а, 316, 386, 47а, 606, 796, 93а. 9. Аутосимпатия: 66, 146, 21а, 226, 32а, 406, 496, 58а, 676, 686, 796, Контактность: 10а, 296, 35а, 466, 48а, 53а, 626, 786, 90а, 92а. Гибкость общении: 36,10а, 126,196, 296, 32а, 466,48а, 656, 99а Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные — по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5. Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию: 15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.
г
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ ИНВАЛИДАХ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов Да Нет Не знаю Взрослых Детей Инвалидов Телевидение Радио Газеты, журналы Популярная литература Научная литература Педагоги, воспитатели Ваш вариант источника 2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями? 3. Имеются ли, по Вашему мнению, в России законы, защищающие Да Нет Не знаю 4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?
4.Если знаете - перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.
1.14. Анкета № 2 «ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»
1. Как Вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями? □ □ □ 2. Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями? Доброжелательность □ Упорство в достижении дели □ Работоспособность □ Терпение □ 3. Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями? Завистливость □ Недоверие к окружающим Недостаток инициативы □ Чрезмерное чувство жалости □ к себе
5. В какой школе лучше всего было бы учиться детям — Специальной школе □ Специальном классе массовой школы □ Школе индивидуального обучения □ На дому 6. Могут ли инвалиды с психическими нарушениями иметь какие Да Нет Не знаю □ □ □ 7. Какие чувства у Вас вызывают инвалиды с психическими нарушениями, посещающие музеи, театры, концерты или занимающиеся Особое уважение □ Большое уважение □ Некоторое уважение □ Никаких чувств □ 8. Какие чувства у Вас вызывают инвалиды с психическими нарушениями, активно участвующие в ведении домашнего хозяйства и умеющие себя обслуживать? Особое уважение □ Большое уважение □ Некоторое уважение □ Никаких чувств □ 9. Представьте, что Вы занимаетесь самодеятельным художественным творчеством и Вам предложили принять участие в концерте с инвалидами с психическими нарушениями. Как бы Вы поступили Конечно, согласился бы □ Наверное, согласился бы Пожалуй, отказался бы Категорически отказался бы □ 10. Нужны ли инвалидам с психическими нарушениями льготы?
11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест? Да Нет Не знаю □ □ □ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Навыки общения (Программа для педагогов) Л. М. Шипицына
1. Основные цели и принципы программы «Навыки общения» — это практический курс для расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности молодых людей с нарушением интеллекта в семье, учреждениях, на улице, в общественных местах, в транспорте и т.д. Цель программы — повысить самостоятельность умственно отсталых молодых людей и расширить возможности их общения в современном обществе. Темы программы взяты из повседневной жизни. Педагоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного молодого человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в общество. Программа поможет умственно отсталому молодому человеку научиться вести себя в разных социальных ситуациях независимо, смело и уверенно. Программа может быть использована в специальных школах, неврологических интернатах, в домашних условиях и в группах общения. В основе обучения молодых людей навыкам общения лежит ролевой принцип, т.е. соответствие поведения конкретной ситуации. Это позволяет молодому человеку осознать свою ролевую позицию (знакомый — незнакомый, юноша — девушка, гость — хозяин и т. п.) и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения. Еще одним принципом для успешного усвоения программы является принцип сопереживания ситуации. При проведении занятий создают и ситуации, стимулирующие активность молодых людей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми. Педагог или родитель должны помочь молодым людям с нарушением интеллекта выработать навыки: поведения в процессе общения; -доброжелательного общения (с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими); понимания значения вербальных и невербальных обращений 2 правильного их использования; — умения вести диалог, установить контакт; — самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных ситуациях. Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с молодыми людьми, имеющими интеллектуальные расстройства. Принцип сопереживания рассчитан на использование способностей не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с молодым человеком. Он помогает точнее объяснить, а главное — прогнозировать поведение умственно отсталого молодого человека в той или иной конкретной жизненной ситуации. Центральным моментом в обучении по принципу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на место своего воспитанника, а затем проанализировать собственную реакцию — чувства, мысли, возможное поведение. Наиболее возможными из всех чувств, которые должны быть сформированы у молодых людей, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый молодой человек не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков коммуникации умственно отсталых молодых людей большое внимание уделяется их чувствам и эмоциям. Для того, чтобы научить умственно отсталых молодых людей вербальному общению необходимо научить правильно произносить слова и их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого необходимы специальные систематические занятия по развитию общения. Каждое такое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном занятии, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят Нужно всячески стараться, чтобы молодые люди могли оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение. Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей внятно выражать свои просьбы и желания; называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть и при| менять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти» «Можно есть» и т.п.
Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы: кто это? что это? что делать?, а также осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Нужно обучать умению строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся. Для неговорящих молодых людей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих лиц не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчество знакомых, родителей и фамилии друзей. Они должны по произнесенной фамилии уметь показывать друзей и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в комнате. В работе с такими людьми нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы, а также рассказывать короткие простые рассказы и работать над пониманием их содержания путем ролевых разыгрываний. Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода прикрепить таблички с написанными печатным шрифтом названиями; стол, стул, окно, диван и т.д. Показывая табличку, следует произносить написанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обозначает Для проверки понимания слова, нужно спросить, где находится данный предмет, попросить показать его. Если умственно отсталый молодой человек затрудняется с ответом, нужно повторить все сначала, вместе показать называемый предмет. Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых изображены слово и под ним рисунок или, наоборот, рисунок, а под ним слово. Полезно проводить работу с картинками. Они могут изображать хорошо знакомые предметы, животных, детей, взрослых, их действия. Картинки подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнести с окружающей обстановкой. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умственно отсталого человека эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, активизируя его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию желания активного общения самого умственно отсталого молодого человека. Особого приема работы требуют картины. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому педагогам и родителям не следует раскрывать содержание картины, гораздо полезнее, если молодые люди сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?»
I
Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов можно направить внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение характерных черт. Например, после изучения темы «Профессии людей» воспитанникам предлагается картина «Строим дом». Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному плану. Название картины. Что изображено на картине? Что за человек стоит в центре? Что он держит в руке? Что еще изображено на картине, справа, слева? В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно останутся в памяти воспитанников. Открытки, фотоснимки и другие картины малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то педагог показывает их каждому воспитаннику отдельно. Во время демонстрации картины на экране педагог проводит с воспитанниками беседу В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается время на рассматривание, а затем задаются вопросы всей группе и отдельным воспитанникам. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|