Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 16 страница




Шкала 9: самообвинение (10 пунктов). Примеры пунктов:

Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недо­статки.

Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

— Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

Содержание данного фактора связано с интрапунитивностью, са­мообвинением, отрицательными эмоциями в адрес «Я». Индивид, соглашающийся с этими утверждениями, готов поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Данный фактор не включает утверждения, связанные с положительным отношением к себе. Это однополюсной фактор, обладающий самостоятельным зна­чением в системе самоотношения.

 

1.12. МЕТОДИКА «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ»

(по А. Маслоу)

Самоактуализация — одно из концептуальных понятий гуманисти­ческой психологии. По взглядам А. Маслоу, самоактуализация — это желание стать всем, чем возможно, это потребность в самосовершен­ствовании, в реализации своего потенциала. Человек, вышедший на путь самоактуализации, не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дур­ным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д.

Для К. Роджерса самоактуализация — сила, которая заставляет че­ловека развиваться на самых различных уровнях. Человек имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчи­нены этой тенденции, они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Человек должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации.

Тест «Самоактуализация» в адаптации Н.Ф.Калиной состоит из 100 пар утверждений, в каждом из которых испытуемый должен выб­рать одно, более всего подходящее к нему

а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас, Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

а) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне правится моя работа и то, чем я зани­маюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу я чувствую себя ему
обязанным.

б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувствую себя обя­занным ему.

а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах, б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правильно мое поведе­ние.

а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты, б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

а) Способность к творчеству — природное свойство человека, б) Далеко не все люди одарены способностью к творчеству.

а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы следить за новостя­ми литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. а) Я часто принимаю рискованные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным.

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажет­ся глупым и неинтересным.

а) Я люблю оставлять приятное «на потом», б) Я не оставляю приятное «на потом».

а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии, б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, недостижимо.

а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь, б) Я себе нравлюсь.

а) Я думаю, что большинству людей можно доверять, б) Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит.


 

а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения, б) Интересное, творческое содержание работы — само по себе на­града.

а) Довольно часто мне скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ради полезных дел,
которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ради дел, за кото­рые люди были бы мне благодарны.

а) Иногда мне трудно быть искренним, б) Мне всегда удается быть искренним.

а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нравлюсь и окружаю­щим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обдумать.

а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю, б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне этого не удается.

а) Эгоизм — естественное свойство любого человека, б) Большинству людей эгоизм не свойствен.

а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос, то могу отложить его на неопределенное время.

б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитан­ной.

20. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружающие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от меня окружа­ющие.

27. а) Прошлое, настоящие и будущее представляются мне единым це­лым.

б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с прошлым или буду­щим.

20. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие, б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют

29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди
часто бывают бестактны.

б) Стремление разобраться в окружающих людях вполне естествен­но и оправдывает некоторую бестактность.

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие
нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

б) я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32. а) Человек должен спокойно относиться к тому что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо при-
носят пользу

б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо дос­тавляют удовольствие.

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами — это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

а) Люди редко раздражают меня, б) Люди часто меня раздражают.

А) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бы там многое изменил.

б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

а) Главное в жизни — приносить пользу и нравиться людям, б) Главное в жизни — делать добро и служить истине.

а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным.

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен справиться с задача
ми, стоящими передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда не способен справиться со своими проблемами.

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаимными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей профессиональной
сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведений о своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить человеку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислушиваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью.

Б) Даже без любви секс — очень значимая ценность.

а) Я чувствую себя ответственным за настроение собеседника, б) Я не чувствую себя ответственным за это.

а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко. 40. а) Успех в общении зависит от того, насколько человек способен раскрыть себя другому

б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоин­ства и скрыть недостатки.

а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений.

а) Большинство людей привыкли действовать «по линии наименьшего сопротивления».

б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

б) Углубление в узкую специализацию делает человека ограничен­ным.

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизни радость познания
и творчества.

б) В жизни очень важно приносить пользу людям.

а) Мне нравится участвовать в жарких спорах, б) Я не люблю споров.

а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами, астрологически­ми прогнозами.

б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми
представлениями.

б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным.

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания и контролировать чувства.

б) Главное назначение воли — подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед друзьями.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости. а) Я думаю, что неверно выражение «век живи — век учись».

б) Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным. а) Я думаю, что смысл жизни заключатся в творчестве.

б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.


62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне
симпатичен.

б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

а) Меня огорчает, что значительная часть жизни проходит впустую, б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впу­стую.

а) Одаренному человеку непростительно пренебрегать своим даром.

б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми.

б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с возможными огорчениями.

а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться, б) Существует множество ситуаций, где я могу позволить себе дура­читься.

а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что
их обошли.

б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учитывать его общественную значимость.

б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

а) Пожалуй, я могу сказать, что живу с ощущением счастья, б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

а) Я думаю, что люди должны анализировать себя и свою жизнь, б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, кото­рые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у человека мало шансов прожить свою жизнь, как хотелось бы.

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он
или злой.

б) Обычно оценить человека очень легко. 77 а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творче­ства.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника в своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не пере­убедить его.

79 а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает не­ловко.

б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации.

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.

б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть с кулаками».

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприятностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспоминаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто значительное.

б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

а) Я стараюсь не быть «белой вороной», б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства, б) Я никогда этого не стыжусь.

а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оце­нили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а) Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того,
взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверен­ным, что оно взаимно.

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. а) Я мирюсь с противоречиями о самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выражении чувств всегда есть элемент не­сдержанности.

95. а) Я уверен в себе.

б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих
отношений.

б) Достижение счастья — главная цель человеческих отношений. 97 а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю, б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь невыносимой, б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невниматель­ность собеседника.

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление,
б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Ключ к опроснику

Стремление к самоактуализации выражается следующими пункта­ми теста:

Отдельные шкалы опросника представлены следующими пунк­тами:

Ориентация во времени: 16, Па, 176, 246, 27а, 366, 546, 636, 73а, 80а.

Ценности: 2а, 166, 18а, 25а, 28а, 376, 45а, 556, 61а, 646, 72а, 816, 85а, 966, 986.

Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 236, 41а, 506, 59а, 69а, 76а, 826, 86а.

Потребность в познании: 86, 246, 296, 336, 42а, 516, 53а, 546, 606, 706.

Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 106, 25а, 20а, 336, 346, 436, 52а, 556, 61а, 646, 706, 716, 776,

Автономность: 56, 9а, 10а, 266, 316, 32а, 376, 44а, 566, 666, 686, 746, 75а, 876, 92а.

Спонтанность: 56, 21а, 316, 386, 39а, 48а, 576, 676, 746, 836, 876, 896, 91а, 92а, 94а

8. Самопонимание: 46, 13а, 206, 30а, 316, 386, 47а, 606, 796, 93а.

9. Аутосимпатия: 66, 146, 21а, 226, 32а, 406, 496, 58а, 676, 686, 796,
84а, 896, 95а, 976.

Контактность: 10а, 296, 35а, 466, 48а, 53а, 626, 786, 90а, 92а.

Гибкость общении: 36,10а, 126,196, 296, 32а, 466,48а, 656, 99а

Примечание:

Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные — по 15. Для получения сопоставимых результатов количе­ство баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую про­порцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных баллов составляет х%.

 


г


 

 


 

 


ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ОБ ИНВАЛИДАХ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ

 


1. Достаточно ли на Ваш взгляд освещаются проблемы инвалидов
с психическими нарушениями в средствах массовой информации?

Да Нет Не знаю

Взрослых

Детей

Инвалидов

Телевидение Радио

Газеты, журналы Популярная литература Научная литература Педагоги, воспитатели Ваш вариант источника

2. Из каких источников Вы узнаете о проблемах инвалидов с психическими нарушениями?

3. Имеются ли, по Вашему мнению, в России законы, защищающие
права инвалидов?

Да

Нет

Не знаю

4. Имеются ли в Санкт-Петербурге службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями?

 

4.Если знаете - перечислите службы и организации, оказывающие помощь инвалидам с психическими нарушениями.

 

1.14. Анкета № 2 «ОТНОШЕНИЕ К ИНВАЛИДАМ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ»

 

1. Как Вы относитесь к инвалидам с психическими нарушениями?
Положительно Отрицательно Равнодушно

□ □ □

2. Какие положительные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями?

Доброжелательность □

Упорство в достижении дели □

Работоспособность □

Терпение □

3. Какие отрицательные черты личности Вы можете отметить у инвалидов с психическими нарушениями?

Завистливость □

Недоверие к окружающим

Недостаток инициативы □

Чрезмерное чувство жалости □

к себе


 

5. В какой школе лучше всего было бы учиться детям —
с психическими нарушениями?

Специальной школе □

Специальном классе массовой школы □

Школе индивидуального обучения □

На дому

6. Могут ли инвалиды с психическими нарушениями иметь какие
либо дарования?

Да Нет Не знаю

□ □ □

7. Какие чувства у Вас вызывают инвалиды с психическими нарушениями, посещающие музеи, театры, концерты или занимающиеся
самодеятельным творчеством?

Особое уважение □

Большое уважение □

Некоторое уважение □

Никаких чувств □

8. Какие чувства у Вас вызывают инвалиды с психическими нарушениями, активно участвующие в ведении домашнего хозяйства и умеющие себя обслуживать?

Особое уважение □

Большое уважение □

Некоторое уважение □

Никаких чувств □

9. Представьте, что Вы занимаетесь самодеятельным художественным творчеством и Вам предложили принять участие в концерте с инвалидами с психическими нарушениями. Как бы Вы поступили

Конечно, согласился бы □

Наверное, согласился бы

Пожалуй, отказался бы

Категорически отказался бы □

10. Нужны ли инвалидам с психическими нарушениями льготы?

 

11. Нужны ли государственная программа трудоустройства инвалидам с психическими нарушениями, создание для них рабочих мест?

Да Нет Не знаю

□ □ □

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Навыки общения

(Программа для педагогов)

Л. М. Шипицына

 

1. Основные цели и принципы программы

«Навыки общения» — это практический курс для расширения воз­можностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности молодых людей с нарушением интеллекта в семье, учреждениях, на улице, в общественных местах, в транспорте и т.д.

Цель программы — повысить самостоятельность умственно отста­лых молодых людей и расширить возможности их общения в современ­ном обществе. Темы программы взяты из повседневной жизни. Педа­гоги и родители должны стремиться сделать предметом обучения именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного мо­лодого человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в общество.

Программа поможет умственно отсталому молодому человеку на­учиться вести себя в разных социальных ситуациях независимо, смело и уверенно. Программа может быть использована в специальных шко­лах, неврологических интернатах, в домашних условиях и в группах общения.

В основе обучения молодых людей навыкам общения лежит ролевой принцип, т.е. соответствие поведения конкретной ситуации. Это позволяет молодому человеку осознать свою ролевую позицию (знакомый — незнакомый, юноша — девушка, гость — хозяин и т. п.) и строить свое поведение, используя необходимые в данный момент знания и умения.

Еще одним принципом для успешного усвоения программы является принцип сопереживания ситуации. При проведении занятий создают и ситуации, стимулирующие активность молодых людей и побуждающие их к общению друг с другом и с окружающими людьми.

Педагог или родитель должны помочь молодым людям с нарушением интеллекта выработать навыки: поведения в процессе общения;

-доброжелательного общения (с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими);

понимания значения вербальных и невербальных обращений

2 правильного их использования;

— умения вести диалог, установить контакт;

— самостоятельности в деловых, повседневных и праздничных си­туациях.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с моло­дыми людьми, имеющими интеллектуальные расстройства.

Принцип сопереживания рассчитан на использование способностей не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с моло­дым человеком. Он помогает точнее объяснить, а главное — прогнози­ровать поведение умственно отсталого молодого человека в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Центральным моментом в обучении по принципу сопереживания для педагогов и родителей является способность поставить себя на ме­сто своего воспитанника, а затем проанализировать собственную реак­цию — чувства, мысли, возможное поведение.

Наиболее возможными из всех чувств, которые должны быть сфор­мированы у молодых людей, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явле­ниям. Если умственно отсталый молодой человек не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков коммуникации умст­венно отсталых молодых людей большое внимание уделяется их чувст­вам и эмоциям.

Для того, чтобы научить умственно отсталых молодых людей вер­бальному общению необходимо научить правильно произносить слова и их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом. Для этого необходимы специальные систематиче­ские занятия по развитию общения.

Каждое такое занятие должно быть посвящено одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном занятии, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят

Нужно всячески стараться, чтобы молодые люди могли оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.

Обучение пониманию смысла речи включает развитие умения повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции называть свое имя и фамилию; называть имя и отчество родителей внятно выражать свои просьбы и желания; называть и показывать части тела; называть предметы, находящиеся в комнате; называть и при| менять слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, извините; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти» «Можно есть» и т.п.

 

Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы: кто это? что это? что делать?, а также осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Нужно обучать умению строить фразы, характеризующие действия учителя и учащихся.

Для неговорящих молодых людей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, в том числе лепетную. У этих лиц не нужно требовать называть свою фамилию, имя и отчест­во знакомых, родителей и фамилии друзей. Они должны по произне­сенной фамилии уметь показывать друзей и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица по просьбе, а также предметы, находящиеся в комнате. В работе с такими людьми нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы, а также рассказывать короткие простые рассказы и работать над пониманием их содержания путем ролевых разыгрываний.

Для понимания смысла полезно на всех предметах обихода прикре­пить таблички с написанными печатным шрифтом названиями; стол, стул, окно, диван и т.д. Показывая табличку, следует произносить на­писанное на ней слово и указывать рукой на предмет, который оно обо­значает Для проверки понимания слова, нужно спросить, где находит­ся данный предмет, попросить показать его. Если умственно отсталый молодой человек затрудняется с ответом, нужно повторить все сначала, вместе показать называемый предмет.

Кроме того, можно прикрепить к стене таблички, на которых изоб­ражены слово и под ним рисунок или, наоборот, рисунок, а под ним слово.

Полезно проводить работу с картинками. Они могут изображать хо­рошо знакомые предметы, животных, детей, взрослых, их действия. Картинки подбираются таким образом, чтобы их можно было соотнес­ти с окружающей обстановкой. Вариантов работы с картинками очень много. Главное, чтобы рассматривание картинки вызывало у умствен­но отсталого человека эмоции, а ее объяснение сопровождалось речью, короткими предложениями, активизируя его внимание и понимание действий, изображенных на картинке. Эти приемы, в свою очередь, способствуют развитию желания активного общения самого умствен­но отсталого молодого человека.

Особого приема работы требуют картины. Мало показать воспитан­никам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. По­этому педагогам и родителям не следует раскрывать содержание карти­ны, гораздо полезнее, если молодые люди сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?»


 


I


 


 

Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов можно направить внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение характерных черт. Например, после изучения темы «Профессии людей» воспитанникам предлагает­ся картина «Строим дом». Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному плану.

Название картины.

Что изображено на картине?

Что за человек стоит в центре?

Что он держит в руке?

Что еще изображено на картине, справа, слева?

В результате такой работы изображенные на картине предметы бо­лее прочно останутся в памяти воспитанников.

Открытки, фотоснимки и другие картины малого формата демонст­рируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то педагог показывает их каждому воспитаннику отдельно. Во время демонстра­ции картины на экране педагог проводит с воспитанниками беседу В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается время на рассматривание, а затем задаются вопросы всей группе и отдельным воспитанникам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных