Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 19 страница




Примечание. Кратко подводятся итоги по данному направлению улучшения качества жизни за год работы в обучающей группе.

2. Работа. Творчество

2.1. Начальный (актуальный) уровень готовности к труду и сформированности практических умений

 

2.1.1. Оценка родителями и молодым человеком


Мнение молодого человека


Мнение родителей


1. Понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека

 

 

2. Отношение к трудовым обязанностям (по дому, на даче и в других местах

обитания)

 

 

3. Знания о различных профессиях и их значении в жизни человека

 

 

4. Физическая готовность к трудовой деятельности (моторика, координация,
работоспособность)

5. Мотивы отношения к труду (бытовому, производительному)

 

 

6. Академические знания и умения (чтение, письмо, счет)

 

 

7. Навыки домашней работы (какой, степень самостоятельности, частота
выполнения, отношение к этой работе)

8. Владение простейшими трудовыми операциями (работа с бумагой, тканью, глиной, пластилином: умение пользоваться ножницами, кистью, иглой, клеем и др.)

2.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Педагог: Ф. И. О., место работы, должность

 

2.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по формированию положительного отношения к труду, расширению осведомленности о мире труда и практических навыков бытового и производительного труда

2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений

2.4.1. Оценка изменений

 


 

2.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)

Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

1-й месяц:

 

 

2-й месяц:

 

 

3-й месяц:

 

2.5. Общая характеристика изменений в готовности к труду, сформированности и качества практических умений

 

1. Какие произошли положительные изменения?

 

2. Какие проблемы решить пока не удалось?

 

3. Какие дальнейшие направления в работе?

3. Отношения с близкими людьми

3.1. Начальный (актуальный) уровень качества отношений с близкими людьми

3.1.1. Оценка родителями и молодым человеком

 

Мнение молодого человека

Мнение родителей

1. Знание имен, возраста родителей, характера и места работы

 

 

2. Характер отношений с родителями (доверительное, негативное, безразличное и

 

3. Отношения с братьями и сестрами (знание имен, возраста; частота и характер
общения; принятие их помощи, оказание им помощи (какой, в чем?))

 

 

4. Отношения с бабушками и дедушками (см. п. 3)

 

 

3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Педагог: Ф. И. О., место работы, должность

 



 

3.1.3. Заключение

Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических
умений.

3.2. Основные направления работы

(рекомендации консилиума)

с молодым человеком

 

с родителями


Дата.


Подписи специалистов


 

 

3.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества отношений с близкими людьми

3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми

 

3.4.1. Оценка изменений

 

3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)

Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

 

1-й месяц:

 

 

2-й месяц:

 

 

3-й месяц:

 

 

3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми

 

1. Какие произошли положительные изменения?

 

2. Какие проблемы решить пока не удалось?

 

3. Какие дальнейшие направления в работе?

4. Безопасность

4.1. Начальный (актуальный) уровень знаний правил безопас­ности и умения их выполнять

4.1.1. Оценка родителями и молодым человеком


 


1. Понимание слов «опасно», «безопасно»

 

2. Знание и выполнение правил безопасности дома при пользовании газом,
электроприборами, водой; звонке в дверь незнакомого человека)

 

3. Знание и выполнение правил: дорожного движения для пешеходов; проезда на
транспорте

 

4. Знание и выполнение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми
людьми; при пользовании деньгами

 

5. Знание и выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях: умение оказать себе и другим первую помощь; знание служб и лиц, которым нужно обратиться за помощью; умение вызвать скорую помощь, милицию, пожарную

 

4,1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Педагог: Ф. И. О., место работы, должность

4.1.3. Заключение

Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических
умений

4.2. Основные направления работы

(рекомендации консилиума)

с молодым человеком

 

4.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по расширению знаний о правилах безопасности и улучшению качества их выполнения

4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять

 

4.4.1. Оценка изменений достижений

 


 

4.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)

Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

1-й месяц:.

 

 

2-й месяц:

 

 

3-й месяц:

 

4-й месяц и далее.

 

4.5. Общая характеристика изменений знаний о правилах безопасности и умения их выполнять

 

1. Какие произошли положительные изменения?

 

2. Какие проблемы решить пока не удалось?

 

3. Какие дальнейшие направления в работе?

5. Включенность в общество

(социальная роль и готовность к ее выполнению в обще­нии и взаимодействии с разными группами людей)

5.1. Начальный (актуальный) уровень качества включенности (адаптированности) в общество

 

5.1.1. Оценка родителями и молодым человеком



1. Самооценка (своей внешности, возраста, возможностей, способностей,
творческих наклонностей, черт характера и др.)

 

2. Осознание своего «Я» «Я - прошлое - каким я был» «Я - настоящее - какой я сейчас» «Я - будущее - каким я хочу стать»

 

3. Отношение к себе (самоуважение себялюбие, самоуничижение и др.

 

4. Способность организовать свою личную жизнь

 

5. Характер сосуществования с другими людьми (поведение, общение,
взаимодействие): в семье с соседями и знакомыми

 

6. Поведение, общение и взаимодействие в группе:
со значимыми взрослыми (доверительное, признание авторитета, выполнение
задания без принуждения, негативное, безразличное);
с участниками группы (доброжелательное, внимательное, желание помочь,
избирательность в общении и взаимодействии; конфликтность, агрессивность;
стереотип нежелательного поведения).

 

7. Владение вербальными (речевыми) средствами общения (понимание обращенной речи, речевое выражение своих мыслей, знаний, желаний и др.)

 

8. Навыки речевого общения (умение начать беседу, поддержать ее и закончить)


 



9. Способность понимать и адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия,
замечания, возражения, отвержение...)

 

10. Владение невербальными средствами общения (иллюстрации, символы,
пиктограммы, мимика, язык тела, касания и др.)

 

11. Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях: в гостях; в музее, кинотеатре, театре; при поездке на разных видах транспорта; в магазине; в парикмахерской; при выезде за город; у врача и др.)

 

12. Поведение, общение и взаимодействие с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими) и пола (с девушкой, женщиной, юношей,

 

5.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Педагог: Ф. И. О., место работы, должность

 

 

5.1.3. Заключение

Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических
умений

5.2. Основные направления работы

(рекомендации консилиума)

с молодым человеком

с родителями


 

 

5.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества включенности (адаптированности) в общество

 

5.4. Динамика изменения знаний о включенности (адаптированности) в общество

 

5.4.1. Оценка изменений

 


 

5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)

Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

1-й месяц:

 

 

2-й месяц:

 

 

3-й месяц:

 

5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество

 

1. Какие произошли положительные изменения?

 

2. Какие проблемы решить пока не удалось?

 

3. Какие дальнейшие направления в работе?


 

6. Эмоциональное здоровье

6.1. Начальный (актуальный) уровень эмоционального здоровья

 

6.1.1. Оценка родителями и молодым человеком



1. Понимание своих чувств и адекватности их выражения вербальными
(словесными) и невербальными (иллюстрации, символы, пиктограммы, мимика,
жесты и др.)

 

2. Понимание эмоциональных состояний других людей и учет этих знаний в своем
поведении (адекватность ответной реакции)

 

3. Настроение, предметы интереса

 

4. Превалирующие эмоции в отношениях с людьми: родными; близкого окружения
(соседи, группа общения); незнакомыми

 

5. Инициативность в поведении, общении, взаимодействии

 

6. Самоконтроль и саморегуляция поведения (способ регуляции, срывы)

6.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Педагог: Ф. И. О., место работы, должность

 

Дата, подпись

Психолог: Ф. И. О., место работы, должность



 

6.1.3. Заключение

Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических
умений ______

 

6.2. Основные направления работы

(рекомендации консилиума)

с молодым человеком

с родителями



 

 

6.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества эмоционального здоровья

 

6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья

 

6.4.1.Оценка изменений



 

5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений)

Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.

 

1-й месяц:

 

 

2-й месяц:

 

 

3-й месяц:

 

6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья

 

1. Какие произошли положительные изменения?

 

2. Какие проблемы решить пока не удалось?

 

3. Какие дальнейшие направления в работе?

Экспертная оценка динамики освоения молодым

человеком знаний, умений и навыков, способствующей улучшению качества его жизни

Поэтапная совместная работа специалиста-психолога или педаго­га и родителей по улучшению качества жизни молодого человека ве­дется комплексно по нескольким аспектам, включенным в структуру «качество жизни». Как уже подчеркивалось выше, все факторы, влия­ющие на качество жизни человека взаимосвязаны и взаимообусловле­ны, могут рассматриваться только с позиций их несомненной равно­значности и необходимости в жизни любого человека. В «Индивиду­альном плане» мы выделяем каждый из факторов в отдельное направ­ление для более детального изучения начального уровня качества жиз­ни, уточнения содержания каждого из аспектов; планирования и реа­лизации согласованных действий по улучшению качества жизни молодого человека.

Такое условное выделение отдельных факторов, составляющих об­щее понятие «качество жизни» дает также возможность экспертной оценки динамики усвоения молодым человеком знаний, умений и на­выков, способствующих улучшению качества его жизни на разных уровнях и этапах работы с ним.

Субъективная информация, полученная от молодого человека и его родителей, объективные результаты обследования специалистов дают возможность определить начальный уровень (I - очень высокий, И — высокий, П1 - средний, IV - низкий, V - очень низкий) сформи­рованности жизненно необходимых знаний, умений и навыков по каждому фактору, включенному в понятие «качество жизни». (Каче­ственные характеристики уровней даны в Приложении). Уровни фиксируются в разделе «Заключение».

Каждый месяц в «Индивидуальном плане» фиксируется динамика изменений практически значимых знаний и самостоятельности вы­полнения действий по каждому аспекту (см. табл.). Оценка изменений дается четырьмя характеристиками:

нет изменений;

незначительные положительные изменения;

достаточные положительные изменения;

значительные положительные изменения,

негативные изменения.

В таблице эти изменения фиксируются при помощи условных обозначений разного цвета.

На основании определения начального уровня качества жизни молодого человека по 6 принятым в проекте факторам «качества жизни» для каждого создается «профиль качества жизни», на котором

(в дальнейшем) через определенные промежутки времени (целе­сообразно каждые 3 месяца) фиксируются изменения «качества жизни» по 6 принятым в проекте факторам (см. рис. 1).

Важна не только оценка изменений, но и их качественная характеристика. Качественные изменения фиксируются в «Дневнике наблюдений» ежемесячно. Кратко фиксируются наиболее успешные продвижения молодого человека и подчеркиваются проблемы, тре­бующие первоочередного решения.


 

 

Профиль динамики изменения качества жизни

Ф. и.

 

1. Здоровье, физическое развитие

Работа. Творчество

Отношения с близкими людьми

Безопасность

Включенность в общество (Социальная адаптированность)

Эмоциональное здоровье

 

Условные обозначения

Уровни: очень низкий — красная линия низкий — оранжевая линия средний — желтая линия высокий — синяя линия очень высокий — зеленая линия Начальный уровень: Динамика за З мес.:

Динамика за 6 мес:

Динамика за 9 мес: — — —

Динамика за год:

Для оценки правильности выбора содержания и технологии работы обучающей группы в целом, очень важно отслеживать динамику изменений качества жизни всей группы. Это удобно сделать в «Карте наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы».

По окончании 1 года работы обучающей группы необходимо провести собрание молодых людей, их родителей и специалистов и подвести итоги работы: ответить на вопрос — «Что изменила в моей жизни работа в обучающей группе за этот год?» - и сформулировать дальнейшее направление работы родителей и специалистов (см. «Карту»).



 

Характеристика уровней сформированности умений по разным аспектам «качества жизни»

Работа в проекте по улучшению качества жизни проводится совме­стными усилиями специалистов, родителей и молодых людей и на­правлена на развитие индивидуальных знаний и навыков.

Качество знаний и уровень сформированности умений и навыков легли в основу характеристики каждого из 5 уровней «качества жизни».

I уровень — очень высокий

Показатели (качество знаний и умений) по каждому из составляю­щих факторов «качества жизни» сформированы в соответствии с тре­бованиями возраста и пола молодого человека; не затрудняют его включение (адаптацию) в социум.

И уровень — высокий

Знания не систематизированы;

Большая часть практических действий выполняется регулярно са­мостоятельно;

Социальная адаптация (включенность в общество) вызывает неко­торые затруднения.

П1 уровень — средний

Знания элементарны, не систематизированы. Объем знаний о пра­вилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодей­ствие с другими людьми.

Большая часть практических действий выполняется самостоятель­но только эпизодически (не регулярно).

Социальная адаптация (включенность в общество) затруднена.

IV уровень — низкий

Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствую­щем возрасту Объем знаний недостаточен для общения и взаимодей­ствия с другими людьми.

Большая часть практических действий выполняется только в со­вместных действиях со значимыми взрослыми.

Социальная адаптация (включенность в общество) значительно затруднена.

V уровень — очень низкий

Запас знаний очень скуден (практически отсутствует), на элемен­тарном уровне, не соответствуют возрасту

Все практические действия выполняются взрослым или при посто­янной помощи значимого взрослого.

Социально не адаптирован; не может самостоятельно включиться в общество людей.

уровни факторов «качества жизни» могут быть конкретизированы в соответствии с тем содержанием, которое вкладывается в его харак­теристику и «Оценку изменений» в каждом направлении работы.

Детальное описание уровней дается на примере оценки состояния здоровья.

Уровни состояния здоровья и физического развития очень высокий

Все принятые показатели здоровья и физического развития сфор­мированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека.

Здоровье и физическое развитие не затрудняют включение молодо­го человека в социум.

Физическое развитие соответствует возрасту и полу Хронических заболеваний нет

Соматические заболевания редкие и быстропроходящие. Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушена очень незначительно.

Передвигается самостоятельно.

Мелкая моторика нарушена очень незначительно.

Часто заботится о своем здоровье.

Физзарядкой занимается регулярно.

Стремится к двигательной и физической активности.

Любит заниматься спортом.

Довольно часто проявляет заботу о своем здоровье. В процедурах личной гигиены и самообслуживания самостоятелен(-льна).

Соблюдает режим питания.

Вредных привычек не имеет; от отдельных из них сознательно ста­рается избавиться. Средний

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу по 1—2 по­казателям.

Хронических заболеваний нет.

Соматические заболевания редкие и быстропроходящие. Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно.

Передвигается самостоятельно.

Незначительно нарушена мелкая моторика.

Периодически заботится о своем здоровье. Физзарядкой занимается не регулярно.

Периодически самостоятельно проявляет двигательную и физи­ческую активность.

Периодически проявляет интерес к спортивным занятиям.


 

Периодически проявляется интерес к вопросам охраны здоровья и профилактике заболеваний; знания о здоровом образе жизни элемен­тарны.

С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется почти всегда самостоятельно.

Соблюдает режим питания; испытывает чувство сытости. Стремится избавиться от вредных привычек. Низкий

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу. Хронические заболевания. Частые соматические заболевания.

Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений на­рушены.

Передвигается с помощью приспособлений, посторонней помощи. Значительно нарушена мелкая моторика. Редко проявляет заботу о своем здоровье. Физзарядкой занимается редко.

Иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей ини­циативе, а тогда, когда его к этому призывает или побуждает значи­мый взрослый или сверстник.

Иногда проявляет интерес к доступному виду спорта.

Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны.

С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью.

Самостоятельно с режимом питания не справляется.

Имеет вредные привычки.

Очень низкий

Физическое развитие не соответствует возрасту и полу Хронические заболевания. Частые соматические заболевания.

Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений на­рушены.

Не может передвигаться самостоятельно.

Значительно нарушена мелкая моторика.

О своем здоровье не заботится.

Физзарядкой занимается изредка.

К двигательной и физической активности не стремится.

Интереса к спорту не проявляет

Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны или отсутствуют

С личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется.

Режим питания не соблюдает, не знает ограничений в количестве пищи; не испытывает чувства сытости, требуется контроль. Имеет вредные привычки.

 

 

ЛИТЕРАТУРА


Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

Александрова Н.В. и др. Психосексуальное развитие при олигофрениях и органических поражениях мозга (по данным осведомленно­сти в вопросах пола) // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986.

Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна. / Дефектология, 1999, № 5.

Андреева СВ. Помощь в самореализации людям с особыми потреб­ностями. Некоторые аспекты содержания и обучения детей и под­ростков в Псковском лечебно-педагогическом центре. Псков, 1998.

ВайзманН.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997.

Васильченко Г. С. Нарушения психосексуального развития. // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск, 1998.

Вассерман Я. Каспар Хаузер или леность сердца. М., 1990.

Варга А.Х. Идентификация с родителями и формирование психоло­гического пола // Семья формирование личности. - М., 1981.

Вейс Т. Как помочь ребенку (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл - общинах). М., 1992.

 

Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии, М., 1967.

Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ре­бенка// Собр.соч., х5. - М., 1982.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч., т.5. - М., 1983.

 

 

Дейвид Г., Линдер М. Служба планирования семьи для психиче­ски неполноценных лиц. Международный институт по изучению проблем семьи. США, 1978.

Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика обучения ум­ственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических до­мах-интернатах//Дефектология, 1987, №3.

Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особы­ми нуждами. М., 1996.

Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяй­ственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных де­тей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск, 1997.

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М., 1990.

Забранная С.Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы де­тей с болезнью Дауна // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978.

Забранная С.Д. Методические указания к психолого-педагогичес­кому изучению детей- имбецилов. М., 1979.

Забранная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные уч­реждения. М., 1988.

Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно­го развития детей. - М., 1995.

Умственно отсталые дети. История их изучения, воспи­тания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995.

Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.

 

Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1951, вып. 37; стр.88.

Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной шко­лы. М., 1954.

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1979.

Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

Зинкевич, Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ре­бенку Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000.

Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых свер­стников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995, №3.

Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руковод­ство для родителей. - СПб., 2000.

Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.

Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. ~ СПб., 1993.

Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстрой­ства в детском возрасте. СПб., 1994.

Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей-Л., 1980.

Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половые роли и девиантное поведение. //Тезисы докладов Международного симпозиума детских психиат­ров социалистических стран. - Суздаль, 1986.

Исаев Д.Н, Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психоло­гические аспекты. - Л., 1988.

Каган В.Е. Система половых различий. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред.Д.Н.Исаева. - Л.: 1986.

Каган В.Е. Психосоматические аспекты половой идентичности // Психосоматические и соматические расстройства у детей. Сбор­ник научных трудов/ Под ред. Д.Н.Исаева. - Л., 1986.

Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дисс...д-ра мед.наук. - Д., 1991.

Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петроза­водск, 1993.

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. т. 2., М., 1994.

Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

Келлер Т. Кемпхильдские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестома­тия. / Сост. Л.М.Шипицина. СПб., 1997.

 

Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М.С.Певзнер. М., 1972.

Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.

Кон И.С Введение в сексологию. М., 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем.// Обуче­ние и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.

Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском воз­расте. Прага, 1984.

Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией тем­па полового созревания. - М., 1968.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учеб.-пособие. - М., 1985.

Леб-система / Пер. с нем. Минск, 1997.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Изд.2-е, доп.и перераб. - Л., 1985.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномаль­ного развития детей. - М., 1989.

Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2, М., 1956.

Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.

Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в се­мье. М., 1972.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных