ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 19 страницаПримечание. Кратко подводятся итоги по данному направлению улучшения качества жизни за год работы в обучающей группе. 2. Работа. Творчество 2.1. Начальный (актуальный) уровень готовности к труду и сформированности практических умений
2.1.1. Оценка родителями и молодым человеком Мнение молодого человека Мнение родителей 1. Понимание значимости трудовой деятельности в жизни человека
2. Отношение к трудовым обязанностям (по дому, на даче и в других местах обитания)
3. Знания о различных профессиях и их значении в жизни человека
4. Физическая готовность к трудовой деятельности (моторика, координация, 5. Мотивы отношения к труду (бытовому, производительному)
6. Академические знания и умения (чтение, письмо, счет)
7. Навыки домашней работы (какой, степень самостоятельности, частота 8. Владение простейшими трудовыми операциями (работа с бумагой, тканью, глиной, пластилином: умение пользоваться ножницами, кистью, иглой, клеем и др.) 2.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
2.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по формированию положительного отношения к труду, расширению осведомленности о мире труда и практических навыков бытового и производительного труда 2.4. Динамика изменений готовности к труду, сформированности и качества практических умений 2.4.1. Оценка изменений
2.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений) Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать. 1-й месяц:
2-й месяц:
3-й месяц:
2.5. Общая характеристика изменений в готовности к труду, сформированности и качества практических умений
1. Какие произошли положительные изменения?
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
3. Какие дальнейшие направления в работе? 3. Отношения с близкими людьми 3.1. Начальный (актуальный) уровень качества отношений с близкими людьми 3.1.1. Оценка родителями и молодым человеком
Мнение молодого человека Мнение родителей 1. Знание имен, возраста родителей, характера и места работы
2. Характер отношений с родителями (доверительное, негативное, безразличное и
3. Отношения с братьями и сестрами (знание имен, возраста; частота и характер
4. Отношения с бабушками и дедушками (см. п. 3)
3.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
3.1.3. Заключение Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических 3.2. Основные направления работы (рекомендации консилиума) с молодым человеком
с родителями Дата. Подписи специалистов
3.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества отношений с близкими людьми 3.4. Динамика изменения отношений с близкими людьми
3.4.1. Оценка изменений
3.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений) Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.
1-й месяц:
2-й месяц:
3-й месяц:
3.5. Общая характеристика изменений в отношениях с близкими людьми
1. Какие произошли положительные изменения?
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
3. Какие дальнейшие направления в работе? 4. Безопасность 4.1. Начальный (актуальный) уровень знаний правил безопасности и умения их выполнять 4.1.1. Оценка родителями и молодым человеком
1. Понимание слов «опасно», «безопасно»
2. Знание и выполнение правил безопасности дома при пользовании газом,
3. Знание и выполнение правил: дорожного движения для пешеходов; проезда на
4. Знание и выполнение правил безопасного поведения при встрече с незнакомыми
5. Знание и выполнение правил безопасности в экстремальных ситуациях: умение оказать себе и другим первую помощь; знание служб и лиц, которым нужно обратиться за помощью; умение вызвать скорую помощь, милицию, пожарную
4,1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов 4.1.3. Заключение Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических 4.2. Основные направления работы (рекомендации консилиума) с молодым человеком
4.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по расширению знаний о правилах безопасности и улучшению качества их выполнения 4.4. Динамика изменения знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
4.4.1. Оценка изменений достижений
4.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений) Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать. 1-й месяц:.
2-й месяц:
3-й месяц:
4-й месяц и далее.
4.5. Общая характеристика изменений знаний о правилах безопасности и умения их выполнять
1. Какие произошли положительные изменения?
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
3. Какие дальнейшие направления в работе? 5. Включенность в общество (социальная роль и готовность к ее выполнению в общении и взаимодействии с разными группами людей) 5.1. Начальный (актуальный) уровень качества включенности (адаптированности) в общество
5.1.1. Оценка родителями и молодым человеком 1. Самооценка (своей внешности, возраста, возможностей, способностей,
2. Осознание своего «Я» «Я - прошлое - каким я был» «Я - настоящее - какой я сейчас» «Я - будущее - каким я хочу стать»
3. Отношение к себе (самоуважение себялюбие, самоуничижение и др.
4. Способность организовать свою личную жизнь
5. Характер сосуществования с другими людьми (поведение, общение,
6. Поведение, общение и взаимодействие в группе:
7. Владение вербальными (речевыми) средствами общения (понимание обращенной речи, речевое выражение своих мыслей, знаний, желаний и др.)
8. Навыки речевого общения (умение начать беседу, поддержать ее и закончить)
9. Способность понимать и адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия,
10. Владение невербальными средствами общения (иллюстрации, символы,
11. Поведение, общение и взаимодействие с людьми в разных жизненных ситуациях: в гостях; в музее, кинотеатре, театре; при поездке на разных видах транспорта; в магазине; в парикмахерской; при выезде за город; у врача и др.)
12. Поведение, общение и взаимодействие с людьми разного возраста (младшими, сверстниками, старшими) и пола (с девушкой, женщиной, юношей,
5.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
5.1.3. Заключение Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических 5.2. Основные направления работы (рекомендации консилиума) с молодым человеком с родителями
5.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества включенности (адаптированности) в общество
5.4. Динамика изменения знаний о включенности (адаптированности) в общество
5.4.1. Оценка изменений
5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений) Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать. 1-й месяц:
2-й месяц:
3-й месяц:
5.5. Общая характеристика изменений по включенности в общество
1. Какие произошли положительные изменения?
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
3. Какие дальнейшие направления в работе?
6. Эмоциональное здоровье 6.1. Начальный (актуальный) уровень эмоционального здоровья
6.1.1. Оценка родителями и молодым человеком 1. Понимание своих чувств и адекватности их выражения вербальными
2. Понимание эмоциональных состояний других людей и учет этих знаний в своем
3. Настроение, предметы интереса
4. Превалирующие эмоции в отношениях с людьми: родными; близкого окружения
5. Инициативность в поведении, общении, взаимодействии
6. Самоконтроль и саморегуляция поведения (способ регуляции, срывы) 6.1.2. Результаты обследования и рекомендации специалистов
Дата, подпись Психолог: Ф. И. О., место работы, должность
6.1.3. Заключение Начальный уровень готовности к труду и сформированности практических
6.2. Основные направления работы (рекомендации консилиума) с молодым человеком с родителями
6.3. Программа согласованных действий молодого человека, специалиста и родителей по улучшению качества эмоционального здоровья
6.4. Динамика изменений эмоционального здоровья
6.4.1.Оценка изменений
5.4.2. Дневник наблюдений (характеристика качественных изменений) Кратко фиксируется то положительное, что достигли за этот месяц, и те проблемы, над которыми нужно продолжать работать.
1-й месяц:
2-й месяц:
3-й месяц:
6.5. Общая характеристика изменений эмоционального здоровья
1. Какие произошли положительные изменения?
2. Какие проблемы решить пока не удалось?
3. Какие дальнейшие направления в работе? Экспертная оценка динамики освоения молодым человеком знаний, умений и навыков, способствующей улучшению качества его жизни Поэтапная совместная работа специалиста-психолога или педагога и родителей по улучшению качества жизни молодого человека ведется комплексно по нескольким аспектам, включенным в структуру «качество жизни». Как уже подчеркивалось выше, все факторы, влияющие на качество жизни человека взаимосвязаны и взаимообусловлены, могут рассматриваться только с позиций их несомненной равнозначности и необходимости в жизни любого человека. В «Индивидуальном плане» мы выделяем каждый из факторов в отдельное направление для более детального изучения начального уровня качества жизни, уточнения содержания каждого из аспектов; планирования и реализации согласованных действий по улучшению качества жизни молодого человека. Такое условное выделение отдельных факторов, составляющих общее понятие «качество жизни» дает также возможность экспертной оценки динамики усвоения молодым человеком знаний, умений и навыков, способствующих улучшению качества его жизни на разных уровнях и этапах работы с ним. Субъективная информация, полученная от молодого человека и его родителей, объективные результаты обследования специалистов дают возможность определить начальный уровень (I - очень высокий, И — высокий, П1 - средний, IV - низкий, V - очень низкий) сформированности жизненно необходимых знаний, умений и навыков по каждому фактору, включенному в понятие «качество жизни». (Качественные характеристики уровней даны в Приложении). Уровни фиксируются в разделе «Заключение». Каждый месяц в «Индивидуальном плане» фиксируется динамика изменений практически значимых знаний и самостоятельности выполнения действий по каждому аспекту (см. табл.). Оценка изменений дается четырьмя характеристиками: нет изменений; незначительные положительные изменения; достаточные положительные изменения; значительные положительные изменения, негативные изменения. В таблице эти изменения фиксируются при помощи условных обозначений разного цвета. На основании определения начального уровня качества жизни молодого человека по 6 принятым в проекте факторам «качества жизни» для каждого создается «профиль качества жизни», на котором (в дальнейшем) через определенные промежутки времени (целесообразно каждые 3 месяца) фиксируются изменения «качества жизни» по 6 принятым в проекте факторам (см. рис. 1). Важна не только оценка изменений, но и их качественная характеристика. Качественные изменения фиксируются в «Дневнике наблюдений» ежемесячно. Кратко фиксируются наиболее успешные продвижения молодого человека и подчеркиваются проблемы, требующие первоочередного решения.
Профиль динамики изменения качества жизни Ф. и.
1. Здоровье, физическое развитие Работа. Творчество Отношения с близкими людьми Безопасность Включенность в общество (Социальная адаптированность) Эмоциональное здоровье
Условные обозначения Уровни: очень низкий — красная линия низкий — оранжевая линия средний — желтая линия высокий — синяя линия очень высокий — зеленая линия Начальный уровень: Динамика за З мес.: Динамика за 6 мес: Динамика за 9 мес: — — — Динамика за год: Для оценки правильности выбора содержания и технологии работы обучающей группы в целом, очень важно отслеживать динамику изменений качества жизни всей группы. Это удобно сделать в «Карте наблюдений за динамикой изменений качества жизни обучающей группы». По окончании 1 года работы обучающей группы необходимо провести собрание молодых людей, их родителей и специалистов и подвести итоги работы: ответить на вопрос — «Что изменила в моей жизни работа в обучающей группе за этот год?» - и сформулировать дальнейшее направление работы родителей и специалистов (см. «Карту»).
Характеристика уровней сформированности умений по разным аспектам «качества жизни» Работа в проекте по улучшению качества жизни проводится совместными усилиями специалистов, родителей и молодых людей и направлена на развитие индивидуальных знаний и навыков. Качество знаний и уровень сформированности умений и навыков легли в основу характеристики каждого из 5 уровней «качества жизни». I уровень — очень высокий Показатели (качество знаний и умений) по каждому из составляющих факторов «качества жизни» сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека; не затрудняют его включение (адаптацию) в социум. И уровень — высокий Знания не систематизированы; Большая часть практических действий выполняется регулярно самостоятельно; Социальная адаптация (включенность в общество) вызывает некоторые затруднения. П1 уровень — средний Знания элементарны, не систематизированы. Объем знаний о правилах социального поведения не затрудняет общение и взаимодействие с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется самостоятельно только эпизодически (не регулярно). Социальная адаптация (включенность в общество) затруднена. IV уровень — низкий Знания фрагментарны, на элементарном уровне, не соответствующем возрасту Объем знаний недостаточен для общения и взаимодействия с другими людьми. Большая часть практических действий выполняется только в совместных действиях со значимыми взрослыми. Социальная адаптация (включенность в общество) значительно затруднена. V уровень — очень низкий Запас знаний очень скуден (практически отсутствует), на элементарном уровне, не соответствуют возрасту Все практические действия выполняются взрослым или при постоянной помощи значимого взрослого. Социально не адаптирован; не может самостоятельно включиться в общество людей. уровни факторов «качества жизни» могут быть конкретизированы в соответствии с тем содержанием, которое вкладывается в его характеристику и «Оценку изменений» в каждом направлении работы. Детальное описание уровней дается на примере оценки состояния здоровья. Уровни состояния здоровья и физического развития очень высокий Все принятые показатели здоровья и физического развития сформированы в соответствии с требованиями возраста и пола молодого человека. Здоровье и физическое развитие не затрудняют включение молодого человека в социум. Физическое развитие соответствует возрасту и полу Хронических заболеваний нет Соматические заболевания редкие и быстропроходящие. Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушена очень незначительно. Передвигается самостоятельно. Мелкая моторика нарушена очень незначительно. Часто заботится о своем здоровье. Физзарядкой занимается регулярно. Стремится к двигательной и физической активности. Любит заниматься спортом. Довольно часто проявляет заботу о своем здоровье. В процедурах личной гигиены и самообслуживания самостоятелен(-льна). Соблюдает режим питания. Вредных привычек не имеет; от отдельных из них сознательно старается избавиться. Средний Физическое развитие не соответствует возрасту и полу по 1—2 показателям. Хронических заболеваний нет. Соматические заболевания редкие и быстропроходящие. Осанка, походка, быстрота и точность движений нарушены незначительно. Передвигается самостоятельно. Незначительно нарушена мелкая моторика. Периодически заботится о своем здоровье. Физзарядкой занимается не регулярно. Периодически самостоятельно проявляет двигательную и физическую активность. Периодически проявляет интерес к спортивным занятиям.
Периодически проявляется интерес к вопросам охраны здоровья и профилактике заболеваний; знания о здоровом образе жизни элементарны. С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется почти всегда самостоятельно. Соблюдает режим питания; испытывает чувство сытости. Стремится избавиться от вредных привычек. Низкий Физическое развитие не соответствует возрасту и полу. Хронические заболевания. Частые соматические заболевания. Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены. Передвигается с помощью приспособлений, посторонней помощи. Значительно нарушена мелкая моторика. Редко проявляет заботу о своем здоровье. Физзарядкой занимается редко. Иногда двигательно и физически активен, чаще не по своей инициативе, а тогда, когда его к этому призывает или побуждает значимый взрослый или сверстник. Иногда проявляет интерес к доступному виду спорта. Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны. С процедурами личной гигиены и самообслуживания справляется с посторонней помощью. Самостоятельно с режимом питания не справляется. Имеет вредные привычки. Очень низкий Физическое развитие не соответствует возрасту и полу Хронические заболевания. Частые соматические заболевания. Осанка, походка, координация, быстрота и точность движений нарушены. Не может передвигаться самостоятельно. Значительно нарушена мелкая моторика. О своем здоровье не заботится. Физзарядкой занимается изредка. К двигательной и физической активности не стремится. Интереса к спорту не проявляет Знания о здоровом образе жизни недостаточны, фрагментарны или отсутствуют С личной гигиеной и самообслуживанием самостоятельно не справляется. Режим питания не соблюдает, не знает ограничений в количестве пищи; не испытывает чувства сытости, требуется контроль. Имеет вредные привычки.
ЛИТЕРАТУРА Айшервуд М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991. Александрова Н.В. и др. Психосексуальное развитие при олигофрениях и органических поражениях мозга (по данным осведомленности в вопросах пола) // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. Л., 1986. Алехина А. В. Психологические особенности развития сенсорно-перцептивных действий у детей с синдромом Дауна. / Дефектология, 1999, № 5. Андреева СВ. Помощь в самореализации людям с особыми потребностями. Некоторые аспекты содержания и обучения детей и подростков в Псковском лечебно-педагогическом центре. Псков, 1998. ВайзманН.П. Психомоторика умственно отсталых детей. - М., 1997. Васильченко Г. С. Нарушения психосексуального развития. // Психосексология: Хрестоматия / Сост. К.В.Сельченок. - Минск, 1998. Вассерман Я. Каспар Хаузер или леность сердца. М., 1990. Варга А.Х. Идентификация с родителями и формирование психологического пола // Семья формирование личности. - М., 1981. Вейс Т. Как помочь ребенку (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл - общинах). М., 1992.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии, М., 1967. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка// Собр.соч., х5. - М., 1982. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч., т.5. - М., 1983.
Дейвид Г., Линдер М. Служба планирования семьи для психически неполноценных лиц. Международный институт по изучению проблем семьи. США, 1978. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология, 1987, №3. Дементьева Н. Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами. М., 1996. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей. Методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. Минск, 1997. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога. - М., 1990. Забранная С.Д. Некоторые особенности эмоциональной сферы детей с болезнью Дауна // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1978. Забранная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей- имбецилов. М., 1979. Забранная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М., 1988. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939.
Занков Л.В. Облик умственно отсталого школьника. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, 1951, вып. 37; стр.88. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М., 1954. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М., 1979. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980. Зинкевич, Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2000. Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология, 1995, №3. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. - СПб., 2000. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. ~ СПб., 1993. Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб., 1996. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей-Л., 1980. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половые роли и девиантное поведение. //Тезисы докладов Международного симпозиума детских психиатров социалистических стран. - Суздаль, 1986. Исаев Д.Н, Каган В.Е. Половое воспитание детей. Медико-психологические аспекты. - Л., 1988. Каган В.Е. Система половых различий. // Психика и пол детей и подростков в норме и патологии. / Под ред.Д.Н.Исаева. - Л.: 1986. Каган В.Е. Психосоматические аспекты половой идентичности // Психосоматические и соматические расстройства у детей. Сборник научных трудов/ Под ред. Д.Н.Исаева. - Л., 1986. Каган В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Дисс...д-ра мед.наук. - Д., 1991. Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск, 1993. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. т. 2., М., 1994. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994. Келлер Т. Кемпхильдские общины в Великобритании // Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия. / Сост. Л.М.Шипицина. СПб., 1997.
Клинико-генетические исследования олигофрении / Под ред. М.С.Певзнер. М., 1972. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М., 1988. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995. Кон И.С Введение в сексологию. М., 1988. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем.// Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999. Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. Лебединская К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания. - М., 1968. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. Учеб.-пособие. - М., 1985. Леб-система / Пер. с нем. Минск, 1997. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей). Изд.2-е, доп.и перераб. - Л., 1985. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Т. 2, М., 1956. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М., 1972. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|