ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 17 страницаКартины применяются как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т п.) Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками. Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс педагог дает в зависимости от темы, цели занятия и других условий. В развитии общения особую роль играет объяснение. Это особый метод изложения педагогом материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми словами (заработная плата, больничный день и т.п.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясни ют, как поступать в тех или иных случаях, каким образом совершать действие. Основные требования к объяснению как к методу обучения общению: непродолжительность, доступность, ясность изложения, краткость. Многословные длительные объяснения неприемлемы для умственно отсталых людей и не достигают цели. Рассказ педагога всегда сопровождают демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний. Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов педагога или родителей, к рассказу как к методу обучения предъявляются следующие требования: объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения; новый материал должен быть связан с уже имеющимися у молодых людей знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений; время рассказа должно быть непродолжительным; изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным; речь взрослого должна быть правильной, простой, без непонятных воспитанникам выражений. В связи с тем, что умственно отсталые молодые люди редко проявляют к чему-либо интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем-либо или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники и др.). Пример составления рассказа-описания себя и других членов семьи О 1. Мое имя При составлении рассказа о себе молодые люди опираются на составленный ранее вместе с педагогом план-схему, а также на фотографии и видеоматериалы. 2. Сколько мне лет...? Справа для примера представлено несколько пунктов алгоритма составления рассказа о себе и родных. Умственно отсталые молодые люди, в зависимости от своих возможностей, по-разному проходят эти шаги. Где я живу? У меня есть:
папа, мама, бабушка, дедушка. 5. Моя мама..." Например, «моё имя» можно произнести, написать, показать написанное, составить из букв. «Где я живу»: можно назвать адрес или показать карточку с написанным родителем адресом, объяснить, как найти дом. Описывая своих родных, молодые люди сообщают (вербально или невербально) имя, возраст (не обязательно числами), рост, цвет волос, глаз, описывают прическу и т.д. Педагог стимулирует доброе отношение к родным, давая положительные обобщения при составлении описания подростком: «Красивый цвет волос», «добрые глаза» и так далее. Важное значение в развитии коммуникации имеют экскурсии на природу, в общественные места (магазин, аптека, почта и т.д.), а также привлечение молодых людей к участию в домашних делах, посильном приготовлении пищи, уборке квартиры, семейных праздниках и т.д. При этом все предметы и действия следует обязательно обозначать словами, жестами, эмоциональными выражениями. Важную роль в общении играет беседа — это совместное обсуждение материала с педагогом. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии. Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанниками нового учебного материала. В беседу с воспитанниками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы зачем? почему?, что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей. По степени самостоятельности и активности в процессе общения умственно отсталых молодых людей можно разделить на 3 группы. Каждая группа требует особой методической организации занятий: изменения соотношения индивидуальных и групповых форм, различной степени развернутости ориентировки и интенсивности упражнений, разного количества и качества наглядного материала. К первой группе относятся молодые люди, самостоятельное участие которых в какой-либо практической работе невозможно. Контакт с ними затруднен. При работе с «неговорящими» учащимися комментарии дает, в основном, педагог. Воспитанник в данном случае, слушая и наблюдая за взаимодействием педагога и других молодых людей, отвечает движением глаз, головы или отдельными звуками, словами на об ращенные к нему вопросы, подтверждает или не подтверждает сообщения других воспитанников. Важным результатом работы с умственно отсталыми первой группы является их эмоциональное удовлетворение от общения, от совместной деятельности (пусть даже в значительной степени пассивности). Вторую группу составляют молодые люди, испытывающие значительные затруднения в общении жестами и в понимании поставленной задачи. При ограниченной индивидуальной помощи со стороны взрослого они способны самостоятельно довести до конца полученное задание, например, ответить на поставленные вопросы, выбрать картинки из старых журналов, вырезать их, наклеить по определенной схеме и т.д. Воспитанники третьей группы выполняют задания полностью самостоятельно. Взрослый помогает молодым людям проконтролировать себя. Они осознают свое место в рамках семьи, осмысливают взаимоотношения, связывающих членов семей, друзей, и близких людей, развивают умения и навыки, необходимые в практической деятельности по дому. Каждый раздел предлагаемого курса «Навыки общения» рекомендуется изучать по следующей схеме»: Мотивация. Следует узнать, чему молодой человек хотел бы научиться. Выясняют потребности и опыт молодого человека в разных социальных ситуациях. Объясняют, почему так важно вести себя в данной ситуации, где могут пригодиться новые умения, какие новые впечатления молодой человек получит, умея вести себя по-новому. Находят связь между данной ситуацией и повседневной жизнью молодого человека. Знакомство с картинками и текстом упражнения. Если молодой человек умеет читать, он читает текст сам, если нет, то текст читает педагог или родитель. Текст можно упрощать, видоизменять, придумывать новые ситуации. 3. Ролевая игра, тренировка в группе. 4. Реальная ситуация в конкретной обстановке: дома, в гостях, в магазине, на улице и т.п.
2. Содержание программы «Навыки общения» Практический курс «Навыки общения» для педагогов и родителей умственно отсталых молодых людей представлен 6 разделами, включающими различные темы занятий с этой категорией лиц как в условиях специальных учреждениях, так и дома, а также в малых группах. Раздел 1. Общение с внешним миром Раздел 2. Мои чувства и желания Раздел 3. Образ жизни Раздел 4. Общение с друзьями Раздел 5. Общение со взрослыми Раздел 6. Культура общения (этикет) В программе курса кратко изложено основное содержание каждого раздела, примеры тем занятий и их проведение.
Раздел 1 Общение с внешним миром Цели — познакомить умственно отсталого молодого человека с окружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем. Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой. Примерные темы занятий Тема 1.1. Отношение к природе Растения — живые организмы. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой».
Экологические запреты. Лекарственные растения. Правила сбора. Уход за домашними животными. Практические действия. Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на природе, правил ухода за домашними животными, умение соблюдать их. Виды работ по развитию устной речи. Активизация вербального общения. Составление простых распространенных и сложных предложений. Активное участие в беседе. Тема 1.2. Прогулка в парк Экскурсия в парк. Посещение аттракционов (комнат смеха, «ромашка» и др.). Беседа об отношении к природе, к растениям как к живым организмам. Раскрашивание запрещающих знаков (графическое изображение правил — своеобразная опора для запоминания). Знания, умения, навыки. Знание правил поведения в парке, на аттракционах, умение соблюдать их. Приучение к осознанным действиям на природе, исходя из принципа «не навреди». Виды работ по развитию общения. Составление распространенных предложений, коротких рассказов. Тема 1.3. Культура быта Чистота и красота жилища. Уборка комнат, украшение цветами, поделками. Знания, умения, навыки. Знание правил ухода за жилищем, украшение его, умение поддержать чистоту и красоту
Виды работ по развитию общения. Составление предложений, рассказов, объяснений. Раздел 2 Мои чувства и желания Цели — научить умению понимать по выражению лица эмоциональное состояние человека; познакомить с мимикой, жестами, позами во время общения. Занятия этого раздела помогут умственно отсталым молодым людям научиться способности осознавать и владеть своими чувствами и эмоциями, а также возможностям установления визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой лица, жестом, позой и. Примерные темы занятий Тема 2.1. Я — сам Представление об организме и его функциях. Описание человека, частей его тела, характера (веселый, добрый, злой, и др.), интересом и увлечений. Знания, умения, навыки. Умение находить, называть и знать функции основных частей организма человека. Например, рот - кушаем, дышим, говорим. Виды работ по развитию общения. Составление рассказа-описания собеседника. Беседа об интересах и увлечениях молодого человека. Тема 2.2. Мой портрет Рисование портретов друг друга, педагога или родителей. Элементы одежды, их цвет, соотнесение цвета и вида одежды. Например, брюки — черные, рубашка — голубая и др. Знания, умения, навыки. Знание основных частей организма человека, умение подобрать в соответствии с внешним видом человека необходимую одежду и обувь. Виды работ по развитию общения. Составление алгоритма рисования в виде понятных молодому человеку пиктографических рисунков. Перечисление видов одежды, определение ее цвета путем соотнесения с полосками цветной бумаги, которые накладываются на элементы одежды. Выбор необходимых предметов для рисования (бумага, краска, инструмент). Раскрашивание нарисованных элементов одежды, частей тела. Обмен портретами друг друга и узнавание по ним, кто изображен. Тема 2.3. Представляю себя Пример занятия Аня пригласила Сашу и Катю к себе в гости. У Ани дома они знакомятся с ее родителями. Саша и Катя рассказывают Аниным родителям о себе, о том как их зовут, где они живут. Катя идет к Ане в гости (рис. 5). Пишем в «облаках»: Здравствуйте, я — Катя. Представление гостям (рис. 6). Пишем в «облаках»: Катя Иванова, Саша Петров, Аня Смирнова. Молодой человек пишет свое имя в «облаке» и рисует свое лицо. Анкетные данные (рис. 7). Молодой человек пишет свои анкетные данные. Беседуем о том, как нужно представлять себя в разных ситуациях. Когда нужно говорить свое имя, а когда нет (в автобусе, магазине, банке, на почте, в поликлинике). Когда нужно называть свою фамилию. Для чего нужно знать свои анкетные данные, и в каких ситуациях они требуются. Фамилия
Имя, отчество
Дата и место рождения
Адрес
Номер телефона Тема 2.4. Мое настроение Настроение человека, его эмоциональное состояние (горе, радость, смех, плач, удивление, равнодушие). Печаль, удивление. Правила ведения спора. Анализ жизненных и игровых ситуаций. Народная игра «И я» (развитие внимания, слухового восприятия, сообразительности, чувства юмора). Дидактические игры «Фанты», «Я принес тебе подарок». Знания, умения, навыки. Понимание по выражению лица эмоционального состояния человека, умение учитывать это во время общения. Знание правил ведения спора, умение учитывать их в жизненных ситуациях, навыки культуры общения. Виды работ по развитию общения. Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи. Активное участие в беседе. Развитие диалогической речи. Составление высказываний, дополнение высказываний собеседников на основе личных наблюдений. «Неговорящие» молодые люди участвуют в совместной деятельности при помощи средств невербальной коммуникации (пиктограмм, жестов и других знаков).
Раздел 3. Образ жизни Цели — воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях; умения одеваться, пользоваться косметикой; воспитание взаимодействия полов; знание вредного воздействия на организм курения, пьянства, алкоголизма и наркомании. Примерные темы занятий Тема 3.1. Мой внешний вид Подбор одежды и обуви с учетом гармоничного сочетания цветов. Игра «Одень куклу». Практическая работа: «Подбор одежды для дома, для праздника». Праздничная одежда, украшения (серьги, бусы и т.д.). Практическая работа: выбор одежды и украшений. Лицо, зубы, волосы, прическа. Уход за руками. Практическая работа: маникюр. Пудра для лица, тени, губная помада, тушь. Правила пользования ими. Практическая работа: нанесение макияжа. Духи, правила пользования ими. Знания, умения, навыки. Знание гармонического сочетания цветов, умение правильно подбирать одежду соответствующих цветов для будних дней и праздников, подбирать украшения; навыки аккуратности и опрятности. Знания о косметических средствах ухода за кожей лица, рукам и, умение пользоваться декоративной косметикой, навыки гигиены. Знание правил ухода за волосами, умение пользоваться шампунем,, расческой. Виды работ по развитию общения. Активное участие в беседе. Дополнение высказывания собеседников. Составление рассказов по практическим действиям. Рассматривание журналов с изображением моделей одежды и причесок и их обсуждение. Тема 3.2. Манера поведения Как правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; взгляд, кашель, чихание, смех. Анализ жизненных ситуаций, предложенных педагогом. Игра «Так или не так?». Знания, умения, навыки. Умение держать себя, навыки правильного поведения. Виды работ по развитию общения. Участие в беседе. Дополнение высказываний собеседников на основе материала собственных наблюдений. Тема 3.3. Я вежлив и внимателен Примеры занятий Саша у зубного врача (рис.8) Беседуем об истории, изображенной на картинках. Кто прав, а кто нет Саша пришел к зубному врачу в приемной уже сидят люди, ждут своей очереди. Саша говорит вежливо ближайшему к нему человеку: «Добрый день». Но мужчина в ответ только мычит «Какой-то он странный», — думает Саша. Саша садится. Открывается дверь и входит женщина с тремя маленькими детьми, она здоровается с Сашей, и Саша вежливо ей отвечает. Он встает и предлагает женщине сесть. Она благодарит Сашу. Зубной врач появляется в дверях своего кабинета и просит прощение за опоздание. Скоро подходит Сашина очередь. Уходя, он замечает на полу соску Саша протягивает ее женщине. Она рада и благодарит Сашу Доброжелательность радует (рис. 9) Рисуем доброжелательные лица. Не все люди ведут себя вежливо. Но не надо огорчаться. Если ты вежлив и доброжелателен, то чаще всего люди отвечают тебе тем же. Открывание дверей (рис. 9) Пишем в «облаках»: Пожалуйста, спасибо. Саша помогает нести сумку (рис. 10) Пишем в «облаках»: Могу ли я помочь? Спасибо. Уступить место (рис. 10) Пишем в «облаках»: Пожалуйста, спасибо. Беседуем о том, как нужно вести себя, если кто-то к нам невежлив. В каких ситуациях можно проявить вежливость и заботу о других людях. Саша заходит в автобус и случайно сильно толкает пожилую женщину Она сердится и начинает ругать «нынешнюю молодежь». Саша понимает, что он сделал нехорошо и просит прощения. Женщина успокаивается и прощает Сашу Пишем в «облаках»: Ох, осторожнее! Извините. Ничего. «Спасибо» радует (рис. 12) Пишем в «облаках»: спасибо. Беседуем о том, как вести себя, если случайно доставил другому неприятность. Иногда у человека плохое настроение. Он ссорится со всеми. У всех могут быть причины плохого настроения. Думаем о том, на что мы обижаемся и о том, что эти же самые вещи могут обидеть и других людей. Почему так трудно иногда попросить прощения.
Играем в ролевые игры. Например, — в продовольственном магазине самообслуживания (просим совета у одного из покупателей, как найти нужные продукты), — за столом (отец подает тебе тарелку с хлебом), — день рождения (ты получил подарок, который тебе не нравится или у тебя уже есть такой). Тема 3.5. Мой характер Определение черт характера по рисункам. Игра «Расскажи все обо мне» (коллективная оценка достоинств и недостатков партнеров). Знания, умения, навыки. Умение определить свой характер и характеры друзей по цветной гамме рисунка, по поступкам. Виды работ по развитию общения. Участие в беседе. Тема 3.6. Путешествие по стране добра и зла Закрыть глаза и представить себе, как выглядит добро и зло. Написать: добро — это..., зло — это... Нарисовать то, что представили. Игра «Я могу быть волшебником?» Волшебники творят добро — в чем это выражается? Как помочь доброму человеку и помешать злому? Игра с волшебной палочкой и т.д. Знания, умения, навыки. Представление о добре и зле, умение высказаться, элементарно изобразить; навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим. Виды работ по развитию общения. Составление рассказа. Участие в беседе. Тема 3.7. Эстетические чувства (интимные отношения) Культура общения мужчины и женщины. Внешний вид молодых людей. Чувство любви. Секс. Венерические болезни, СПИД. Знания, умения, навыки. Элементарные знания о взаимоотношениях мужчины и женщины, их последствия, навыки культуры полового поведения. Элементарные знания о венерических болезнях, СПИДе, путях заражения, способах его предупреждения. Виды работ по развитию общения. Активное участие в беседе, дополнение высказываний своих друзей. Ответы на вопросы педагога, родителей. Тема 3.8. О курении Вред курения, способы борьбы с курением. Правила курения в об ществеиных местах, на открытом воздухе, в присутствии не курящих. Знания, умения, кавыки. Знание о вреде курения, способах борьбы с ним, знание правил курения; навыки культуры поведения курящих. Виды работ по развитию общения. Видеофильм «О вреде курения и ответы на вопросы по нему Активное участие в беседе. Раздел 4 Общение с друзьями Цели — развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях. Примерные темы занятий Тема 4.1. Приветствуем друг друга Примеры занятий: Беседуем о том, как люди приветствуют друг друга — на работе, в магазине, в школе. Что говорят утром, днем и вечером. Чем отличается приветствие малознакомых людей и близких друзей. Что говорят при прощании. Нужно прямо смотреть на человека, которого приветствуешь. Приветствуй весело и бодро (рис. 13). Пишем в «облаках»: Добрый день, здравствуй, привет. Приветствие друга (рис. 14). Рисуем своих друзей. Как здороваться за руку (рис. 15). Пишем в «облаках»: Добрый день, до свидания. Приветствуй вежливо и дружелюбно (рис. 16). Приклеиваем подходящие для времени суток картинки (рис. 17). В магазине (рис.18). Приклеиваем подходящие картинки (рис.19). В автобусе (рис. 20). Приклеиваем подходящие картинки (рис. 21). Тема 4.2. День рождения Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визит друг к другу на день рождения. Кому и что дарить, когда дарить, как принимать подарки. Практическая работа: изготовление и вручение подарков младшим и старшим товарищам на день рождения, в праздники и т.д. Практическая работа: составление и запись поздравления и пожеланий на поздравительной открытке. Знания, умения, навыки. Знание форм этикета, умение использовать их во время общения в различных жизненных ситуациях. Умение выбрать, изготовить подарок, умение принять подарок. Приветствуй весело и бодро Знакомые и соседи Напиши, как Саша и его соседка приветствуют друг друга.
Виды работ по развитию общения. Составление рассказов по образцу. Составление поздравления. Тема 4.3. Уроки улыбки Когда человек улыбается? (Улыбки бывают разными.) Конкурс на лучшую улыбку. Конкурс вежливости. Песня, танец, игра с улыбкой. Знания, умения, навыки. Знание основных признаков эмоционального состояния человека, различия понятий «улыбка» и «смех». Виды работ по развитию общения. Различение выражений лица. Составление рассказов. Участие в беседе.
Раздел 5 Общение со взрослыми Цели — помочь молодым людям, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними, налаживать сосуществование; уметь найти выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различных ситуациях межличностных взаимоотношений с другими знакомыми и незнакомыми людьми. Примерные темы занятий Тема 5.1. Общение со взрослыми Тон разговора, обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем. Мимика, жест, поза, голос в общении. Дидактическая игра «Зеркало». Разыгрывание сценки с помощью педагога. Ситуация для изображения удивления, испуга, грусти. Знания, умения, навыки. Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты. Знакомство с ролью мимики, голоса, жеста в общении. Понятие о мимике и жесте. Виды работ по развитию общения. Разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы. Тема 5.2. Про меня и мою семью Развитие представлений о семье, ее членах и основных занятиям каждого, семейных обязанностях, взаимоотношениях и ответственности; Способности сообщать о себе, своих родных, о своем доме; Повседневная бытовая деятельность семьи: покупки, приготовление пищи, накрывание на стол, уборка, мытье посуды, стирка, мелкий ремонт и т.д. Знания, умения, навыки. Знание и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушка, дедушка), степень их родства. Навыки домашних обязанностей. Виды работ по развитию общения. Различная деятельность умственно отсталых молодых людей, связанная с их семьей, оформляется в виде пиктограмм или картинок. Используются фотографии семьи, картинки из журналов, газет с предметами и событиями, связанными с их семейным окружением и домашней работой. Рассказывая о себе и своих родных, молодой человек наклеивает на большой лист бумаги свою фотографию и фото других членов семьи. В процессе обсуждения затрагиваются различные темы, связанные с жизнью семьи: квартира (комнаты, мебель), любимые занятия, отдых семьи, проведение праздников (любимый праздник ученика), совместные работы по дому (как в них участвует наш ученик), мероприятия вне семьи, дружба с соседями, друзьями, поездка и др. На каждую тему подбираются подходящие картинки или фотографии, их наклеивают на лист и подписывают краткие комментарии. Интервью с родителями и другими родными, «экскурсия» по квартире. Разговор о семье: профессии родных, обязанности по дому, интересы семьи, досуг; описание квартиры: назначение помещений, их количество, мебель (цвет, функция) и др. Тема 5.3. Не всем людям можно доверять Пример занятия Катя не садится в чужую машину (рис. 22). Раскрашиваем правильные картинки. Катя идет по обочине дороги. Она не торопится, она хорошо знает дорогу. Вдруг около нее останавливается машина. «Куда путь держим?» — спрашивает мужчина, — «давай я тебя подвезу». Но Катя не знает этого человека. Она говорит: «Спасибо, я дойду сама». Мужчина улыбается очень по-дружески, показывает Кате коробку конфет и просит ее сесть к нему в машину Катя только качает головой и продолжает свой путь. Мужчина сердится и кричит Кате плохие слова. Он оказывается вовсе не такой дружелюбный, как хотел казаться. Катя знает, что с незнакомыми людьми нельзя никуда идти, если сам не попросил у них помощи. НИКОГДА НЕ СОГЛАШАЙСЯ ПОЙТИ С НЕЗНАКОМЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, ЕСЛИ ОН ОБ ЭТОМ ПРОСИТ ВСЕГДА СООБЩАЙ РОДНЫМ ИЛИ ДРУЗЬЯМ, КУДА ТЫ ИДЕШЬ И С КЕМ. Беседуем о том, почему не всем взрослым можно доверять. Как незнакомые люди могут обмануть. Что незнакомец может сделать, если ты откажешься с ним пойти? Что делать, если тебе насильно делают что-то плохое? Подумайте, есть ли у Вас знакомые взрослые, которые могут вас заставить или заставляют делать то, что вы не хотите. Подумайте, в каких ситуациях можно пойти с незнакомыми людьми. Тема 5.4. Идем в театр Пример занятия Саша заранее покупает билеты (рис.23) Обсуждение ситуации. Катя и Саша идут в театр. Саша заранее покупает билеты. У Кати новая кофточка и она рада, что сможет надеть ее в театр. В театр нужно одеваться опрятно и красиво. Саша и Катя сдают пальто в гардероб и покупают программу в фойе. В программе рассказывается о спектакле и написаны имена актеров. В билете указаны номер ряда и номер места. Катя и Саша ищут свои места с помощью билетов. Гаснут лампы, начинается спектакль. Катя и Саша сидят тихо. Иногда они аплодируют актерам. Во время антракта Катя и Саша идут в буфет. Когда спектакль заканчивается, актеры кланяются публике. Все аплодируют им. Обсуждаем: почему в театре нужно сидеть тихо, почему билеты лучше купить заранее. Тренируемся в нахождении своего места по билету Играем в ролевые игры и делаем свой спектакль. Театральный билет (рис. 23) Отвечаем на вопросы, пользуясь изображенным билетом. Одежда для театра (рис. 24). Раскрашиваем картинки. В театре (рис. 25). Приклеиваем подходящие картинки (рис. 26).
Раздел 6 Культура общения (этикет) Цели — научить молодых людей с нарушением интеллекта различным формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками и по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения, а также развивать культуру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях. Примерные темы занятий Тема 6.1. Поведение во время разговора Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах, анализ стихотворения-песенки «Пожалуйста, потише». Формы приветствия и прощания (взрослых, друзей). Как здороваться, когда нужно вставать при приветствии, когда и где Спектакль будет сегодня? Когда будет спектакль? Во сколько начало спектакля? Сколько стоит билет? В каком ряду твое место? Какой номер места? Формы выражения извинения, благодарности. Знания, умения, навыки. Знание правил поведения во время разговора, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в общественных местах. Знание форм выражения приветствия, прощания, просьбы. Знание формы выражения извинения, благодарности. Умение применять их в практической жизни. Навыки культурного поведения. Виды работ по развитию общения. Участие в беседе, использование диалога. Дополнение высказываний партнеров. Как проходить по тротуару, приветствовать знакомых, помогать инвалидам, старикам. О неприличиях в поведении и др. Разыгрывание ситуаций, предложенных педагогом. Анализ поведения участников игры. Формы, выражающие просьбу. Практические действия: узнавание дороги у прохожих, милиционера; общение с продавцами в магазине. Знания, умения, навыки. Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|