Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 20 страница




Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992.

Лявшина Г.Х. Психосексуальное развитие детей. СПб., 1996.

7\. Лявшина Г.Х. Изучение сексуального поведения детей (Опыт соци­ального исследования) // Психотерапия и сексология. СПб., 1997.

Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно от­сталых детей. - М., 1990.

Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями /Книга для родителей. - М., 1996.

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонени­ями в развитии. М., 2000.

Маллер А. Р. Принципы обучения детей с глубокими умственными нарушениями // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 2000.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подго­товка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 1988.

Малофеев Н.Н. Современные этапы в развитии системы специаль­ного образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития //Дефектология, 1997, № 4.

Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наслед­ственных болезнях. М., 1988.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1998.

Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология, 1997, № 1.

Мастюкова Е.М., Певзнер М. С, Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития: Учебное пособие. Вып. Иркутск, 1992.

Маховер Г. Тест «Нарисуй человека». Альманах психологических те­стов (изд.З-е). М., 1996.

Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Клас­сификация психических и поведенческих расстройств (МКБ —10) / Под ред. Ю.Л.Нуллера, С.Ю.Циркина. - СПб., 1994.

Мнухин С.С. О клинико-физиологической классификации состоя­ний общего психического недоразвития у детей // Труды института им.В.М.Бехтерева, 1961, ст.25.

Мнухин С.С, Исаев Д.Н. О процессах адаптации при олигофрении // Кн. Восстановительная терапия и социально-трудовая реадапта­ция. - Л., 1965.


 

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира, Хрестоматия. Составитель Л.М.Шипицьша. СПб., 1997.

Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра), /под ред.Царева А.М., Псков, 1999.

Обучение детей бытовым навыкам. Из кн.: Б.Бейкера и А.Брайтмана. Путь к независимости / Пер.и ред.А.Битова, Обнинск, 1999.

Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностя­ми здоровья. /Под ред.С.И.Григорьева, Л.Г.Гуляковой. - Барнаул-Москва, 1997.

Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре гПскова/Под ред.С.В.Андреевой. - Псков, 2000.

Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред.Ж.И.Шиф, М., 1965.

Отбор детей во вспомогательные школы/ Под ред.С.Д.Забрамной, М., 1971.

Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. -СПб., 1997.

Парфентьева О.В. О судебно-психиатрической экспертизе потер­певших, страдающих олигофренией //Суд.-мед.экспертиза, 1978, №2.

Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.

Певзнер М.С, Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигоф­ренов. М., 1963.

Певзнер М.С, Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности (ва­риант гидроцефалии). М., 1982.

 

Пиз А. Язык жестов / Пер.с англ. Воронеж, 1992.

Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. / Пер.с англ. Н.Новгород, 1992.

Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер, с англ.М., 1997.

Поппе Г.К. Половые различия при олигофрении. Сборник науч­ных трудов под ред.Д.Н.Исаева. -Л., 1986.

Принципы отбора детей во вспомогательные школы. /Под ред. Г.Н.Дульнева, А.Р.Лурия, М., 1973.

Прихожан А.М. Представления подростков и юношей о своей будущей семейной жизни, и воспитание в родительской семье // Семья и личность. ~ М., 1981

Прокофьев СО. Духовные судьбы России и грядущие мистерии Святого Грааля. М., 1995.

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

Процко Т.А., Китина О.Г. Значение совместной деятельности ум­ственно отсталых школьников для формирования межличност­ных отношений в группе//Дефектология № 1, 1991.

Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневро­логии. / Под ред. Исаева Д.Н. и Кагана В.Е.

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Воспитание аномального ребенка в семье. // Основы обучения и воспитания аномальных детей. / Под ред. АИДьячкова. М., 1965.

Романова Е. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в психологи­ческой диагностике. М., 1992.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1970.

РюклеХ. Ваше тайное оружие в обшении. Мимика, жест, движение /Пер.с нем. М., 1996.

Семья в психологической консультации. /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина,М.

Смирнова А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. М., 1967.

Смирнова И.А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе // Проблемы патологии развития и рас­пада речевой функции. СПб., 1999.

Соломатина И.В. Программа сенсорного развития для детей с гру­быми множественными нарушениями // Дефектология, 1998, №2.

Сорокин В.М. Характер длительных эмоциональных пережи­ваний родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Социаль­ное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, воз­вращение в жизнь. М., 1998.

Специальная школа. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограни­ченности. / Под ред. Левина А., Ласкевич Н, Минск, 1996.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. Л., 1990.

Стернина Т.З. Понимание эмоционального состояния другого че­ловека детьми с умственной отсталостью // Дефектология, 1988, №3.

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возра­ста. (Клиника олигофрении). Т.З, М., 1965.

Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

Дети с недостатками развития. М., 1988.

Ткачева В.В. К вопросу о создании психолого-педагогической по­мощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии //Дефектология, 1999, № 3.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитыва­ющими детей с отклонениями в развитии. - М., 1999.

127. Хелльбрюгге Т., Лайоси Ф., Линарад. и др. Мюнхенская функцио­нальная диагностика развития. Минск, 1997.

Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб., 2000.

Чарова О.В., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология, 1999, № 5.

Шефер Ч., КэриЛ. Игровая семейная психотерапия. - СПб., 2000.

Шипицына Л.М. Современные проблемы социализации молодых людей с глубоким нарушением интеллекта // Основные подходы к решению проблем обучения и воспитания детей с глубокими ум­ственными и множественными. Развитие навыков общения лиц с нарушением ин­теллекта. СПб., 2000.

Шипицына Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа-центр диаг­ностики и интегрированного обучения детей с проблемами в пси­хическом развитии (научно-методическая документация). СПб., 1994.

Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реаби­литация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. - СПб., 1995.

ШипицынаЛ.М., Иванов Е.С, Асикритов В.И. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интел­лекта/Метод. пособие, — СПб., 1996.

Шипицына Л.М., Иванов Е.С, Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Крючкова Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. СПб., 1997.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб, 1998.

Шипицына Л.М., К.ван Рейсвейк. Навстречу друг другу: пути интег­рации. СПб., 1998.

Шипицына Л.М., Паниер М., Вейнс и др. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия. СПб., 1998.

Школьникова Н.Н. Система развития коммуникационного поведе­ния у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М., 1993.

Штайнер Р. Основные черты социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего. Ереван, 1992.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1989.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия се­мьи. СПб., 1999.

Энциклопедия психологических гестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. М., 1997.


 

Эфроимсон В.П., Блюмина М.Г. Генетика олигофрении, психозов, эпилепсии. М., 1978.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

КЛИНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ... 8

(в соавторстве: Е.С.Иванов, Д.Н.Исаев)

2.1. Исторический экскурс в учение об умственной отсталости 8

Г 2.2. Причины умственной отсталости 15

2.3. Патогенез умственной отсталости 19

2.4. Систематика умственной отсталости 21

2,5. Симптомы умственной отсталости 35

2.5.1. Легкая умственная отсталость 35

Умеренная умственная отсталость 38

Тяжелая умственная отсталость 41

Глубокая умственная отсталость 42

2.6. Ранняя диагностика умственной отсталости 43

Динамика умственной отсталости 47

Поздняя абилитация умственной отсталости 49

3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЦ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 57

(в соавторстве: В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова, А.А.Хилько, Л.А.Нисневич, Я.А.Смирнова)

3.1. Диагностика сенсорно-перцептивных функций у детей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 57

3.2. Диагностика социального развития детей и подростков

с тяжелой и глубокой умственной отсталостью 64

3.3. Оценка родителями сформированности социально-бытовых
навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых

детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 77

3.4. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 83

3.5. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 89

3.6. Диагностика речевого развития молодых людей с умеренной

и тяжелой умственной отсталостью 93

4. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ 99

(в соавторстве: Е.В.Михайлова)

4. 1. Значение общения в психическом развитии ребенка 99

Вербальные и невербальные средства общения 101

Особенности формирования коммуникативных навыков у лиц

с умственной отсталостью 107

Диагностика развития коммуникативных навыков у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 111

Развитие коммуникативных навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

в процессе обучения

4.6. Рекомендации по формированию вербального общения

у умственно отсталых детей 125

4.6.1. Умение концентрировать внимание и реагировать

на обращение окружающих 126

Умение воспринимать речь

Умение подражать 128

Умение соблюдать очередность 129

Умение пользоваться навыками общения

в повседневной жизни 130

4.7. Рекомендации по формированию невербального общения

у умственно отсталых детей 133

Средство невербального общения — система жестов 134

Средство невербального общения — система символов (пиктограмм)

Средство невербального общения — система «блиссимволика» (идеографическая письменная

система) 142

5. ПОЛОРОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ 145

(в соавторстве: Д.Н.Исаев)

5.1. Развитие половой идентичности и полоролевого поведения

в онтогенезе ребенка

5.2. Особенности психосексуального развития детей и подростков

с умственной отсталостью 149

Концепции полоролевой идентичности и половых ролей 152

Исследование полоролевой идентификации подростков

с умственной отсталостью 156

Результаты рисуночного теста 156

Результаты теста «Возраст Пол. Роль» (ВПР) 161

5.5. Исследование полоролевого поведения подростков

с умственной отсталостью 166

Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью 170

Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков

с умственной отсталостью 178

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ
ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(в соавторстве: Д.Я. Ясаев, В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова)

Стили и типы родительского воспитания

Рождение ребенка с нарушением психического развития

как фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи

6.3. Своеобразие взаимоотношений родителей и детей

с нарушением в развитии 191

Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью 193,

Исследование межличностных отношений в семьях,

имеющих детей с умственной отсталостью 199

6.6, Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности
ребенка с умственной отсталостью 202

6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых

детей с умственной отсталостью 206

7. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ

ОТСТАЛОСТЬЮ 217

(в соавторстве: В.М.Сорокин, Е.В.Михайлова)

Роль матери в семье умственно отсталого ребенка 217

Социальная адаптация матери, воспитывающей ребенка

с умственной отсталостью 221

7.3. Исследование личностных качеств матерей методом

наблюдения 224

Исследование личностных качеств матерей методом беседы 230

Исследование личностных качеств матерей биографическим

методом 233

Исследование уровня тревожности и ее причин у матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью 237

Исследование уровня эмоциональной напряженности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью 243

Исследование внутреннего мира матерей, воспитывающих

детей с умственной отсталостью 254

8. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЦ С ГЛУБОКИМ
НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 258

(в соавторстве: Л.А.Нисневич)

8.1. Интеграция, ее взаимосвязь с социализацией

и самореализацией личности 258

8.2. История становления социальной интеграции

умственно отсталых людей в России 269

8.3. Изменение нормативно-правовой базы в отношении

инвалидов с умственной отсталостью 274

8.4. Отношение общества к лицам с нарушением интеллекта 278

8.4.1. Информированность общества об инвалидах

с психическими нарушениями 280

8.4.2. Отношение разных категорий населения к инвалидам

с психическими нарушениями 285

8.5. Реабилитационные службы помощи умственно отсталым людям. 292

8.5.1. Центр дневного пребывания. 294

8.5.2 Рекомендации по психолого-педагогической
реабилитации детей с умственной отсталостью
и их родителей 301

9.С0ЦИАЛЬН0-ПСИХ0Л0ГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ
С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ 308

9.1. Принципы и формы реабилитации в Кемпхилльских общинах... 309

9.2. Исторический аспект идей общинного проживания в России....


 

Структура Центра социально-психологической реабилитации «Деревня Светлана» 314

Ритм жизни в Центре «Деревня Светлана» 320

Индивидуальные особенности социально-психологической реабилитации молодых людей с нарушением интеллекта, проживающих в Центре «Деревня Светлана» 324

10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 335

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 338

Методика «Карга наблюдений» 338

Методика «Социограмма». Педагогический анализ социального развития людей с множественными нарушениями 352

Анкета для определения социально-бытовых навыков 365

Анкета для определения эмоционально-поведенческих особенностей 367

Схема логопедического обследования молодых людей

с нарушением интеллекта 369

Тест-опросник родительского отношения к детям 371

Психологическая автобиография 374

Методика «Шкала самооценки» 376

Методика «Семантический дифференциал» 378

1.10. Методика «Незаконченные предложения» 379

1. Методика исследования самоотношения 380

Методика «Самоактуализация» 383

Анкета № 1. «Информированность об инвалидах

с психическими нарушениями» 392

1. Анкета № 2. «Отношение к инвалидам

с психическими нарушениями» 393

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 395

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 437

(в соавторстве: А.А.Хилько)

ЛИТЕРАТУРА 484


Л.М. Шипицына

 

«НЕОБУЧАЕМЫЙ» РЕБЕНОК В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ

 

Корректор И.А.Соколова Художник А. Ю. Никулин Верстка В.Э.Щуцкий

 

Подписано в печать 4.03.2002 Формат 60x8 Печать офсетная. Гарнитура Ньютон. 31 печ. л. Тираж 5000 экз. Заказ № 630.

 

Лицензия Код 221 Серия ИД № 03873 от 30 января 2001 г. Издательство «Дидактика Плюс» 197022, С.-Петербург, ул. Профессора Попова, 8

 

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена Трудового Красного Знамени «Техническая книга» Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 198005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных