Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 10 страница







 

кухня со всей необходимой обстановкой, принадлежностями и посудой для приготовления пищи;

комната отдыха (досуга), где молодые люди рисуют, занима­ются музыкой, составляют смету расходов, обсуждают планы на день: что купить, что будут готовить;

мастерские, где молодые люди обучаются работе на компью­тере, ксероксе, изучают переплетное, гончарное дело, приобретают различные профессиональные навыки.

В Центре для молодых людей создана модель дома самостоя­тельного проживания и работы. Они не «ученики», а «хозяева» и «сотрудники» информационного бюро со следующим режимом работы:

Работа начинается в 8.45 и заканчивается в 16.00. Все сотрудни­ки приходят без опоздания и работают полный день в соответствии с распределенными обязанностями. Они имеют отпуска и получа­ют заработную плату.

Режим работы бюро на неделю безукоснительно выполняется всеми сотрудниками.

Рабочий день начинается с обсуждения меню обеда, какие про­дукты необходимо приобрести для его приготовления, сколько для этого нужно денег, нужно ли сделать какие-нибудь хозяйственные покупки, сколько денег нужно для этого. Составляется смета рас­ходов. Затем они распределяют обязанности между собой. Кто-то идет в магазин за хозтоварами, а кто-то за продуктами, остальные выполняют работы в бюро. Когда все необходимое для приготовле­ния обеда куплено, ответственные начинают его готовить. Запол­няется расходная книга. Остальные выполняют обычную повсед­невную работу (работа в мастерских, выполнение заказов).

На базе Центра методом наблюдения было обследовано 20 мо­лодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в воз­расте от 20 до 30 лет. Они посещают Центр в течение одного года. У них разные способности и коммуникативные возможности. Одна девушка из группы, играет на пианино, обладает великолепным голосом и слухом. В этой же группе находятся молодые люди, почти неговорящие. Один из них имеет лишь остаточный левосторонний слух, что требует специального способа общения со стороны взрос­лых (они должны просто строить предложения, четко артикулиро­вать). Этот молодой человек достаточно быстро нашел способ об­щения с окружающими его людьми из группы, они его понимают.

Одни из молодых людей являются выпускниками специаль­ных (коррекционных) школ, другие получали надомное обучение. В связи с этим они имеют не только разные способности, но и раз­ную степень обученности.

кроме обследования методом наблюдения в группе был прове­ден опрос молодых людей. Опросник (табл. 33) был составлен из вопросов, позволяющих определить возможности молодых людей в области навыков пространственной ориентации (вопр. № 1, 5, 8, 9), способности к общению (вопр. № 3, 4, 7), хозяйственно-бытовых навыках (вопр. № 5, 6,), в организации своего досуга (вопр. № 2, 9), в готовности к коммуникации (вопр. № 3, 4, 9).

Вопросы были построены таким образом, чтобы молодые люди могли дать краткий и точный ответ, позволяющий оценить соци­ально-бытовую адаптацию молодого человека.

Таблица 33

Опросник по социально-бытовой адаптации молодых людей

Где Вы живете?

Ваше любимое занятие? Любимая телепередача? Если перед Вами встал выбор: любимое занятие или просмотр телепередачи — что бы Вы выбрали?

Есть ли у Вас друзья? С кем Вы дружите на работе, дома?

Нравится ли Вам, когда приходят гости? Хочется ли Вам с ними поговорить? Поделиться радостью, горем?

Где Вы покупаете хлеб? Если магазин закрыт, что Вы будете делать?

Умеете ли Вы готовить? Любите готовить пищу? Что Вам нужно для приготовления любимого блюда?

Для чего нужна работа? Работать надо обязательно?

Как Вы добираетесь до центра один (одна)? Каким транспортом? Вы больше любите ходить пешком или ездить на общественном транспорте?

Любите ли Вы гулять по Санкт-Петербургу? Представьте себе, что Вы оказались в незнакомом месте. Как Вы будете добираться до­мой?

Нами были использованы критерии оценки уровня социально-бытовой адаптации молодых людей (Зинкевич-Евстигнеева, Нис-невич, 2000) по их ответам и результатам наблюдения:

Начальный уровень предполагает наличие у молодого челове­ка элементарных социально-бытовых навыков, которые он ис­пользует в конкретной деятельности совместно со взрослыми.

Достаточный уровень предполагает, что молодой человек име­ет представление о социально-бытовых навыках, использует их в тех ситуациях, которые он отработал на занятиях. В незнакомой ситуации молодой человек не может использовать имеющиеся у пего навыки. Знания и умения применяет и самостоятельно, и при контроле и частичной помощи окружающих.

Самостоятельный уровень — достаточно высокий уровень развития социально-бытовых навыков, молодой человек свободно использует их даже в незнакомых ситуациях самостоятельно или при частичной помощи окружающих.

По результатам наблюдения и беседы по опроснику были выяв­лены отличительные особенности каждого молодого человека. Рассмотрим их более подробно на конкретных примерах.

Пример 1. Боря, 21 год. До поступления в Центр обучался в спе­циальной (коррекционной) школе. Умеренная степень умственной отсталости. Речь внятная, четкое и правильное звукопроизношение. Заторможенный, малоактивный молодой человек, не стремящийся к проявлению инициативы. По волевым качествам более склонен к подчинению.

Адекватно общается с окружающими, готов всем помочь, если попросят. Может выполнить самостоятельно (из того, что умеет делать) бытовое поручение.

Боря имеет достаточный уровень социально-бытовой адапта­ции.

Беседа с Борей

Ответы на вопросы опросника

В Санкт-Петербурге.

Смотрю телевизор. Любимые передачи: музыкальные.

Друзья есть. На работе я дружу со всеми.

Люблю, люблю с ними что-нибудь обсудить.

Покупаю хлеб в булочной. Или в универсаме.

Умею готовить немного, не очень. Бутерброды.

Работа нужна. Обязательно, для общения.

Сам. Трамваем. Люблю.

Не знаю.

Пример 2. Виталий, 21 год. До поступления в Центр обучался па дому. Умеренная степень умственной отсталости. Речь невнят­ная, но понимает речь других людей. Вербальное общение затруд­нено. Обследован только методом наблюдения.

Эмоционально неустойчив, наблюдаются капризы, угнетенные состояния. По волевым качествам более склонен к подчинению.

Адекватно общается с окружающими, при частичной помощи самостоятельно выполняет элементарные хозяйственные работы.

Виталий имеет начальный уровень социально-бытовой адаптации.

Пример З.Даша 20 лет. Окончила специальную (коррекционную) школу 1 вида. Умеренная степень умственной отсталости. Четкая, правильная речь. Хорошо играет на пианино и поет.

Эмоционально неустойчива, проявляет черты лидера, любит поучать и указывать другим, что и как делать. При необходимости помогает окружающим. Обладает завышенной самооценкой, но при этом теряется в незнакомых местах и сложных социально-бы­товых ситуациях. Достаточно высокий уровень хозяйственно-бытовых навыков, которые она применяет самостоятельно или при частичном контроле.

Даша имеет достаточный уровень социально-бытовой адапта­ции.

Беседа с Дашей

Ответы на вопросы опросника

Далеко.

Всякое разное. Люблю смотреть «Угадай мелодию».Не знаю.

У меня много друзей и на работе, и соседи. 4.Да.

 

Хлеб покупаю в киоске, пойду в универсам.

Да, хорошо. Я все люблю готовить.

Для того, чтобы жить — работать обязательно.

Иногда на машине подвозят, иногда еду сама на троллейбусе. Люблю ездить на общественном транспорте.

Люблю. Спрошу у прохожих.

Для получения более полной картины о социально-бытовой адаптации умственно отсталых молодых людей, находящихся в Центре, была составлена анкета для родителей, в которой им пред­лагалось ответить на десять вопросов. Анкеты заполняли матери молодых людей. Оценка результатов анкетирования родителей представлена в табл. 34.

Все родители отметили, что в результате регулярного посеще­ния Центра у детей происходит развитие самостоятельности, само это посещение им нравится, общение в коллективе помогает более уверенно чувствовать себя и в окружении обычных людей. Желание помогать по дому возникает только у 28,6% молодых людей, т. к. раньше им в семье не ставилась такая задача.

В результате нахождения в Центре, по мнению родителей, у 72,4% молодых людей изменилось отношение к самому себе, у них стала более правильная самооценка.

У 57,1% родителей появилось чувство, что их ребенок становит­ся взрослым. Это говорит о том, что у родителей появилась уверен­ность в достаточности уровня самостоятельности их ребенка, его защищенности перед окружающим миром.

Все родители выразили одобрение по поводу существования такого Центра реабилитации и единодушно заявили о необходимо­сти создания подобных Центров во всех районах города.

Резюмируя результаты проведенного социально-педагогиче­ского исследования можно сделать следующие выводы:

Уровень самостоятельности молодых людей, находящихся в группе, в течение года стал значительно выше. Большинство вос­питанников достигли достаточного уровня социально-бытовой адаптации.

Проведенная социально-бытовая подготовка позволила вос­питанникам приобрести новые знания в самообслуживании, при­готовлении пищи, мытье посуды и стирке белья, умении пользо­ваться деньгами, выполнении разных домашних работ и др.

Появились навыки пространственной ориентации в районе на­хождения «Центра». Молодые люди научились самостоятельно по­сещать продовольственные и хозяйственные магазины. Часть из них применяют полученные навыки дома. Некоторые из воспитан­ников могут самостоятельно добраться до Центра от места прожи­вания либо пешком, либо на общественном транспорте.

За время нахождения в группе у молодых людей с нарушения­ми интеллекта сложились определенные отношения в коллективе. Они перестали быть обособленными друг от друга, знают, что в Центре у каждого из них одинаковые права и одинаковые обязан­ности. Каждый из них понимает, что у окружающих их «сотрудни­ков» свои индивидуальные способности и особенности. Не смотря на то, что у всех разные личностные особенности и их эмоциональ­но-волевые проявления, молодые люди в своем коллективе нахо­дят взаимопонимание при организации досуга и решении других общих задач.

Как положительный результат, можно отметить, что пребыва­ние в течение одного года в Центре способствует тому, что молодые люди с нарушением интеллекта могут самостоятельно организо­вать проведение своего дня в «Центре», при этом не просто проси­дев там, а участвуя во всех мероприятиях либо самостоятельно, либо при частичной помощи воспитателей.

Родители умственно отсталых молодых людей почувствовали, что их жизнь с детьми стала легче. Иногда можно попросить своего ребенка выполнить несложное поручение, например, помыть по­суду или сходить в магазин за хлебом.

У всех молодых людей без исключения появилось желание по­сещать общественные места. Их не пугает встреча с большим коли­чеством незнакомых людей. Воспринимая посещение Центра как работу, у многих молодых людей изменилось отношение к самому себе, они почувствовали свою полезность обществу

Исследование показало, что даже после одного года нахожде­ния в реабилитационном Центре молодые люди могут жить само­стоятельно при незначительной помощи. Таким образом, можно заключить, что такие центры необходимо создавать и развивать. Польза, получаемая воспитанниками в результате пребывания в таком Центре, несомненна.

8.5.2. Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации детей с умственной отсталостью и их родителей

В формировании и становлении личности ребенка с нарушени­ем интеллекта первостепенная роль принадлежит его семье, нали­чию в ней благоприятного, здорового психологического микро­климата, правильно протекающих процессов взаимопонимания между родителями и детьми. Нарушение межличностных отноше­ний в семье влияет на развитие психического и социального здоро­вья ребенка.

Непонимание причин и психических особенностей ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии ведет к дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоцио­нально-личностное развитие. Отсутствие учета родителями инди­видуальных особенностей развития детей приводит к искаженному восприятию и непониманию ребенка родителями. Приписывая ребенку личную и социальную несостоятельность, представляя его неуспешным, неприспособленным, родители не доверяют ему, считают маленьким неудачником. В связи с этим родитель старает­ся либо оградить ребенка от трудностей жизни, чрезмерно опекая его, либо строго контролировать его социальные достижения, тре­буя при этом социального успеха. Такие особенности в межличнос­тных отношениях родителей и детей приводят к дискомфорту пси­хического состояния ребенка, вызывая у последнего тревожность, чувство неполноценности и конфликтность с семьей.

Для преодоления выявленных проблем в общении родителей с детьми, предотвращения негативного влияния на психическое здоровье ребенка необходима реабилитационная работа со всей семьей.

Реабилитационная работа должна строиться по трем направле­ниям:

работа с родителями;

работа с детьми;

работа с семьей в целом.

В каждом направлении используются индивидуальные и груп­повые формы работы.

Работа с родителями

Помощь детям с нарушением интеллекта заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителям. Такая поддержка долж­на быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение их реальных потребностей, общественное признание, оценку и разви­тие саморегуляции.

Родители, воспитывающие умственно отсталых детей, страда­ют от недостатка информации по многим вопросам развития таких детей и их воспитания. Опыт работы с детьми, имеющими пробле­мы в развитии, показал, что их родителей интересуют вопросы организации общения ребёнка с другими, приспособления к окру­жающему миру, обеспечения ему достойного будущего, наиболее эффективной помощи.

Потерявшие уверенность в себе родители не могут правильно организовать процесс воспитания в результате растерянности, ра­зочарования, дезориентации в расстановке приоритетов и слабой морально-психологической поддержки со стороны медиков, пси­хологов и социальных служб.

Цель работы с родителями — знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития умственно отсталого ребен­ка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

Результатом реабилитационной работы должно стать: знание и понимание ребенка родителями, принятие его таким, какой он есть.

Реабилитационный процесс работы с семьей включает три бло­ка: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу

Задачей просветительского блока коррекционной работы с се­мьей является ознакомление с основными закономерностями раз­вития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности роди­телей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», «Родительские семинары» и др.

Консультационный блок представлен индивидуальной фор­мой работ с семьей. Организация «Консультативных центров для родителей», «Телефонов доверия» должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье.

Индивидуальные консультации могут проводить психологи, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на со­вместных консилиумах всеми специалистами сразу.

Собственно коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития ребенка, в данном блоке используются:

1) беседа с каждым членом семьи, с обоими родителями, со всей
семьей — семейная психотерапия;

игровые сеансы для родителей и детей;

групповые занятия с родителями, с детьми;

организация групп взаимопомощи для родителей;

проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми.

В беседах с родителями обсуждается опыт налаживания взаимо­отношений на основе устранения таких особенностей родительс­кого отношения, как низкое уважение ребенка, негативизм, агрес­сия или пассивность по отношению к ребенку, эмоциональная холодность, раздражение. Содержание бесед составляют также сле­дующие вопросы: удовлетворение потребности ребенка в любви со стороны родителей; притязания родителей и возможности ребен­ка; охранный режим воспитания в семье для ребенка с проблемами в развитии. Беседы с обоими родителями могут выливаться в се­мейные дискуссии. В процессе семейной психотерапии могут ис­пользоваться такие приемы, как заключение контракта родителей с детьми, инверсия ролей.

Беседы способствует нормализации эмоциональных связей, усилению внутренних ресурсов семьи в целом и ее членов, что помогает преодолеть возникшие нарушения в межличностном об­щении.

Эффективным методом для решения задач коррекции отноше­ний родителей с детьми является игротерапия. Эффективность метода определяется особенностями игры. Игра представляет воз­можность — личности занять позицию субъекта деятельности, по­зволяет моделировать различные ситуации. Игротерапия детско-родительских отношений позволяет лучше понять, почувствовать ребенка родителями, увидеть себя со стороны, почувствовать эф­фективность своего отношения к ребенку. Эффективно использо­вать в коррекционных родительских группах и детских группах проигрывание ролей, театротерапию. Творчество является разно­видностью поисковой активности, направлено на изменение ситу­ации или изменения самого субъекта, его отношения к ситуации. Фридрих Шиллер заметил: «Только в игре ребенок становится человеком». Взрослый тоже.

Групповые родительские занятия помогают освоить терапев­тический подход родителей к ребенку. Цели и формы групповой работы ограничены родительскими проблемами. Не ставятся зада­чи личностного развития членов группы. Группа обсуждает пробле­мы воспитания детей и общения с ними: повышение внимания родителей к ребенку, выработка более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с умственно отсталым ребен­ком.

Коррекционные группы родителей должны быть постоянны­ми, не превышать 10 человек, объединятся общностью проблемы. В родительских группах практикуются разнообразные методы пси­хокоррекции: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступ­ков, действий детей, а также специальные упражнения по развитию навыков общения.

Метод групповой дискуссии, используемый в группе, повыша­ет психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблема позволяет сформировать индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций и «видеокоррекций».

Метод анализа поступков детей и родителей основан на составлении реестра этих поступков и их классификации на положитель­ные и отрицательные с последующей характеристикой поведения в одной и той же ситуации родителей, принимающих и не прини­мающих своего ребенка.

Параллельно в отдельных группах должна вестись работа но психологической поддержке родителей, изменению их самооцен­ки. Чувства родителей умственно отсталого ребенка могут варьиро­вать от шока и отчаяния до ощущения собственной вины в болезни ребенка. Родители сосредотачивают свое внимание на проблемах ребенка до такой степени, что часто забывают о самом ребенке. Они не замечают его хороших качеств. Родители легче будут восприми мать ситуацию, если будут знать, что они не одни. Возможно создание групп взаимопомощи родителей, «Творческих мастерских родителей», имеющих общие или сходные проблемы и нужды. Каждый участник такой группы не только принимает помощь других, но и ее осуществляет, активизируя и развивая для этого собственные ресурсы и силы.

Коррекционная работа с родителями в форме «Родительского семинара» позволит обсуждать типичные ошибки родителей в воспитательных воздействиях и установках, вырабатывать конкретные рекомендации по их коррекции. Наиболее типичными ошибками родителей являются:

~ излишне негативная оценка деятельности ребенка, что влечет за собой неуверенность в себе, нежелание еще раз попробовать, помочь ребенку сделать то, что у него не получилось или получи лось плохо;

распространение негативной оценки отдельных сторон деятельности ребенка на всю его личность, что приводит к ускорению формирования у него комплекса неполноценности и его углубления, который в силу сложившихся обстоятельств легко возникаем и без родительского отношения;

негативная эмоциональная окраска высказываний, обращенных к ребенку. Как уже отмечалось ранее, эти дети очень чувствительны, и поэтому любой резкий окрик или угрожающие инто­нации способны вызвать у них сильные переживания и быть при­чиной развития нервных расстройств;

противопоставление ребенка, его дел или поступков со сверстниками, в особенности со здоровыми детьми. В силу эмоцио­нальной восприимчивости этих детей, такие сравнения оказывают психотравмирующее воздействие;


 



отсутствие системы взаимоотношений с ребенком, в которой он может воспринимать себя благоприятно, как норму, и нормаль­но реагировать на чужие успехи без снижения самооценки;

несоответствие (завышение) психологической нагрузки на ребенка, в процессе его социальной адаптации, его возможностям;

резкие переходы от родительских, только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Результатом необходимых коррекционных воздействий долж­но быть исправление ошибок, развитие контроля у родителей за своим общением с детьми, за своими эмоциями и их внешними проявлениями.

В связи с появлением умственно отсталого ребенка в семье V родителей в условиях тяжелого семейного горя вырабатывается полная жизненная ориентация. Зная её наличие и правильно квалифицируя, удаётся учесть её влияние на процесс лечения, реабилитации ребёнка, а также дать соответствующие советы и назначения пня родителей.

Ни в коем случае нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личност­ных качеств.

 

Организация общения и совместной деятельности родителей с детьми

Проведение совместных вечеров (дел) родителей с детьми является эффективным реабилитационным методом. В процессе совместных действий, общности цели и интересов родители сближа­ются с детьми, они переживают благоприятную атмосферу сотрудничества, ощущения удовлетворения от проделанного дела, а зна­чит, от общения друг с другом. Наблюдая за достижениями детей, успешностью, состоятельностью ребенка в данном деле, у родителей формируется эмоционально положительное отношение к ребенку принятие его таким, какой он есть. С этой целью рекомендуется устраивать совместные праздники детей и родителей, приглашать на творческие выставки и конкурсы.

Нетрадиционные формы организации родителей и их детей, как показала практика, могут дать прекрасные результаты. Напри­мер, одной из таких форм является объединение семей по территориальному признаку в «клубы по интересам». Родители детей, и удобное для них время, вместе собираются «у самовара», отмеча­ют дни рождения и другие праздники, делятся опытом. С интере­сом посещают занятия различной направленности, которые проводятся как для родителей, так и для их детей.

 

Работа с детьми

Снижение интеллекта человека не означает ущербности лично­сти и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с по­мощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться. Чем более выражена степень умственной отсталости, тем затруднительное общение и тем боль­шая помощь необходима со стороны семьи и общества.

В самом неблагоприятном случае умственно отсталый человек может провести всю свою жизнь в специальном учреждении. Рабо­та, лечение, образование — всё в жизни таких людей происходит в рамках этих специальных учреждений. У умственно отсталого ре­бенка нет никаких возможностей для контакта с миром «нормаль­ных» людей. Быть умственно отсталым означает, что человеку тре­буются какие-то специальные услуги, но это не значит, что человек должен прожить свою жизнь в стенах интерната. Нужно увеличить материальную и моральную помощь семьям, где есть умственно отсталые и изменить отношение к ним в обществе, тогда умственно отсталые дети смогут жить со своими родителями до достижения того возраста, когда дети обычно покидают свой дом. По достиже­нии этого возраста они могут переселиться в небольшой приют для взрослых или в собственную квартиру. В этом случае появится воз­можность учитывать не только минимальные материальные по­требности, но и психологические тоже.

Альтернативным типом интернату может быть, к примеру, жи­лой дом, на четыре-пять человек. Есть опыт в ряде стран, напри­мер, в Финляндии, который показывает, что такие дома могут рабо­тать иначе, чем большие интернатные учреждения. Подобные структуры дают хорошие результаты, а именно:

небольшие группы детей, взрослых и персонал имеют боль­ше возможностей для близкого общения;

персонал более активно участвует в решении жизненных проблем, несёт большую ответственность за принятые им решения;

такая обстановка даёт возможность умственно отсталым па­циентам проявить свои способности и умения.

Очень важным направлением социальной интеграции являет­ся понимание родителей здоровых детей, а также и общества в це­лом - общественного признания прав людей с интеллектуальными недостатками. Конечно, решить эту задачу не в наших силах, но


 

внести вклад в её решение можно. Важно, чтобы люди, работающие с такими детьми (взрослыми) видели перед собой задачу, стреми­лись ее понять и решить. Судьба человека во многом также опреде­ляется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к адаптации, то есть приспособлению ко всему много­образию жизни при любых условиях. Уровень адаптивности по­вышается или понижается под воздействием воспитания, условий и образа жизни.

Таким образом, главная задача родителей, врачей, педагогов, психологов и социальных работников предельно проста: мы не мо­жем дать людям с ограниченными интеллектуальными возможнос­тями другого полноценного здоровья, значит должны дать им дру­гую полноценную жизнь.

Индивидуальная и групповая работа с детьми должна быть на­правлена на коррекцию психического состояния ребенка (тре­вожность, конфликтность, собственная неполноценность), а также гармонизацию отношений с родителями.

Для коррекции психического состояния ребенка применяются различные методы: психодрама, театротерапия (зарисовки, этю­ды), игротерапия, тренинговые индивидуальные и групповые заня­тия. Группы детей формируются по общности нарушений эмоцио­нально-личностного развития ребенка: по общности интересов и симпатий детей.

Кроме этого, работа по социальной адаптации учеников, про­водимая педагогами и воспитателями на занятиях в школе, также направлена на коррекцию общения ребенка со взрослыми, члена­ми семьи, правильного понимания мира взрослых.

В организации психолого-педагогической коррекции наруше­ний межличностных отношений родителей с детьми необходимо соблюдать основной принцип — совместная реабилитационная ра­бота психологов, педагогов и родителей.

В результате такой работы, с учетом полученных знаний о спе­цифике ребенка, родители должны «переломить», изменить свое отношение к ребенку; эмоционально принять его таким, какой он есть.

Гармонизация отношений к ребенку со стороны родителей, учет его индивидуальных и возрастных особенностей в процессе воспитания, стремление к созданию благоприятной психологичес­кой атмосферы в семье, положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка, обеспечивает условия для оптимального процесса его социализации и интеграции.

9. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПОВ КЕМПХИЛЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Значительное число всех реабилитационных программ для ум­ственно отсталых лиц по улучшению качества жизни направлено преимущественно на младенческий, детский и подростковый воз­раст. Это понятно, потому что, если их проблемами начинают зани­маться в раннем возрасте, то можно достичь ощутимых результатов в социализации. Но как только дети достигают юношеского возра­ста и вступают во взрослую жизнь они перестают быть предметом пристальной заботы со стороны нашего государства. В лучшем слу­чае им предлагают психоневрологические интернаты, где их жизнь очень быстро «скатывается» до низкого уровня. Получается, что огромный труд педагогов, врачей, психологов, родителей, разного рода обслуживающего персонала, словом всех, кто участвовал в на­чальном становлении этих детей, сводится на нет.

Возникает вопрос: «А может быть эти люди с проблемами пси­хического развития действительно социально безнадежны? Их уде­лом могут быть лишь только примитивные условия жизни, они дол­жны быть преданы социальной изоляции, а значит человеческому забвению?»

Здесь, во-первых, нужно заметить, что эти люди ~ тоже лично­сти и относиться к ним нужно по-человечески. Они не больные. Они другие. И мы тоже все разные. Хорошо известно, что если че­ловека изолировать от нормального общения, он теряет человечес­кие навыки. Наглядным примером является Каспар Хаузер (2).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных