Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 4 страница




6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью

Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами ум­ственно отсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложны ми, в них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой — больной ребенок. Эти взаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка с умственной отсталостью. Для изучения их особенностей были проведены исследования в семьях, воспитывающих взрослых детей с болезнью Дауна. Они проведены под руководством профессора Д. Н. Исаева выпускницей Института специальной педагогики и психологии Устиновой Т.А., педагогом-дефектологом и матерью собственного взрослого ребенка, страдающего этим заболеванием.

Проведенное в настоящей работе обследование семей воспитывающих взрослых детей с синдромом Дауна, выявило, что лишь пятая часть детей посещала образовательные учреждения, обучаясь в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушениями интеллекта. Оставшиеся 80% не учились вообще не потому, что не в состоянии были овладеть специальной программой обучения. Этим детям «не повезло» с диагнозом, они получили клеймо «необучаемых».

Для изучения психологических особенностей и взаимоотноше­ний между родителями и детьми, в рамках поставленной цели были проведены исследования в двух группах: основной и контрольной, в количестве 20 семей — каждая.

Основная группа была представлена семьями, воспитывающими взрослых детей (от 18 до 23 лет) с болезнью Дауна. Место прожива­ния семей — разные районы Санкт-Петербурга. Из общего числа семей — 19 полные и в одной семье дочь воспитывает одна мать, поскольку отец оставил семью сразу после рождения больного ре­бенка. То есть, всего родителей — 39 человек. В 12-ти семьях боль­ной ребенок - единственный, в 12-ти воспитывается два ребёнка и в 2-х семьях — трое детей, причем в последних двух случаях больной ребенок — младший. Среди детей мальчиков — 13, девочек — 7.

В свое время только 9 детей в разном возрасте и с разной про­должительностью (1,5—2,5 года) посещали детские дошкольные учреждения, в частности специализированные детские сады. В от­дельных случаях пребывание ребенка в детском саду ограничива­лось несколькими месяцами.

Среди родителей высшее образование имеют 13 мужчин и 9 женщин, среднее специальное — 4 мужчин и 11 женщин, сред­нее — 2 мужчин. По своему социальному статусу рабочими явля­ются 6 мужчин, служащими — 13 мужчин и 8 женщин, неработаю­щими — 12 женщин, из них только 1 пенсионерка, а остальные — домохозяйки трудоспособного не пенсионного возраста. 11 мужжчин и 7 женщин являются работающими пенсионерами.

Возраст родителей больных детей составляет от 38 до 65 лет; 4 детей родилось у родителей, когда им было 20—25 лет, 7 детей ро­дились у родителей, возраст которых составил 26—36 лет и 9 детей родились в семьях, возраст родителей которых превысил 36 лет.

Контрольная группа была представлена 20-ю семьями, имеющи­ми здоровых детей, возраст которых составляет 16-18 лет, из них

11 юношей и 9 девушек, то есть это дети, заканчивающие общеобразовательные учреждения. Перед их родителями стоят схожие
с основной группой проблемы ближайшего будущего устройства
своих детей. Все семьи полные, в 8-ми семьях воспитывается один
ребенок, в 12-ти — двое детей.

Среди родителей высшее образование имеют 16 мужчин и

12 женщин, а среднее специальное — 4 мужчин и 8 женщин. Все родители - мужчины данной группы работают, причем 18 человек из
них являются служащими и только 2 — рабочими. Среди женщин —
I 1 служащих, 4 рабочих и 1 мама неработающая (домохозяйка).

13 качестве инструментальных средств исследований были использованы личные наблюдения и набор психологических тестов.

в ходе наблюдений, которые проводились длительное время, причем в 13 семьях — в течение нескольких лет, делались попытки обобщить и классифицировать сложную гамму взаимоотношений в обследуемых семьях. При этом многие нюансы пришлось либо просто не учитывать, либо «огрублять». Выявленные в результате такой классификации семейные отношения представлены ниже.

Основными видами отношений между родителями являются:

отношения партнерства (45%);

доминирования (28%);

дружеские отношения (27%).

Отношения между родителями и детьми в основном определе­ны как:

опекунские (42%);

дружеско-покровительские (41%);

покровительские (17%).

Выделенные группы и виды отношений характеризуют в конеч­ном итоге семью, определяют её тип, доминирующий в ней стиль воспитания.

Очень благоприятны для детей дружеские, партнерские отно­шения между супругами. Психологический климат в таких семьях (а их большинство - 73%) благотворно влияет на весь уклад семей­ной жизни.

Наличие больного ребенка в семье обязывает родителей прояв­лять взаимную заботу, оказывать друг другу помощь, «прятать» от­рицательные эмоции или отодвигать их на второй план.

Деструктивные отношения между родителями в рассматривае­мых семьях (27%) имеют место в связи с позицией доминирования, занимаемой, как правило, отцом. При деструктивных отношениях нет взаимопонимания между членами семьи, их жизнь становится излишне автономной, отсутствует эмоциональная привязанность и солидарность. При этом, основная роль отца, по его мнению, сво­дится к материальному обеспечению семьи, все остальное должно быть подчинено этому.

Как же обстоит дело в обследуемых семьях? В результате изуче­ния на основе наблюдений было выявлено два основных типа вос­питания: гармоничный и деструктивный.

Пример гармоничного, гуманного воспитания. Семья состоит из трёх человек — отец, мать и ребёнок — инвалид с болезнью Дауна,18 лет. Средний возраст родителей — 40 лет, образование у обоих родителей высшее, по профессии мама педагог, папа — кандидат технических наук. Межличностные отношения между супругами основываются на взаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являются доброжелательность, ответ

 

ственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизни создает положительное впечатление. Социальный статус ни матери, ни отца не носит ярко выраженного лидерского положения, отношения скорее можно назвать паритетными. В воспитании ребёнка оба родителя принимают участие в равной мере, при этом в наличии — желание воспитывать и развивать ребёнка всеми доступными спо­собами. Организация жизни семьи, хозяйственно-бытовое обеспе­чение и проведение досуга — всё это решается сообща, учитывается мнение каждого члена семьи, в том числе и ребенка. Воспитатель­ный климат семьи таков, что совершенно очевидно наличие пе­дагогической системы: родители в полной мере осознают задачи, стоящие перед ними и разумно используют методы поощрения и принуждения в воспитании. Уровень педагогической культуры родителей, их подготовленность по многим вопросам развития и воспитания можно назвать достаточными. Родители тонко чув­ствуют и хорошо знают особенности своего ребёнка, поэтому впол­не адекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в ре­ализации требований можно назвать конструктивным, организа­ционным и коммуникативным.

Пример еще одной семьи, тип воспитания, в которой можно на­звать жестким со стороны отца и слишком мягким со стороны мате­ри. Семья состоит из трёх человек — отец, мать и дочь с синдромом Дауна, 20 лет. Образование у отца высшее (инженер), у матери — среднее специальное (наладчица). Возраст родителей в среднем 55 лет. Межличностные отношения родителей основаны на непо­нимании друг друга, как по основным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание ребенка родителями очень различно. Основные принципы семейных отношений сфор­мулировать непросто: если со стороны матери наблюдается мягкое, понимающее и внимательное отношение к ребёнку то со стороны отца - жесткое, практично-рациональное. В то время как мать от­носится ответственно к ребенку й строит свои отношения на взаим­ном доверии с дочерью, то отец чаще бывает подозрительным и не старается вникнуть в нужды ребёнка, понять и помочь. В целом стиль и фон семейной жизни носит отрицательный характер. При­чиной семейных переживаний, обусловленных своеобразным ха­рактером отношений как родителей между собой, так и по отноше­нию к ребёнку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания в семье. Социальный статус отца незыблем — он в семье главный, хотя степень участия в воспитательном процес­се с его стороны незначительна, у него отсутствует само желание воспитывать ребёнка, что, как считает отец, прерогатива матери, которая занимается и воспитанием, и хозяйственно-


бытовыми проблемами семьи, несмотря на то, что она работает и вне дома. По участию в организации жизни семьи и проведению досуга каждый из родителей вкладывает свои понятия — отец должен зарабатывать деньги, а мать (жена) должна делать всё остальное, в том числе вос­питывать, развивать, лечить и учить ребёнка.

Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополуч­ным, так как отсутствует какая-либо педагогическая система (в её строгом понимании). Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Уровень педагогической культуры, подготовленность родителей к воспитанию ребёнка можно считать невысокими: имеют место и отсутствие знаний об особенностях ребёнка, и неадекватность оценки его поведения - мать завышает возможности ребенка, а отец — занижает. Последнее, кстати говоря, еще раз подтверждает слишком малое его участие в воспитательном процессе и, как след­ствие, компенсацию матерью этой недостачи излишней жалостью и гиперопекой. Из исследования этой семьи видно, что воспи­тательный процесс и психологический климат семьи носит неор­ганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. В конечном итоге это сказывается как на личностном развитии, так и на формировании навыков приспособления к жизни их дочери.

Наблюдения показывают, что отношения между родителями и детьми основной группы в большинстве случаев являются отношениями опеки и покровительства (59%), а в остальных случаях — дружеско-покровительскими (41%). Это естественное, казалось бы, родительское чувство в данном случае отражает специфику семейных отношений — взрослый-больной ребенок и по мнению родителей требует чрезмерной заботы и контроля. Объективно с этими родителями можно согласиться, однако часто при этом происходит под| мена понятий. Спектр нарушенных представлений о правильного воспитании широк. Так, например, забота о ребенке порой превращается в элементарное «все сделать самому», когда речь идет о его самообслуживании. При организации хозяйственно-бытовых ра бот, домашних дел или досуга, эти родители часто считают правиильным не привлекать ребенка, в виду его «неспособности».

Корни излишней опекаемости ребенка со стороны родителей, именно ребенка с болезнью Дауна, кроются в неправильном и информировании родителей с самого его рождения, здесь и ожидающие их перспективы, и сложности воспитания, и проблемы лечения и т. п. Информирование, как правило, осуществляется людьми, не являвшимися специалистами в данной области — врачами родильных домов, невропатологами и др., а, следовательно, родители получают неверную информацию которая накладывает на них тя желый отпечаток безрадостного будущего. Кроме того, родители в большинстве случаев ищут ответы на интересующие их вопросы в справочниках и другой специальной литературе, но, увы, чаще всего полного и исчерпывающего ответа им найти не удается. В ос­новном, информация этих источников лишь усугубляет и без того угнетенное психологическое состояние родителей, поскольку ос­новной рефрен всех этих источников — внешние признаки, эти дети необучаемы, подвержены сопутствующим часто неизлечимым заболеваниям, долго не живут, воспитываются, в основном, в ин­тернатах. До 90% родителей именно с такой информацией выпи­сываются из роддома, вступают на нелегкий, полный неизведан­ных и мучительных переживаний путь.





Родителям необходим иной вид помощи, иная, во многом про­тивоположная информация о том, что эти дети ласковые, добрые, общительные, любят музыку, в достаточной мере поддаются соци­альной адаптации, способны овладевать теми или иными видами хозяйственно-бытового труда. Иными словами, такие дети могут быть неплохо адаптированы к жизни. Подтверждением этому мо­жет послужить пример, приведенный А. Р. Маллером (1996).

Елена Ю., 21 год. Диагноз: умственная отсталость, синдром Да­уна, косноязычие, инвалид с детства второй группы. Девушка учи­лась 4 года в специальной школе Москвы (до этого находилась в школе-интернате, откуда ее исключили как необучаемую). В школе Лена научилась считать в пределах 100, решать задачи в один воп­рос, читать, переписывать с книги и доски, писать несложные диктанты. Она овладела навыками производительного труда, научи­лась хозяйственно-бытовой деятельности.

По окончании школы Лена пошла работать в спеццех. В бригаде она выполняла различные картонажные операции. Девушка могла отчитаться о проделанном, рассказать о назначении готовой продукции. Через год за хорошие показатели в работе ее перевели и основной цех картонажной фабрики. Она влилась в производ­ственный коллектив, подружилась с членами бригады. На производстве ее характеризовали положительно.

Лена часто посещает школу, интересуется жизнью бывших од­ноклассников, рассказывает о работе на фабрике.

Родители уделяют ей большое внимание. Мать и отец часто бывают с дочерью в кино, поддерживают ее увлечение грампластинками. Лена коллекционирует открытки киноартистов, знает их фамилии, в каких фильмах они снимались. У девушки развиты определенные хозяйственно-бытовые навыки. Она может убрать квартиру, помыть посуду, постирать, сходить в магазин. На работу отдаленного района ездит самостоятельно».

В данном случае потенциальные возможности ребенка были раскрыты в результате правильно построенных родительско- детских отношений и, что особенно важно, без отрыва от семьи.

Там, где родители считают ребенка равноправным членом се­мьи и относятся к нему с пониманием, как к партнеру, налицо дружеско-покровительские отношения. Дети из этих семей оказались более адаптированы к жизни: учатся или закончили школу, занима­ются спортом, принимают участие в соревнованиях, посещают бассейн и различные кружки.

Таким образом, исследование внутрисемейных отношений, проведенное методом наблюдений показало, что межсупружеские отношения в большинстве своем в данной группе обследуемых хорошие и стабильные, а отношения родительско-детские несут на себе отпечаток сверхопеки.

Психологические исследования семейных взаимоотношений осуществлялись с использованием методики Рап, позволившей получить дополнительную информацию об особенностях семейного воспитания. Ее применение позволило выявить отличия в оцепках родителей основной и контрольной групп, касающихся эмоционального контакта и дистанции с ребенком, концентрации па ребенке и отношения к семейной роли.

Результаты проведённого исследования показывают, что установки и реакции родителей этих групп отличаются по целому ряду признаков.

Так, признаки, относящиеся к оценке излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком (раздражительность, излишняя строгость, уклонение от контакта) для основной группы меньшие значения, чем в контрольной. Родители последней группы испытывают большее раздражение и более строги к своим детям, нежели родители основной группы (рис. 28). Это можно объяснить тем, что родители здоровых детей считают строгое воспитание более эффективным в условиях возможного формирования у повзрослевшего ребенка дурных наклонностей, которые необходимо пересилить. Проявления излишней уместной и неуместной самостоятельности их ребенка вызывают у них раздражительность.

Группа признаков, относящаяся к излишней концентрации на ребенке (рис. 29): чрезмерная забота, подавление воли, опасения, обидеть, исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности, подавление сексуальности, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, ускорение развития ребёнка, — имеют отличия в признаках чрезмерной заботы, вмешательства в мир ребенка и его развитие, с преобладанием их значений в основной групп.

Чрезмерная забота родителей основной группы легко объясняется тем, что больной ребенок требует больше внимания, он более зави­сим от родителей. Выраженность этого признака в свою очередь, приводит к тому, что родители стремятся все знать о ребенке, стре­мятся ограждать его от жизненных сложностей и забот.

Необходимость каждодневной заботы о ребенке и преодоле­ния связанных с этим многочисленных трудностей, их большая тяжесть, чем у родителей контрольной группы, обусловливает и стремление ускорить развитие

 
 

 
 

своего больного ребенка.


 
 


Меньшая выраженность признаков: подавление воли, агрес­сивности и сексуальности в основной группе может быть объясне­на тем, что дети с синдромом Дауна не отличаются ярко выражен­ной агрессивностью и сексуальностью, а их волевые устремления не выходят за рамки семьи, дома. Поэтому вполне объяснимо, что у родителей нет необходимости оказывать особое воздействие на эти качества детей.

Отношения супругов в семье оцениваются через признаки: за­висимость от семьи, ощущение самопожертвования, семейные конфликты, сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ро­лью хозяйки, безучастность мужа, доминирование матери и неса­мостоятельность матери. Признаки самопожертвования, сверхав­торитета родителей и несамостоятельность матери в основной группе имеют большие значения, чем в контрольной (рис. 30). Не­обходимость высокого самопожертвования родителей основной группы диктуется самой жизнью свой выбор они сделали при рождении ребенка, не сдав его государству, тем самым обрекай себя в значительной степени на самоотречение, на неизбежные моральные и материальные издержки. Родители, чьи дети лишены полноценного общения с окружающим миром, невольно становясь для них единственным авторитетом, при этом соответствующим образом формируются и взгляды родителей. Несамостоятельность матери, принявшей роль мученицы, вынужденной с одной стороны жертвовать всем во имя ребенка, а с другой — неспособной по­жертвовать собой без поддержки со стороны, например супруг определяет и высокую оценку признака «несамостоятельность матери». Мать оставляет работу, во всем зависит от мужа, который в большинстве случаев является материальной опорой семьи, складываются отношения с родственниками, которые не пони мают и не разделяют ее трудностей.

Степень согласованности оценок, даваемых родителями в основной группе, достаточно высока, о чем свидетельствует коэффициент их корреляции (р=0,8.5). Это подтверждается наблюдениями за их взаимоотношениями, являющимися достаточно хорошими и стабильными.


 

Приведённые результаты свидетельствуют о том, что взгляды родителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьми имеют различия почти в половине признаков. Гак, в семьях основной группы, воспитывающих больных детей (рис. 30), таблица значения признаков, характеризующих стремле­ние родителей к авторитарности в воспитании, отражает более низ­кие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к ро­дительской опеке, напротив, имеют более высокие показатели. Такие отличия характеризуют родителей основной группы как за­ботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихся мягкого стиля общения с ним. Такая позиция этих родителей говорит о том, что наличие в семье больного ребенка формирует их отношения, проявляющиеся в более мягком доминировании, сдержанности, умеренной строгости, терпимости. Учитывая тот факт, что наше общество в целом ориентировано на игнорирование проблем инвалидов, родители, надеясь больше на себя, подсознательно стараются оградить своего ребёнка от трудностей. Учитывая психофизические возможности подростка, родители к тому же и минимизируют диктат в воспитании.


 

Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей взрослого умственно отсталого ребенка, явля­ются:

воспитание, сопровождающееся чувством обременительнос­ти родительских обязанностей;

заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто свя­занный с незнанием его потенциальных возможностей;

вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ог­раниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потреб­ность в опоре;

постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возмож­ностей.

Превалирующим видом родительско-детских отношений в та­кой семье являются отношения опеки и покровительства.

7. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка

Роль матери, воспитывающей ребенка с нарушением интеллек­та трудно переоценить. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Часто ей не хватает знаний и умений, иногда мешают представления окружающих об ее ребенке. Бывает, что мать стесняется своего больного ребенка. Это усугубляется тем, что в нашем государстве долгое время игнорировались личные потреб­ности каждого человека, превыше всего ставился коллектив, не бы­ло индивидуального подхода, который необходим такому ребенку.

Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» мате­ринства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может ов­ладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение — эти, не соответствующие ожида­ниям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического раз­вития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявления­ми, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как след­ствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит повышение их уровня.

В случае «особого» материнства взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит

на бессознательном уровне (Д. Пайнз, 1997). Любая несправедливость по отношению к ребенку — объективно, либо субъективно
воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит

Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, не всегда благо, и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятст­вовать росту личности.

Отделение от родителей и индивидуализация, происходящая в подростковом возрасте, естественные процессы для здорового ре­бёнка - это является и важной стадией жизненного цикла роди­телей. «Утрата» может привести к позитивным сдвигам — мать становится более свободна физически и психологически. В случае воспитания ребенка с нарушением психического развития такое отделение задерживается, а иногда не происходит вообще. С одной стороны, мать бессознательно сопротивляется растущей самостоя­тельности ребенка, видя в нем смысл своей жизни и боясь стать не­нужной. Часто такую позицию поддерживают и остальные члены семьи, считая единственно правильной, привыкнув за долгие годы к определенным ролям женщины. С другой стороны, мать испы­тывает при этом неудовлетворенность и раздражение, вызванные неестественно долгой ролью матери «маленького» мальчика или девочки. Амбивалентность чувств ведет к внутреннему конфликту и невротизации.

Невротические проявления становятся практически постоян­ной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при на­блюдении следующие:

— снижение регулирующего самоконтроля;

затруднения в речевом общении со значимыми людьми, ма­лознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;

избирательность контактов — женщины предпочитают об­щаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;

при общении со значимыми людьми самооценка заметно ко­леблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Эгоцентризм переходит границы нормы, противопоставляя себя всем, мать непроизвольно фиксирована на одной теме — своем «особом» ребенке. Часто ее речь безудержна, хотя она сама может осознавать утомительность этого для окружающих. Эмоциональ­ный тон такого эгоцентризма - «почти хронический дискомфорт» (Н.В.Жутикова, 1990).

С годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тя­жести ответственности, лежащей на родителях. Внутреннее и внеш­нее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-пси­хическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери

«на мир, отношение к самой себе и другим людям» (Т. Д.Зинкевич, Л.А.Нисневич, 2000).

Возможны два варианта неконструктивного решения пробле­мы. Экстрапунитивные реакции ведут к поиску виноватых. Сопо­ставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущение личной неадек­ватности. И здесь велика опасность в формировании негативного мироощущения, которое становится средством моральной самоза­щиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений.

Не менее разрушительным для личности является самообвине­ние. Женщина видит себя источником всех бед, при этом усилива­ется самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой.

Усугубляет проблемы родителей среднего возраста и сокраще­ние временной перспективы на будущее страх собственной смерти и возможные, связанные с этим изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка».

Рождение умственно отсталого ребенка, особенно с глубокими нарушениями, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь, мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни малы­ша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают не­ровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и дру­гими членами семьи.

Состояние хронического стресса приводит к повышенной раз­дражительности, чувству постоянного внутреннего беспокойства, нарушениям сна, головным болям, различным проявлениям вегето- сосудистой дисфункции.

Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, по­стоянное беспокойство, раздражительность матери, полное, само­отреченное переключение ее внимания на больного ребенка фор­мируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если же взаимоотношения супругов остав­ляют желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становят­ся все более напряженными и часто достаточно одного неосто­рожного слова родственников или врача, чтобы семья распалась (Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина, 1991).

В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были до­верительными, теплыми, строились на взаимопонимании и люб­ви, рождение больного ребенка может еще более сцементировать семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружаю­щих, близких и общества.

Аффективная напряженность матери, возникающая при рож­дении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, прежде всего на взаимоот­ношения со своим малышом. Такая мать скована, напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна и неровна в обраще­нии с ребенком. Ребенок в этом случае обычно растет нервным, возбудимым, требующим к себе постоянного внимания, он не от­пускает ее ни на шаг, однако в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеоб­разная болезненная зависимость - «мать-ребенок». В некоторых семьях мать из-за ребенка бросает работу, ставит на себе крест, отда­вая все свои силы только малышу Малыш растет избалованным, капризным, крайне плохо адаптированным к своему окружению. С годами мать невротизируется все больше и больше, обстановка в семье накаляется. Многие такие семьи также распадаются.

Матери детей с нарушениями интеллекта очень долгое время (а иногда и всю жизнь) обращаются со своим взрослеющим ребен­ком как с малышом, боясь любых проявлений самостоятельности, в результате чего фаза раннего детства с присущим ей своенравием, капризностью, чувствам удовольствия от вседозволенности затяги­вается надолго.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных