ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 4 страница6.7. Особенности взаимоотношений в семьях, имеющих взрослых детей с умственной отсталостью Взаимоотношения в семьях, отягощенных проблемами умственно отсталого ребенка, становятся неоднозначными, сложны ми, в них появляются негативные стороны, обусловленные главной проблемой — больной ребенок. Эти взаимоотношения существенно изменяются в процессе взросления ребенка с умственной отсталостью. Для изучения их особенностей были проведены исследования в семьях, воспитывающих взрослых детей с болезнью Дауна. Они проведены под руководством профессора Д. Н. Исаева выпускницей Института специальной педагогики и психологии Устиновой Т.А., педагогом-дефектологом и матерью собственного взрослого ребенка, страдающего этим заболеванием. Проведенное в настоящей работе обследование семей воспитывающих взрослых детей с синдромом Дауна, выявило, что лишь пятая часть детей посещала образовательные учреждения, обучаясь в специальных (коррекционных) школах для детей с нарушениями интеллекта. Оставшиеся 80% не учились вообще не потому, что не в состоянии были овладеть специальной программой обучения. Этим детям «не повезло» с диагнозом, они получили клеймо «необучаемых». Для изучения психологических особенностей и взаимоотношений между родителями и детьми, в рамках поставленной цели были проведены исследования в двух группах: основной и контрольной, в количестве 20 семей — каждая. Основная группа была представлена семьями, воспитывающими взрослых детей (от 18 до 23 лет) с болезнью Дауна. Место проживания семей — разные районы Санкт-Петербурга. Из общего числа семей — 19 полные и в одной семье дочь воспитывает одна мать, поскольку отец оставил семью сразу после рождения больного ребенка. То есть, всего родителей — 39 человек. В 12-ти семьях больной ребенок - единственный, в 12-ти воспитывается два ребёнка и в 2-х семьях — трое детей, причем в последних двух случаях больной ребенок — младший. Среди детей мальчиков — 13, девочек — 7. В свое время только 9 детей в разном возрасте и с разной продолжительностью (1,5—2,5 года) посещали детские дошкольные учреждения, в частности специализированные детские сады. В отдельных случаях пребывание ребенка в детском саду ограничивалось несколькими месяцами. Среди родителей высшее образование имеют 13 мужчин и 9 женщин, среднее специальное — 4 мужчин и 11 женщин, среднее — 2 мужчин. По своему социальному статусу рабочими являются 6 мужчин, служащими — 13 мужчин и 8 женщин, неработающими — 12 женщин, из них только 1 пенсионерка, а остальные — домохозяйки трудоспособного не пенсионного возраста. 11 мужжчин и 7 женщин являются работающими пенсионерами. Возраст родителей больных детей составляет от 38 до 65 лет; 4 детей родилось у родителей, когда им было 20—25 лет, 7 детей родились у родителей, возраст которых составил 26—36 лет и 9 детей родились в семьях, возраст родителей которых превысил 36 лет. Контрольная группа была представлена 20-ю семьями, имеющими здоровых детей, возраст которых составляет 16-18 лет, из них 11 юношей и 9 девушек, то есть это дети, заканчивающие общеобразовательные учреждения. Перед их родителями стоят схожие Среди родителей высшее образование имеют 16 мужчин и 12 женщин, а среднее специальное — 4 мужчин и 8 женщин. Все родители - мужчины данной группы работают, причем 18 человек из 13 качестве инструментальных средств исследований были использованы личные наблюдения и набор психологических тестов. в ходе наблюдений, которые проводились длительное время, причем в 13 семьях — в течение нескольких лет, делались попытки обобщить и классифицировать сложную гамму взаимоотношений в обследуемых семьях. При этом многие нюансы пришлось либо просто не учитывать, либо «огрублять». Выявленные в результате такой классификации семейные отношения представлены ниже. Основными видами отношений между родителями являются: отношения партнерства (45%); доминирования (28%); дружеские отношения (27%). Отношения между родителями и детьми в основном определены как: опекунские (42%); дружеско-покровительские (41%); покровительские (17%). Выделенные группы и виды отношений характеризуют в конечном итоге семью, определяют её тип, доминирующий в ней стиль воспитания. Очень благоприятны для детей дружеские, партнерские отношения между супругами. Психологический климат в таких семьях (а их большинство - 73%) благотворно влияет на весь уклад семейной жизни. Наличие больного ребенка в семье обязывает родителей проявлять взаимную заботу, оказывать друг другу помощь, «прятать» отрицательные эмоции или отодвигать их на второй план. Деструктивные отношения между родителями в рассматриваемых семьях (27%) имеют место в связи с позицией доминирования, занимаемой, как правило, отцом. При деструктивных отношениях нет взаимопонимания между членами семьи, их жизнь становится излишне автономной, отсутствует эмоциональная привязанность и солидарность. При этом, основная роль отца, по его мнению, сводится к материальному обеспечению семьи, все остальное должно быть подчинено этому. Как же обстоит дело в обследуемых семьях? В результате изучения на основе наблюдений было выявлено два основных типа воспитания: гармоничный и деструктивный. Пример гармоничного, гуманного воспитания. Семья состоит из трёх человек — отец, мать и ребёнок — инвалид с болезнью Дауна,18 лет. Средний возраст родителей — 40 лет, образование у обоих родителей высшее, по профессии мама педагог, папа — кандидат технических наук. Межличностные отношения между супругами основываются на взаимопонимании и доверии. Основными принципами воспитания в семье являются доброжелательность, ответ
ственность и взаимопомощь. Стиль и фон семейной жизни создает положительное впечатление. Социальный статус ни матери, ни отца не носит ярко выраженного лидерского положения, отношения скорее можно назвать паритетными. В воспитании ребёнка оба родителя принимают участие в равной мере, при этом в наличии — желание воспитывать и развивать ребёнка всеми доступными способами. Организация жизни семьи, хозяйственно-бытовое обеспечение и проведение досуга — всё это решается сообща, учитывается мнение каждого члена семьи, в том числе и ребенка. Воспитательный климат семьи таков, что совершенно очевидно наличие педагогической системы: родители в полной мере осознают задачи, стоящие перед ними и разумно используют методы поощрения и принуждения в воспитании. Уровень педагогической культуры родителей, их подготовленность по многим вопросам развития и воспитания можно назвать достаточными. Родители тонко чувствуют и хорошо знают особенности своего ребёнка, поэтому вполне адекватно оценивают его поведение. Участие отца и матери в реализации требований можно назвать конструктивным, организационным и коммуникативным. Пример еще одной семьи, тип воспитания, в которой можно назвать жестким со стороны отца и слишком мягким со стороны матери. Семья состоит из трёх человек — отец, мать и дочь с синдромом Дауна, 20 лет. Образование у отца высшее (инженер), у матери — среднее специальное (наладчица). Возраст родителей в среднем 55 лет. Межличностные отношения родителей основаны на непонимании друг друга, как по основным вопросам жизни, так и по второстепенным, в мелочах. Понимание ребенка родителями очень различно. Основные принципы семейных отношений сформулировать непросто: если со стороны матери наблюдается мягкое, понимающее и внимательное отношение к ребёнку то со стороны отца - жесткое, практично-рациональное. В то время как мать относится ответственно к ребенку й строит свои отношения на взаимном доверии с дочерью, то отец чаще бывает подозрительным и не старается вникнуть в нужды ребёнка, понять и помочь. В целом стиль и фон семейной жизни носит отрицательный характер. Причиной семейных переживаний, обусловленных своеобразным характером отношений как родителей между собой, так и по отношению к ребёнку, являются разногласия и противоречия в вопросах уклада и воспитания в семье. Социальный статус отца незыблем — он в семье главный, хотя степень участия в воспитательном процессе с его стороны незначительна, у него отсутствует само желание воспитывать ребёнка, что, как считает отец, прерогатива матери, которая занимается и воспитанием, и хозяйственно- бытовыми проблемами семьи, несмотря на то, что она работает и вне дома. По участию в организации жизни семьи и проведению досуга каждый из родителей вкладывает свои понятия — отец должен зарабатывать деньги, а мать (жена) должна делать всё остальное, в том числе воспитывать, развивать, лечить и учить ребёнка. Воспитательный климат семьи можно назвать неблагополучным, так как отсутствует какая-либо педагогическая система (в её строгом понимании). Задачи семейного воспитания, способы и методы их реализации каждый из родителей понимает по-своему. Уровень педагогической культуры, подготовленность родителей к воспитанию ребёнка можно считать невысокими: имеют место и отсутствие знаний об особенностях ребёнка, и неадекватность оценки его поведения - мать завышает возможности ребенка, а отец — занижает. Последнее, кстати говоря, еще раз подтверждает слишком малое его участие в воспитательном процессе и, как следствие, компенсацию матерью этой недостачи излишней жалостью и гиперопекой. Из исследования этой семьи видно, что воспитательный процесс и психологический климат семьи носит неорганизованный, некоммуникативный и деструктивный характер. В конечном итоге это сказывается как на личностном развитии, так и на формировании навыков приспособления к жизни их дочери. Наблюдения показывают, что отношения между родителями и детьми основной группы в большинстве случаев являются отношениями опеки и покровительства (59%), а в остальных случаях — дружеско-покровительскими (41%). Это естественное, казалось бы, родительское чувство в данном случае отражает специфику семейных отношений — взрослый-больной ребенок и по мнению родителей требует чрезмерной заботы и контроля. Объективно с этими родителями можно согласиться, однако часто при этом происходит под| мена понятий. Спектр нарушенных представлений о правильного воспитании широк. Так, например, забота о ребенке порой превращается в элементарное «все сделать самому», когда речь идет о его самообслуживании. При организации хозяйственно-бытовых ра бот, домашних дел или досуга, эти родители часто считают правиильным не привлекать ребенка, в виду его «неспособности». Корни излишней опекаемости ребенка со стороны родителей, именно ребенка с болезнью Дауна, кроются в неправильном и информировании родителей с самого его рождения, здесь и ожидающие их перспективы, и сложности воспитания, и проблемы лечения и т. п. Информирование, как правило, осуществляется людьми, не являвшимися специалистами в данной области — врачами родильных домов, невропатологами и др., а, следовательно, родители получают неверную информацию которая накладывает на них тя желый отпечаток безрадостного будущего. Кроме того, родители в большинстве случаев ищут ответы на интересующие их вопросы в справочниках и другой специальной литературе, но, увы, чаще всего полного и исчерпывающего ответа им найти не удается. В основном, информация этих источников лишь усугубляет и без того угнетенное психологическое состояние родителей, поскольку основной рефрен всех этих источников — внешние признаки, эти дети необучаемы, подвержены сопутствующим часто неизлечимым заболеваниям, долго не живут, воспитываются, в основном, в интернатах. До 90% родителей именно с такой информацией выписываются из роддома, вступают на нелегкий, полный неизведанных и мучительных переживаний путь. Родителям необходим иной вид помощи, иная, во многом противоположная информация о том, что эти дети ласковые, добрые, общительные, любят музыку, в достаточной мере поддаются социальной адаптации, способны овладевать теми или иными видами хозяйственно-бытового труда. Иными словами, такие дети могут быть неплохо адаптированы к жизни. Подтверждением этому может послужить пример, приведенный А. Р. Маллером (1996). Елена Ю., 21 год. Диагноз: умственная отсталость, синдром Дауна, косноязычие, инвалид с детства второй группы. Девушка училась 4 года в специальной школе Москвы (до этого находилась в школе-интернате, откуда ее исключили как необучаемую). В школе Лена научилась считать в пределах 100, решать задачи в один вопрос, читать, переписывать с книги и доски, писать несложные диктанты. Она овладела навыками производительного труда, научилась хозяйственно-бытовой деятельности. По окончании школы Лена пошла работать в спеццех. В бригаде она выполняла различные картонажные операции. Девушка могла отчитаться о проделанном, рассказать о назначении готовой продукции. Через год за хорошие показатели в работе ее перевели и основной цех картонажной фабрики. Она влилась в производственный коллектив, подружилась с членами бригады. На производстве ее характеризовали положительно. Лена часто посещает школу, интересуется жизнью бывших одноклассников, рассказывает о работе на фабрике. Родители уделяют ей большое внимание. Мать и отец часто бывают с дочерью в кино, поддерживают ее увлечение грампластинками. Лена коллекционирует открытки киноартистов, знает их фамилии, в каких фильмах они снимались. У девушки развиты определенные хозяйственно-бытовые навыки. Она может убрать квартиру, помыть посуду, постирать, сходить в магазин. На работу отдаленного района ездит самостоятельно». В данном случае потенциальные возможности ребенка были раскрыты в результате правильно построенных родительско- детских отношений и, что особенно важно, без отрыва от семьи. Там, где родители считают ребенка равноправным членом семьи и относятся к нему с пониманием, как к партнеру, налицо дружеско-покровительские отношения. Дети из этих семей оказались более адаптированы к жизни: учатся или закончили школу, занимаются спортом, принимают участие в соревнованиях, посещают бассейн и различные кружки. Таким образом, исследование внутрисемейных отношений, проведенное методом наблюдений показало, что межсупружеские отношения в большинстве своем в данной группе обследуемых хорошие и стабильные, а отношения родительско-детские несут на себе отпечаток сверхопеки. Психологические исследования семейных взаимоотношений осуществлялись с использованием методики Рап, позволившей получить дополнительную информацию об особенностях семейного воспитания. Ее применение позволило выявить отличия в оцепках родителей основной и контрольной групп, касающихся эмоционального контакта и дистанции с ребенком, концентрации па ребенке и отношения к семейной роли. Результаты проведённого исследования показывают, что установки и реакции родителей этих групп отличаются по целому ряду признаков. Так, признаки, относящиеся к оценке излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком (раздражительность, излишняя строгость, уклонение от контакта) для основной группы меньшие значения, чем в контрольной. Родители последней группы испытывают большее раздражение и более строги к своим детям, нежели родители основной группы (рис. 28). Это можно объяснить тем, что родители здоровых детей считают строгое воспитание более эффективным в условиях возможного формирования у повзрослевшего ребенка дурных наклонностей, которые необходимо пересилить. Проявления излишней уместной и неуместной самостоятельности их ребенка вызывают у них раздражительность. Группа признаков, относящаяся к излишней концентрации на ребенке (рис. 29): чрезмерная забота, подавление воли, опасения, обидеть, исключение внесемейных влияний, подавление агрессивности, подавление сексуальности, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, ускорение развития ребёнка, — имеют отличия в признаках чрезмерной заботы, вмешательства в мир ребенка и его развитие, с преобладанием их значений в основной групп. Чрезмерная забота родителей основной группы легко объясняется тем, что больной ребенок требует больше внимания, он более зависим от родителей. Выраженность этого признака в свою очередь, приводит к тому, что родители стремятся все знать о ребенке, стремятся ограждать его от жизненных сложностей и забот. Необходимость каждодневной заботы о ребенке и преодоления связанных с этим многочисленных трудностей, их большая тяжесть, чем у родителей контрольной группы, обусловливает и стремление ускорить развитие своего больного ребенка. Меньшая выраженность признаков: подавление воли, агрессивности и сексуальности в основной группе может быть объяснена тем, что дети с синдромом Дауна не отличаются ярко выраженной агрессивностью и сексуальностью, а их волевые устремления не выходят за рамки семьи, дома. Поэтому вполне объяснимо, что у родителей нет необходимости оказывать особое воздействие на эти качества детей. Отношения супругов в семье оцениваются через признаки: зависимость от семьи, ощущение самопожертвования, семейные конфликты, сверхавторитет родителей, неудовлетворенность ролью хозяйки, безучастность мужа, доминирование матери и несамостоятельность матери. Признаки самопожертвования, сверхавторитета родителей и несамостоятельность матери в основной группе имеют большие значения, чем в контрольной (рис. 30). Необходимость высокого самопожертвования родителей основной группы диктуется самой жизнью свой выбор они сделали при рождении ребенка, не сдав его государству, тем самым обрекай себя в значительной степени на самоотречение, на неизбежные моральные и материальные издержки. Родители, чьи дети лишены полноценного общения с окружающим миром, невольно становясь для них единственным авторитетом, при этом соответствующим образом формируются и взгляды родителей. Несамостоятельность матери, принявшей роль мученицы, вынужденной с одной стороны жертвовать всем во имя ребенка, а с другой — неспособной пожертвовать собой без поддержки со стороны, например супруг определяет и высокую оценку признака «несамостоятельность матери». Мать оставляет работу, во всем зависит от мужа, который в большинстве случаев является материальной опорой семьи, складываются отношения с родственниками, которые не пони мают и не разделяют ее трудностей. Степень согласованности оценок, даваемых родителями в основной группе, достаточно высока, о чем свидетельствует коэффициент их корреляции (р=0,8.5). Это подтверждается наблюдениями за их взаимоотношениями, являющимися достаточно хорошими и стабильными.
Приведённые результаты свидетельствуют о том, что взгляды родителей исследуемых групп на межсупружеские отношения и отношения с детьми имеют различия почти в половине признаков. Гак, в семьях основной группы, воспитывающих больных детей (рис. 30), таблица значения признаков, характеризующих стремление родителей к авторитарности в воспитании, отражает более низкие оценки. Значения признаков, отражающих их стремление к родительской опеке, напротив, имеют более высокие показатели. Такие отличия характеризуют родителей основной группы как заботливых и понимающих трудности своего больного ребенка, придерживающихся мягкого стиля общения с ним. Такая позиция этих родителей говорит о том, что наличие в семье больного ребенка формирует их отношения, проявляющиеся в более мягком доминировании, сдержанности, умеренной строгости, терпимости. Учитывая тот факт, что наше общество в целом ориентировано на игнорирование проблем инвалидов, родители, надеясь больше на себя, подсознательно стараются оградить своего ребёнка от трудностей. Учитывая психофизические возможности подростка, родители к тому же и минимизируют диктат в воспитании.
Таким образом, основными проблемами взаимоотношений в семье, имеющей взрослого умственно отсталого ребенка, являются: воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей; заниженный уровень требовательности к ребёнку, часто связанный с незнанием его потенциальных возможностей; вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка; вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность в опоре; постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих нереализованных полностью родительских возможностей. Превалирующим видом родительско-детских отношений в такой семье являются отношения опеки и покровительства. 7. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
7.1. Роль матери в семье умственно отсталого ребенка Роль матери, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта трудно переоценить. Она прилагает массу усилий для развития своего ребенка. Часто ей не хватает знаний и умений, иногда мешают представления окружающих об ее ребенке. Бывает, что мать стесняется своего больного ребенка. Это усугубляется тем, что в нашем государстве долгое время игнорировались личные потребности каждого человека, превыше всего ставился коллектив, не было индивидуального подхода, который необходим такому ребенку. Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение — эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит повышение их уровня. В случае «особого» материнства взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне (Д. Пайнз, 1997). Любая несправедливость по отношению к ребенку — объективно, либо субъективно Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, не всегда благо, и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности. Отделение от родителей и индивидуализация, происходящая в подростковом возрасте, естественные процессы для здорового ребёнка - это является и важной стадией жизненного цикла родителей. «Утрата» может привести к позитивным сдвигам — мать становится более свободна физически и психологически. В случае воспитания ребенка с нарушением психического развития такое отделение задерживается, а иногда не происходит вообще. С одной стороны, мать бессознательно сопротивляется растущей самостоятельности ребенка, видя в нем смысл своей жизни и боясь стать ненужной. Часто такую позицию поддерживают и остальные члены семьи, считая единственно правильной, привыкнув за долгие годы к определенным ролям женщины. С другой стороны, мать испытывает при этом неудовлетворенность и раздражение, вызванные неестественно долгой ролью матери «маленького» мальчика или девочки. Амбивалентность чувств ведет к внутреннему конфликту и невротизации. Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие: — снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически. Эгоцентризм переходит границы нормы, противопоставляя себя всем, мать непроизвольно фиксирована на одной теме — своем «особом» ребенке. Часто ее речь безудержна, хотя она сама может осознавать утомительность этого для окружающих. Эмоциональный тон такого эгоцентризма - «почти хронический дискомфорт» (Н.В.Жутикова, 1990). С годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителях. Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери «на мир, отношение к самой себе и другим людям» (Т. Д.Зинкевич, Л.А.Нисневич, 2000). Возможны два варианта неконструктивного решения проблемы. Экстрапунитивные реакции ведут к поиску виноватых. Сопоставление действительности с идеальной моделью семьи и ролью в ней матери выливается в субъективное ощущение личной неадекватности. И здесь велика опасность в формировании негативного мироощущения, которое становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать и принять как должное весь спектр наличествующих негативных ощущений. Не менее разрушительным для личности является самообвинение. Женщина видит себя источником всех бед, при этом усиливается самокритика, растет чувство неудовлетворенности собой. Усугубляет проблемы родителей среднего возраста и сокращение временной перспективы на будущее страх собственной смерти и возможные, связанные с этим изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка». Рождение умственно отсталого ребенка, особенно с глубокими нарушениями, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь, мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. На протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а обычно нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Состояние хронического стресса приводит к повышенной раздражительности, чувству постоянного внутреннего беспокойства, нарушениям сна, головным болям, различным проявлениям вегето- сосудистой дисфункции. Эмоциональный стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное, самоотреченное переключение ее внимания на больного ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если же взаимоотношения супругов оставляют желать лучшего, то появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый внутренний конфликт: неизбежны взаимные обвинения в рождении больного ребенка, отношения становятся все более напряженными и часто достаточно одного неосторожного слова родственников или врача, чтобы семья распалась (Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина, 1991). В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение больного ребенка может еще более сцементировать семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких и общества. Аффективная напряженность матери, возникающая при рождении больного ребенка, оказывает неблагоприятное влияние не только на супружеские отношения, но, прежде всего на взаимоотношения со своим малышом. Такая мать скована, напряжена, она редко улыбается и крайне непоследовательна и неровна в обращении с ребенком. Ребенок в этом случае обычно растет нервным, возбудимым, требующим к себе постоянного внимания, он не отпускает ее ни на шаг, однако в ее присутствии не успокаивается, а возбуждается еще больше. В дальнейшем формируется своеобразная болезненная зависимость - «мать-ребенок». В некоторых семьях мать из-за ребенка бросает работу, ставит на себе крест, отдавая все свои силы только малышу Малыш растет избалованным, капризным, крайне плохо адаптированным к своему окружению. С годами мать невротизируется все больше и больше, обстановка в семье накаляется. Многие такие семьи также распадаются. Матери детей с нарушениями интеллекта очень долгое время (а иногда и всю жизнь) обращаются со своим взрослеющим ребенком как с малышом, боясь любых проявлений самостоятельности, в результате чего фаза раннего детства с присущим ей своенравием, капризностью, чувствам удовольствия от вседозволенности затягивается надолго. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|