Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 1 страница




Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой сте­пенью умственной отсталости) быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инструкции.



они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы.

В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были от­мечены значительные трудности в усвоении и выполнении инст­рукции. Их ответы на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны.

Полученные результаты в первой и второй подгруппах имели значительные различия и были обработаны раздельно.

По данным, полученным в ходе исследования, девочки из под­группы 1 выбирали портреты соответствующие своему полу и воз­расту в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 - в 40%.

Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и по­ложительного отношения к образу «Я». В первой подгруппе полу­ченные данные более чем в 2 раза были выше, чем во второй, что связано с более выраженным интеллектуальным нарушением де­вочек из подгруппы 2.


 

Контрольн


 


 

КР


 

КМ:


Взвешенные коэффициенты предпочитаемых (отвергаемых) мужских (КМ) и женских (КР) портретов у девочек основной и контрольной групп. I подгруппа девочек с легкой, II - с умеренной умственной отсталостью

У девочек из основной группы, (подгруппы 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты больше отвергались девочками, чем предпочитались.

Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1—3 воз­растных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских портретов девушки больше выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди отвергаемых — порт­реты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские портреты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались.

Аналогичные данные были получены в контрольной группе де­вочек.

Иная картина наблюдалась у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был достоверно выше, чем коэффициент пред­почитаемых женских портретов. Вместе с тем, мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким образом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свиде­тельствует об их высокой значимости.

Резумируя полученные данные, следует отметить, что инвалид­ность по физическим и психическим заболеваниям может по-раз­ному влиять на индивидуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не только на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном ста­тусе. Долгое время общественное мнение придавало значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвали­дов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды ис­пытывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют равные права на их удовлетворение. Сексуальные потреб­ности должны учитываться в целостном подходе к решению раз­личных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.

Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение интеллекта не имеет значительного влияния на фор­мирование полоролевой идентичности. Результаты, полученные в первой и второй подгруппах основной группы, имеют резко выра­женные отличия. Полученные данные свидетельствуют, что в под­группе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и предпочтение мужского стиля поведения. Условия воспита­ния и содержания девочек обеих подгрупп одинаковы, это дает нам возможность утверждать, что различия вызваны более грубым на­рушением интеллекта, имеющегося у девочек второй подгруппы. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выраженное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоролевой идентичности.

Освоение умственно отсталыми девушками понятий собствен­ной сексуальности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значимым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образования, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях психосексуального развития умственно отсталых, что обеспечит более эффективную помощь и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.

 

5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью

Для определения соответствия полового поведения и пола ум­ственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений полоролевого поведения был составлен опросник для воспитателей, включавший вопросы, касающиеся:

— ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойствен­ных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внеш­ности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);

характера общения (со сверстниками, взрослыми);

стиля поведения (маскулинное или феминное);

— интереса к половым различиям; - подростковой мастурбации.

Исследование проведено на базе Детского дома-интерната № 1(г. Петродворец) с выборкой воспитанников 4-х групп: 2 группы девочек 14-16 лет с легкой и умеренной умственной отсталостью и 2 группы мальчиков того же возраста и диагноза. Работа выполне­на Е. В. Сорокиной — выпускницей нашего института под руковод­ством проф. Д.Н. Исаева.

Полоролевое поведение оценивали по следующим критериям:

Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответству­ет полу (например, девочки — мамы, дочки, учительницы и т.п.; мальчики - папы, солдаты и т. п.) - 1 балл, если не соответствует -минус 1 балл.

Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье -девочки; спортивные состязания, конструирование — мальчики) -1 балл, несоответствие — минус 1 балл, невыраженность маскулин­ного или феминного поведения — 0.

Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода). В случае присутствия интереса.

1 балл, отсутствия - минус 1 балл, невыраженности - 0.

Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлет­воренность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0.

Стесняется или нет телесной женственности (мужественнос­ти): да - 1 балл, нет - минус 1 балл.

Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или феминность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответст­вие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.

Интерес к обнаженному телу (своему или других) присут­ствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.

Отдельно рассматривали следующие параметры:

Характер общения со взрослыми (ищет их внимания, тепла), что говорит об открытости ребенка или же, наоборот, обладании аутичными чертами.

Занимается ли онанизмом, что может свидетельствовать о недостатке внимания, поиске удовольствия или невротической реакции (например, на одиночество).

Оценка полноты полоролевого поведения проводилась между четырьмя представленными в выборке группами. Сравнивая под­ростков разного пола и уровня интеллекта, выявлен ряд специфи­ческих особенностей.

Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90%, соответственно. Роли, свойственные мужскому полу в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе.

Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе — у 60%, во вто­рой — у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе у 20%, во вто­рой — у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес — в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследо­ванных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т.д. В первой группе 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй - 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей по­повой ролью, независимо от уровня развития интеллекта.

Стесняются телесной женственности: в первой группе - 40%, во второй — 20%, не стесняются, соответственно, 60% и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррегирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности.

Стиль поведения выбирается в соответствии с полом в первой группе у 70%; во второй — у 60%; мужской тип поведения в первой


 


 

группе не выбирается, во второй - у 10%. Анализ стиля поведения позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит от развития интеллекта и соответствует полу, но у трети девочек стиль поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспи­тания.

Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лишь в одном случае, причем в этом случае девочка, единственная в этой группе, занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первич­ные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух дево­чек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу

Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе в 80% случаев, во второй — в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажает­ся процесс формирования мужской и женской половой роли.

Психологическое исследование полоролевого поведения маль­чиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу выбирают в 90% подростки с легкой степенью и в 50% - с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойствен­ные полу - в 10% и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) в 80%; свойственные противо­положному полу: - в третьей группе в 20%, в четвертой - в 10%.

Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей груп­пе в 90%, в четвертой - в 70%; отсутствие интереса - в 10% и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутству­ет интерес, желание ласк, нежности у представителей своего муж­ского пола.



Поскольку наиболее существенные нарушения половой идеи идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14-16 лет с умеренной умственной отсталостью, то представляло интерес изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте в 17-26 лет, т.е. не только в пубертатном, но и постпубертатном периоде полового созревания.

 

5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью

Было обследовано 2 группы девушек (40 человек) с умеренной умственной отсталостью (50—35) в возрасте 12—16 лет (I группа) и 17—26 лет (П группа) на базе Детского дома - интерната № 1 (Петродворец).

Учитывая наибольшую уязвимость для сексуальных нарушений поведения девочек материнского влияния, был проведен детальный анализ анамнестических данных и медицинских документов исследованного контингента детей.

Этот анализ показал, что случаи патологии родов у матери отмечаются у 35% девочек первой и у 30% девочек второй группы; родились недоношенными (масса тела менее 2,5 кг) 70% в первой и девушек во второй группе; девочек, от которых отказались родители в роддоме оказалось 75% в первой и 85% во второй группе; девочек, родившихся в асоциальных семьях было 60% в первой и 60% во второй группе.

В качестве основного метода исследования был выбран метод социально-педагогического наблюдения.

Метод социально-педагогического наблюдения за сексуальным поведением девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью ориентирован не на разовые одномоментные срезы, выражающие сиюминутные личностные проявления и состояния, а длительное лонгитюдное изучение.

Сексуальное поведение детей и подростков можно установить по совокупности многих его признаков в результате длительного наблюдения. Такое наблюдение способно дать более полное объективное представление о сексуальном поведении девочек - подростков и выявить наметившиеся тенденции его развития.

Для этого специально ведется карта наблюдения. Карта заполняется в процессе учебной, общественной, трудовой деятельности; межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми; в результате бесед с девочками, персоналом детского дома, сбора независимых характеристик.

Но время наблюдения обращается внимание на проявления сексуальной инициации, на чрезмерную заинтересованность сексом, на легкость обсуждения сексуальных вопросов и установления вербальных контактов на эту тему. Учитываются такие аспекты, как флирт, кокетство, наличие девиантных тенденций (эксгибиционизм). Выясняется позиции девочек-подростков по отношению к своему сексуальному предназначению тела; информация о возможных сексуальных проблемах, например, половой идентичности или нарушения полового предназначения.

Для изучения осведомленности девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью в вопросах пола использовали модифицированный детский опросник Александровой Н. В. (1986). Опросник включает 6 вопросов:

Чем отличаются мужчина и женщина?

Что такое беременность?

Как рождается ребенок?

Какую роль в рождении ребенка играет отец? Как может женщина предохраняться от беременности?

Что такое изнасилование?

Перед опросом с девочками проводили беседу о важности. Эта беседа подготовила девушек к серьезному отношение ответам на вопросы. Использовали следующие критерии оценки:

За правильный полный ответ — 2 б.;

За правильный неполный ответ — 1 б.;

За неправильный ответ — О б.

Для оценки сексуального поведения в результате наблюдения фиксировали не только количество проявлений сексуальности каждой девочкой, а наличие этих проявлений, хотя бы один раз. Для формализации оценок поведения были применены шкалы:

шкала. Обращение к педагогам с вопросами, касающимися пола и полового воспитания.

шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мальчикам.

шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мужчинам.

 

шкала. Проявления гетеросексуальной влюбленности.

шкала. Проявления гомосексуальной влюбленности.

шкала. Случаи онанизма.

шкала. Сексуально окрашенные циничные высказывания.

 

шкала. Особенный интерес к эротическим снимкам и рисун­кам.

шкала. Особенный интерес к просмотру эротических сцен в телепередачах.

10 шкала. Склонность к написанию эротических записок и пи-
сем.

Сравнение результатов наблюдения, проводимое между двумя группами, приведено в таблице 23.

В обеих группах число обращений к педагогам по вопросам пола было очень незначительным. Девочки предпочитают обсуж­дение этих тем между собой. Больше обращений было во П груп­пе — 25% девочек, т. е. в более старшем возрасте.

Случаи явного и грубого кокетства с мальчиками говорят о воз­можных проявлениях сексуальных влечений и сексуальной расторможенности. Больше таких случаев отмечается у девочек постпу­бертатного периода (50%) по сравнению (35%) с более младшим возрастом. Случаев явного и грубого кокетства с мужчинами за­фиксировано в 4 раза больше во второй группе.

Гетеросексуальная влюбленность чаще наблюдается у девочек постпубертатного периода. Она выражается в стремлении к эмоци­ональной и телесной близости. Это проявлялось у 70% девочек во II группе и 25% девочек в I группе. Объяснений этому есть несколь­ко: желание подражать взрослым, погоня за социальным статусом или обострение сексуальных влечений в связи с умственным недо­развитием.

Проявления гомосексуальной влюбленности наблюдались в равной степени у девочек обеих групп (по две девочки в каждой). Это может быть связано с недостатком положительных эмоций и тем, что воспитание девочек проходит под влиянием ограниченных



рамками средовых возможностей гомогенной группы. Может быть, это проявления психических отклонений или врожденная предрас­положенность.

По две девочки в каждой группе занимаются онанизмом. При­чем, одна девочка в 1 группе при этом не проявляет интереса к ли­цам противоположного пола. Причиной ее онанирования может быть невротическая реакция (одиночество, невнимание). В осталь­ных случаях, скорее всего идет замещение полового удовлетворения другим способом. Привычку к циничным высказываниям (так или иначе сексуально окрашенным) чаще демонстрируют девочки в постпубертатном периоде — 65%. Циничные высказывания, упот­ребляемые девочками, можно расценить как реакцию на невоз­можность удовлетворения потребностей в нежности, ласке, любви, или как привлечение внимания, как возможную сексуальную оза­боченность.

В обеих группах у 20% девушек зафиксировано увлечение эро­тическими снимками и рисунками. Эти девочки проявляют интерес к лицам противоположного пола. Число девочек, увлекающихся просмотром эротических сцен в телепередачах больше во 2 группе


(80%), чем в 1 группе. Этот интерес можно объяснить либо един­ственной возможностью увидеть со стороны жизнь взрослых, либо это связано с возникающей у них потребностью к интимной близо­сти, включая и половую.

Склонность к написанию эротических записок и писем наблю­далась у одной девочки из 2 группы, причем проявлялось это в на­вязчивой форме.

При оценке общей суммы баллов по обследованным 10 шкалам нами выделено 3 подгруппы девочек по проявлению сексуаль­ности:

подгруппа — девочки с низкой оценкой проявления сексуаль­ности (менее 2-х баллов).

подгруппа ~ девочки со средней оценкой проявления сексу­альности (2—3 балла).

подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов).

Оказалось, что низкую оценку сексуального поведения имеют 55% девушек 12-16 лет и 10% девушек 17-26 лет. Среднюю оценку имеют 25% девушек в пубертатном периоде и 35% девушек в пост­пубертатном периоде.

Высокую оценку сексуального поведения имеют 20% девушек 12-16 лет и 55% - 17-26 лет.

Результаты представлены на рис. 26.

Таким образом, в постпубертатном периоде у девушек с умерен­ной умственной отсталостью сексуальные проявления встречаются чаще в 2,5 раза, чем в пубертатном периоде.

В работе Александровой Н. В., Исаченко О. Г. и др. (1986) отме­чается, что умственно отсталые оказываются менее осведомленным


в вопросах пола по сравнению со своими нормально развиваю­щимися сверстниками. В результате этого они легче вовлекаются в гомосексуальные связи, подвергаются развращающим действиям. С помощью модифицированного опросника Н.В.Александровой мы пытались выяснить, насколько девочки с умеренной умствен­ной отсталостью осведомлены в вопросах пола. Оценку проводили по следующим критериям: за каждый полный правильный ответ — 2 балла; за правильный, но неполный ответ - 1 балл, за неправиль­ный или нелепый ответ — О баллов.

Сравнение результатов анализа осведомленности в вопросах пола двух групп девушек 12—16 лет и 17—26 лет показало интерес­ные факты.

Ответов на вопрос «Чем отличается мужчина от женщины?», оцененных в О баллов не было в обеих группах. Но перечислить все признаки отличий мужчин от женщин не смогли 50% девочек в

1 группе и 35% девочек во 2 группе. Девочки видят эти различия во внешних атрибутах (прическа, одежда), в различии половых орга­нов, в наличии менструации у женщины. При этом не отмечались вторичные половые признаки у мужчин (растительность на теле, голос), отличия в строении тела (развитые плечи, мускулы), мане­ры поведения, род занятий и т.д. Достаточно правильно ответили на этот вопрос 50% девочек в I группе и 65% девушек во II группе.

Представление о беременности имели все девушки обеих групп. Отмечались ответы такого характера: «женщина в животе выращи­вает ребенка», «с ростом ребенка в животе, растет и сам живот». Девочки видели беременных женщин на улице, по телевизору и среди персонала детского дома. Отзывы о беременных женщинах очень уважительные. Однако, пояснить в каком именно органе раз­вивается ребенок и сколько месяцев женщина вынашивает плод затруднились ответить 60% девочек в 1 группе и 45% девочек во

2 группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе.

На вопрос «Как рождается ребенок?» 55% девочек из 1 группы и 20% из 2 группы ответить затруднились. Ответы были такие: «ре­бенок вылезает из живота», «женщине разрезают живот». 65% дево­чек 1 группы и 25% девочек 2 группы знают, что ребенок появляется через половые органы, но при этом удивляются сами, как это воз­можно. Некоторые считают, что при этом нужна помощь мужа.

Никто из этих девочек не знал о существовании роддома. 55% девушек из 2 группы этот процесс описывали подробнее. «У жен­щины бывают схватки, ее увозят в роддом. Там она рожает с помо­щью врача. Ребенок выходит из половых органов. Сначала появляется голова, врач помогает его вытаскивать. Ребенок кричит. Он весь грязный, ему завязывают пупок и моют». Видели это девочки по телевизору, назвали несколько фильмов, где показывают роды.

На вопрос «Какую роль играет в рождении ребенка отец?» не смогли ответить 35% девочек из I группы. Знают о том, что бере­менность наступает после полового акта - 65% девочек, но как про­исходит зачатие не объяснил никто. Во 2 группе 75% девочек зна­ют, что для рождения ребенка необходим половой акт, но не пони­мают при этом, как происходит оплодотворение. 25% девочек опи­сывали это примерно так; «Мужчина вводит свой половой член во влагалище женщины. При этом он выделяет свои половые клетки. Мужские клетки встречаются с женскими, и зарождается ребенок». Все девочки испытывали трудности в вербализации этих процес­сов. Они почти не знают медицинских и литературных терминов.

На вопрос «Как может женщина предохраняться от беременно­сти?» в I группе 90% девочек ответили: «Не знаю». 10% девочки зна­ли из телевизионной рекламы о презервативах, но как ими пользо­ваться не знали. Правильного ответа не дал никто. Во второй груп­пе 80% девочек давали нелепые ответы: «Ребенка можно сдать в детский дом; можно сделать кесарево сечение; можно сделать аборт; нужно напиться пьяной». 3 девочки из контрацептивов на­звали презервативы, как выглядят и как ими пользуются, не знали. (Опять же знали о них из рекламы). Одна девочка дала ответ, что презерватив похож на воздушный шар, его одевает мужчина на по­ловой член, чтобы мужские клетки не смогли попасть внутрь жен­щины.

На вопрос «Что такое изнасилование?» 35% ответили неверно, они путали это понятие с физическим насилием. Ответы были примерно такими: «Когда женщину бьют; привязывают к дереву; закрывают насильно в комнате; пытают». 65% девочек из 1 группы и все девушки из 2 группы понимают, что изнасилование это половой акт, совершаемый мужчиной против воли женщины. При этом женщина кричит и сопротивляется, а мужчина рвет на ней одежду и побеждает, потому что он сильнее. Знают об этом девочки из уроков по основам безопасности жизнедеятельности и приводят достаточно много примеров из телесериалов. На вопрос: «Было ли у них чего-нибудь подобное в жизни?» все ответили отрицательно.

Суммируя количество баллов, полученных каждой девушкой, выделили 3 подгруппы:

1 подгруппа — с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов);

2 подгруппа - со средней оценкой (от 5 до 9 баллов);

3 подгруппа — с оценкой выше средней (9 баллов и выше).

Достоверность полученных различий 2-х обследованных групп представлена в таблице 25.

Таким образом, сравнительный анализ показателей сексуаль­ного поведения и осведомленности в вопросах пола у девушек с умеренной умственной отсталостью показал, что с возрастом от­мечается их повышение. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе с воспитанниками по половому воспита­нию в детском доме. Основную информацию девушки черпают из телесериалов и искаженную — от случайных людей. Низкая осве­домленность в вопросах пола повышает возможность попадания в группу риска по сексуальным злоупотреблениям.

Резюмируя изложенные результаты, следует отметить наиболее важные моменты:

— Полоролевая идентификация умственно отсталых подрост­ков формируется под влиянием психического недоразвития и коррегирует с уровнем интеллектуального развития: чем грубее пора­жения ЦНС, тем слабее выражен психологический процесс самоотождествления.


 


 


 

Формирование половой идентичности у детей с нарушением интеллекта зависит как от степени умственной отсталости, так и от личностных особенностей.

Полоролевое поведение умственно отсталых подростков в большинстве случаев является феминным у девочек и маскулин­ным у мальчиков, что подтверждает положение о наличии врож­денных программ психосексуального развития, но в условиях закрытого детского дома с женским персоналом сотрудников у мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития высок процент феминных черт, так как формирование полоролевого по­ведения идет под влиянием реакций взрослых.

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, но у умственно отсталых этот процесс тормозится и искажается под влиянием интеллектуально­го недоразвития. У подростков с легкой степенью умственной от­сталости можно говорить о сформированности половозрастной идентификации. Себя они идентифицируют не только по внешне­му виду, но и по статусу, что свидетельствует о наличии у них не­большого объема абстрактного мышления.

Психосексуальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью (сформированность половой идентичности, полоро­левого поведения, половозрастной идентификации) происходит с отставанием, поэтому половое воспитание необходимо прово­дить в условиях интерната, специальных (коррекционных) школ (классов), в семье, но позднее, чем в норме на 5-6 лет (в 8-10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, используя конкретные, доступные формы.

57.Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с с умственной отсталостью.

Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталых развито только до детского уровня, то во всех отношениях к ним нужно относиться как к детям, их необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола также, как младенцев. Семья или обслу­живающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса этих людей, осо­бенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что, хотя пси­хическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, физиче­ски он или она — старше. Вопросы пола нельзя игнорировать нико­му, находящемуся рядом с человеком с отклонениями в умственном развитии. По мере взросления человека, даже умственно отсталого,


его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологи­ческие изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющих­ся у них сексуальных чувств.

Недостаточное половое воспитание умственно отсталых при­водит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. Описаны факты, указы­вающие, что накопление нежелательного опыта, образцы жестоко­сти, охват гомосексуальностью, мужская проституция — нередкость у умственно отсталых подростков мужского пола. Умственно отста­лые девочки-подростки - это часто предмет промискуитозного по­лового поведения, особенно после перевода из детского интерната. Исследования показали, что девочки с низким уровнем интеллек­туального развития не понимают, что может с ними случиться при сексуальных домогательствах, некоторые никогда не усваивают этого из-за ригидной морали и социальности. При отсутствии по­лового воспитания они не способны правильно вести себя, не по­нимают последствий своих поступков. Эти девочки часто являются жертвами, у них выше уровень инфекций и беременностей по срав­нению с нормой.

Ученые считают, что половое воспитание обя­зательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающему, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно при­влекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект. Создание программ полового воспитания для умственно отсталых невоз­можно без тщательного изучения аналогичных программ за рубе­жом, определения объема, необходимого для изучения материа­ла и форм обучения.

По данным западных ученых примерно 10% умственно отста­лых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намно­го меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представления­ми о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поце­луи).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных