ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 1 страницаДевушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умственной отсталости) быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудностей в усвоении и выполнении инструкции. они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы. В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были отмечены значительные трудности в усвоении и выполнении инструкции. Их ответы на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны. Полученные результаты в первой и второй подгруппах имели значительные различия и были обработаны раздельно. По данным, полученным в ходе исследования, девочки из подгруппы 1 выбирали портреты соответствующие своему полу и возрасту в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 - в 40%. Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительного отношения к образу «Я». В первой подгруппе полученные данные более чем в 2 раза были выше, чем во второй, что связано с более выраженным интеллектуальным нарушением девочек из подгруппы 2.
Контрольн
КР
КМ: Взвешенные коэффициенты предпочитаемых (отвергаемых) мужских (КМ) и женских (КР) портретов у девочек основной и контрольной групп. I подгруппа девочек с легкой, II - с умеренной умственной отсталостью У девочек из основной группы, (подгруппы 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портретов. Мужские портреты больше отвергались девочками, чем предпочитались. Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1—3 возрастных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских портретов девушки больше выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди отвергаемых — портреты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские портреты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались. Аналогичные данные были получены в контрольной группе девочек. Иная картина наблюдалась у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был достоверно выше, чем коэффициент предпочитаемых женских портретов. Вместе с тем, мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким образом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как среди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свидетельствует об их высокой значимости. Резумируя полученные данные, следует отметить, что инвалидность по физическим и психическим заболеваниям может по-разному влиять на индивидуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не только на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном статусе. Долгое время общественное мнение придавало значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвалидов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды испытывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют равные права на их удовлетворение. Сексуальные потребности должны учитываться в целостном подходе к решению различных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости. Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение интеллекта не имеет значительного влияния на формирование полоролевой идентичности. Результаты, полученные в первой и второй подгруппах основной группы, имеют резко выраженные отличия. Полученные данные свидетельствуют, что в подгруппе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и предпочтение мужского стиля поведения. Условия воспитания и содержания девочек обеих подгрупп одинаковы, это дает нам возможность утверждать, что различия вызваны более грубым нарушением интеллекта, имеющегося у девочек второй подгруппы. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выраженное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоролевой идентичности. Освоение умственно отсталыми девушками понятий собственной сексуальности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значимым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образования, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях психосексуального развития умственно отсталых, что обеспечит более эффективную помощь и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.
5.5. Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений полоролевого поведения был составлен опросник для воспитателей, включавший вопросы, касающиеся: — ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры); характера общения (со сверстниками, взрослыми); стиля поведения (маскулинное или феминное); — интереса к половым различиям; - подростковой мастурбации. Исследование проведено на базе Детского дома-интерната № 1(г. Петродворец) с выборкой воспитанников 4-х групп: 2 группы девочек 14-16 лет с легкой и умеренной умственной отсталостью и 2 группы мальчиков того же возраста и диагноза. Работа выполнена Е. В. Сорокиной — выпускницей нашего института под руководством проф. Д.Н. Исаева. Полоролевое поведение оценивали по следующим критериям: Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (например, девочки — мамы, дочки, учительницы и т.п.; мальчики - папы, солдаты и т. п.) - 1 балл, если не соответствует -минус 1 балл. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье -девочки; спортивные состязания, конструирование — мальчики) -1 балл, несоответствие — минус 1 балл, невыраженность маскулинного или феминного поведения — 0. Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода). В случае присутствия интереса. 1 балл, отсутствия - минус 1 балл, невыраженности - 0. Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0. Стесняется или нет телесной женственности (мужественности): да - 1 балл, нет - минус 1 балл. Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или феминность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0. Интерес к обнаженному телу (своему или других) присутствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл. Отдельно рассматривали следующие параметры: Характер общения со взрослыми (ищет их внимания, тепла), что говорит об открытости ребенка или же, наоборот, обладании аутичными чертами. Занимается ли онанизмом, что может свидетельствовать о недостатке внимания, поиске удовольствия или невротической реакции (например, на одиночество). Оценка полноты полоролевого поведения проводилась между четырьмя представленными в выборке группами. Сравнивая подростков разного пола и уровня интеллекта, выявлен ряд специфических особенностей. Девочки первой и второй групп в играх выбирают свойственные полу роли: в 80% и 90%, соответственно. Роли, свойственные мужскому полу в 20% в первой группе и нейтральные роли в 10% во второй группе. Интерес к противоположному полу выражается в совместных прогулках, общении на дискотеке: в первой группе — у 60%, во второй — у 20%. Один из этих случаев связан с желанием девочки быть мальчиком. Интерес отсутствует в первой группе у 20%, во второй — у 70%. Нейтральный, эпизодический интерес — в первой группе у 20%, во второй группе не отмечался ни у одной из обследованных. Оценивалась неудовлетворенность своей половой ролью, что выражалось в упорном ношении мужской одежды, манерах и т.д. В первой группе 90% девочек удовлетворены своим полом, во второй - 80%, что свидетельствует об удовлетворенности своей поповой ролью, независимо от уровня развития интеллекта. Стесняются телесной женственности: в первой группе - 40%, во второй — 20%, не стесняются, соответственно, 60% и 80%. Вероятно, что уровень развития интеллекта в некоторой степени коррегирует с чувством стеснительности, осознанием телесной женственности. Стиль поведения выбирается в соответствии с полом в первой группе у 70%; во второй — у 60%; мужской тип поведения в первой
группе не выбирается, во второй - у 10%. Анализ стиля поведения позволяет высказать предположение, что в целом он не зависит от развития интеллекта и соответствует полу, но у трети девочек стиль поведения не выражен, что может быть связано с трудностями полоролевой дифференциации и отсутствием семейного воспитания. Интерес к обнаженному телу в первой группе проявился лишь в одном случае, причем в этом случае девочка, единственная в этой группе, занимается мастурбацией, ее рисунки правильно отражают особенности мужского и женского типа человека, включая первичные половые признаки. Во второй группе интерес к обнаженному телу выявлен у 60%, случаи мастурбации отмечаются у двух девочек, причем у обеих есть интерес к обнаженному телу Отдельно исследовали информацию о характере общения со взрослыми: девочки стремятся к вниманию со стороны взрослых, ищут их нежности: в первой группе в 80% случаев, во второй — в 60%. К сожалению, закрытый детский дом, условия изоляции, преобладание воспитателей-женщин, сиротство создают условия для деформации половой социализации, дополнительно искажается процесс формирования мужской и женской половой роли. Психологическое исследование полоролевого поведения мальчиков показало, что ролевые предпочтения в играх, свойственные своему полу выбирают в 90% подростки с легкой степенью и в 50% - с умеренной степенью нарушения интеллекта, не свойственные полу - в 10% и 20%, соответственно. При выборе игр и занятий мальчики третьей группы (легкая умственная отсталость) делали выбор в соответствии с полом в 80% случаев, в четвертой группе (умеренная умственная отсталость) в 80%; свойственные противоположному полу: - в третьей группе в 20%, в четвертой - в 10%. Интерес к противоположному полу проявлялся: в третьей группе в 90%, в четвертой - в 70%; отсутствие интереса - в 10% и 30%, соответственно, причем в двух случаях в этой группе присутствует интерес, желание ласк, нежности у представителей своего мужского пола. Поскольку наиболее существенные нарушения половой идеи идентификации и поведения отмечались в группе девочек 14-16 лет с умеренной умственной отсталостью, то представляло интерес изучить особенности их сексуального поведения в более старшем возрасте в 17-26 лет, т.е. не только в пубертатном, но и постпубертатном периоде полового созревания.
5.6. Исследование сексуального поведения девочек с умеренной умственной отсталостью Было обследовано 2 группы девушек (40 человек) с умеренной умственной отсталостью (50—35) в возрасте 12—16 лет (I группа) и 17—26 лет (П группа) на базе Детского дома - интерната № 1 (Петродворец). Учитывая наибольшую уязвимость для сексуальных нарушений поведения девочек материнского влияния, был проведен детальный анализ анамнестических данных и медицинских документов исследованного контингента детей. Этот анализ показал, что случаи патологии родов у матери отмечаются у 35% девочек первой и у 30% девочек второй группы; родились недоношенными (масса тела менее 2,5 кг) 70% в первой и девушек во второй группе; девочек, от которых отказались родители в роддоме оказалось 75% в первой и 85% во второй группе; девочек, родившихся в асоциальных семьях было 60% в первой и 60% во второй группе. В качестве основного метода исследования был выбран метод социально-педагогического наблюдения. Метод социально-педагогического наблюдения за сексуальным поведением девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью ориентирован не на разовые одномоментные срезы, выражающие сиюминутные личностные проявления и состояния, а длительное лонгитюдное изучение. Сексуальное поведение детей и подростков можно установить по совокупности многих его признаков в результате длительного наблюдения. Такое наблюдение способно дать более полное объективное представление о сексуальном поведении девочек - подростков и выявить наметившиеся тенденции его развития. Для этого специально ведется карта наблюдения. Карта заполняется в процессе учебной, общественной, трудовой деятельности; межличностных отношениях со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми; в результате бесед с девочками, персоналом детского дома, сбора независимых характеристик. Но время наблюдения обращается внимание на проявления сексуальной инициации, на чрезмерную заинтересованность сексом, на легкость обсуждения сексуальных вопросов и установления вербальных контактов на эту тему. Учитываются такие аспекты, как флирт, кокетство, наличие девиантных тенденций (эксгибиционизм). Выясняется позиции девочек-подростков по отношению к своему сексуальному предназначению тела; информация о возможных сексуальных проблемах, например, половой идентичности или нарушения полового предназначения. Для изучения осведомленности девочек-подростков с умеренной умственной отсталостью в вопросах пола использовали модифицированный детский опросник Александровой Н. В. (1986). Опросник включает 6 вопросов: Чем отличаются мужчина и женщина? Что такое беременность? Как рождается ребенок? Какую роль в рождении ребенка играет отец? Как может женщина предохраняться от беременности? Что такое изнасилование? Перед опросом с девочками проводили беседу о важности. Эта беседа подготовила девушек к серьезному отношение ответам на вопросы. Использовали следующие критерии оценки: За правильный полный ответ — 2 б.; За правильный неполный ответ — 1 б.; За неправильный ответ — О б. Для оценки сексуального поведения в результате наблюдения фиксировали не только количество проявлений сексуальности каждой девочкой, а наличие этих проявлений, хотя бы один раз. Для формализации оценок поведения были применены шкалы: шкала. Обращение к педагогам с вопросами, касающимися пола и полового воспитания. шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мальчикам. шкала. Случаи явного и грубого кокетства по отношению к мужчинам.
шкала. Проявления гетеросексуальной влюбленности. шкала. Проявления гомосексуальной влюбленности. шкала. Случаи онанизма. шкала. Сексуально окрашенные циничные высказывания.
шкала. Особенный интерес к эротическим снимкам и рисункам. шкала. Особенный интерес к просмотру эротических сцен в телепередачах. 10 шкала. Склонность к написанию эротических записок и пи- Сравнение результатов наблюдения, проводимое между двумя группами, приведено в таблице 23. В обеих группах число обращений к педагогам по вопросам пола было очень незначительным. Девочки предпочитают обсуждение этих тем между собой. Больше обращений было во П группе — 25% девочек, т. е. в более старшем возрасте. Случаи явного и грубого кокетства с мальчиками говорят о возможных проявлениях сексуальных влечений и сексуальной расторможенности. Больше таких случаев отмечается у девочек постпубертатного периода (50%) по сравнению (35%) с более младшим возрастом. Случаев явного и грубого кокетства с мужчинами зафиксировано в 4 раза больше во второй группе. Гетеросексуальная влюбленность чаще наблюдается у девочек постпубертатного периода. Она выражается в стремлении к эмоциональной и телесной близости. Это проявлялось у 70% девочек во II группе и 25% девочек в I группе. Объяснений этому есть несколько: желание подражать взрослым, погоня за социальным статусом или обострение сексуальных влечений в связи с умственным недоразвитием. Проявления гомосексуальной влюбленности наблюдались в равной степени у девочек обеих групп (по две девочки в каждой). Это может быть связано с недостатком положительных эмоций и тем, что воспитание девочек проходит под влиянием ограниченных рамками средовых возможностей гомогенной группы. Может быть, это проявления психических отклонений или врожденная предрасположенность. По две девочки в каждой группе занимаются онанизмом. Причем, одна девочка в 1 группе при этом не проявляет интереса к лицам противоположного пола. Причиной ее онанирования может быть невротическая реакция (одиночество, невнимание). В остальных случаях, скорее всего идет замещение полового удовлетворения другим способом. Привычку к циничным высказываниям (так или иначе сексуально окрашенным) чаще демонстрируют девочки в постпубертатном периоде — 65%. Циничные высказывания, употребляемые девочками, можно расценить как реакцию на невозможность удовлетворения потребностей в нежности, ласке, любви, или как привлечение внимания, как возможную сексуальную озабоченность. В обеих группах у 20% девушек зафиксировано увлечение эротическими снимками и рисунками. Эти девочки проявляют интерес к лицам противоположного пола. Число девочек, увлекающихся просмотром эротических сцен в телепередачах больше во 2 группе (80%), чем в 1 группе. Этот интерес можно объяснить либо единственной возможностью увидеть со стороны жизнь взрослых, либо это связано с возникающей у них потребностью к интимной близости, включая и половую. Склонность к написанию эротических записок и писем наблюдалась у одной девочки из 2 группы, причем проявлялось это в навязчивой форме. При оценке общей суммы баллов по обследованным 10 шкалам нами выделено 3 подгруппы девочек по проявлению сексуальности: подгруппа — девочки с низкой оценкой проявления сексуальности (менее 2-х баллов). подгруппа ~ девочки со средней оценкой проявления сексуальности (2—3 балла). подгруппа - девочки с высокой оценкой сексуальности (более 4-х баллов). Оказалось, что низкую оценку сексуального поведения имеют 55% девушек 12-16 лет и 10% девушек 17-26 лет. Среднюю оценку имеют 25% девушек в пубертатном периоде и 35% девушек в постпубертатном периоде. Высокую оценку сексуального поведения имеют 20% девушек 12-16 лет и 55% - 17-26 лет. Результаты представлены на рис. 26. Таким образом, в постпубертатном периоде у девушек с умеренной умственной отсталостью сексуальные проявления встречаются чаще в 2,5 раза, чем в пубертатном периоде. В работе Александровой Н. В., Исаченко О. Г. и др. (1986) отмечается, что умственно отсталые оказываются менее осведомленным в вопросах пола по сравнению со своими нормально развивающимися сверстниками. В результате этого они легче вовлекаются в гомосексуальные связи, подвергаются развращающим действиям. С помощью модифицированного опросника Н.В.Александровой мы пытались выяснить, насколько девочки с умеренной умственной отсталостью осведомлены в вопросах пола. Оценку проводили по следующим критериям: за каждый полный правильный ответ — 2 балла; за правильный, но неполный ответ - 1 балл, за неправильный или нелепый ответ — О баллов. Сравнение результатов анализа осведомленности в вопросах пола двух групп девушек 12—16 лет и 17—26 лет показало интересные факты. Ответов на вопрос «Чем отличается мужчина от женщины?», оцененных в О баллов не было в обеих группах. Но перечислить все признаки отличий мужчин от женщин не смогли 50% девочек в 1 группе и 35% девочек во 2 группе. Девочки видят эти различия во внешних атрибутах (прическа, одежда), в различии половых органов, в наличии менструации у женщины. При этом не отмечались вторичные половые признаки у мужчин (растительность на теле, голос), отличия в строении тела (развитые плечи, мускулы), манеры поведения, род занятий и т.д. Достаточно правильно ответили на этот вопрос 50% девочек в I группе и 65% девушек во II группе. Представление о беременности имели все девушки обеих групп. Отмечались ответы такого характера: «женщина в животе выращивает ребенка», «с ростом ребенка в животе, растет и сам живот». Девочки видели беременных женщин на улице, по телевизору и среди персонала детского дома. Отзывы о беременных женщинах очень уважительные. Однако, пояснить в каком именно органе развивается ребенок и сколько месяцев женщина вынашивает плод затруднились ответить 60% девочек в 1 группе и 45% девочек во 2 группе. Более полно ответили на вопрос 40% из 1 группы, 55% во 2 группе. На вопрос «Как рождается ребенок?» 55% девочек из 1 группы и 20% из 2 группы ответить затруднились. Ответы были такие: «ребенок вылезает из живота», «женщине разрезают живот». 65% девочек 1 группы и 25% девочек 2 группы знают, что ребенок появляется через половые органы, но при этом удивляются сами, как это возможно. Некоторые считают, что при этом нужна помощь мужа. Никто из этих девочек не знал о существовании роддома. 55% девушек из 2 группы этот процесс описывали подробнее. «У женщины бывают схватки, ее увозят в роддом. Там она рожает с помощью врача. Ребенок выходит из половых органов. Сначала появляется голова, врач помогает его вытаскивать. Ребенок кричит. Он весь грязный, ему завязывают пупок и моют». Видели это девочки по телевизору, назвали несколько фильмов, где показывают роды. На вопрос «Какую роль играет в рождении ребенка отец?» не смогли ответить 35% девочек из I группы. Знают о том, что беременность наступает после полового акта - 65% девочек, но как происходит зачатие не объяснил никто. Во 2 группе 75% девочек знают, что для рождения ребенка необходим половой акт, но не понимают при этом, как происходит оплодотворение. 25% девочек описывали это примерно так; «Мужчина вводит свой половой член во влагалище женщины. При этом он выделяет свои половые клетки. Мужские клетки встречаются с женскими, и зарождается ребенок». Все девочки испытывали трудности в вербализации этих процессов. Они почти не знают медицинских и литературных терминов. На вопрос «Как может женщина предохраняться от беременности?» в I группе 90% девочек ответили: «Не знаю». 10% девочки знали из телевизионной рекламы о презервативах, но как ими пользоваться не знали. Правильного ответа не дал никто. Во второй группе 80% девочек давали нелепые ответы: «Ребенка можно сдать в детский дом; можно сделать кесарево сечение; можно сделать аборт; нужно напиться пьяной». 3 девочки из контрацептивов назвали презервативы, как выглядят и как ими пользуются, не знали. (Опять же знали о них из рекламы). Одна девочка дала ответ, что презерватив похож на воздушный шар, его одевает мужчина на половой член, чтобы мужские клетки не смогли попасть внутрь женщины. На вопрос «Что такое изнасилование?» 35% ответили неверно, они путали это понятие с физическим насилием. Ответы были примерно такими: «Когда женщину бьют; привязывают к дереву; закрывают насильно в комнате; пытают». 65% девочек из 1 группы и все девушки из 2 группы понимают, что изнасилование это половой акт, совершаемый мужчиной против воли женщины. При этом женщина кричит и сопротивляется, а мужчина рвет на ней одежду и побеждает, потому что он сильнее. Знают об этом девочки из уроков по основам безопасности жизнедеятельности и приводят достаточно много примеров из телесериалов. На вопрос: «Было ли у них чего-нибудь подобное в жизни?» все ответили отрицательно. Суммируя количество баллов, полученных каждой девушкой, выделили 3 подгруппы: 1 подгруппа — с низкой оценкой осведомленности в вопросах пола (менее 5 баллов); 2 подгруппа - со средней оценкой (от 5 до 9 баллов); 3 подгруппа — с оценкой выше средней (9 баллов и выше). Достоверность полученных различий 2-х обследованных групп представлена в таблице 25. Таким образом, сравнительный анализ показателей сексуального поведения и осведомленности в вопросах пола у девушек с умеренной умственной отсталостью показал, что с возрастом отмечается их повышение. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной работе с воспитанниками по половому воспитанию в детском доме. Основную информацию девушки черпают из телесериалов и искаженную — от случайных людей. Низкая осведомленность в вопросах пола повышает возможность попадания в группу риска по сексуальным злоупотреблениям. Резюмируя изложенные результаты, следует отметить наиболее важные моменты: — Полоролевая идентификация умственно отсталых подростков формируется под влиянием психического недоразвития и коррегирует с уровнем интеллектуального развития: чем грубее поражения ЦНС, тем слабее выражен психологический процесс самоотождествления.
Формирование половой идентичности у детей с нарушением интеллекта зависит как от степени умственной отсталости, так и от личностных особенностей. Полоролевое поведение умственно отсталых подростков в большинстве случаев является феминным у девочек и маскулинным у мальчиков, что подтверждает положение о наличии врожденных программ психосексуального развития, но в условиях закрытого детского дома с женским персоналом сотрудников у мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития высок процент феминных черт, так как формирование полоролевого поведения идет под влиянием реакций взрослых. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка, но у умственно отсталых этот процесс тормозится и искажается под влиянием интеллектуального недоразвития. У подростков с легкой степенью умственной отсталости можно говорить о сформированности половозрастной идентификации. Себя они идентифицируют не только по внешнему виду, но и по статусу, что свидетельствует о наличии у них небольшого объема абстрактного мышления. Психосексуальное развитие детей с умеренной умственной отсталостью (сформированность половой идентичности, полоролевого поведения, половозрастной идентификации) происходит с отставанием, поэтому половое воспитание необходимо проводить в условиях интерната, специальных (коррекционных) школ (классов), в семье, но позднее, чем в норме на 5-6 лет (в 8-10 лет), в зависимости от уровня интеллектуального развития, используя конкретные, доступные формы. 57.Рекомендации по половому воспитанию детей и подростков с с умственной отсталостью. Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталых развито только до детского уровня, то во всех отношениях к ним нужно относиться как к детям, их необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола также, как младенцев. Семья или обслуживающий персонал детского дома прилагают все усилия, чтобы ограничить любые формы сексуального интереса этих людей, особенно, если они проживают совместными группами. Во многих случаях это ведет к конфликту с реальностью, потому что, хотя психическое развитие человека и осталось на уровне ребенка, физически он или она — старше. Вопросы пола нельзя игнорировать никому, находящемуся рядом с человеком с отклонениями в умственном развитии. По мере взросления человека, даже умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Умственно отсталым необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у них сексуальных чувств. Недостаточное половое воспитание умственно отсталых приводит к тому, что часть из них, покинув стены интерната в возрасте после 18 лет, сталкиваются с проблемами. Описаны факты, указывающие, что накопление нежелательного опыта, образцы жестокости, охват гомосексуальностью, мужская проституция — нередкость у умственно отсталых подростков мужского пола. Умственно отсталые девочки-подростки - это часто предмет промискуитозного полового поведения, особенно после перевода из детского интерната. Исследования показали, что девочки с низким уровнем интеллектуального развития не понимают, что может с ними случиться при сексуальных домогательствах, некоторые никогда не усваивают этого из-за ригидной морали и социальности. При отсутствии полового воспитания они не способны правильно вести себя, не понимают последствий своих поступков. Эти девочки часто являются жертвами, у них выше уровень инфекций и беременностей по сравнению с нормой. Ученые считают, что половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающему, хотя и на 6 лет позднее и попроще, с повторениями и без отвлеченных рассуждений. Желательно привлекать как можно раньше внимание ребенка к различию полов. Необходима система гигиенических знаний и навыков. Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект. Создание программ полового воспитания для умственно отсталых невозможно без тщательного изучения аналогичных программ за рубежом, определения объема, необходимого для изучения материала и форм обучения. По данным западных ученых примерно 10% умственно отсталых могут иметь полноценный сексуальный контакт; 1% из них могут жить вместе. В основном, умственно отсталые имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, чем здоровые люди, хотя они владеют определенными представлениями о некоторых формах сексуального поведения (нежность, поцелуи). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|