ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характерные черты Фикха периода Умайядов
Тенденция, характерная для ученых и их учеников в Исламской империи этого периода — деление на две основные группы. Одна группа ученых склонялась к тому, чтобы в собственных выводах не выходить за рамки существовавших и доступных для пользования текстов, а другая группа предпочитала широкое использование дедуктивного мышления и Иджтихада. Первая группа избегала давать Фатвы по тому или иному вопросу при отсутствии соответствующих четких текстов из Корана или Хадисов, относящихся к данному вопросу. В своей позиции они основывались на Аяте Корана:
"И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания... " (Коран: Сура 17, Аят 36)
Законы, цели которых были определены Аллахом и Его Пророком (c), использовались для выводов по аналогии, (Получение ответа на тот или иной вопрос посредством логического рассуждения, основанного на аналогиях (т.е. подобных случаях)) а те, которые не были определены, не использовались. Из-за такой позиции ученых этой школы мысли стали называть Ахль аль-Хадис ("Люди Хадисов"). Центром ученых Ахль аль Хадис была Медина, а Фикх Мединской школы по большей части имел практическую направленность и основывался на реальных проблемах.
Другой группе ученых думалось, что всевозможные законы, ниспосланные Аллахом, имели под собой определенные причины, независимо от того, были они определены Аллахом и Его Пророком (с) или же нет. В тех случаях, когда причины для того или иного закона не были конкретно определены, эти ученые использовали собственные способности рационального суждения для того, чтобы найти возможные причины. Затем они применяли этот закон для других случаев, возникших при сходных обстоятельствах. Их подход основывался на практике некоторых ведущих Сахаба, использовавших дедуктивный метод для нахождения первопричин некоторых Божественных Законов. Из-за того, что эта группа выступала за широкое применение метода дедуктивного рассуждения, они обрели известность как Ахль ар-Ра'и ("Рассуждающие люди", "Люди рассуждения", "Люди мнения). Центром ученых Ахль ар-Ра'и была Куфа в Ираке. Фикх в Куфе развивался на базе гипотез. Изобретались проблемы и рассматривались в различных ситуативных контекстах, затем вырабатывались предполагаемые (гипотетические) решения, которые записывались. В процессе обсуждения они часто использовали фразу: "А что, если бы это было так?" и поэтому получили также прозвище "Чтоесльщики". Следует отметить, что эти два направления были всего лишь продолжением тех, которые впервые возникли еще в среде Сахаба.
Причины различий
Различные подходы ученых Ахль аль-Хадис и Ахль ар-Ра'и можно отнести на определенные политические факторы, связанные с различными типами социокультурной среды в тех двух географических регионах, в которых процветали эти две школы мысли. Со времен последнего Праведного Халифа, Али Ибн Аби Талиба, столица Исламского государства переносилась сначала в Ирак, затем в Сирию. Поэтому Хиджаз (Западное побережье Аравийского полуострова, включая Мекку и Медину) практически оказался в стороне от общественных волнений и наплыва иностранных культур и идей, т.е. всего того, что обычно происходит в столице государства. По причине изоляции от центра жизнь в Хиджазе продолжала оставаться мирной и спокойной. Хиджаз был еще и родным домом Пророка(c) и местом рождения Исламского государства. Следовательно, этот регион изобиловал Хадисами, а также богатством правовых норм, Фатв, выведенных первыми тремя Халифами — Абу Бакром, 'Умаром и Усманом. Ирак же, наоборот, был для Мусульман землей новой и незнакомой. Когда туда была перенесена столица Исламского государства, она стала настоящей "плавильной печью" для различных культур, порождавшей огромное количество ситуаций и событий, выходивших за рамки опыта Мусульманских ученых того времени. Далее, ввиду небольшого количества проживавших Сахаба, Хадисы там не были в таком же изобилии, как это было в Хиджазе. Ирак стал местом рождения вымышленных Хадисов, а также благодатной почвой для большинства отступнических сект. Не будучи уверены в правдивости цитируемых Хадисов, ученые Ирака в целом полагались на Хадисы в меньшей степени, чем ученые Хиджаза. Те немногие Хадисы, которые ученые Ирака считали точными, принимались только в случае, если они отвечали определенным очень жестким условиям. Естественным результатом такого хода развития было то, что Иракская школа правовой мысли и ее ученые больше полагались на личное рассуждение и логику, чем на передаваемую из уст в уста Сунну Пророка(c).("Аль Мадхал", стр. 126—127) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|