ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ШЕСТОЙ ЭТАП: ЗАСТОЙ И УПАДОК
Этот этап охватывает примерно шесть веков, начинаясь с разграбления Багдада в 1258г. н.э. и казни последнего Хапифа династии Аббасидов, Аль-Мустасима, и заканчиваясь в середине девятнадцатого века новой эры. На этот период приходится также подъем Оттоманской Империи, основанной в 1299г. н.э. турецким лидером Османом I, до самого ее упадка под ударами европейского колониализма.
Самой характерной чертой этого периода был Таклид (слепое следование какому-либо Мазхабу) и раскольничество (фракционность). Подобная тенденция к вырождению привела к отказу от всех форм Иджтихада и трансформации Мазхабов в совершенно изолированные друг от друга организации, очень напоминающие собой секты. Работы по составлению собраний Фикха в этот период сводились к комментированию предыдущих работ и были направлены на выдвижение отдельных Мазхабов. В результате Фикх утратил динамизм и многие из его положений становились все более устаревшими и неприемлемыми в существующем виде. Чтобы заполнить образовавшийся пробел в правовом регулировании, некоторые Исламские нормы, ставшие неприменимыми, постепенно заменялись законами европейскими. И наконец, с наступлением европейского колониализма и распадом Мусульманской империи, Исламское законодательство было вытеснено европейским. Отдельные реформаторы стремились задержать набегающую волну застоя и упадка, призывая вернуться к изначальной чистоте Ислама и его законов. Однако раскольничество и фракционность продолжаются и по сей день, несмотря на расширение преподавания сравнительного Фикха в учебных заведениях.
Появление Таклида
(Слепое следование какому-то одному конкретному Мазхабу)
Ученые этого периода отказались от всех форм Иджтихада и единогласно издавали Фатвы, нацеленные на то, чтобы закрыть двери для Иджтихада раз и навсегда. Они рассуждали так, что все возможные вопросы уже были подняты и рассмотрены, и поэтому в дальнейшем Иджтихад просто не нужен. (Мухаммед Хусейн Аз-Захаби, "Аш-Шариа аль Исламийя" (Египет: Дар аль-Кутуб аль-Хадис, 2-е изд., 1968), стр. 12) Такой шаг привел к возникновению новой концепции Мазхаба, которую условно можно выразить так: "для того, чтобы ваш Ислам имел законную силу, вам необходимо следовать одному из четырех Мазхабов". С течением времени эта концепция упрочилась и в сознании масс и среди ученых Фикха. Таким образом, религия Ислама как таковая была втиснута в рамки четырех существующих Мазхабов: Ханафитов, Маликитов, Шафи'итов и Ханбалитов. Эти школы права стали считаться Божественно установленными проявлениями (символами) Ислама. Все они считались полностью правильными, равными и представительными с точки зрения истинности Ислама. И все же между ними существовали многочисленные различия. В этот период были ученые, которые толковали некоторые Хадисы таким образом, чтобы доказать, что Пророк (с) сам предсказал появление Имамов и их Мазхабов. Следовательно, любая попытка выйти за рамки этих канонических Мазхабов считалась ересью и на всякого, кто отказывался следовать одному из них, ставилось клеймо отступника. Сверхконсервативные ученые этого периода даже дошли до того, что установили, что всякий, кого поймают на том, что он переходит из одного Мазхаба в другой, подлежит наказанию, которое назначается местным судьей. Мазхабом Ханафитов была также сформулирована норма, запрещающая браки между Ханафитами и Шафи'итами (Мухаммад Насир Ад-Дин Аль Албани, "Сифа Салят ан-Наби" (Бейрут: Аль Мактаб аль Ислами, 9-е изд., 1972), стр 51). И даже второй важнейший столп Ислама, Салят, не уберегся от влияния фанатизма Мазхабов, Последователи различных Мазхабов стали отказываться совершать молитву под руководством Имамов из других Мазхабов. Это привело к тому, что в Масджидах (Мечетях) тех Мусульманских городов, где существовали несколько Мазхабов, строились отдельные молитвенные ниши (Михраб). Масджиды подобного типа до сих пор можно встретить, например, в Сирии, где Мусульмане-Сунниты следуют или Мазхабу Ханафитов, или Мазхабу Шафи'итов. Злая судьба не обошла и самую святую Мечеть — Аль-Масджид аль-Харам в Мекке, олицетворяющий собой единство Мусульман и религии Ислама. Так, вокруг Каабы были устроены изолированные молитвенные ниши (Михрабы) для Имамов от каждой из школ. А когда подходило время Солят, Имам от каждого из Мазхабов вел коллективную молитву последователей своего Мазхаба; затем Имам другого Мазхаба вел коллективную молитву последователей своего Мазхаба, и так далее. Интересно отметить, что изолированные молитвенные места для каждого из Мазхабов сохранялись вокруг Каабы до первой четверти двадцатого века, когда Абдуль Азиз Ибн Са'уд в октябре 1924г. со своей армией покорил Мекку и объединил всех молящихся под руководством единого Имама независимо от Мазхабов, к которым эти Мусульмане принадлежали. Священная" Мечеть и почитаемая Кааба в 1302 году после Хиджры, 1884 год н.э. (Фото С. Хюргронье)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|