Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Актуальность проблемы качества на современном этапе.




ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

В условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства, служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть приоритетной. Качество продукции практически стало критерием надежности партнера – основного условия успешного бизнеса. Обеспечение качества продукции поставлено в ряд важных экономических проблем для всех стран мира. С различными аспектами этой проблемы в той или иной степени связана работа нескольких сотен международных организаций.

Можно выделить целый ряд причин, определяющих необходимость обеспечения и повышения качества. В их числе:

1 непрерывное и существенное количественное возрастание потребностей (личных, общественных, производственных), их качественное развитие и видоизменение;

2 возрастание роли и темпов научно-технического прогресса в развитии науки, техники, производства, экономики;

3 усовершенствование и усложнение конструкций выпускаемых изделий, повышение значимости выполняемых ими функций;

4 увеличение объемов производства продукции и, как
следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

5 ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности;

6 усиление конкуренции на внутренних и мировых
рынках.

Для конкретного предприятия низкий уровень качества чреват рисками для жизни и здоровья покупателей, их безопасности, что может привести к потере доверия потребителей, снижению деловой репутации и авторитета организации, к сужению занимаемой доли рынка, претензиям, искам, судебной ответственности. Поэтому производители лю­бой продукции, а особенно пищевой, должны нести ответственность перед потребителями за качество вырабатываемой продукции, так как обе стороны заинтересованы в обеспечении его гарантий.

С учетом изложенного полноценная по качеству продукция, вырабатываемая предприятиями пищевых отраслей, должна отвечать следующим требованиям:

1 соответствовать области применения и назначению;

2 строго отвечать потребностям и требованиям потребителей;

3 соответствовать требованиям нормативно-технических документов (технических регламентов, стандартов, технических условий);

4 при удовлетворении запросов отдельных потребителей не противоречить интересам общества в целом;

5 отвечать требованиям охраны окружающей среды;

6 быть экономически выгодной, приносить прибыль.

Несоответствие хотя бы одному из перечисленных требований не позволит судить о высоком качестве продукции в полной мере.

Значение обеспечения и повышения качества весьма велико как для предприятий отрасли, так и для потребителей, а также для экономики в целом.

Для производителей - предприятий пищевой промышленности значение повышения качества заключается в возможности достижения конкурентных преимуществ, что, в свою очередь, приведет к расширению рынков сбыта, увеличению объемов производства и реализации продукции, повышению эффективности производства, улучшению его результатов и показателей.

Для потребителей значение повышения качества пищевой продукции состоит в более полном удовлетворении потребностей, повышении уровня жизни, более высокой степени обеспечения безопасности.

Для экономики в целом повышение качества будет означать усиление позиций отечественных производителей продовольствия, как на внутреннем, так и на мировом рынках, расширение возможностей для выхода на зарубежные рынки, отличающиеся высокой платежеспособностью, развитие торгового и экономического сотрудничества, улучшение инвестиционного климата, что принесет дополнительные поступления средств в пищевые отрасли и экономику страны в целом, будет способствовать ее оздоровлению, укреплению и развитию.

В целях стимулирования и поощрения высоких результатов в области качества отечественным производителям пищевой продукции присуждаются различные премии, проводятся специализированные конкурсы, победители которых получают право нанесения на продукцию специального знака или символа качества, что может использоваться в качестве высокоэффективного рекламного средства при продвижении товаров, завоевании или укреплении позиций на рынке

Историю развития управления качеством продукции можно проследить, начиная со времени правления государством Ивана Грозного, когда впервые были введены стандартные калибры для измерения пушечных ядер. В это же время был основан сторожевой городок Свияжск, при постройке которого применялись строительные элементы, заранее изготовленные по стандартным размерам, что позволяло произво­дить их далеко от Свияжска - в Угличе.

Однако для данного периода характерны лишь стандартные решения. Начало более широкому внедрению стандартизации в производство с целью повышения качества продукции было положено Петром 1, со времени правления которого и начинает отсчет русская промышленная стандартизация.

В первом Собрании законов Российской империи эпохи Петра I присутствует ряд указов, свидетельствующих о том, что в это время в России внедрялись элементы стандартизации и взаимозаменяемос­ти с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Особое внимание Петр I уделял стандартиза­ции оружейного снаряжения. Так, в указе № 2436 от 15 февраля 1712 года сказано: «А ружье драгунское, так и солдатское, также и пистолети, когда будет поведено, делать одним калибром»,

В контексте рассматриваемого вопроса об отечественном опыте управления качеством несомненный интерес представляет указ Петра I о качестве от 11 января 1723 года. Из текста указа ясны требования государя не только к качеству продукции, но и к системе контроля качества, государственного надзора за ним, а также меры наказа­ния за выпуск дефектной продукции.

Указ о качестве

января II дня 1723 года

Повелеваю хозяина тульской фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи.

Старшину Альдермана Фрояа Фукса бить кнутом и сослать в Азов - пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и денно и ночно блюсти исправность ружей.

Пусть дьяки и подьячие смотрят, как альдермалы клейма ставят, буде сомнение возьмет, самим проверить и осмотром, и стрельбою. А два ружья каждый месяц стрелять, пока не испортится.

Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутами нещадно по оголенному месту.

Хозяину - 25 кнутов и пени по червонцу за ружье. Старшину Альдермана - бить до бесчувствия. Старшего дьяка - отдать в унтер-офицеры. Дьяка - отдать в писари. Подьячего - лишить воскресной чарки сроком на один год. Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячным избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить.

Петр!

Стремясь к расширению внешней торговли, Петр I не только ввел технические условия, учитывающие высокие требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал в Петербурге и Архангельске правительственные бракеражные комиссии, которым вменялось в обязанность следить за качеством экспортируемого Россией сырья (льна, древесины) и продукции.

Развитие промышленности и транспорта в России привело к расширению работ по стандартизации. В 1860 году был установлен единый размер железнодорожной колеи (1524 мм) и утверждены габаритные нормы приближения строений и подвижного состава. В 1889 году приняты первые технические условия на проектирование и сооружение железнодорожных дорог, а в 1898 году - единые технические требования к поставке основных материалов и изделий для нужд железнодорожного транспорта. В 1899 году был выпущен единый сортамент профилей прокатной стали.

Внедрение национальных стандартов и единых требований к качеству продукции в дореволюционной России затруднялось из-за большого числа иностранных концессий, владельцы которых применяли, как правило, свои стандарты. Такое положение привело, в частности, к распространению трех систем мер (аршинной, дюймовой, метрической), что затрудняло производство продукции и контроль за ее качеством.

Одним из первых после Октябрьской революции был принят Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации.

В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В том же году приняты стандарты на новый сортамент стального проката, что позволило сократить число типоразмеров профилей в 6 раз, а также стандарты на метрическую и дюймовую резьбу, допуски и посадки, что позволило наладить серийное и массовое производство стандартных общемашиностроительных деталей. Эти стандарты стали осно­вой для овладения методами передовых зарубежных фирм по контро­лю качества продукции на базе системы допусков и посадок. Одной из первых форм управления качеством продукции стала проверка изделий методом сортировки и разбраковки на годные и негодные, то есть соответствующие и несоответствующие стандарту.

К 1975 году в стране действовало уже более 20 тыс. стандартов, охватывающих важнейшие виды промышленной и сельскохозяйственной продукции, более 15 тыс. отраслевых стандартов и свыше 100 тыс. технических условий.

Для планомерного повышения качества выпускаемой продукции были введены аттестация промышленной продукции по высшей, первой и второй категории качества и присвоение Государственного знака качества.

Следует отметить, что множество разработанных стандартов, аттестация промышленной продукции на категории качества не приводили к желаемому результату, так как все мероприятия проводились без системного подхода и лишь на одной стадии жизненного цикла изделия - стадии производства. Практика показывает, что только системный подход управления качеством позволяет добиваться положительных результатов.

Если где-то возникают провалы и неудачи, причины не столько в технике или людях, ее изготавливающих и эксплуатирующих, сколько в недостатках систем управления, отсюда актуальная задача – совершенствование качества систем. Как пишет известный специалист в области управления качеством, Харрингтон: «Единственный путь внедрения эффективных и постоянных усовершенствований в жизнь компании – изменение системы управления и контроля текущих процессов. Служащие не являются источником большинства ошибок, они простые исполнители в среде, где господствуют устарелые и негибкие процедуры управления. Управляющие также не являются причиной текущих ошибок. Их единственная ошибка – работа в рамках системы, не приспособленной к учету современных требований. Если мы хотим избежать ошибок, мы не должны вести бой против людей. Не в них источник проблемы. Цель борьбы и перестройки – системы, которые контролируют ход процессов и управляют деятельностью компаний».

Воплощения системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции можно проследить уже в практике СССР.

В 1955 году на предприятиях Саратова были разработаны и внед­рены организационно-технические мероприятия по обеспечению бездефектного изготовления и сдачи изделий в отдел технического контроля с первого предъявления. Они образовали саратовскую систему управления качеством (систему БИЛ). Ее цель - создание для производства условий, обеспечивающих изготовление продукции без отступлений от технической документации. Основным критерием, применяемым для количественной оценки качества труда рабочего, являлся процент сдачи продукции с первого предъявления, который исчислялся как процентное отношение количества партий, принятых с первого предъявления, к общему количеству партий, изготовленных рабочим и предъявленных в ОТК. От процента сдачи продукции с первого предъявления зависело по определенной шкале материальное и моральное стимулирование исполнителя.

Значимость этой системы заключалась в том, что через количественный критерий процент сдачи продукции с первого предъявления удавалось оценить качество работы. Ответственность за ка­чество была возложена на самих исполнителей. Для этого постоянно проводились аттестации рабочих и контролеров.

Однако саратовская система БИЛ при всех достоинствах имела ряд недостатков. Так, она распространялась только на рабочих цехов основного производства. Система работала по принципу «есть дефект - нет дефекта», не учитывая многообразие недостатков и различную степень их влияния на качество выпускаемой предприятием продукции. В частности, она не позволяла контролировать и управлять уровнем (стадией) разработок и проектирования изделий, не охватывала такие важные стадии жизненного цикла изделия, как реализация и эксплуатация или потребление,

В 1957-1958 годах на предприятиях Горького (сегодня Нижний Новгород) появилась система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первого изделия). Здесь был сделан упор на повыше­ние надежности изделий в эксплуатации за счет укрепления технической подготовки производства, на долю которой приходилось 60-85% дефектов, обнаруживаемых в эксплуатации. Создавались опытные образцы узлов, деталей, систем и изделия в целом и проводились их исследовательские испытания, выявлялись причины, вызывающие отказы изделия в эксплуатации, разрабатывались мероприятия по их устранению.

Характерным для данной системы управления качеством является то, что она выходит за рамки одной стадии изготовления продукции и охватывает многие виды работ на стадии исследования и про­ектирования, эксплуатации или потребления.

Внедрение КАНАРСПИ на ряде предприятий Горьковской области позволило сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза; повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза, увеличить их ресурс в 2 раза; снизить трудоем­кость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3-2 раза.

В 1963-1964 годах на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса). Ее цель - увеличение надежности и долговечности выпускаемых двигателей. В этой системе был учтен опыт предшествующих разработок БИЛ и КАНАРСПИ. Однако был введен и новый важный элемент - управление связями между потребителями изделий и проектировщиками.

В основу системы НОРМ положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс. Основным показателем в системе является ресурс двигателя до первого капитального ремонта, вы­раженный в моточасах. Рост этого показателя в системе планируется. После достижения установленного моторесурса намечается его новое повышение. Для каждого последующего этапа увеличения моторесурса разрабатывается и проводится комплекс конструкторских и технологических мероприятий, а также опытно-исследовательских работ.

Внедрение системы НОРМ позволило увеличить ресурс ярославских двигателей до первого капитального ремонта с 4 тыс. до 10 тыс. часов, увеличить гарантийный срок работы двигателя на 70%, снизить потребность в запасных частях более чем на 20%. Достижение запланированного уровня качества стало возможным за счет комплексного подхода к управлению качеством продукции путем обоб­щения опыта предшествующих систем по всем стадиям жизненного цикла продукции.

В 1975 году на предприятиях Львовской области появились комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП). Целью КСУКП было создание продукции, соответствующей лучшим миро­вым аналогам и достижениям науки и техники. С 1978 года Госстандартом была разработана и утверждена система основных функций управления качеством продукции. В этой связи с внедрением на предприятиях КСУКП получили развитие метрологическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ дефектов и статистический контроль качества. Были созданы группы качества, разработаны про­граммы качества, в вузах введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации.

В 1978 были разработаны и утверждены Госстандартом основ­ные принципы Единой системы государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП).

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводителей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных