Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дарование законодательства. 6 страница




Когда пришел к ним Иосиф, то они сняли с него его одежду, взяли «и бросили его в ров, ров же был пуст, воды в нем не было. И сели они есть хлеб и взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут бальзам и ладан; идут они отвезти это в Египет». Решение созрело молниеносно: одновременно избавиться от Иосифа и получить хорошее денежное вознаграждение, что они и делают. Пожалуй, больше всех сокрушался Рувим, старший, но он не мог ничего сделать против многочисленных братьев. И взяли они одежду Иосифа, вымазали ее кровью козла и доставили отцу. «И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретища на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни. Измаильтяне же продали его в Египет Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей».

 

 

Дальше идет рассказ, который мы назовем: «Грех Иуды». В то время Иуда (один из 12 братьев) отошел от братьев своих и поселился около одного Одолламитянина, имя которому Хира.

«И увидел там Иуда дочь одного Хананеянина, которому имя Шуа; и взял ее и вошел к ней. Она зачала и родила сына, и нарекла имя ему: Ир. И зачала опять, и родила сына, и нарекла ему имя: Онан. И еще родила сына третьего и нарекла имя ему: Шела. И взял Иуда первенцу своему жену, имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней и восстанови семя брату твоему. (Этот закон называется законом левирата, ужичества. Ужичества от церковнославянского слова южик – родственник.И имел целью предотвратить вымирание рода). Онан же знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа, что он делал; и Он умертвил и его. И сказал Иуда Фамари, невестке своей; живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал в уме своем: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего» (38:2-11).

Вот события, которые излагает нам ветхозаветный писатель. Что мы здесь видим прежде всего? Общее состояние нравов: Иуда берет себе в жены хананеянку, уже не из близких по духу людей, а совсем из чужого рода, которая рождает ему трех сыновей. Далее он пытается исполнить закон ужичества, но один из сыновей его, старший, неугоден Богу, какое-то нечестие, видимо у него было. Господь взял его. И второй недалеко отстоял от него, Онан, который входя к жене, не давал ей семени и этим самым прогневлял Господа, и сказано: Господь «умертвил и его». Т.е. два нечестивых человека, произошедших от этого брака были умерщвлены Господом. Остался последний, третий сын Шела, и здесь уже грешит Иуда тем, что, боясь за его судьбу, решает не отдавать его невестке своей Фамари (хотя по закону должен был). Делает он это чтобы последний его сын не умер подобно братьям его. Иуда ссылался на то, что Шела еще отрок (но и позже, когда тот вырос, Иуда отказался исполнить обычай левирата). Также по закону, никто не имеет права взять такую женщину в жены, пока законный наследник от нее не откажется. И тут ещё Иуда согрешает перед Фамарью, что она остаётся без мужа, без семьи.

И вот дальше события развиваются таким образом, что через некоторое время умерла жена Иуды. После Иуда пошел в Фамну. И уведомили Фамарь, которая жила в этом городе: вот свекр твой идет сюда. Фамарь пошла, одела накидку чтобы он её не узнал и села у ворот, что на дороге в Фамну. «Ибо видела, что Шела вырос и она не дана ему в жены (и он не отрекся от неё)». Она была женщиной еще молодых лет, хотела иметь семью (а без семьи в то время выжить было очень сложно), и это стало причиной того, что она решилась на следующий поступок. И вот Иуда, проходя то место, где сидела Фамарь, увидел ее и не узнал, и счел, что это блудница, ибо блудницы всегда сидели при входе в город, поджидая путников, и сказал ей: раз ты блудница, то я пойду к тебе. На то время он был не женат. (Она же попросила печать и трость его в качестве залога). И дал он и вошел к ней; и она зачала от него» (38:18-19).

Иуда решает спустя некоторое время вернуть то, что ему дорого (печать и трость). Но тут происходит длинная история возврата драгоценностей, которая заканчивается судом. И на суде она показывает трость, печать и говорит: «Я беременна от того, чьи эти вещи». И Иуда узнал все свои вещи и сказал: «Она правее меня, потому что я не дал её Шеле, сыну моему. И не познал ее более», т.е. он сознался, что он поступил неправо, что эта женщина неповинна, что она не ради блуда вышла на дорогу, а ради того, чтобы на ней не прекратился род колена Иудина. Ради исполнения закона.

Бог даровал Фамари близнецов, и род Иуды продолжался благодаря ей. И вот, действительно, эта Фамарь, «блудница» вошла в родословие Христа Спасителя. И наречено имя первому ребёнку: Фарес, а второму Зара. (Мф. 1:3) – « Иуда родил Фареса и Зару от Фомари; Фарес родил Есрома…» и т.д.

 

Вспомним опять Иосифа. Иосиф праведный еще зовется Иосифом прекрасным. Этого Иосифа мы называем праведным прежде всего за его чистое сердце, за его внешнюю красоту, которую подчеркивали и братья и все окружающие его, за его чистую душу, вот за все эти качества его называют Прекрасным. Жизнь в неволе для него началась с того, что Потифар поставил его над домом своим и всё, что имел, дал в руки его. Жизнь этих вельмож отличалась необыкновенным богатством, и в огромном хозяйстве его талант и его умение были очень нужны, и Потифар нашел верного слугу, который всем управлял и сам при нем не знал ничего, кроме хлеба, который ел. Т.е. для себя он не брал ничего, кроме необходимого. Это ценилось, поэтому его и держали там и доверяли ему больше всех.

При всем этом Иосиф не избежал искушений, которые не замедлили явиться в лице сладострастной супруги Потифара. «Иосиф же был красив станом и красив лицом. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же я сделаю зло и согрешу пред Богом?» (39:6-9) Что это напоминает нам? Все отдам тебе, кроме плода, помните, которым познается добро и зло. Все имеешь здесь, но помни только одно, вот и здесь, Иосиф имеет все, но жена не его. Но, однако, женщина была коварная, и отказ Иосифа ее раздосадовал. Что могла она сделать, исполненная ненависти к нему (помните поговорка: «От любви до ненависти один шаг»)? Конечно, настоящей любви там не было, была страсть в её сердце, поэтому, как только она получила отказ от Иосифа, сразу эта «любовь» превратилась в лютую ненависть. И она оклеветала его перед своими слугами, закричала громким голосом: вот он пришел, чтобы меня опозорить, одежды остались со мной, я сопротивлялась, а он убежал.

Случай с Иосифом показывает, что есть Промысел Божий о каждом человеке. Если бы Иосиф остался в доме Потифара, то он никогда бы не стал первым человеком в Египте после фараона. Если бы он не преодолел искушения, а пал с этой женщиной, он никогда бы не достиг той духовной высоты, тех высоких озарений, в том числе и в толковании снов, если его сердце не было бы столь чисто. Если бы Иосиф не был столь прилежным, столь трудолюбивым, таким нужным в этом доме, то и не любил бы его хозяин, как самого себя. И он поступил с Иосифом так: убить он его не мог, фараон не давал права никого убивать, это мог делать только фараон, или судья от лица фараона. Поэтому за провинность человека отправляли в тюрьму, где решалась его судьба. Сам хозяин мог оскопить его и еще дать тысячу палок, что тоже, собственно почти смерть. Но ни того, ни другого он не сделал, ему было жалко Иосифа. И, видимо, он подозревал, что жена его не такая невинная, как она хотела казаться. Мудрый, видимо, был египтянин. И поэтому Иосифа заключают в темницу.

Иосиф приобрел особое влияние и стал среди заключенных наиболее авторитетным. После событий, которые произошли между Иосифом и Потифаром, он стал более осторожным, однако и здесь проявляются его чистосердечие и желание услужить людям. Толкуя сны, которые приснились виночерпию и хлебодару, сидевшим с ним в одной тюрьме, он одному предсказывает скорое прощение, возвращение в дом фараона, а другому, так же в чистоте сердечной предсказывает скорую кончину. Так и случается: виночерпий возвращается во дворец, после того как был прощен фараоном, а хлебодар, который был уличен в чем-то очень серьезном, был подвергнут казни, и птицы небесные клевали тело его. Сны сбылись.

В сердце виночерпия осталась память об этом, но никак не благодарность, он очень скоро забыл своего благодетеля. Годы идут за годами, и вот однажды Господь открывает через фараона судьбы, которые Он готовит народу египетскому, а между тем и всем народам земли. Вы наверняка помните эти страшные сны, которые видит фараон, когда семь коров тощих съедают семь коров тучных. И никто не может разгадать эти сны. И вот после того, когда все жрецы и мудрецы египетские отказываются отгадать сны, виночерпий вспоминает о том, что ему разгадал сон Иосиф, что сон оказался сном пророческим и привел его вновь во дворец фараона. И тогда он вспоминает о нем, и Иосиф предстает перед фараоном.

Рассказывает свой сон Иосифу фараон, и Иосиф толкует сны таким образом. Сон первый: семь коров хороших, семь колосьев полных — семь лет урожайных. Семь коров худых и семь колосьев худых — семь лет голода. Т.е. он предсказывает, что будет семь лет обильных урожаев, а затем семь лет голода. Голод — это вещь, которая часто бывала в тех регионах, т.к. не всегда бывал удачный разлив Нила, не всегда был удачный урожай, ветры сухие дули из пустынь, и часто урожай уничтожался. А были годы очень изобильные. И вот, предвидя это, фараон поручает Иосифу, раз он предсказал это, сделать запасы и ставит его начальником над всеми службами. Иосиф постепенно становится правителем над всем Египтом. Фараон так сказал ему: «Ты будешь над домом моим, и твоего слова будет держаться весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (41:39,40). И затем последовало формальное возведение Иосифа на эту должность: фараон снял с руки своей перстень и надел его на руку Иосифа.

Таким образом Иосиф принят, как бы сказать, в элитный класс, жена у него — дочка жреца Асинефа, он сам первый человек в Египте, все его уважают и, более того, он распоряжается всем богатством фараона. От брака между Иосифом и Асинефой рождаются два сына — Ефрем и Манассия. Слово Манассия в переводе — «заставивший забыть все его несчастья», Ефрем означает — «Бог сделал Иосифа плодовитым в земле страданий».

Наступили годы крайней нужды, когда, наконец, голод дошел и до Израиля. Сыновья престарелого Иакова, узнав, что в Египте есть хлеб, собираются поехать в Египет. У них, конечно, и в мыслях не было, что их там может встретить проданный в рабство их брат. Однако, Иосиф помнит своих братьев, не забыл их и сразу узнает их. Между ними он не видит одного брата Вениамина, а Вениамин, рожденный от Рахили, был единородный его брат. Все остальные были братья его по отцу, по матерям были они разные, а Вениамин был также от Рахили, поэтому и болело сердце за него. И он вспоминал и любил его больше всех остальных братьев.

Чтобы дать почувствовать тяжесть того состояния, в которое он некогда сам был поставлен, а также узнать истинное положение брата, Иосиф прибегает к хитрости и объявляет их шпионами. И после того, как заставляет их таким образом рассказать ему о своем брате вынуждает их привести к нему младшего его брата, Вениамина. Особенно страшно и горько было Иакову услышать, что от него хотят забрать его младшего сына Вениамина. Однако, желая угодить владыке Египта, он отпускает туда младшего сына, и вот, когда уже все братья были вместе, Иосиф вновь хитростью и коварством испытывает их, подложив им чашу в один из мешков, который был мешком Вениамина, чтобы узнать, есть ли у них чувство жалости. И когда уже все открылось, он сам открывается братьям своим, не выдержав этого. Все это происходит непрерывно, когда он пирует вместе с братьями, сам он, как вельможа, не может сидеть наряду с другими презренными. Вообще, египтяне считали себя сыновьями Солнца, а другие люди уже другой сорт, поэтому все пришельцы сидели и кушали отдельно. И когда они ели, он посылал им только дары со своего стола. Иосиф посылал лучшие куски Вениамину, и когда он им открывается и плачет, эти слезы становятся слезами примирения между братьями и между Иосифом. Иосиф прощает всех братьев, он не помнит зла, т.е. это типология Христа Спасителя. Иосиф во многом напоминает Христа: продан братьями за сребряники, так же был унижен, так же был оскорблен и после унижения так же прославился, как Христос после своего Воскресения, и так же простил всех. Это как бы прообраз Христа Спасителя.

После этих событий Иосиф по-прежнему остается царедворцем, владельцем Египта, и фараон предлагает ему: пусть к тебе приедут все твои родственники. И отцу своему Иосиф посылает 10 ослов своих, навьюченных произведениями Египта, и 10 ослиц, навьюченных зерном, хлебом. И вот когда престарелый Иаков услышал о том, что сын его жив, то «Дух его ож и л», и он в восторге воскликнул: «Довольно сего для меня, еще жив сын мой Иосиф; пойду и увижу его, пока не умру». И вот потянулся караван, приблизительно 70 человек, это был весь дом израильский: Иаков, его 10 сыновей с женами и детьми и ближними людьми, которые его окружали, все пришли в Египет. И когда увидел Иосиф отца своего, пал к нему на шею и долго плакал на шее его, и ободрившийся старец воскликнул: «Умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив».

Могущественный фараон удостаивает престарелого отца особой аудиенции, свидание было трогательно, просто и задушевно. Фараон спрашивает старца о его лет а х, и Иаков вкратце рассказывает свою долгую жизнь. В сравнении с жизнью предков, его жизнь была еще коротка, всего только 130 лет, а Авраам прожил 170 лет, Исаак — 180 лет, но слишком много горя, видимо, испытал этот человек, слишком много скорбей пришлось ему пережить, поэтому хотя лет ему было гораздо меньше, он был уже очень больным. Фараон был тронут этим свиданием и просил, чтобы Иаков благословил его. Фараон принял народ, дал им землю, дал им возможность прожить страшные голодные годы, и это благословение дано ему как правителю народа. Т.е. благословение Божие почивает на фараоне, даже если он не причастен тайнам спасительного Промысла о этом народе, но он был глава государства и просил благословить его. И, может быть, благодаря этому благословению жизнь в Египте была не совсем уж плохая. Вы знаете, что только последние годы стали притеснять, когда они очень размножились, когда об Иосифе забыли, т.к. фараоны сменились — пошли другие династии. А в то время им неплохо жилось. Их не делали рабами, не заставляли строить пирамиды, как потом сделали. Они занимались тем, что пасли скот. И очень народ разрастался, и мы знаем, что почти двух миллионов достиг этот народ перед выходом из Египта. Они поселились в округе Гесем, в котором были большие и плодородные пастбища, там они могли жить вдали от египт я н и не забывать свои обычаи и то, к чему призывает их Господь.

Так исполняется предсказание Божие Аврааму: потомки его будут пришельцами в земле не своей, что было подтверждено и Иакову на пути в Египет. Заканчиваются годы жизни патриарха Иакова. Последние годы его прошли в довольстве и мире, благополучии, под наблюдением его сына. В Египте он прожил еще 17 лет и видел утешение в том, говорит нам Библия, что род его весьма умножился за эти 17 лет. И вот чувствуя приближение своей смерти, он призвал к себе Иосифа и в знак веры своей, обетования своего, велел похоронить себя вместе с отцами своими Авраамом, Исааком и при этом подарил ему землю, приобретенную им в собственность близ Сихема, затем он усыновил себе двух сыновей Иосифа. У Иосифа были Ефрем и Манассия и старший был Манассия, а младший — Ефрем. А он положил руки крестообразно на них и получилось так, что правая рука, которая должна была лечь на старшего — легла на младшего, а левая — на старшего, и хотя его поправляли, но он сказал, как есть, так и есть. И не случайно, потому что и в этом отношении есть Промысел Божий.

Затем Иаков собирает всех сыновей Израиля, и каждому из них дает особое благословение. Вот как благословил он Иосифа, сказав: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (48:16). Т.е. благословляя Ефрема и Манассию, он этим самым благословляет Иосифа и его потомство.

Давайте вспомним 12 колен Израилевых. В будущем каждому колену будет наделена своя земля. Один же сын не получил земли — это Левий, т.к. потом из него был народ священников, которые имели удел в каждом колене, специальной земли у них не было, поэтому место Левия занимают сыновья Иосифа Ефрем и Манассия. У каждого сына будет потом место в земле обетованной, которую они получат при Иисусе Навине.

«И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим, первенец мой! ты- крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, — не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел.

Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе убили мужа и по прихоти своей (помните они мстили мужу своей сестры Дины); проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле». Каким образом рассею и разделю в Израиле? Левий не получил земли, Симеон получил немного земли с краю, условный кусочек с краю. И поэтому четкого колена не было, оно так и было впоследствии рассеяно.

Четвертым у нас идет Иуда. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (49:8-10). Вот этот текст мессианский, является пророческим о колене Иуды и следует понимать таким образом: не отойдет скипетр Иуды, т.е. из этого колена будут происходить все владыки Израиля, т.е. цари, которые будут царствовать над Израилем, будут из этого колена. О царях тогда не помышляли еще, поэтому слово «царь» здесь не употребляется, а говорится именно о скипетре, как символе власти. Примиритель есть Христос Спаситель, Мессия, и ему покорность народов. Таким образом, это пророчество исполняется в эпоху, о которой мы уже вскользь упоминали, когда последним царем израильским был идумеянин Ирод Великий. Скипетр от Иуды отошел в тот момент, когда на землю пришел Христос Спаситель. Вот исполнение пророчества. И далее в тексте Св. Писания: «Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздьев одеяние свое; блестящи очи его от вина, и белы зубы его от молока» (49:11,12). Это все относится к Иуде. Он называется «лев из колена Иудина», лев — это символ царской власти и показывается, что без воли Божией никто не может его сдвинуть с места, если не сам Господь.

«Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» (49:13). Колено Завулоново так и жило в Тире и Сидоне и ряде других городов.

«Иссахар крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани». Часто племя Иссахарово подвергалось нападениям, и многие представители этого племени были в услужении у других.

«Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На. помощь Твою надеюсь, Господи!» (49:16-18). Вот страшное пророчество, о котором многие святые отцы и толкователи Библии говорят, что это пророчество о последних днях мира. Дело в том, что из колена Данова, возможно, произойдет Антихрист. И поэтому сказано, что Дан будет змеем на дороге и аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Вот страшные испытания, предстоящие Церкви Христовой, народу Божию и всем людям доброй воли, живущим в чистоте сердца.

«Гад, - толпа будет теснить его, но он оттеснит её по пятам.

Для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства.

Неффалим - рослый, распускающий прекрасные ветви, говорит стройные изречения.

Иосиф - отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных; да будут они на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими» (49:22-26).

«Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу». Как говорят: «из песни слов не выкинешь» и пророчество есть пророчество. Действительно, он предсказывает тяжкую судьбу колена Вениаминова, о чем мы будем говорить позже в «Книге судей», когда колено было почти полностью истреблено своими же собратьями...

После того как Иаков благословил всех, он дал им заповедь, сказав: «Я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина, в пещере, которая на поле Махпела, что перед Мамре, в земле Ханаанской, которую купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения, (где похоронены Авраам, Сарра и все предки), - И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему. Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его египтяне семьдесят дней».

Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф просит у фараона отвести тело в землю Ханаанскую. «И отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела», там у дуба Мамрийского похоронил Иосиф его, в пещере, которую купил Авраам в свою собственность. И сам и братья его и ходившие с ним были там, так закончилась жизнь третьего патриарха Иакова.

Книга Бытие заканчивается повествованием об обращении Иосифа к своим братьям и о смерти Иосифа. «И увидели братья Иосифовы, что умер отец их и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? И послали они сказать Иосифу: отец твой перед смертью своею завещал, говоря: так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло».

Видите, они думали, что ради отца он их прощает, не верили в искренность его прощения и поэтому сказали так. «И пришли сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть».

Эта фраза, о том, что Бог обратил зло в добро, Является ключевой фразой книги Бытие. Мы говорили о грехопадении, о первом убийстве, о всемирном потопе, о Вавилонской башне, о других страшных событиях, жестоких, но все это можно заключить такой фразой: «Бог обратил все это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть» — сохранить жизнь великому числу людей.

«Итак не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их. И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет». Видите, как сокращается число лет. «И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода (т.е. он видел праправнуков), также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа. И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову». Вот еще одно пророчество особое. Иосиф умирая, говорит, что будет время, когда Господь посетит народ Израильский и выведет его из этой земли. И это завещание Иосифа свято хранилось в сердце, может не у всех, но у многих потомков Израиля. «И вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (50:26). Но не захоронили, только положили в ковчег, ожидая, когда его кости будут перенесены в землю Ханаанскую, там, где покоятся Авраам, Исаак, Иаков.

 

Лекция 8

Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «сии суть имена», т.е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Мы называем эту книгу «Исход», т.к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие». Книга начинается со смерти Иосифа и заканчивается освящением скинии. «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх. 1:6). После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением.

После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт. 46:27). В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей. Т.е. если мы учтем, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то найдем примерно 3-4 миллиона по самым скромным подсчетам.

«Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим» (Исх. 1:1) Первая глава книги Исход второй стих перечисляет имена, это родоначальники колен Израилевых: «Рувим, Симеон, Левий и Иуда, Иссахар, Завулон и Вениамин, Дан и Неффалим, Гад и Асир» (Исх. 1:2) Израиль, к сожалению, стал народом рабов. Прошло время, и те египетские вожди, которые помнили еще Иосифа, скончались, на смену им пришли другие люди, и постепенно Израиль стал занимать униженное положение. Наряду с рабством политическим народ, к сожалению, впадал и в рабство духовное, так как все больше и больше удалялся от истинного богопочитания.

Исход для Израиля из Египта означает начало новой эры в его духовном сознании, которую мы называем эрой теократии. Эта та государственная форма, в которой единственным властителем народа является Бог. Теократический строй не всегда и не во всей полноте осуществлялся во все времена, но официально он держался до того момента, когда Израиль попросил поставить себе царя. Он начинается с момента Исхода и заканчивается книгой Царств, когда от пророка Самуила израильтяне требуют поставить царя над ними, «чтобы мы были, как прочие народы».

Во главе 12 Исхода говорится, что Израиль пробыл в Египте около 430 лет. Составителем книги является Моисей, об этом говорится в главах 17, 34 и ряде других мест, т.е. все исследователи Св.Писания приходят к мысли, что автором книги Исход является сам Моисей, по крайней мере — основной ее части.

Книга Бытие описывает в основном грехопадение человека, Исход говорит об избавлении, о спасении из рабства через силу Господню. Народ не сам ушел, он вечно был бы в рабстве, сила Господня выводит его из рабства. Книга начинается с описаний бедствий и кончается прославлением Бога в скинии. В течение этого времени Господь выбирает себе Пасхального агнца и вносит в историю народа избавление.

Есть ряд символических мест в книге. Центральный образ и символ этой книги пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира.

Второй символ ветхозаветный — это манна небесная, который является нам в 16 главе. Указание на Христа, как на «хлеб жизни», так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос — это пища для нашего духа. Христос — наша манна небесная, которая нам дана самим Господом, и Бог — податель этого хлеба. Иисус Христос говорит: «Я — хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6:51). Манна выпадала ежедневно, следовательно, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных