Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дарование законодательства. 7 страница




Третий символ — это скиния, обиталище Господне, служит на указание избавления через Христа. Господь сказал: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9), т.е. Господь называет себя скинией, это образ Христа.

В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица. Первое явление. Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило началу пролитию крови, которое было забыто израильским народом. А изначально было установлено ещё с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель.

Второе явление. Бог Яхве, Бог-вождь, Господь является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на Себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийский полуостров и землю Обетованную, если логически мыслить, то проще всего Израилю было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, логически необъяснимый. Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Смысл такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого.

Третий момент явления Господа. Господь является Освободителем. Прежде всего, это чудо перехода через Чермное море. Этим испытанием Израиль окончательно освобожден от власти египетской. Новый Завет в Послании к коринфянам называет это событие крещением. «И все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор.10, 1-2). Крещение — это погружение или изменение, т.е. полностью человек меняется, и Израиль менялся. Он, когда прошел Чермное море стал не тем, кем был до этого.

Четвертое явление. Господь является, как Исцелитель народа, он берет на Себя заботу о телесном благосостоянии народа при том условии, что народ будет ему верен.

Пятое явление. Господь — Податель жизни, Который проявляет Себя в виде манны, хлеба небесного, в исторжении воды из камня, во множестве падающих перепелов.

Шестое. Господь — Великий Победитель в войне против окружающих народов: амаликитян, которые преграждали путь народу Божию. В этой войне одерживают победу те, кто обращается к Богу с молитвой (помните Моисей стоял с воздетыми руками, и как только руки опускались, одерживали победу амаликитяне; ему поддерживали руки). Не случайно обычай молиться с поднятыми руками входит почти во все религиозные традиции мира. Иисус Навин побеждает на поле брани «не воинством и силою, но духом своим»,- говорит пророк Захария.

Перед нами Египет в период 18 династии фараона Амодиса. Новые правители переменили отношение к евреям, начались притеснения, перешедшие затем в тяжкую неволю. Поработ и в евреев, фараон принуждает их строить города. В то же время начинаются опасения, что эти племена объединятся с кочевыми племенами и будут представлять опасность Египту.

Израиль вышел из Египта за 1300 лет до Рождества Христова. Книга Исход написана Моисеем в Аравийской пустыне. Писалась она по мере получения откровений от Бога, т.е. постепенно. Тщательная редакция восходит ко времени, видимо, Иисуса Навина, а может быть, и более позднему. Там есть много вставок, которые восходят к поздним временам. Если говорить о книге в общем, то она имеет две части: историческую и законодательную. Первая говорит об исходе из Египта, а вторая — о даровании законов.

«И умер Иосиф и все братья его и весь род их» (Исх. 1:6) «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас» (Исх. 1:8-10). И сказано, что египт я не «жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх. 1:13-15).

Принуждение к рабскому труду приносило лишь частичные результаты, и фараон решил действовать более агрессивно, а именно – через детоубийство. Скорее, судя по огромному числу евреев, упомянутые две женщины в Библии были чем-то вроде начальниц клана повивальных бабок. Повеления царя были совершенно ясными: младенцев мужского пола - убивать, а женского - оставлять в живых. Женщины боялись Бога и приказ фараона о умерщвлении детей не исполнили, за что Господь их и благословил.

После того, когда эти благочестивые женщины отступили от фараонова приказа, фараон издал приказ умерщвлять всех младенцев мужского пола. Это был бесчеловечный приказ, и сами египт я не это понимали. Кто же будет ходить по домам, изыскивать новорожденного младенца и умерщвлять его? Хотя, наверно, такие случаи бывали, но однократные, потому что следующие строки, повествующие о начале жизни Моисея, говорят о том, что люди принимали все ухищрения, чтобы сохранить жизнь своим детям. Видимо, не один Моисей был так спасен.

О нем нам говорит Св.Писание следующее: «Некто из племени Левина пошел и взял себе жену из того же племени» (Исх. 2:1). Моисей был из колена Левина, Аарон был брат его и тоже был из колена Левина. Женщина зачала, родила сына, и он был очень красив. Она скрывала его, пока могла. И когда уже невозможно было скрывать его, она сплела корзинку из тростника и пустила его по Нилу. Вышла купаться дочь фараона, и здесь происходит встреча ее и Моисея, и он становится названным сыном дочки фараона. Он вырос и получил прекрасное образование. Дочери фараона он был вместо сына. Вскормила его родная мать.

Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и убил египтянина. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся между собой братьев, он услышал слова: «Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?» Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть.

И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: «Позовите его, пусть он ест хлеб» и отдал за него свою дочь Сепфору. Она вспоминается в Библии неоднократно, также и в Требнике, в чине бракосочетания.

Моисей был счастлив в своём браке и полюбил эту женщину. У него родилось два сына, одному имя — Гирсам, «потому что, говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова» (Исх. 18:4). Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т.е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и вот от них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которая была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т.е. там было сохранено истинное Богопочитание, что и позволило Моисею жить у них.

Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода: «И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог» (Исх. 2:24-25). Однажды, когда Моисей пас овец, «явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста».

«И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Это прообраз Христа Спасителя. Куст, прообраз Девы Марии, которая явится Матерью Христа Спасителя и останется Девою: Купина горела и не сгорала, Божья Матерь рожала и оставалась Девою. «Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». И в это время он услышал из среды куста голос: «Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исх. 3:2-6).

Прежде всего мудростью и страхом Божиим обладал боговидец Моисей, и поэтому призрел на него Господь. Он имел высочайшее образование, мог сделать себе карьеру, но ради служения истине, идеалу, он всем пожертвовал и при этом сохранил страх Божий и любовь. И Господь, обращаясь к нему, сказал: «Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его... и иду избавить его от руки Египт я н и вывести его из земли сей (и ввести его) в землю хорошую. И вот уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня... Я пошлю тебя к фараону (царю Египетскому); и выведи из Египта народ Мой... Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя».

Это знамение принесение жертвы на той горе, где было богоявление, на Хориве. Хорив — это древняя гора, которая была в почитании с давних пор. И, видимо, в те времена там приносили различные жертвы и это место было почитаемо. И именно на Хориве и было богоявление Моисею. Весь период времени, который провел Моисей у своего тестя Иофора, был периодом предуготовления.

Без сомнения — Моисей это тот, кто был на Синае и Хориве, это место, где потом лежали скрижали закона. Это то место, где Яхве открылся в пылающем терновом кусте. И когда Моисей на горе слышит голос из среды куста, то он говорит: «Вот я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». При переходе из первого лица в третье «Я есмь» (Яхве) остается в Израиле собственным именем Бога, это имя затем окружается таким почитанием, что его даже не смеют произносить. Вы знаете, что имя Яхве — это сокращенное имя, состоящее из согласных букв, помните мы разбирали тетраграмму. В этом слове нет гласных. Правильное его произнесение полностью утеряно. При громком чтении текста имя Божие никогда не употреблялось, вместо этого употреблялось другое имя — Адонаи, Господь.

Иными словами, Бог, который говорит к Израилю, не будет отныне ему неизвестен, ведь его не будут называть просто Богом. Отныне, с открытия Своего имени, Он — Бог лично известный под своим собственным именем. Значение и важность этого эпизода, о котором мы говорим, нельзя понять до тех пор, пока мы отчасти не представим себе, какую силу имя имело для древних, особенно для евреев. Назвать какое-либо существо, как это сделал Адам по отношению к твари, значит овладеть им, познать его сущность. Действительно, внутренняя природа существа познается через имя, отсюда в семитском понимании — магическая сила имени. Кто им владеет, тот обладает в некоторой степени личностью того, кого он назовет. Тем, что Господь открывает Свое Имя, Он показывает Свое бескорыстие и милость. Для Яхве открыть Свое Имя означает дать Себя Израилю из любви, это неслыханный дар. Назвать народу Свое Имя — самое великое, что Бог мог сделать, чтобы сделать его своим. При таком освещении союз Бога с Израилем оказывается таким тесным и таким глубоким, что никакому другому описанию не поддается.

Моисей должен возвестить своим братьям, что Сущий, Иегова послал его. Он, конечно, спрашивает: какие знамения Ты дашь, кто меня послушает? Было два знамения, это — трость, которая превращается в змея, и рука, которую он, убирая за пазуху, вынимает оттуда, она покрывается проказой, затем опять достает исцеленной. Правда, Моисей опять чувствует препятствия, ему этого мало, он знает, что он косноязычен, и говорит, что он не речист. Поэтому Господь указывает ему на его брата Аарона, сказав для него такие слова: ты будешь для него как бы Богом, а он будет говорить за тебя, обращаясь к людям.

Вдохновленный Богом, Моисей отправляется из земли Мадиамской в Египет, чтобы исполнить данное ему Богом поручение: вывести народ из земли рабства. Моисей получает одновременно с призванием дар чудотворения. Но, однако, он не возгордился и остается тем же простым смиренным человеком, которым он был и до этого. «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром... И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай перед лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. И скажи фараону: так говорит Господь (Бог Еврейский): Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего» (Исх. 4:18-23). Как понять «ожесточу сердце фараона»? Для чего нужно было ожесточение сердца фараона? Чтобы утвердить народ в вере, показать, что освобождение дается не просто так. Часто такое ожесточение сердца является промыслительным и чем-то полезным, в данном случае для народа Израильского.

«И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел и встретился с ним при горе Божией. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал. И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых, и пересказал им Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения перед глазами народа; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились» (Исх. 4:27-30).

Своему народу, чтобы они поверили, он показал жезл и руку. Происходит покаяние, которое приносит народ. Следующая 5 глава повествует о начале исхода из Египта, которое сопряжено с нежеланием фараона отпустить народ Божий и здесь видим то, что происходит с землей Египетской. Попробуем понять, почему совершились те или иные казни египетские.

Когда фараон отказывается отпустить народ Израильский, то страну постигает первое бедствие: вся вода обращается в кровь. Все казни египетские имели не просто стихийный характер, но глубокий религиозно-нравственный смысл. Они имеют своей целью не только сломить упорство фараона, но и подорвать в глазах народа значение тех богов, которым поклонялись в Египте. Первая казнь была направлена против первого главного божества страны — это Озирис, который олицетворял собою Нил, и который оказался бессильным защитить страну от этого бедствия.

Часть казней, которые делал Моисей повторяли жрецы, этим еще более усиливая страдания народа. Их чары обращались против них. Вода оказалась негодной к употреблению, рыбы умирали в ней и египтяне вынуждены были копать себе новые колодцы, чтобы не погибнуть от жажды.

Вторая казнь — это жабы, которые своей многочисленностью вышли из Нила и наполнили Египет. Эта казнь направлена против богини Хет, она считается гонительницей жаб, всякой нечисти и изображается с головой жабы. И она со своими чарами ничего не могла сделать. Жабы и лягушки – это явление распространенное в Египте. Когда было наводнение и Нил разливался, то, естественно плодились и размножались эти земноводные, тогда обращались к богине, чтобы уничтожить их. В данном случае их молитвы не помогали, и авторитет богини пал. Фараон вначале пообещал отпустить еврейский народ, но потом передумал.

Пришла третья казнь, она пришла уже без предостережения. Вся земля наполнилась мошками и насекомыми. Если логически мыслить, что если умирает множество жаб, то их тела начинают поедать насекомые, которые родятся и плодятся на них. Это было стихийное бедствие, которое пришло под воздействием первых двух. Оно направлено против бога именем Себ, или отца богов, он является как бы властителем земли. Вся земля подверглась осквернению через мошек, и авторитет его тоже снизился.

Четвертая казнь — это появление мух, злые ядовитые мухи, тучами носящиеся по Египту. И как правило, после этого начиналась моровая язвапятая казнь. Покровители скота считались в Египте Изирис и Изида, и против них направлена эта казнь. Они оказались бессильными это бедствие предотвратить.

Шестая казнь касалась самих людей. Моисей бросил пепел, произвел язву, поразившую не только скот, но и людей, казнь эта так же направлялась против идолопоклонства. Дело в том, что в городах, посвященных богу Пифону, ежегодно приносились в жертву люди, имеющие волосы рыжего цвета. Жертва была страшная, их сжигали живьем на костре, и пепел их развевался по воздуху, как бы очищая атмосферу от вредных стихий. И вот теперь, пепел, брошенный Моисеем, произвел противоположное действие, вместо очищения — зараза и язва пошла на всех людей.

Седьмая казньстрашный град, который выпал на землю и опустошил египетские поля.

Восьмая казньсаранча, тоже уничтожение всего зеленого, посевов.

Девятая казнь — это тьма, которая наступила по всей земле, направленная против бога солнца. Бог солнца покровительствовал Египту, был верховным божеством Египта, и теперь он показывал свое бессилие перед лицом грозного Бога Израиля. Страну поглотила непроницаемая тьма, которая продолжалась три дня, что люди не могли видеть друг друга. Всякая деятельность была остановлена.

Последняя, десятая казнь — это смерть первенцев в Египте, которой предшествовало заклание пасхального агнца. В тех израильских домах, где был заклан пасхальный агнец и где кровью были помазаны косяки дверей, Ангел смерти не коснулся никого, в остальных домах смерть унесла многих младенцев, всех первенцев египетских. И сделался великий вопль по всей земле Египетской, и не было дома, где не было бы мертвеца. Во дворце фараона умер наследник, и фараон оплакивал его. Вот заканчивается период казней египетских, и после этого начинается исход из земли Египетской.

 

Лекция 9.

После девятой казни египетской фараон был уже готов отпустить израильтян для совершения поклонения Богу, но без крупного и мелкого рогатого скота, т.к. боялся, что они уйдут совсем. После восьмой казни он уже был готов отпустить их, но без детей — он все время чувствовал, что они могут уйти насовсем, и ему нужно было, чтобы что-то их держало. Но после десятой казни египетской у него возникает такой страх, что он призывает Моисея и Аарона ночью и говорит: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу (Богу вашему), как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12:31-33).

Израильтяне же собирались уйти насовсем, и готовились, и Господь обещал им вывести их от угнетения в Египте и увести в землю хананеев, где течет молоко и мед. Господь обещает им дать милость в глазах египтян, так что они уйдут не с пустыми руками. «Каждая женщина, — говорит Господь через Моисея, — выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египт я н» (Исх. 3:22) Здесь тонкий момент: нравственное чувство вроде бы противится такому сознательному обиранию. Но можно сравнить эту ситуацию с деятельностью, например, Робин Гуда, когда на больших дорогах он обирал купцов и отдавал награбленное бедным и был в чести у простого народа. То есть Господь руками Моисея восстанавливал справедливость. Эти действия выполняются по прямому указанию Божию.

После 40 лет странствия в пустыне Господь будет повелевать полностью истреблять некоторые народы, уничтожать не только женщин и детей, но даже скот, и даже самые вещи их пожигать огнем. Будет и такое. Сам же и збранный народ здесь нельзя обвинить в лукавстве, потому что им действительно будут нужны все эти вещи, чтобы как-то продержаться в течение предстоящего 40-летнего странствия. Ведь они даже не подозревают о том, что уходят на 40 лет. Они думают: вот сейчас они выйдут — и все сразу будет в порядке. И главное — это все понадобится для того, чтобы достойно совершать службу Господу. Иными словами, промыслительно получается так, что египтяне добровольно жертвуют все эти вещи ради службы Господу.

Сначала у фараона был страх, поэтому израильтян отпустили. Но страх проходит, и чисто практический взгляд на мир заставляет египт я н пожалеть о дешевой рабочей силе. И они не рассчитывали, что эти рабы (в их понимании) могут уйти на совсем. Есть и еще одна причина: расчет на легкую победу.

Почему же фараон не сразу бросился в погоню? Здесь несколько версий. Лопухин делает предположение о некоторой задержке египтян в связи с обрядовым церемониалом погребения умерших. У египтян было велико почтение к умершим, и даже важные государственные обстоятельства не могли этому помешать. В частности, по придворному церемониалу, для оплакивания сына фараона требовалось до 72 дней. А погребали еще и других — умерших первенцев было очень много.

Есть еще один взгляд: в Толковой Библии предлагается версия, что движение к морю (три этапа) потребовало по крайней мере трех дневных переходов. Они не стояли, им надо было торопиться, и времени прошло, скорее всего, не так много. Движение израильтян происходило так, что они были видны с египетских крепостей. Самое главное, что через три дня жертвы Богу приносить не стали, хотя просились уйти только на три дня. Именно поэтому становится очевидным, что израильский народ действительно бежал. И как только это становится очевидным, тут же снаряжается погоня.

Израильтян бежало 600 тысяч пеших мужчин, кроме детей (а вместе — около 2-2,5 миллионов). О египтянах же говорится: «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими» (Исх. 14:6,7).

Вспомним богослужебный текст, в котором идет речь о переходе через Чермное море. Это 1-я библейская песнь (которая читается на каноне). Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка — тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается 15 глава книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Вначале пели мужчины, а затем женщины и так они чередовались. Этот момент считается началом антифонного пения.

У нас за Богослужением каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение...» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше».

Итак, мы выяснили, что израильтян было 600 тысяч, а египтян — 600 колесниц, то есть израильтян было намного больше. Почему же они убоялись, когда увидели погоню? Потому что не умели воевать, а главное, от чего ослабели их руки, это то, что с ними были и женщины, и дети, и ст а да. От испуга, как известно, они возроптали. «Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египт я н, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет побеждать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13-14).

Видимым же образом Господь явил столп облачный днем и столп огненный ночью, который вел израильтян. Затем существенный момент, когда этот столп переместился от лица их и стал позади их — между египт я нами и израильтянами. Этим самым помешал египтянам быстро двигаться, и они незаметно для себя оказались в море. Ещё один момент: колеса оказались связанными, а по другому тексту, Господь отнял колеса у колесниц, так что они влекли их с трудом вместо того, чтобы бросить. Не смотря на все эти трудности, египт я не не остановились, хотя у них было много возможностей для того, чтобы осознать, остановиться. Переход евреев через Чермное море, воды которого отделили и избавили евреев от нечестия и рабства египетского, прообразовал собою крещение, через которое мы освобождаемся от власти диавола и рабства греху.

После перехода через Чермное море израильтяне двигались в пустыню Сур. По пути они заходят в местность Мерра. В Мерре были горькие воды, и народ возроптал, как обычно, и Моисей взмолился Богу. Господь указал ему на древо, которое он бросил в воду, и вода стала сладкой. Прп. Ефрем Сирин: «Древо сие есть образ Креста Господня, который должен был усладить горечь языческих народов».

И дальше важная строчка: Бог постановил законы, чтобы как сила древа изменила естественное качество, так закон склонял и убеждал свободой. Мы знаем, что закон был дан на Синае, но вот свидетельство Библии о том, что уже здесь Моисей начинает говорить о законе. После того как совершено чудо и люди увидели его, они готовы верить, Моисей начинает говорить о тех законах, которые должны войти в их сердце. Это как бы подготовка к тому, что будет на Синае.

А когда евреи в пустыне пришли на место, называемое Рефидим, где совсем не было воды, то снова начали роптать на Моисея. По повелению Божию, Моисей ударил жезлом по каменной скале, и из нее потекла вода. То есть народ в очередной раз искушал и укорял Моисея, потому и источник назван Масса и Мерива (искушение и укорение) Исх. 17 глава.

Следующий вопрос, который мы разберем — происхождение манны. Когда у евреев вышел весь хлеб, взятый из Египта Господь послал им хлеб с неба — манну. Говорят, что есть в природе тамариксовая манна. Часто бывает: чтобы показать, что события в Библии могли иметь естественное происхождение, начинают придумывать случаи, когда что-то похожее есть в природе. О манне говорят: есть такая тамариксовая манна смолистое вещество, образующееся на коре деревца. Эта манна ночью затвердевает и выпадает на землю в виде белоснежных зернышек, причем бывает это три месяца в году летом: в июне, июле и августе. А днем она от жары тает и стекает по стволу. Бедуины, которые собирают эту манну, стараются собрать ее именно твердой, а потом перерабатывают ее, и получается сладкое вещество типа меда, которое они намазывают на лепешки. На вкус эти зернышки сладкие. Но мы должны знать, что манна о которой идет речь в Библии имеет Божественное происхождение. Во-первых, Божественная манна портится, если ее собирают в количествах, превышающих потребность. Она вскипела червями, когда собрали лишнюю манну. Бывали ситуации, когда люди по немощи своей, не понимая, что это такое, собирали меньше или больше манны. В этих случаях Господь так управлял, что у них было ровно столько, сколько надо: и у того, кто собрал больше, излишков не собиралось, и тому, кто собрал меньше, тоже хватало. А если нарочно собирали побольше, то она вскипала червями. Во-вторых, она выделялась в течение всего года, а не только три месяца. 40 лет они ели манну в пустыне. В-третьих, был момент, который никак не объяснишь «природными условиями»: в пятницу манна выпадала в двойном количестве, а в субботу не выпадала совсем. И еще: когда ее собрали и сложили рядом с ковчегом (позднее об этом будет идти речь), то она не портилась. Это было тогда, когда израильтяне ели уже другую пищу, а манну хотели сохранить на память. И Господь дал ей сохраниться независимо ни от чего.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных