Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Педагогическое проектирование





1. Значение, сущность и основные понятия педагогического проектирования.

Актуальность педагогического проектирования в современной образовательной ситуации, для которой характерен инновационный поиск, гуманитарные тенденции развития. В педагогическом проектировании осуществляется единство педагогической науки и практики: теория, познавая и объясняя педагогическую действительность, служит необходимой базой для ее совершенствования. Существует и обратная зависимость: практика может опережать теорию, создавая тем самым условия для ее обогащения и развития.

Педагогическое проектирование - это деятельность по предопределению практических преобразований в сфере образования, по совершенствованию и реконструкции образовательных систем.

Педагогическое проектирование выполняет две основные функции:

- преобразовательную, связанную с созданием новых педагогических объектов (учебных заведений, авторских программ, технологий, учебников и пр.), с их совершенствованием и развитием;

- конструктивную, связанную с разработкой уже имеющихся педагогических объектов для использованием в конкретных условиях (разработки “по образцу”: например, воспитательной работы школы по методике КТД; процесса проблемного обучения и пр.)

Соответственно этому, в проектировании выделяют два подхода:

- оптимизационный подход, ведущий к созданию принципиально новых педагогических систем, процессов;

- подход “структурного подобия”, при котором идет воспроизведение систем, процессов, ситуаций.

Для педагогики более характерно не столько открытие новых объектов, сколько установление новых связей между имеющимися элементами, которые в процессе педагогического проектирования удается увидеть по-новому.

Педагогическое проектирование тесно связано с понятиями прогнозирования, моделирования, планирования. Все они взаимосвязаны, часто пересекаются в процессе проектирования, представляя различные подходы в решении соответствующих педагогических задач.

Педагогическое прогнозирование означает исследование перспектив развития педагогических объектов, определение возможных путей решения существующих педагогических проблем. Его основные методы: экспертная оценка, историческая аналогия, моделирование, прогнозные сценарии, “дерево проблем”, “дерево целей” и др. Прогностичность является способностью интеллекта предвидеть будущее, в ее основе - интерес, стремление к чему-либо. Это качество включает в себя дальновидность, предусмотрительность, вдумчивость, догадливость.

Педагогическое моделирование связано с систематизацией знаний о каком-либо педагогическом объекте, их представлением в виде теоретического описания, предписания, схемы, таблицы, графика и пр. Модель, отображая или воспроизводя педагогическое явление или процесс, замещает их, способствует получению новой информации. Методы моделирования: идеализация, абстракция, анализ, синтез, аналогия, систематизация и пр.

Педагогическая модель включает в себя:

- перечень элементов, из которых состоит изучаемый педагогический объект;

- изображение графической связи элементов, в центре отмечаются ведущие, главные компоненты, стрелками изображается их воздействие на все другие;

- формулирование функций элементов;

- фиксирование противоречий, возникающих из взаимосвязи элементов и функций;

- вычленение условий, которые обеспечивают эффективность решения поставленной задачи;

- определение путей и методов разрешения противоречий (А.И.Кочетов).

Планирование - определение тематики дел, перечня действий, событий, разработка порядка их осуществления.

17.. Формы, объекты педагогического проектирования.

Объектом педагогического проектирования может быть любой компонент, элемент учебно-воспитательного процесса: деятельность преподавания или учения, методы, формы, технологии, учебники, программы и пр. Целесообразно объединить их в три группы: педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации. Каждый из этих объектов обладает специфическими особенностями содержания, структуры, функционирования, требует особого подхода в проектировании.

Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается создание и действие педагогических объектов. Формы разнообразны, их возможные связи с объектами педагогического проектирования даны в следующей таблице:

 

объекты педагогического проектирования формы педагогического проектирования
педагогические системы законы, уставы, концепции, положения
  концептуальные модели, квалификационные характеристики, штатные расписания, должностные инструкции
педагогические процессы учебный план, программа, образовательные технологии, теоретические модели учебно-воспитательного процесса, расписания, планы и конспекты урока, сценарии, учебники, учебные пособия и др.
педагогические ситуации конспект урока(его часть), педагогический дневник, карточки обеспечения урока или внеклассного мероприятия, мысленно-чувственные формы(мечты, стремления, представления) и пр.

 

3. Логика педагогического проектирования:

А. Описание проблемной ситуации, анализ педагогического объекта для выявления противоречий между наличным и желаемым состоянием. Результатом этого этапа является формулирование цели проектирования.

Б. Создание информационной базы, поиск информации:

- о специфике содержания, структуры, функционирования объекта,

- об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами.

- об опыте деятельности подобных объектах в других местах.

В. Выдвижение гипотезы о возможном преобразовании объекта, формулирование основной идеи, замысла, общего контура проекта. На этом этапе продуктивно использование эвристических методов: мозговой атаки, метода “ключевых вопросов”, инверсии, эмпатии, синектики.

Г. Разработка замысла, выбор дидактических, методических средств для конструирования педагогической системы, процесса, ситуации. Здесь может помочь следующая формула:

ЦПП [3ПП1 1®ПК1®О1®К1)®Р1®

®3ПП2 2®ПК2®О2®К2)®Р2®

...®3ПП n n®ПКn®Оn®Кn)®Рn] P,

где ЦПП - цель педагогического процесса,

ЗПП1,2,...n - конкретные задачи педагогического процесса,

Г1,2,...n - гностические задачи,

ПК1,2,...n - проектировочно-конструктивные задачи,

О1,2,...n - организаторские задачи,

К1,2,...n - коммуникативные задачи,

Р1,2,...n - результаты решения на каждом этапе,

Р - общий результат.

Д. Оформление проекта: составление документа с учетом соответствующих ему требований (к содержанию, структуре, оформлению: одни требования предъявляются к плану урока, другие - к программе, концепции школы и пр.).

Е. Мысленное экспериментальное применение проекта: его проигрывание в уме, мысленное представление его проявления на практике, прогнозирование результата.

Ж. Экспертная оценка проекта: его проверка другими специалистами, дающих независимую характеристику.

З. Корректировка проекта, которая осуществляется после его экспериментальной проверки. Она связана с исправлением, совершенствованием первоначального проекта.


18.Воспитание как фактор социализации личности

Важнейшей задачей воспитания является социализация, то есть подготовка человека к жизни и деятельности в существующем социуме, привитие ему норм поведения, принятых в обществе, понимание и усвоение общественных ценностей. В процессе воспитания человек стремиться стать частью общества, принимать активное участие в его развитии и пользоваться правами, предоставляемыми обществом. Взаимодействуя с окружающей средой, человек приобретает ценный и незаменимый социальный опыт, на практике учится правильно воспринимать и разрешать различные возможные ситуации, неизбежно возникающие в процессе общения, взаимодействия. Процесс социализации, будучи неразрывно связан с воспитанием, длится всю жизнь. Однако он состоит из нескольких уровней или этапах, соответствующих возрастным периодам человека. На каждом этапе решаются задачи разного характера и уровня сложности. Например, в раннем детстве ребенок только знакомится с окружающим миром, наблюдает и понемногу осваивает некоторые простейшие правила поведения сначала в семье, затем в различных общественных местах и специальных детских учреждениях. Ребенок учится разделять окружающих на знакомых и незнакомых, взрослых и своих сверстников, и в соответствии с этим выбирает линию поведения. В более старшем возрасте человек нацелен на формирование собственной индивидуальности, развитие и определение склонностей, желаний, потребностей. В юности происходит осознанное отождествление себя с той или иной социальной группой, формируется жизненная позиция, взгляды, мировоззрение. Социализация, ее глубина, полнота и эффективность зависят от качества воспитания. Воспитание управляет процессом социализации и контролирует его протекание. В современной педагогической науке определены и достаточно глубоко изучены основные механизмы социализации. К ним относятся: подавление, изоляция, самоограничение, проекция, идентификация, интроекция, эмпатия, интеллектуализация, рационализация, аннулирование действий.

Суть механизма подавления заключается во внешнем или внутреннем вытеснении из сознания мыслей, желаний, чувств и т. д. Внешнее подавление создается усилиями других людей или окружающей среды. Внутреннее подавление исходит от сознательных волевых усилий самой личности или происходит произвольным образом.

Изоляция – механизм подавления неприятных для человека мыслей, воспоминаний, впечатлений, ассоциаций. В процессе изоляции человек улучшает свое психическое состояние, настраивается на оптимистический лад, учится справляться с конфликтными ситуациями.

Самоограничение – принижение собственных возможностей и способностей относительно результатов деятельности окружающих людей. В малых временных интервалах самоограничение помогает избежать стрессовых ситуаций и адаптироваться к возникшей ситуации. Однако постоянное отступление перед трудностями, боязнь ошибок и неудач рождает неспособность к их преодолению, тормозит развитие личности, «убивает» веру в себя.

Сущность механизма проекции состоит в восприятии окружающих людей, как обладателей собственных качеств, неспособности объективного суждения о людях, выделении и преумножении в них того, что человек хочет видеть и игнорирование на фоне этого основных личностных качеств других людей.

Идентификация – важнейший механизм социализации. Он заключается в уподоблении человеком себя с какой либо другой личностью, подражание ей. Человек перенимает привычки, взгляды, интересы другого человека, копирует его поведение, манеру общения, вкусы. Идентификация может быть осознанной или спонтанной. При условии принятия сознанием человека качеств и установок другого в неизменном виде, без адаптации к собственному мировоззрению, идентификация переходит в интроекцию.

Эмпатия – формирование способности сочувствовать, переживать, волноваться за другого человека. Этот механизм особенно сильно влияет на процесс социализации эмоциональных личностей.

Интеллектуализация – механизм, начинающий действовать при возникновении проблемных ситуаций, когда человек пытается найти выход, сделать выбор, преодолеть трудности. Эмоциональные люди больше других подвержены влиянию внешних и внутренних факторов разного рода, склонны к преувеличению тех или иных трудностей, поэтому интеллектуализация происходит у них наиболее интенсивно.

Совершая поступки, человек всегда стремиться дать им разумное объяснение, логически обосновать, что приводит в действие механизм рационализации. С одной стороны, рационализация, оправдывая действия человека, утверждает его веру в себя, с другой стороны, постоянное удовлетворение собственными личностными качествами тормозит их развитие и совершенствование.

Аннулирование действий – механизм, ослабляющий ответственность за свои поступки посредством признания их отрицательных сторон. Осознавая и извиняясь, человек считает тему исчерпанной и освобождает свою совесть от «груза» вины. Привыкая к такому решению подобных ситуаций, человек легко совершает плохие поступки, так как заранее знает, как избавиться от последствий.

На процесс социализации оказывает влияние множество факторов. Их классификацию по признаку массовости влияния разработал профессор А. В. Мудрик:

1) макрофакторы – факторы, влияющие на человечество в целом или на большие группы людей, например, проживающих в определенном климатическом поясе, на одном континенте, в одной стране;

2) мезофакторы – средства массовой информации, национальная специфика общества, региональные особенности политического, культурного и социального характера, условий окружающей среды;

3) микрофакторы – семья, образовательные учреждения, рабочие и учебные коллективы, друзья и близкие знакомые. Все эти факторы оказывают влияние на социализацию отдельного человека.

Важно соответствие темпов социализации темпам развития общества, которые не всегда совпадают. В этом случае происходит торможение в развитии как общества в целом, так и людей, его пополняющих. Человек, неподготовленный к полноценной реализации своих возможностей и стремлений, своего потенциала в условиях действующих механизмов современного общества, отвлекается от осуществлений важных для него целей на адаптацию к общественным требованиям и нормам.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных