Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проектирование и конструирование педагогического процесса на основе ключевых компетенций.





Учитель современной школы должен уметь грамотно отобрать компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в рамках определенного учебного предмета или образовательной области, определить их уровень в общей структуре компетенций, специфику их содержания и т.п. Для этого предлагается следующий алгоритм описания компетенции:

название компетенции;


  • тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);

  • круг реальных объектов действительности, по отношению к которым вводится компетенция;

  • социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);

  • смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);

  • знания о данном круге реальных объектов;

  • умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;

  • способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;

  • минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (по ступеням обучения);

  • индикаторы – примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).


А. В. Хуторской приводит следующий пример отбора компетенций для учащихся общеобразовательной школы:

Ценностно-смысловые компетенции:

формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;

Учебно-познавательные компетенции:

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

иметь опыт освоения научной картины мира.

Социокультурные компетенции:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, профитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

иметь представление о разных системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

^ Коммуникативные компетенции:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

иметь позитивные навыки общения в полиэтническом, поликультурном и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетентности:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом, CD-ROM;

самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, распространяемую по каналам СМИ;

владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, пейджер, факс, принтер, модем, копир;

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет.

^ Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

иметь опыт ориентации и природосообразной экологической деятельности в природной среде (в лесу, поле, на водоемах и пр.);

знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

иметь позитивное отношение к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

иметь многообразие двигательного опыта и уметь использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

Чтобы составить перечень компетенций по тому или иному учебному предмету, учителю сначала необходимо выделить следующие компоненты учебного предмета:

1. ^ Объекты реальной действительности (природные, культурные, социальные явления, технические устройства, произведения-первоисточники и т.п.). В соответствующей учебному предмету науке или области деятельности выделите реальные предметы и явления; например, в русском языке это может быть устная речь как реальный процесс с его элементами – звуками, словами и т.п., тексты произведений как материализованные объекты; в физике – основные физические явления, вещества в различных состояниях, фундаментальные поля и взаимодействия, элементарные частицы; в химии – вещества и процессы их превращения; в истории – предметы и события исторического значения и т.д.

2. ^ Общекультурные знания об изучаемой действительности: культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности, понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и другие знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам. Особая роль отводится фундаментальным образовательным объектам и фундаментальным проблемам.

3. ^ Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. приведите систематизированные по группам перечни конкретных умений, навыков и способов деятельности, относящихся к учебному предмету и имеющих общепредметную роль и значение.

Каждый из указанных компонентов должен присутствовать в содержании и названии выделяемой компетенции. Например, только владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) не может являться предметной компетенцией по математике, поскольку в данной формулировке нет указания на конкретный объект (объекты), по отношению к которым указанные операции (способы деятельности) формируются. Чтобы учесть это, предметная компетенция должна выражаться, например, следующим образом: владение логическими операциями (анализ, синтез, обобщение и др.) по отношению к геометрическим фигурам.

Требование личностной значимости формирования у ученика данной компетенции также накладывает ограничение на ее содержание. Так, в приведенном примере личностная значимость владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам может быть обозначена следующим образом: «…для учета и систематизации предметов различной формы (например, в коллекциях)».

Таким образом, при формировании перечня предметных компетенций необходимо учитывать их комплексный характер, т.е. наличие в структуре компетенции: а) объекта реальной действительности; б) социальной значимости знаний, умений, навыков и способов деятельности по отношению к данному объекту; в) личностной значимости формирования данной компетенции для ученика.

При проектировании компетенций необходимо учитывать особенности обучения на каждой ступени общеобразовательной школы. С течением времени обучения, во-первых, увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов компетенции – например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов. Во-вторых, происходит изменение или расширение объектов, к которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации ученика служит школьный дневник, а в старших классах – электронный органайзер. В-третьих, по мере продвижения ученика к старшим классам компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.

Перечисленные требования относятся и к сфере воспитания. Разница состоит в содержании объектов действительности и в содержании знаний, умений, навыков и способов деятельности, формируемых по отношению к этим объектам. Так, в рамках ценностно-смысловой и коммуникативной компетенций в качестве объектов реальной действительности могут быть выбраны различные ситуации взаимодействия с другими людьми (родителями, одноклассниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми). Для формирования такой компетенции может быть выбрана игровая форма «Предлагаю – выбираю», описанная Н. Е. Щурковой.

Данная игра учит формированию умения слышать другого человека и воспринимать в едином ансамбле его слова, голос, интонации, мимику, жесты и действия как выражение личностного «я», вступающего с другим человеком в контакт.

Один из играющих сообщает о личной жизненной проблеме, стоящей перед ним, а другие поочередно предлагают ему свою помощь. Надо выбрать один из вариантов предлагаемой помощи, подойти, протянуть руку и произнести: «Я выбираю твою помощь».

Для детей, впервые играющих в эту игру, рекомендуется заготовить на карточках воображаемые проблемы, например: «У меня пропала собака», «Я не умею плавать», «Я поссорилась с родителями», «Я потерял библиотечную книгу». В дальнейшем надобность в карточках отпадет. «Субъекты проблемы» самостоятельно формулируют проблему, реальную для данной личности либо придуманную.

Формирование компетентности – целостный процесс, охватывающий все сферы жизни учащегося и все составляющие педагогического процесса.

^ Самостоятельная работа студентов

1. Спроектируйте одну из общепредметных образовательных компетенций для всех трех ступеней обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа. Для этого опишите динамику развития предметной компетенции для одного из объектов действительности.

2. Разработайте план урока, направленный на реализацию одной из компетенций (по вашему выбору).

3. Подберите формы работы, которые может использовать классный руководитель (классный воспитатель) при формировании любых двух из ключевых компетенций.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных