![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 1. Чтение стихотворений о зимеЦель. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Ход занятия Воспитатель напоминает детям, что наступила зима, что декабрь – первый зимний месяц. «В России зимой короткий световой день, холодно, снегопады, – объясняет педагог. – Обо всем этом хорошо сказано в стихах замечательных русских поэтов». Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина «Первый снег» (в сокращении): Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
«Когда бывает закат: утром или вечером? – уточняет педагог. – Если день солнечный и морозный, как выглядит закат?» (Яркий, пурпурный.) Воспитатель предлагает детям понаблюдать закат солнца и, если посчастливится, увидеть его яркий пурпур и рассказать об этом. Затем педагог читает отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин».
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов…
Педагог интересуется, понравилось ли детям стихотворение и какие строчки особенно. Зачитывает их. В заключение воспитатель читает детям отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы».
Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал… В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух легок и чист, И замерзла река… Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам, Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
Воспитатель выясняет, нет ли у детей вопросов, все ли понятно. Напоминает, что сегодня ребята познакомились с тремя стихотворениями, посвященными наступлению зимы. Называет стихи и их авторов. Интересуется, кому какое стихотворение особенно понравилось. И, учитывая ответы детей, повторяет одно из стихотворений. «А мне, – говорит педагог, – тоже очень нравится это стихотворение. Но я также люблю слушать и читать другое стихотворение (называет стихотворение и автора)». Педагог читает стихотворение, например, «Зима» И. Сурикова, «Первый снег» Я. Акима. Занятие 2. Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» Цель. Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). Ход занятия На столах перед детьми разложены чистые листы бумаги и кружки из толстого цветного картона или фишки (шайбы). «Сегодня, дорогие друзья, вы – хоккеисты, а я – комментатор радио и телевидения, – говорит воспитатель. – Есть ко мне вопросы? Кто такие хоккеисты, вы, конечно, знаете. Кстати, за какую хоккейную команду вы болеете? А я болею за… (название команды). И, естественно, за российскую команду на первенстве мира. А кто такой комментатор? Итак, начинаем игру. Перед каждым из вас белое хоккейное поле и цветная шайба. Удар! И шайба летит в левый верхний угол. (Дети передвигают шайбу.) Удар! И шайба в левом нижнем углу! Шайба в центре поля. В правом нижнем углу. В левом нижнем углу. В верхнем правом углу. Между левым и правым верхними углами. Между верхним левым и нижним левым углами. Вблизи от центра поля. Ура! Шайба в воротах». И так далее. На протяжении игры педагог контролирует действия детей, берет на заметку тех, кто часто ошибается, чтобы впоследствии позаниматься с ними индивидуально. «Устали? – интересуется воспитатель. – Не хотите ли пройти в наше кафе и выпить чашечку кофе? Сегодня есть горячий и холодный кофе, кофе с лимоном, кофе с сахаром, кофе со сливками. Словом, кофе на любой вкус! Кому что приготовить?» – спрашивает педагог, надевая фартук. (На подносе кофейные чашки.) – Будьте добры, две чашечки кофе, – говорит мальчик (он подготовлен заранее). – Если можно, со сливками. – Пожалуйста. – Спасибо. (Большое спасибо.) Ребенок забирает кофе, возвращается за стол, ставит одну из чашек перед девочкой – своей соседкой. Та благодарит его. – Чашечку горячего кофе, пожалуйста, – заказывает следующий хоккеист (он тоже подготовлен заранее). – Если можно, с лимоном. Упражнение повторяется 8–10 раз. «Продолжаем репортаж с хоккейного поля», – объявляет воспитатель, снимая фартук и занимая «комментаторскую кабину». Педагог подает несколько команд, используя слова около, между, в центре, верхний левый, нижний правый (углы) и т. п. Далее воспитатель передает свою роль ребенку, затем второму, третьему (дети отвечают с места). Следит за использованием детьми слов, обозначающих пространственные отношения. Занятие 3. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Цель. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. Ход занятия «Сегодня вы услышите чудесную сказку „Как лисичка бычка обидела“, – говорит педагог. – Кто кого обидел? А кто такойбычок? Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит теленок.) Вы рассказали о теленке. А еще есть морская рыбка под названием „бычок“. Вот его-то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как?» Воспитатель читает сказку: Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела: Бычок, бычок, Пучеглазый. Бычок, бычок, Большеротый. Бычок, бычок, Колючий бочок!
А бычок ей говорит: – А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает: – Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь? – Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает: – А ты ему ничего не говорила? – Сказала. – Что ты ему сказала? – спросила лиса. – А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. – Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела…
Воспитатель обращается к детям:«Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на севере нашей страны (показывает на карте). Представляете теперь, как выглядит бычок? Если бычка называют пучеглазый, значит, глаза у него какие? А какая в этой сказке лисичка? Что про нее сказал бычок? Помните, что мама-лиса сказала дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли вы так же, как лисичка из эскимосской сказки. А чем лисичка бычка обидела, что она запела? Если пела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споем лисичкину дразнилку вместе. А теперь споем еще раз. А сейчас пусть споет Катя (Дима…)». Педагог предлагает послушать сказку еще раз, а затем пересказать ее. Двое детей пересказывают сказку по частям. При этом одного из рассказчиков назначает воспитатель, а второго приглашает ребенок. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказывать вместе со мной? (Хочу.) Спасибо, Аня». Далее сказку пересказывает другая пара детей. Воспитатель организует драматизацию сказки. Предварительно он напоминает действия персонажей: бычок высунулся из воды, лисичка бежит и поет. Мама-лиса дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит сложа руки. И так далее. Для того чтобы дети-слушатели не устали, можно предложить им перед каждым пересказом изображать морскую волну: «„Ш-уууу, ш-уууу“, – набегает волна и отступает. – „Шуршим, шуршим, шуршим“, – шуршат камешки». Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом; в освоении родного языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|