Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш




Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям для выполнения уже знакомое им задание: если они услышат звук с, то нужно изобразить умывание, если услышат звук ш, сделать зигзагообразное движение кистью руки от себя, как будто уползает змея. Педагог произносит звуки с и ш : то поочередно, то несколько раз подряд один и тот же звук.

Затем называет слова со звуками с и ш . Услышав заданный звук, ребята выполняют соответствующее движение: сова, ослик, шершавый, сатиновый, салака, шницель . Воспитатель радуется, если дети интересуются, что означает то или иное слово.

Педагог объясняет детям новое задание: нужно хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук с : шампунь, шарф, сережки, сенбернар, шимпанзе, самородок, сазан, шлюпка.

Воспитатель усложняет задание. Если в слове только один звук ш , надо хлопнуть в ладоши один раз, если два звука ш – два раза: шакал, шашлычная, шашки, шевелюра, шалаш .

Выполняя задания, дети называют слова, которые им незнакомы.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения. Э. Мошковской «Жадина»:

Пес шагал по переулку,

Он жевал большую булку.

Подошел Щеночек,

Попросил кусочек.

Педагог интересуется, понравились ли детям стихи.

«Вообще-то это стихотворение называется „Жадина“, – говорит воспитатель. – Как вы думаете, угостил пес щеночка булочкой? Почему вы так считаете?»

Воспитатель повторяет стихотворение. Затем ставит на свой стол три пирамидки и просит детей назвать три слова со звуком ш . (Шагал, большую, подошел .) Если дети не могут определить третье слово, педагог читает стихотворение еще раз.

Педагог читает отрывок из другого стихотворения Э. Успенского «Страшная история». Дети называют слова со звуком с .

 

Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала…

А волосы растут.

 

Педагог прикрепляет к фланелеграфу решетку из трех ячеек и одно за другим произносит слова: пес, кусок, нос . Дети определяют позицию звука с в каждом слове, а воспитатель кладет цветной кружок в нужную ячейку решетки.

Далее дети рисуют такие же решетки на листах бумаги (разложены заранее) и делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш : окошечко, ландыш, шмель .

Педагог произносит слова шмель и стол и выясняет у детей, одинаково ли звучит звук л в этих словах.

Если останется время, дети вместе с педагогом читают скороговорку (сначала медленно, затем быстрее, потом еще быстрее): «У шоссе шалаш, шалаш у шоссе». Затем ребята пробуют самостоятельно прочитать скороговорку.

Примечание. Вне занятий следует прочитать детям стихотворение Э. Успенского «Страшная история» полностью.

Для индивидуальной работы с детьми по звуковой культуре речи можно использовать рабочие тетради «Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа». (М.: Мозаика-Синтез, 2008).

Занятие 5. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Цель. Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

Ход занятия

Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они фильм о хозяйке Медной горы и Даниле-мастере. Выясняет, какими богатствами владела хозяйка Медной горы и что делал в ее сказочных дворцах Данила.

Педагог сообщает, что фильм снят по произведению великого уральского сказочника Павла Бажова.

«Сегодня я прочитаю вам другую сказку Павла Бажова. Называется она „Серебряное копытце“, – говорит педагог. – Как вы думаете, о ком эта сказка?»

Воспитатель читает сказку. Дает детям возможность осмыслить услышанное. Спрашивает, понравилась ли сказка, и кому какой эпизод особенно запомнился. Зачитывает 3–4 отрывка.

Примечание. Эту спокойную сказку целесообразно читать детям перед сном, прослушивать в аудиозаписи. Можно предложить детям нарисовать Серебряное копытце или вылепить его из пластилина.

Занятие 6. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Цель. Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

Предварительная работа. Воспитатель организует выставку произведений С. Маршака («Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Про все на свете»; английские песенки в переводе С. Маршака: «Маленькие феи», «Три зверолова», «Кораблик», «Храбрецы» и т. п.). Помогает детям рассмотреть иллюстрации, вспомнить знакомые произведения. По просьбе детей читает некоторые из них.

Ход занятия

Воспитатель интересуется, удалось ли детям посмотреть иллюстрации к произведениям С. Маршака.

«Кому какая книжка понравилась и что вы в ней увидели? – спрашивает педагог. – У Самуила Яковлевича Маршака есть очень красивое новогоднее стихотворение. Сейчас я его вам прочитаю. Уверена, что вы захотите его запомнить, чтобы „блеснуть“ на новогодней елке».

Воспитатель дважды читает стихотворение.

Затем проговаривает первые две строчки стихотворения:

Тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

 

Воспитатель выясняет у детей, почему в стихотворении месяц назван молодым. Обращает их внимание на слово тает : «Наблюдая за исчезающим месяцем, мы бы, наверное, сказали другие слова. Какие? (Бледнеет. Исчезает. Тускнеет.) Когда же это случается: „Тает месяц молодой, гаснут звезды чередой“ (то есть друг за другом)? (На рассвете.) „Гаснут звезды“. Как гаснут?» (Исчезают.)

«Замечательными строчками начинается стихотворение, не правда ли?» – уточняет педагог и предлагает детям проговорить их очень спокойно, без спешки, так, чтобы каждое слово зазвучало (хоровой и 2–3 индивидуальных ответа).

Педагог повторяет строчки и присоединяет к ним две следующие:

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет!

«Что это за ворота такие? Их даже не открыли, а распахнули, – говорит воспитатель. – И как торжественно звучат эти строчки».

Дети интонацией пытаются передать торжественный выход солнца из распахнутых ворот (3–4 индивидуальных повторения).

Педагог проговаривает эти строчки и присоединяет к ним последнее двустишие:

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

 

Воспитатель объясняет, почему у солнца такой торжественный выход и ворота не само солнце открыло, а их распахнули перед ним. («Этот новый день – начало Нового года».)

«А чего это солнце новый день и Новый год за руку ведет, как малышей? – спрашивает воспитатель. – Правильно. Они и есть малыши. Правда, новый день солнце каждое утро выводит, а вот Новый год – один раз в триста шестьдесят пять дней».

Воспитатель читает последние строки еще раз, а затем предлагает детям повторить их, сделав паузу перед словами Новый год . Дети 2–3 раза повторяют конец стихотворения.

Педагог несколько раз читает стихотворение целиком. Дети очень тихо, подражая интонациям воспитателя, читают стихотворение вместе с ним.

Занятие 7. Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Цель. Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что сказку «Серебряное копытце» написал Павел Бажов.

«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась драная тощая Муренка? Ваши предположения».

Просит детей следить за своей речью при ответе на вопрос, чтобы высказывания вытекали одно из другого, согласовывались друг с другом.

«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?»

Заканчивая эту часть занятия, педагог хвалит детей, старающихся говорить грамотно.

«Скоро в нашем зале и у вас дома будут стоять красиво убранные лесные елки, – продолжает занятие педагог. – Когда все спят, о чем вспоминает елка, о чем тоскует? А о чем мечтают красавицы елки и сосны, оставшиеся в лесу?»

Выслушав ответы детей, воспитатель читает стихотворение К. Фофанова «Нарядили елку…»:

 

Нарядили елку в праздничное платье:

В пестрые гирлянды, в яркие огни.

И стоит, сверкая, елка в пышном зале,

С грустью вспоминая про былые дни.

 

«О чем вспоминает елка? – интересуется педагог.

 

Снится елке вечер, месячный и звездный,

Снежная поляна, грустный плач волков

И соседи-сосны, в мантии морозной,

Все в алмазных блестках, в пухе из снегов.

И стоят соседи в сумрачной печали,

Грезят и роняют белый снег с ветвей…

Грезится им елка в освещенном зале,

Хохот и рассказы радостных детей.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных