Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ГИМНАСТОВ




 

1. Спортивная тренировка.

Спортивная тренировка — это основной вид подготовки гим­настов. Она представляет собой многолетний, круглогодичный процесс, направленный на развитие у них способностей, необхо­димых в достижении спортивного мастерства. В процессе трени­ровки осуществляется общая и специальная физическая, техниче­ская, тактическая, психологическая и теоретическая подготовка гимнастов. Тренировка проводится на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, внеурочных и внесоревновательных мероприятиях и на других видах занятий. Тренировка — это также одна из форм занятий гимнастикой со спортивной на­правленностью.

Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных задач;

1. Укрепление здоровья гимнастов, опережающее развитие спо­собностей, воспитание личностных свойств, необходимых для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями и достижения высокого спортивного мастерства.

2. Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в исполнении целостного упражнения (комбинации).

3. Непосредственная тактическая, психологическая, теоретическая и другие виды подготовки, необходимые для успешного выступления на соревнованиях.

Для решения этих задач применяются следующие средства гимнастики:

1. Общеразвивающие и специальные упражнения для повышения функциональных возможностей организма, развития способностей гимнаста, воспитания личностных свойств, обогащения опытом двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным и др. Гимнастические упражнения, предусмотренные классификационной программой для данного спортивного разряда. Разрабатывается последовательность и методика их изучения и совершенствования.

Слово педагога-тренера применяется как средство терминоло­гического общения с занимающимися при объяснении техники гимнастических упражнений, правил соревнований, содержания спортивных программ, а также при проведении групповых и инди­видуальных бесед с целью убеждения гимнастов в необходимости сознательного и активного отношения к спортивным занятиям, в большой пользе их для здоровья, обогащения опытом, развития способностей, воспитания личностных свойств и достижения вы­соких спортивных результатов.

3. Музыкальное сопровождение занятий подбирается в зави­симости от их содержания, а также от характера упражнений (комбинаций), выполняемых отдельными гимнастами, и от их ин­дивидуальных особенностей. Музыка помогает гимнастам овладе­вать изучаемыми упражнениями. Она является также средством эс­тетического и нравственного воспитания.

4. Условия для занятий гимнастикой создаются такие, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал наибольшую произво­дительность труда педагогов-тренеров и гимнастов. Для этого необ­ходим хорошо оборудованный современным инвентарем, снаряда­ми гимнастический зал, удобная раздевалка, комната для теорети­ческих занятий, бесед, место для отдыха, психорегулирующей тре­нировки, массажа и др.

Перечисленные выше средства гимнастики и условия для заня­тий представляют собой единый комплекс, систему, компоненты которой взаимосвязаны. Ведущим из них является слово педагога-тренера. Объединяет эту систему цель спортивной подготовки гим­настов. Эффективность системы зависит от способностей, податли­вости их к развитию, от обучаемости и воспитуемости гимнастов, от их отношения к занятиям, от методического мастерства педаго­га-тренера. На успехи в подготовке гимнастов оказывают влияние;

условия, в которых проходит учебно-тренировочный процесс; каче­ство государственного планирования и материальное обеспечение этого процесса; спортивные соревнования, отдых и восстановление работоспособности гимнастов; качество разработанной документа­ции, определяющей содержание учебно-тренировочного процесса (учебный план, программа); научная разработанность методики об­учения гимнастическим упражнениям, спортивной тренировки и воспитания гимнастов; подготовка и переподготовка педагогиче­ских и руководящих кадров; качество классификационных про­грамм и учебных пособий.

Среди перечисленных выше условий ведущая роль в успешной спортивной подготовке гимнастов принадлежит педагогу-тренеру. В своей работе он активно взаимодействует с родителями учащихся, с учителями и врачами школ.

2. Этапы спортивной тренировки.

На основании обобщения передового опыта практики и науч­ных исследований спортивную подготовку гимнастов принято де­лить на следующие этапы: начальная спортивная тренировка; на­чальная специализированная тренировка; углубленная специализи­рованная тренировка; достижение высокого спортивного ма­стерства.

Такое деление многолетней тренировки гимнастов условно.

Оно опирается на закономерности их возрастного развития и на требования, которые спортивная гимнастика предъявляет к зани­мающимся. Эти требования настолько специфичны и высоки, что достижение спортивного мастерства оказывается возможным толь­ко в том случае, если занятия начинаются с7—8,атоис 5—6 лет и продолжаются 8—10 лет и более. Омоложение гимнастики вызвано искусственным характером и чрезвычайной координационной сложностью упражнений, требующих к тому же еще и хорошей гибкости, большой мышечной силы, прыгучести, устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений при вращательных движениях, внимания, памяти на движения, эмоциональной устойчивости, решительности и смелости. Кроме того, высокие требования предъявляются к точности, красоте, вир­туозности, артистичности выполняемых на соревнованиях упраж­нений. Выступление квалифицированного гимнаста и особенно гимнастки — это своего рода спектакль. Этих свойств в большей мере требуют вольные упражнения.

Привлечение детей к занятиям гимнастикой с раннего детства оказывается возможным благодаря следующим основным обстоя­тельствам:

1. Привлекательность гимнастических упражнений, красивое телосложение гимнастов, грациозность и ловкость их движений, и желание детей обладать этими качествами.

2. Совершенствование гимнастического инвентаря и оборудо­вания, внедрение в практику тренировочного процесса тренажеров и технических приспособлений, сделавших занятия спортивной гимнастикой практически безопасными для здоровья.

3. Совершенствование методики обучения упражнениям и тре­нировки детей: применение видеозаписи, кино, схем, рисунков и других средств наглядного восприятия учебного материала.

4. Использование спортивно-оздоровительных лагерей для укрепления здоровья юных гимнастов, отдыха и поддержания спор­тивных достижений.

5. Совершенствование системы отбора детей для занятий гим­настикой со спортивной направленностью и контроля за их спор­тивной подготовкой и здоровьем.

6. Улучшение организационных форм управления спортивной работой с детьми и совершенствование положений о ДЮСШ, классификационных и учебных программ, календаря и положений о детских соревнованиях, спортивной классификации.

7. Совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров, материальное и моральное стимулирование их труда в деле подго­товки и воспитания спортсменов высокой квалификации.

2.1. Начальная спортивная тренировка

Начальная спортивная тренировка начинается, как уже отмеча­лось, с 7—8 лет, а в ряде случаев и с 5—6-летнего возраста. Этот период рассчитан на 3—4 года непрерывной учебно-тренировочной работы по 3—4 занятия в неделю продолжительностью не менее 120 минут каждое. После отбора постепенно устанавливается наполняемость групп — 10—12 человек.

На этом этапе решаются следующие основные задачи:

1. Изучение индивидуальных особенностей детей: их задатков, склонностей, способностей, интересов, особенностей характера и других индивидуальных свойств формирующейся личности, а так­же биографии и условий быта в связи с пригодностью к занятиям гимнастикой со спортивной направленностью.

2. Повышение общей физической подготовленности как фун­дамента для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями.

3. Повышение специальной физической подготовленности с целью развития способностей гимнаста.

4. Совершенствование взаимодействия сенсорных систем (зри­тельной, вестибулярной, тактильно-мышечной) при выполнении сложных упражнений на уменьшенной площади опоры, вращатель­ных движений в опорном и безопорном положении тела.

Решение этих задач достигается включением в содержание за­нятий главным образом упражнений для повышения общей физической подготовленности. От 40 до 60% времени уделяется по­движным и упрощенным спортивным играм, остальное время урока идет на хореографическую и акробатическую подготовку, на изуче­ние простейших элементов на гимнастических снарядах. Здесь осо­бое место занимают упражнения в смешанных висах и упорах для укрепления опорно-двигательного аппарата и формирования гим­настического стиля исполнения упражнений. Занимающиеся обо­гащаются разнообразным двигательным опытом, им прививается интерес к занятиям, постепенно формируется сознательное и ак­тивное отношение к гимнастике. Оно в соответствии с теорией от­ражения предполагает педагогическое воздействие на чувства, ра­зум и практическую деятельность юных гимнастов. Чувственное восприятие гимнастики стимулирует осознанное к ней отношение и готовность к практической деятельности. В свою очередь, осмыс­ление сущности гимнастики активизирует чувственное восприятие ее и готовность гимнаста к практическим занятиям. Учебно-тренировочная деятельность повышает чувственное и рациональное (осмысленное) к ней отношение (см. схему на с. 134). Степень во­влечения этих форм отражения в активное взаимодействие при формировании у юных гимнастов сознательного и активного отно­шения к гимнастике зависит от методического мастерства педагога-тренера. Большое значение придается индивидуальному подходу к юным гимнастам. При этом используются следующие методиче­ские приемы: убеждение и внушение в процессе групповых и ин­дивидуальных бесед, поощрение, порицание, индивидуальные за­дания на занятиях, домашние задания для самостоятельной работы над собой; согласование оздоровительных, образовательных и вос­питательных воздействий на юных гимнастов с их родителями, врачами и школьными учителями.

2.2. Начальная специализированная тренировка.

Этот вид тренировки охватывает детей в возрасте 10—12 лет. Занятия проводятся по 5—6 раз в неделю продолжительностью 160 минут каждое. Время, отводимое на общую физическую подготов­ку, сокращается до 20—30% от общего времени занятия. Большое внимание уделяется специальной физической подготовке и спор­тивному совершенствованию. Основными задачами этого периода являются следующие:

1. Укрепление здоровья, развитие способностей гимнаста.

2. Техническая подготовка, изучение и совершенствование как можно большего количества упражнений из существующего объема

элементов, близких по структуре движений, сенсорному и энерге­тическому обеспечению к упражнениям по соответствующему спортивному разряду.

3. Совершенствование гимнастического стиля выполнения упражнений.

В соответствии с этими задачами подбираются средства и ме­тоды учебно-тренировочных занятий. В них включаются упражне­ния общей и специальной физической подготовки, ритмической, художественной гимнастики, хореографии и акробатики. Основное внимание уделяется изучению новых сложных гимнастических упражнений и совершенствованию техники исполнения ранее освоенных.

Этот период подготовки юных гимнастов характеризуется сле­дующими специфическими особенностями:

1. Большим объемом и высокой интенсивностью тренировоч­ных нагрузок у девочек с 12—13, а у мальчиков с 14—15 лет. Одна­ко беспредельно повышать нагрузку нельзя, поэтому гимнасты со­вместно с тренером тщательно планируют и продумывают каждый подход к снаряду.

2. С указанного выше возраста начинается половое созревание юных гимнастов, в связи с этим происходят функциональные пере­стройки в организме и изменения в психике. Это учитывается при индивидуальной дозировке нагрузки.

3. У детей этого возраста хорошо развиваются задатки и спо­собности, благодаря чему они быстро овладевают необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками. Наряду с есте­ственной потребностью в движениях у них формируется осознан­ное и активное отношение к занятиям гимнастикой. Все это облег­чает достижение высоких спортивных результатов и решение дру­гих педагогических задач.

2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов.

13—16 лет

Основной целью этого периода тренировки является овладение техникой сложных гимнастических упражнений. Эта цель достига­ется решением следующих задач:

1. Укрепление здоровья, повышение функциональных возмож­ностей организма, развитие способностей гимнаста.

2. Овладение техникой исполнения упражнений всех структур­ных групп (преимущественно профилирующих движений). Совер­шенствование гимнастического стиля исполнения упражнений.

3. Достижение уровня тренированности, соответствующего данному возрасту, формирование спортивного мастерства.

Решение этих задач достигается за 4—5 лет напряженного труда с применением значительных тренировочных нагрузок.

Формированию спортивного мастерства гимнастов в этот пери­од способствуют:

- быстрое развитие относительной (13—14 лет), а к 16 годам и максимальной (динамической, скоростной и статической) мышеч­ной силы;

- обогащение гимнастов разносторонним и более глубоким опытом (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным);

- более осознанное и активное отношение к тренировкам;

- формирующийся индивидуальный стиль деятельности;

- своевременное, до начала обучения сложным упражнениям, изучение и развитие способностей гимнастов;

- формирование гимнаста как личности, как субъекта сложной и ответственной деятельности;

- индивидуальный и личностный подход к каждому гимнасту в ходе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований.

Одним из эффективных методических приемов повышения ка­чества тренировки является распределение нагрузки в каждом заня­тии. Наиболее удачным считается чередование в уроках малых, средних и больших нагрузок. Например, первые два раза (подхода к снаряду) выполняются отдельные элементы из классификационной программы, затем два раза упражнение (комбинация) в целом на оценку и далее три раза выполняются отдельные элементы или сое­динения (2—3 элемента) и еще раз упражнение в целом на оценку. Таким образом, тренировка проводится с нагрузкой переменной интенсивности. Это содействует развитию способностей гимнаста и повышению качества исполнения изучаемых упражнений, положи­тельно сказывается на функциональном состоянии организма, спо­собствует приспособляемости к интенсивной мышечной работе. Стандартные нагрузки оказываются менее эффективными. Они быстрее утомляют юных гимнастов, меньше содействуют развитию способностей и повышению качества исполнения упражнений.

Другим вариантом переменной интенсивности нагрузок яв­ляется чередование коротких упражнений с продолжительными, отдельных элементов и соединений из них с целыми комбинация­ми на протяжении всего занятия. Такие чередования нагрузки по­зволяют совершенствовать технику исполнения упражнений в те­чение всего периода тренировки.

Третьим вариантом распределения нагрузки может быть такой, при котором в конце учебно-тренировочного урока после разучи­вания новых упражнений в каждом виде многоборья зани­мающимся предлагается 1—2 раза выполнить зачетную комбина­цию на оценку. Это изменяет интенсивность тренировочных нагру­зок и приучает гимнастов к качественному выполнению упражне­ний в усложненных условиях.

Успешное овладение спортивными упражнениями зависит от способностей гимнастов, их общей и специальной физической подготовленности. Эти способности могут быть развиты с по­мощью специальных (подготовительных, подводящих) упражнений. Важно, чтобы они имели, возможно, большее сходство со спор­тивными упражнениями по структуре движений, энергетическому, сенсорному и психологическому обеспечению. Чем больше это сходство, тем быстрее гимнасты научатся выполнять сложные упражнения.

В этот период большое значение имеет психологическая подго­товка юных гимнастов: развитие целеустремленности и дисципли­нированности, самостоятельности и инициативности, настойчи­вости и упорства в достижении цели, решительности и смелости, выдержки и самообладания, свойств внимания, памяти на движе­ния, эмоциональной устойчивости, сознательное и активное отно­шение к занятиям, чувство ответственности за результаты трени­ровки. Педагогу-тренеру необходимо знать признаки этих психоло­гических свойств (способностей) гимнастов, уметь оценивать их состояние методом систематических наблюдений в различных условиях деятельности и с помощью специальных гимнастических упражнений (тестов).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных