ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2.2. Специфические особенности соревновательной и тренировочной деятельности
1. Принципы спортивной тренировки гимнастов. Тренировка в спортивной гимнастике строится на основе общих для спортивной деятельности принципов. Специализация и направленность к высшим достижениям — систематическая работа над овладением все более сложными упражнениями, программным материалом более высоких спортивных разрядов. Для этой цели используются специальные упражнения и методические приемы. Их подбор осуществляется в соответствии с общей и специальной физической подготовленностью, функциональными возможностями организма, двигательными и психическими способностями, направленностью и отношением юных гимнастов к занятиям. Учет этих индивидуальных особенностей позволяет правильно определить ближайшую, более отдаленную (овладение программой следующего разряда) и предельно возможную для данного гимнаста цель, а также виды многоборья, в которых он может добиться наиболее высоких результатов. Единство общей и специальной подготовки предусматривает укрепление здоровья, повышение общей и специальной физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, овладение необходимыми знаниями в области гимнастики и смежных дисциплин, развитие способностей для успешного овладения программным материалом данного и более сложного спортивного разряда, изучение степени податливости способностей к развитию (тренируемое), обучаемости и воспитуемости юного гимнаста, в общем, и спортивном отношениях. Исходя из этих индивидуальных особенностей, подбираются средства и методы спортивной тренировки. Непрерывность тренировочного процесса вытекает из дидактического принципа систематичности и последовательности. Овладение большим объемом резко отличающихся друг от друга по структуре движений, энергетическому и сенсорному обеспечению упражнений, соединений, комбинаций, предел сложности которых трудно определить, требует многолетней, круглогодичной тренировки. Разрабатываются недельный, месячный, годичный, двухгодичный и олимпийский четырехгодичный циклы тренировки. В них учитываются сложность упражнений, которыми предстоит овладеть на том или ином этапе тренировки, объем и интенсивность физических и психологических нагрузок, отдых, сочетание спортивной тренировки с учебой в школе, общественной работой и другими интересами гимнастов. Важно, чтобы в непрерывном тренировочном процессе с большими физическими и психологическими напряжениями не утратился интерес к тренировке, возрастало бы сознательное и активное отношение к ней. Единство постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам логически вытекает из предыдущего принципа. На базе непрерывности и систематичности занятий постепенно повышается сложность изучаемых упражнений, объем и интенсивность физических и психологических нагрузок, разумное сочетание их для развития функциональных возможностей организма и психологической готовности гимнастов к овладению более сложными упражнениями, доведению, их до высокого мастерства исполнения, виртуозности, элегантности, артистизма. Дозирование нагрузки основывается на хорошем знании состояния здоровья, функциональных возможностей организма, способностей юных гимнастов. Волнообразностъ динамики тренировочных нагрузок проявляется в периодическом повышении и снижении их объема и интенсивности. Это позволяет лучше управлять процессами утомления, восстановления (сверхвосстановления) работоспособности гимнаста. Повышение и снижение нагрузки регулируется за счет количества выполненных элементов, соединений и целых комбинаций за время тренировочного урока. Недельный цикл тренировки может быть построен следующим образом: в понедельник 400 элементов за 2 часа тренировки, во вторник — 250, в среду — 420, в четверг — 250, в пятницу — 420, в субботу — 300. Таким образом, недельный цикл может содержать три тренировки невысокой и две высокой интенсивности. Принципы спортивной тренировки созданы совместными усилиями педагогов-тренеров, научных работников, опытом учебно-тренировочной и воспитательной работы лучших педагогов. Эти принципы согласуются с принципами обучения и воспитания. В соответствии с ними строится как отдельное тренировочное занятие, так и многолетний процесс тренировки гимнастов всех уровней спортивной квалификации. 2. Путь к высокому спортивному мастерству. Рост спортивного мастерства гимнастов до уровня международных требований возможен в том случае, если их подготовка будет ориентирована на современные тенденции в развитии мировой спортивной гимнастики. Они сводятся к следующим основным положениям: 1. Обострение конкуренции в результате появления на мировой арене высококлассных гимнастов из так называемых "негимнастических" стран. 2. Рост и концентрация сложности соревновательных упражнений,.требующих тщательного анализа техники их исполнения с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиологии и психологии. Разработка новой учебной дисциплины — психолого-педагогической биомеханики. Только в рамках этой учебной дисциплины можно учесть, как в ходе овладения сложными гимнастическими упражнениями взаимодействуют индивидуальные свойства гимнаста, относящиеся ко всем подструктурам личности (биологически обусловленной, психике, опыту) и ее направленности. В теоретическом плане этот подход открывает новые широкие возможности в ходе обучения упражнениям опираться на данные смежных научных дисциплин естественнонаучного, социально-экономического, психолого-педагогического и спортивно-педагоги-ческого циклов. В практическом плане открываются новые беспредельно широкие возможности для совершенствования системы подготовки гимнастов всех уровней спортивного мастерства (спортивных программ, нормативных требований, форм организации и методики учебно-тренировочных занятий), для использования гимнастических упражнений, спортивных занятий, соревнований в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях, а также для изучения и развития способностей, необходимых для успешного овладения сложными упражнениями. 3. Унификация методики подготовки гимнастов высшей квалификации в результате быстрого овладения соперниками передовой системой этой подготовки и внедрение ее в учебно-тренировочный процесс на основе его программирования и учета способностей гимнастов. 4. Систематическое изучение способностей гимнастов и на этой основе осуществление дифференцированного, индивидуального и личностного подхода в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований. 5. Повышение роли общей и специальной физической подготовленности, превышающей запрос реальной соревновательной деятельности. 6. Постоянное совершенствование гимнастических снарядов, оборудования, инвентаря, экипировки гимнастов. 7. Интенсификация научно-исследовательской работы в плане обоснования главных компонентов подготовки высококлассных гимнастов. Создание и внедрение в учебно-тренировочный процесс тренажеров, технических средств контроля за нагрузкой, функциональным состоянием организма и психикой. 8. Улучшение всех видов обеспечения подготовки гимнастов: материально-технического, медицинского, психолого-педагогического, инфор-мационного и пр. 9. Совершенствование правил соревнований.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|