Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организация и проведение соревнований




 

Соревнования являются атрибутом спорта. Все теоретико-методические и организационные установки в отношении спортивных соревнований касаются и волейбола, они реализуются с учетом специфики этого вида спорта. В данном разделе рассматривался виды соревнований в волейболе, методика судейства, функции организаторов соревнований, место навыков организации и Проведения соревнований в профессиональной деятельности педагога по физической культуре, тренера по волейболу. Основное внимание уделяется массовому волейболу, соревнованиям официальным (в коллективах физической культуры, в местах отдыха и т.д.), товарищеским и показательным.

При организации соревнований следует учитывать возраст различают младшую и подростковую группу — до 14 лет, младшую юношескую — до 16 лет, старшую юношескую — до 18 лет молодежную — до 20 лет, взрослую. Массовые соревнования могут проводиться для «смешанных команд» (разного возраста, разного пола, разного возраста и пола, разного уровня подготовленности). Это оговаривается в положении о соревновании.

Виды (варианты) волейбола. Существуют различные виды (варианты) игры в волейбол, по которым проводятся различные соревнования.

В соответствии с правилами соревнований по волейболу игра проводится на игровом поле размером 9 х 18 м. Для детей младших возрастных групп и новичков возможно уменьшение размеров площадки, при этом целесообразно уменьшать расстояние между лицевыми линиями, не уменьшая расстояния между боковыми линиями.

Игра полными составами — «шесть на шесть». Этот вариант позволяет принять участие в игре максимальному количеству желающих. Расположение игроков на площадке должно быть таким, чтобы в каждой расстановке были игрок, лучше других владеющий навыком второй передачи, и игрок, владеющий навыком нападающего удара и блокирования.

Игра неполными составами. Существует много вариантов, приведем основные из них.

Игра «пять на пять». Практически ничем не отличается от игры «шесть на шесть». Применяются два способа расстановки игроков: первый — «углом вперед», когда три игрока у сетки и два — на задней линии (3 + 2); второй — «углом назад», когда два игрока у сетки и три — на задней линии (2 + 3).

Игра «четыре на четыре». Применяют три способа расстановки игроков: первый — два игрока у сетки, зоны 4 и 2, два игрока на задней линии, зоны 1 и 5 (2 + 2); второй — три игрока у сетки, зоны 2, 3, 4 и один — на задней линии, зона 6 (3 + 1); третий — один игрок у сетки, зона 3, три игрока на задней линии, зоны 1. 6, 5 (1 + 3). Способ расстановки игроков обозначается в положении о соревновании, игроки должны соблюдать расстановку, записанную в протоколе игры. Для каждого способа определены функции игроков, находящихся на передней (задней) линии. Если это в положении не обозначено, команда выбирает в каждом отдельном случае тот или иной способ расстановки и выполнения функций играющими.

Игра «три на три». Основной способ размещения игроков на площадке — один игрок у сетки, зона 3, и два — на задней линии, зоны 1 и 5. При любой расстановке все игроки могут участвовать и в блокировании, и в нападении. Очередность подач надо соблюдать по первоначальной записи в протоколе. Обычно при своей подаче у сетки располагают лучшего блокирующего, а при подаче соперника — лучшего нападающего.

Игра «два на два». В зависимости от возможностей игроков их размещают двумя способами: первый — в зонах 1 и 5 (0 + 2), второй — в зонах 3 и 6 (1 + 1). Первый способ применяется при подаче соперника и при слабом нападении, второй используется при своей подаче, когда у соперника сильный нападающий. При подаче соперника в зоне 3 располагается слабейший по нападению игрок, а в зоне 6 — игрок, умеющий принимать и нападать. Как и в предыдущих вариантах, надо соблюдать очередность подачи.

Игра «один на один». При этом варианте предполагается, что игрок может владеть мячом от одного до трех поочередных ударов. В зависимости от подготовленности играющего можно устанавливать допущение, что после приема мяча разрешается касание мячом земли или пола (но не посторонних предметов), однако не более одного-двух раз, с последующим касанием его принимающим игроком (не более двух раз) и направлением на сторону соперника. Размещение игрока на площадке в момент приема мяча произвольно, лучше в зоне 6. Этот вариант игры служит в основном для закрепления техники приема и передачи мяча, а также для развития индивидуальной тактики.

Игра на время. В этом варианте победитель определяется по результату, достигнутому командой в отведенное время. Применяют в тех случаях, когда желающих участвовать в соревнованиях много, а площадка одна или когда надо провести игры в ограниченные сроки. Этот вариант исключает длительное ожидание «своей» встречи; позволяет выдержать твердое расписание встреч; зри­телям — увидеть выступление понравившихся команд и т.д. Могут применяться и другие варианты проведения игры с ограничением времени.

Игра с ограничением в счете. Такие игры проводятся при большом числе желающих поиграть. Практика массовых соревнований показывает, что наиболее приемлем счет до 10—12 очков, когда играющие получают достаточную нагрузку и удовлетворение от игры.

Можно проводить игры с гандикапом (открытым или закрытым), когда заранее команде дается какое-то число выигрышных очков в партии (партиях) и т.п. Все вопросы оговариваются в «Положении о соревновании».

«Пляжный волейбол». Этот вид волейбола берет свое начало от Классического; первые соревнования «шесть на шесть» проводились на площадках с песчаным покрытием (на пляжах). Впоследствии стали проводить соревнования «четыре на четыре» и «три на три», а вид соревнований «два на два» стал самым популярным, получил статус как любительского, так и профессионального волейбола.

В 1990 г. Международная федерация волейбола (FIVB) создала Всемирный совет пляжного волейбола, в 1993 г. этот вид волейбола получил статус олимпийского вида спорта, в 1996 г. впервые были разыграны олимпийские медали в Атланте (США).

В 1993 г. состоялся первый чемпионат России по пляжному волейболу.

Соревнования проводятся в основном по системе с выбыванием после двух поражений. Встреча состоит из одной партии до 15 очков при разнице в два очка или до счета 17 при разнице в одно очко. Финальная игра состоит из трех партий. Первые две партии играются до 12 очков, партию выигрывает команда, первой набравшая 12 очков. При счете 1:1 после первых двух партий играется третья, решающая партия, она считается выигранной, когда одна из команд первой наберет 12 очков при разнице в два очка. При счете 11:11 игра продолжается до разницы в два очка без ограничения счета. Решающая партия играется как «тай-брейк», когда очко присуждается после каждого розыгрыша мяча, независимо от того, подавала команда или принимала подачу. Команды состоят из двух человек, без запасных игроков, нет правил нарушения расстановки, после касания мяча на блоке команда имеет право на два касания для розыгрыша мяча. Имеется ряд других положений в правилах, что накладывает отпечаток на тренировочный процесс.

Мини-волейбол. Соревнования проводятся в двух возрастных группах: 7 —8 и 9 — 10 лет. Игра состоит из двух партий по 15 мин «чистого» времени, перерыв между партиями 5 мин. Размер площадки 12x9 м; сетка устанавливается на высоте 2 м; мяч по окружности 60 см, масса 200 г, имеет место специфика в подсчете очков и определении победителя.

Лесной и парковый волейбол. Лесной волейбол — всесезонное направление массового любительского оздоровительно-досугового и туристического направления классического волейбола в лесу. Парковый волейбол — всесезонное любительское спортивно-оздоровительное движение в зонах благоприятных экологических условий в черте города.

Занятия проводятся в парке или лесу в любую погоду круглый год по выходным дням и праздникам. Размеры площадки для взрослых 18x9 м, для детей 12x6 м. Количество играющих в каждой команде устанавливается в зависимости от общего числа желающих поиграть. Игра состоит в основном из одной партии, счет до 10 очков по системе «тай-брейк», после набора пяти очков команды меняются площадками. Правила проведения соревнований оговариваются в «Положении о соревновании».

К лесному и парковому волейболу тесно примыкает волейбол на открытой площадке в зимнее время. Площадку очищают от снега и посыпают сухим песком. Соревнования проводятся по официальным правилам или с внесением изменений с учетом ранее изложенных положений.

Волейбол без рук. Это так называемый ногейбол, который популярен в Европе. Играют в него в закрытом помещении и на открытом воздухе «два на два», «три на три», высота сетки, как в теннисе. Основная задача играющих — ногами перекинуть мяч на сторону соперников, чтобы он на ней приземлился. Разновидно­стью волейбола без рук является теннисбол. Игра ведется на площадке 10x5 м, разделенной сеткой на высоте 1,5 м. Каждой команде разрешается подряд пять подач. При счете 10:10 игра ведется до преимущества одной из команд в два очка. В основном действуют волейбольные правила.

Еще одна разновидность волейбола без рук — сепактакроу (название малайское) — популярна в Юго-Восточной Азии. В игре участвуют две команды по 5 человек. Размер площадки, как для игры в бадминтон. Мяч разрешено подбрасывать рукой на ногу при подаче. В остальных случаях игра руками запрещена, далее действуют волейбольные правила.

Применяются другие варианты игры при различном количественном составе игроков: шесть на четыре, шесть на три, шесть на два, пять на четыре, пять на три, пять на два, четыре на три, четыре на два, три на два, два на один и т.д. Какой из вариантов предложить играющим, зависит, прежде всего, от их подготовленности, задач тренировки на данном этапе и т.д.

Расстановку игроков при приеме мяча с подачи можно допускать любую, лишь бы она способствовала «сохранению» мяча в игре. Не рекомендуется нарушать очередности подач в команде, где игроков более одного, а также совершать на каждой стороне площадки более трех ударов по мячу, исключая касания мяча на блоке. Можно вводить ограничения и накладывать обязательные условия при игре неполными составами. Это все находит отражение в «Положении о соревновании».

«Положение о соревновании» и способы его проведения. «Положение о соревновании» — это основной документ, регламентирующий организацию и проведение соревнования. Разрабатывает «Положение» организация, проводящая данное соревнование.

В «Положении о соревновании» должны быть учтены все виды соревнований и их особенности. Его пункты определяют цели и задачи соревнований, руководство соревнованиями, сроки проведения, состав участников, условия проведения, оборудование мест соревнований, способы соревнований, медицинское обеспечение, вопросы судейства, материальное обеспечение. Могут быть оговорены и другие вопросы, например, правила соревнований по мини-волейболу для младших школьников или соревнований для начинающих — с упрощениями (понижение высоты сетки, игра в волейбол на время или на ограничение счета), а также способы розыгрыша и начисления очков, порядок определения победителя и мест команд, награждение, судейство и т.д.

Способы проведения соревнований. В практике волейбола сложились три способа проведения соревнований (розыгрыша): круговой, с выбыванием после поражения, комбинированный (смешанный). Выбор способа розыгрыша зависит от задач и масштаба соревнований, количества участвующих команд (спортсменов), качества имеющихся спортивных сооружений, уровня подготовленности (разряда) участников, сроков и др.

Каждому способу (системе) присущ порядок составления расписания встреч участников соревнования. Перед составлением расписания встреч проводится жеребьевка, по результатам которой каждая команда получает определенный номер.

Круговой способ. Каждая команда по очереди играет со всеми остальными. Победительницей считается команда, выигравшая наибольшее число встреч. Одновременно выявляют (по числу выигранных встреч) и последующие места, занятые командами. При этом способе наиболее объективно выявляется победитель, при любом результате команды играют со всеми участниками, что положительно влияет на приобретение соревновательного опыта и рост спортивного мастерства. Однако этот способ занимает много времени. Особенно если соревнования проводятся в два круга или более.

При круговом способе количество дней соревнования при нечетном количестве команд будет совпадать с числом участников, при четном — на один день меньше этого числа (х = n; х = n - 1 соответственно, где х — количество игровых дней, n — число участвующих команд).

Количество игр при круговом способе в один круг определяется по формуле:

х = n (n — 1)/2,

где х — количество встреч; n — количество команд; n — 1 — число игр, которое должна провести каждая команда; 2 — показатель того, что одна игра засчитывается двум командам.

В волейболе важное значение имеет место проведения встреч: на своем поле или поле соперника, поэтому расписание может составляться с учетом этого требования — с чередованием полей или без чередования полей.

Способ с выбыванием. При проведении соревнований способом с выбыванием каждая команда выбывает после первого (второго) проигрыша.

При составлении расписания игр и таблиц соревнований порядковый номер команды в таблице определяют жеребьевкой, если число участвующих команд удваивается (4, 8, 16, 32 и т.д.), то названия команд располагают в таблице сверху вниз в порядке определенном жребием. Первая команда играет со второй, третья — с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы. Победители первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз. Этап, в котором встречаются 8 команд, называют четвертьфиналом; этап встреч четырех команд — полуфиналом и, наконец, решающие матчи двух лучших команд — финалом. Команда, выигравшая финальную встречу, становится победительницей соревнований.

Если число участвующих команд не кратно двум, то часть из них (в зависимости от номеров, полученных в жеребьевке) вступают в игру со второго этапа.

Число команд, играющих на первом этапе, определяют по формуле:

(n - 2 х) * 2,

где n — число команд-участниц; х — степень, дающая число, мак­симально приближенное к п. Например, если в соревнованиях участвуют 11 команд, то в первый день встречаются 6 команд: (11 - 8) * 2.

Количество игр при способе с выбыванием определяют по формуле:

х = (n - 11) * m,

где х — количество игр; n — число участвующих команд; m — количество поражений, при котором команда выбывает из соревнований. Например, при 8 командах: с выбыванием после одного поражения будет 7 игр, после двух поражений — 14 и т.д.; Комбинированный (смешанный) способ розыгрыша основан на сочетании кругового способа и способа с выбыванием. При смешанном способе одна часть соревнования (предварительная или заключительная) проводится по круговому способу, другая — по способу с выбыванием. Этот способ позволяет в относительно небольшой срок провести соревнования с участием большого количества команд.

Возможны несколько вариантов смешанного способа:

1. Команды делятся на 2 подгруппы, в которых игры проводятся по круговому способу (предварительная часть), затем в заключительной части проводятся стыковые игры, где определяются 1 —2-е, 3 —4-е, 5 —6-е и 7 —8-е места.

2. Команды делятся на 4 подгруппы по 4 и более команд, предварительная часть проводится по способу с выбыванием, заключительная — по круговому способу для 4 команд, занявших 1 место в подгруппах.

3. Предварительная часть в 4 подгруппах проводится по круговому способу, заключительная часть — для 4 победителей по способу с выбыванием.

Более подробно описание «Положений» и способов проведения соревнований дается в правилах соревнований по волейболу и другим спортивным играм, в учебной и методической литературе.

Судейство соревнований по волейболу. Качество проведения соревнований, удовлетворенность игроков и зрителей во многом зависят от судейства, прежде всего объективности, знаний и навыков арбитров, обслуживающих встречу. К судейству соревнований должны допускаться лица, подготовленные к этой деятельности. В число зачетных требований по дисциплине ТиМИВС входит выполнение требований судейской категории по избранному виду спорта, в данном случае по волейболу.

Студенты должны быть активными участниками организации и проведения массовых соревнований по волейболу в образовательных учреждениях, в загородных и городских лагерях школьников, в местах отдыха. Подготовка судей (арбитров) проводится на специальных семинарах, на которых изучаются правила соревнований, содержание соревновательной деятельности волейболистов, варианты принятия решений в различных ситуациях, возникающих в ходе игры.

На практических занятиях студенты выполняют функции первого и второго судей, судьи-секретаря, судей на линиях. В итоге студент осваивает весь спектр профессиональных умений, связанных с организацией и проведением соревнований по волейболу.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику волейбола как игрового вида спорта.

2. Какова роль волейбола как средства физического воспитания?

3. Какова специфика волейбола и особенности соревновательной и тренировочной деятельности?

4. Какова структура соревновательной деятельности в волейболе?

5. Каковы факторы, обусловливающие эффективность соревнователь-ной деятельности волейболистов?

6. Какова методика обучения технике игры в волейбол?

7. Какова методика обучения тактике игры в волейбол?

8. Какова методика развития физических качеств у волейболистов?

9. Как происходит формирование профессиональных умений педагога по физической культуре, тренера в процессе четырехэтапного обучения технике и тактике, развития физических качеств?

10. Какова взаимосвязь технической, тактической и физической под-готовки волейболистов?

11. Расскажите о методике реализации тренировочных эффектов технико-тактической и физической подготовки в условиях игры в волейбол.

12. Каковы модельные характеристики соревновательной деятельности волейболистов?

13. Каковы модельные характеристики волейболистов по уровню под-готовленности?

14. Что такое планирование (программирование) как функция управления в тренировке волейболистов?

15. Что такое комплексный контроль в тренировке волейболистов?

16. Что такое опережающий характер тренировки по достижению мо-дельных уровней подготовленности волейболистов?

17. Назовите виды (варианты) волейбола.

18. Опишите способы проведения соревнований (расписание игр).

19. Охарактеризуйте судейство соревнований по волейболу.

20. Какова роль организации и проведения соревнований по волейболу в профессиональной деятельности педагога по физической культуре, тренера?

21. Дайте характеристику тренировочных нагрузок в избранном виде игры.

22. Каков объем соревновательных и тренировочных нагрузок в мно-голетнем и годичном циклах?

23. Назовите виды тренировочных занятий в игровых видах спорта.

24. Опишите контрольные нормативы по технико-тактической подго-товке.

25. Каковы контрольные нормативы по физической подготовке?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных