Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление процессом подготовки легкоатлетов




 

Подготовка легкоатлетов — многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания. Цель подготовки — обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения результатов, предусмотренных планом и программой.

В процессе многолетней подготовки легкоатлет проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую, моральную и волевую подготовку.

Подготовка легкоатлета делится на этапы.

1. Начальный этап — на этом этапе основное внимание уделяется обучению технике легкоатлетических упражнений.

2. Второй этап — наряду с техническим обучением уделяется внимание развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

3. Третий этап — главной задачей становится развитие двигательных качеств.

Средства и методы подготовки. Главным средством обучения и тренировки легкоатлетов являются различные физические упражнения, а вспомогательными — слова и показ. В практике используют пять основных видов физических упражнений.

1. Основные — упражнения, которые подлежат изучению или в которых специализируется тот или иной легкоатлет.

2. Подводящие — упражнения, способствующие более эффективному овладению техникой основных упражнений.

3. Общеразвивающие — упражнения, посредством которых достигается гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена.

4. Специальные — упражнения, направленные преимущественно на развитие и совершенствование двигательных качеств и навыков (техники), специфических для того или иного вида легкой атлетики.

5. Вспомогательные — упражнения, не являющиеся основными для данного легкоатлета, но имеющие большое значение. Они способствуют разносторонней физической подготовке, рациональному отдыху, в первую очередь нервной системы, расслаблению и т.п. (гимнастика, лыжи, плавание, спортивные игры, а также те виды легкой атлетики, в которых данный легкоатлет не специализируется).

Применение одних и тех же средств может осуществляться по-разному.

Практически в подготовке легкоатлета используют все основные методы. Но характер их применения меняется в зависимости от этапа подготовки (направлено основное внимание на обучение или тренировку).

Как известно, подготовка легкоатлета (впрочем, как и других спортсменов), начинается с обучения. Сюда входит объяснение изучаемого упражнения (кратко, четко, по сути). Объяснение сопровождается показом (фотоснимков, кинограмм, рисунков, фильмов и т.д.).

Итак, при изучении техники легкоатлетических упражнений применяются разнообразные методы обучения, в частности целостный и раздельный (расчлененный) методы (бег, прыжки, метания). В тренировке легкоатлетов широко применяются такие методы, как равномерный, попеременный, интервальный, повторный, контрольный и соревновательный.

Равномерный метод характеризуется выполнением упражнения со сравнительно одинаковой интенсивностью в продолжение всего занятия. Применяется обычно в циклических видах легкой атлетики — ходьбе, беге.

Попеременный метод характеризуется чередованием интенсивности усилий. В одних случаях упражнения выполняются легко, свободно, без напряжений, в других — с повышенной скоростью и большими физическими усилиями.

Методы, при которых заранее намечается определенный порядок чередования усилий и отдыха, называются интервальным и повторным. Они почти идентичны, но на втором и третьем этапах подготовки интервалы для отдыха более продолжительны. Интервалы отдыха должны обеспечивать восстановление до уровня, близкого к исходному.

Контрольный и соревновательный методы служат для проверки результатов, достигнутых в итоге подготовки. Подготовка легкоатлетов, как и любой педагогический процесс, строится на определенных педагогических принципах. Принцип всесторонности является одним из главных. Суть его заключается в сочетании разностороннего физического развития с теоретической и морально-волевой подготовкой, составляющими единый педагогический процесс. Все виды подготовки легкоатлета взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны совершен­ствоваться параллельно.

Принцип систематичности и постепенности: подготовка легкоатлета осуществляется по определенной программе и плану, которые предусматривают постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач. Эти задачи ставятся и используются в определенной последовательности на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки.

В тренировке этот принцип проявляется в постепенном увеличении нагрузок. Увеличение тренировочной нагрузки (объема) возможно только при регулярных занятиях, обеспечивающих плавную перестройку органов и систем человека. Поэтому план тренировок легкоатлета имеет определенную последовательность как в недельном цикле, так и в плане на год.

Принцип доступности: упражнения, которые мы используем в обучении и тренировках, должны быть доступными для учеников. В каждом конкретном случае при выборе упражнений для ученика необходимо учитывать его пол, возраст, техническую и физическую подготовленность.

Принцип наглядности заключается в том, что занимающийся должен видеть, как правильно выполнять то или иное упражне­ние (показ техники упражнения на видеомагнитофоне и т.д.).

Принцип сознательности и активности: одной из главных задач тренера является воспитание у занимающихся сознательности и активности (каждому ученику необходимо вести дневник).

Виды подготовки легкоатлета. Подготовка легкоатлета — это много-гранный трудный процесс, в котором выделяют физическую, техническую, тактическую, моральную, волевую и теоретическую подготовку.

Техническая подготовка. Мы уже говорили, что обучение легкоат-летическим упражнениям и развитие двигательных качеств проходят параллельно. Типовая схема обучения в легкой атлетике включает три этапа:

1-й — создание у занимающихся представления о технике изучаемого вида (рассказ, показ и т.д.);

2-й — овладение техникой, т.е. обучение;

3-й — совершенствование техники — этот этап проходит с учетом физических и психологических особенностей занимающихся.

Что понимают под спортивной техникой? Это способ выполнения изучаемого упражнения. Определяется он не только внешней формой движения, но и внутренним его содержанием. Это умение переходить к быстрому расслаблению, когда необходимо, умение управлять ритмом элементов движения, концентрировать максимальное усилие в нужный момент и т.д. Обучать необходимо современной технике, но не следует забывать и устаревшую (высота «фосбюри-флоп», метания, прыжки).

Из физиологии известно, что в основе овладения техникой любого упражнения лежит образование сложных условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. И для того, чтобы добиться автоматического выполнения упражнения, его необходимо выполнять многократно. Особенно это касается технически сложных видов легкой атлетики.

Одним из дидактических правил является последовательность. Необходимо последовательно изучать виды легкой атлетики, т.е. сначала знакомые и доступные (ходьба, бег, метания малого мяча, прыжки в длину и высоту простейшими способами), и физическая подготовка. Развитие физических качеств — важная цель в любом виде легкой атлетики. Мы знаем, что основными качествами, которыми должен обладать легкоатлет, являются сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Все перечисленные качества необходимы как в целом в легкой атлетике, так и в отдельных ее видах. Например, в спринте главными качествами являются быстрота и сила, в беге на средние дистанции — выносливость и быстрота, в метаниях и барьерном беге помимо силы и быстроты огромное значение имеют такие качества, как гибкость и ловкость. В прыжках в высоту, особенно в прыжках с шестом, помимо перечисленных качеств необходима смелость.

Развитие всех перечисленных качеств легкоатлета осуществляется посредством общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных физических упражнений (СФУ), составляющих соответственно системы общефизической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП).

Цель ОРУ — развить гармонично все органы и системы организма, повысить работоспособность (функциональные возможности организма в целом). Эта задача может быть выполнена, если включать в занятия легкоатлетов самые разнообразные физические упражнения и некоторые виды спорта (гимнастика, акробатика, плавание, спортивные игры и т.д.).

Особенно необходимы ОРУ для юных легкоатлетов (14—16 лет). В дальнейшем овладение ими помогает спортсменам при выборе специализации.

СФУ применяются для развития отдельных мышечных групп спортсмена, для приобретения им тех или иных двигательных навыков, которые обеспечивают рост результатов в избранном виде легкой атлетики.

СФУ должны быть (по своей структуре и характеру) близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых легкоатлет собирается соревноваться.

Соотношение распределения ОРУ и СФУ по разделам зависит от пола, возраста, степени подготовленности и от задачи, поставленной на данный период подготовки.

Рассмотрим все вышеперечисленные качества подробнее. Сила — важное качество спортсменов, особенно для тех, кто специализируется в метаниях, спринте, прыжках (но другим тоже нужна).

О том, какая сила мышц у человека, можно судить по ее проявлению в физических упражнениях. Сила мышц — это значительная масса, образованная за счет больших поперечников работающих мышц. Но большая масса человека еще не говорит о том, что он очень сильный. Человек с менее крупной мускулатурой может порой выполнять большую работу. Это объясняется тем, что в проявлении силы участвует сложный нервно-мышечный механизм, включающий и волевые усилия. Отсюда следует, что проявление силы в какой-то степени определяется психикой человека (в возбужденном состоянии).

Развитие силы осуществляется регулярными занятиями, регулярными повторениями упражнений с отягощениями. К силовым относятся динамические и статические упражнения. В динамических упражнениях мышцы изменяют свою длину, а в статических — только натягиваются (пример динамического упражнения — вис и подтягивание на перекладине, а статического — держание веса на вытянутой руке). Воздействие этих упражнений имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

При занятиях с юными легкоатлетами применяют преимущественно упражнения динамического характера, так как они способствуют развитию всех групп мышц.

Только тогда, когда спортсмен переходит к СФУ, можно изредка включать упражнения, где требуется максимальное проявление силы. Однако надо еще раз подчеркнуть, что упражнения с максимальными усилиями можно применять после многократных повторений тех же упражнений с меньшими весами.

Для развития взрывной силы, или силы взрывного характера, которая необходима легкоатлетам, используются упражнения с небольшими отягощениями. Кроме упражнений с отягощениями для развития силы используются гимнастические упражнения, упражнения на сопротивление и упражнения с преодолением собственного веса.

Силу необходимо регулярно поддерживать. Для этого необходимо выполнять упражнения с отягощениями, при которых нагрузка составляет примерно 40—70% от максимальной. Начинающим тренерам полезно знать, что уровень быстро приобретенной силы после прекращения силовых тренировок падает быстрее, чем уровень силы, которую ученик приобретает постепенно в течение длительного времени.

В СФУ развитие силы должно проводиться в зависимости от характера движения в данном виде легкой атлетики. Например, бегуну на короткие и длинные дистанции необходима сила ног. Но спринтер бежит с максимальной скоростью, а стайер — на выносливость со скоростью значительно ниже максимальной. Поэтому спринтеру необходима сила взрывного характера, развиваемая упражнениями, выполняемыми за небольшой промежуток времени, а стайеру, наоборот, нужны длительные силовые упражнения, усилие в которых составляет 60—70% от максималь­ного.

Быстрота. Это качество необходимо во всех видах легкой атлетики. Быстрота связана с силой мышц, техникой и координацией движений. Следует отметить, что развитие этого качества происходит не у всех спортсменов одинаково (хотя тренируются они по одному и тому же плану). Это зависит от быстроты протекания нервных процессов, являющейся качеством врожденным, генетическим, что необходимо учитывать при наборе групп. Для развития быстроты применяют упражнения с максимальным усилием и максимальной частоты. Если же наступает стабилизация в развитии быстроты, необходимо вновь возвращаться к средствам, повышающим уровень ОФП, затем переходить опять к СФП.

Выносливость. Это качество, как и быстрота, является необходимым для любого вида легкой атлетики. Различают общую выносливость и специальную.

Общая выносливость — это способность человека выполнять работу малой интенсивности, но длительное время. К такой работе можно отнести медленный бег, многократное поднимание тяжести небольшого веса, ходьбу по пересеченной местности. Специальная выносливость — это способность выполнять специфическую работу в заданное время с большой интенсивностью, т.е. без снижения эффективности. Средством повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется. Для спринтера это способность удерживать максимальную скорость на всей дистанции. Достигается она повторным преодолением отрезков разной длины.

Тактическая подготовка. Что такое тактическая подготовка? Это способ ведения спортивной борьбы в процессе соревнования. Выбор тактики зависит от той цели, которую поставили перед собой спортсмен и тренер на конкретных соревнованиях, а также от уровня физической и волевой подготовки, от состава участников, от метеорологических условий и т.д.

В соревнованиях по ходьбе и бегу борьба является непосредственной, а в прыжках и метаниях — косвенной. Моральная, волевая подготовка. Развитие волевых качеств происходит как в процессе тренировки, так и во время соревнований.

С первых дней тренировок и обучения начинается процесс воспитания спортсмена. Легкая атлетика — это большой труд. Значит, необходимо воспитывать у своих учеников трудолюбие. Это связано с активностью тренирующегося, который старается сделать на тренировке больше и лучше.

Для выработки трудолюбия тренер должен включать в занятия упражнения с длительной и напряженной работой (длинные пробежки и т.д.).

У юных занимающихся необходимо воспитывать упорство в достижении намеченной цели. Но эта цель (результат) должна быть четко определена и посильна.

Теоретическая подготовка. Программа теоретической подготовки предполагает усвоение спортсменами общих понятий о системе физического воспитания, знание (в том числе и самостоятельное изучение) перспектив развития физической культуры и спорта в стране, воспитание моральных качеств спортсменов, анализ техники, тактики в избранном виде легкой атлетики. Спортсменов нужно знакомить с методикой обучения спортивной технике и путями ее совершенствования, с принципами системы спортивной тренировки.

Особое внимание в теоретической подготовке должно быть уделено методике тренировки в избранном виде легкой атлетики. Очень важно, чтобы легкоатлеты знали методику развития физических и воспитания волевых качеств, были знакомы с цикловым планированием многолетней тренировки, ролью спортивных соревнований и особенностями непосредственной подготовки к ним, хорошо знали правила соревнований, умели анализировать свою тренировку и результаты соревнований, а также вести дневник тренировки.

Необходимо, чтобы в программу теоретической подготовки вошли также вопросы психологической подготовки, гигиенического режима спортсмена, врачебного контроля и самоконтроля, а также вопросы профилактики травматизма в специализируемом виде легкой атлетики.

Планирование учебно-тренировочной работы. За последнее время динамика роста спортивных результатов в легкой атлетике в значительной степени возросла за счет совершенствования тренировочного процесса. Большое значение для эффективности спортивной тренировки имеет правильное планирование.

Тренеру принадлежит огромная роль в осуществлении синтеза теоретических знаний с ежедневной практической деятельностью. Чтобы быть на высоте в этой роли, тренер должен уметь организовывать свою работу по планированию подготовки спортсмена. Повышение эффективности спортивной подготовки в значительной степени связано с осуществлением целенап-равленного планирования. А это в свою очередь повышает творческую активность тренеров и спортсменов. Если тренер не видит ясно перспективу своей деятельности, то труд этого тренера неэффективный, т.е. неперспек-тивный.

Управление подготовкой спортсменов (планирование) состоит в выработке ее целей, принципов, постановке конкретных задач, в определении средств и методов подготовки. Должна быть создана система планов подготовки, которая включает в себя все элементы контроля за ее протеканием, а также внесения необходимых коррективов (если это будет необходимо) в систему подготовки спортсмена.

План должен предусматривать модель предстоящей подготовки спортсмена.

Общие закономерности планирования в легкой атлетике. Структура современной спортивной тренировки строится по циклам: большие (макро-), средние (мезо-) и малые (микро-).

Макро — это самые крупные и сложные формы планирования. По длительности они бывают годовые и полугодовые, но возможны и многолетние (четырехгодичные), т.е. олимпийские.

Мезо — это составляющие макроциклов. По длительности это несколько месяцев, месяц, несколько недель, т.е. по периодам (подготовительные, соревновательные, переходные).

Микро — это составляющие мезоциклов. По длительности это неделя или несколько занятий, т.е. они строятся из отдельных занятий (тренировка).

В последние годы построение многолетней подготовки становится все более сложным и многообразным. Спорт омолаживается, а сроки достижения спортивных результатов сокращаются.

Отрицательное влияние на спортивные результаты оказывает и удлинение периода подготовки, и ее форсирование. И то и другое не позволяет достичь вершин спортивного мастерства.

Необходимо учитывать, что с ростом и развитием организма, достижением зрелого возраста видоизменяются направленность тренировки, ее задачи, средства и методы. Необходимо также учитывать, что чем раньше начинается специализация, тем быстрее достигается уровень спортивного мастерства и заканчивается спортивная карьера (т. е. необходима вначале хорошая база ОФП и СФП).

При составлении тренировочного плана необходимо учитывать конкретные задачи и цели; определять пути, формы, средства и методы осуществления поставленных целей и задач.

Трудно составить план тренировки легкоатлета на несколько лет, но это необходимо. Многолетний план составляется на разное количество лет в зависимости от возраста спортсмена, его подготовленности. В таком плане определяются цели, задачи и средства по годам. Главная цель многолетнего плана легкоатлета — это достижение высоких темпов роста спортивного мастерства и такого уровня спортивных результатов, который соответствовал бы современным требованиям.

Исходными положениями построения многолетней подготовки являются возраст начала специализации, время для достижения высокого результата, длительность периода демонстрации такого результата.

По возрасту весь период перспективной подготовки легкоатлета делится на несколько этапов: этап предварительной подготовки — 10—12 лет; этап начальной специализации — 13—15 лет; этап углубленной специализации — 16—19 лет; этап высших достижений — 20—24 года. Соотношение ОФП и СФП (в %) по этапам подготовки следующее:

 

№ п/п Возраст ОФП СФП
10–12 лет
13–15 лет
16–19 лет
20–24 года

В процессе многолетней тренировки спортсмена неуклонно возрастают объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Изменение тренировочных нагрузок должно происходить в большей мере за счет увеличения объема, в меньшей степени за счет повышения интенсивности, но в каждом отдельном случае требуется дифференцированный подход.

Этапы и стадии многолетней подготовки не имеют строго фиксированных сроков. Их начало и завершение зависят не только от возраста, но и от индивидуальной одаренности спортсмена, особенностей его развития, тренированности, специфики вида легкой атлетики.

Система планирования предполагает установление целей, задач и определение основных показателей подготовки (ОФП и СФП, техники и тактики), спортивных результатов, контрольных нормативов, тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления.

Существуют различные типы тренировочных планов:

индивидуальные;

групповые;

смешанные — индивидуально-групповые.

Все требования плана следует формулировать четко и ясно, чтобы они поддавались проверке. Они должны выражаться по возможности в числовых показателях (метрах, секундах, килограммах, процентах и т.д.). Эта система числовых показателей тренировочной нагрузки должна составлять основу тренировочных планов.

Перспективный план должен включать следующие разделы:

1) краткая характеристика спортсмена;

2) цель подготовки и основные задачи;

3) спортивно-технические показатели на этапе;

4) количество тренировочных занятий, соревнований, дней отдыха по этапам тренировки;

5) сроки врачебных обследований и научных наблюдений;

6) график учебно-тренировочных сборов и мест занятий. | Индивидуальный перспективный план содержит, как мы уже говорили, конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа предшествующего опыта подготовки с учетом особенностей того или иного спортсмена. Определение цели и задач в индивидуальных перспективных планах должно основываться на всестороннем учете возможностей спортсменов и условий для их проявлений.

Индивидуальный план на четыре года включает такие разделы:

1) краткая характеристика спортсмена (ФИО, год рождения, рост, вес, продолжительность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировкам, личные качества, поведение на соревнованиях, недостатки подготовки);

2) цель подготовки на 4 года (например, показать результат мастера спорта и т.д.);

3) задачи по годам (указать конкретные задачи по совершенствованию физической, технической и тактической подготовленности, определить конкретные нормативы по годам);

4) основные соревнования (по годам), сроки и планируемый результат (для этого необходим стабильный календарь соревнований).

5) основные средства и методы подготовки. Краткая характеристика главных средств и методов ОФП, СФП, технической, тактической, психологической подготовки;

6) количество тренировочных занятий и прикидок-соревнований, время и форма педагогического и медицинского контроля (план и выполнение);

7) распределение по этапам основных тренировочных средств;

8) заключение тренера по годам или периодам подготовки с оценкой и анализом.

Построение тренировочного процесса в годичном цикле. В настоящее время применяются три основных варианта построения круглогодичной тренировки легкоатлетов.

В первом варианте год составляет один большой цикл тренировки и делится на три периода: подготовительный — продолжительность 6 мес. (ноябрь — март), соревновательный — 5 мес. (май — сентябрь) и переходный — 1 мес. (октябрь). Подготовительный период делится на три этапа: осенне-зимний подготовительный — 3 мес., зимний соревновательный — 1 мес. и весенний подготовительный — 2 мес. Соревновательный период делится на два этапа: ранний соревновательный — 1 мес. (май) и этап основных соревнований — 4 мес. (июнь — сентябрь).

Первый вариант используется в подготовке начинающих легкоатлетов. Среди хорошо подготовленных легкоатлетов первым вариантом пользуются бегуны на длинные и сверхдлинные дистанции, скороходы и многоборцы, а также метатели копья, диска, молота.

По второму варианту год делится на два больших цикла: осенне-зимний — 5 мес. и весенне-летний — 6 мес. и переходный — 1 мес.

Осенне-зимний цикл включает в себя осенне-зимний подготовительный период (с 15 октября по март), который условно делится на общеподготовительный (15 октября — декабрь) и специально-подгото-вительный (декабрь — февраль) этапы, и соревновательный период (февраль — 15 марта).

Весенне-летний большой цикл включает в себя весенне-летний подготовительный период (15 марта — июнь), который условно делится на весенний подготовительный (15 марта — 15 апреля) и летний подгото-вительный (15 апреля — июнь) этапы, и соревновательный период (июнь — 15 сентября), включающий, в свою очередь, этапы подводящих (первая половина июня — первая половина июля) и основных соревнований (первая половина июля — 15 сентября).

Второй вариант используют спортсмены, которые выступают в соревнованиях зимой в специальных закрытых помещениях (манежах). Вторым вариантом в большей мере пользуются спринтеры, барьеристы, прыгуны и толкатели ядра.

Основное преимущество двухциклового планирования заключается в тех сдвигах в подготовленности легкоатлетов, которые достигаются посредством участия в многочисленных состязаниях года. К тому же результаты в таких соревнованиях позволяют лучше контролировать процесс годичной тренировки.

Для спортсменов, достигших результатов, которые близки к предельным для них, и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят третий вариант годичного построения тренировки. Особенностью третьего варианта является участие во многих соревнованиях в течение всего года с поддерживающими (иногда развивающими) тренировками и активным отдыхом между ними.

Подготовительный период — это период функциональной подготовки. В нем необходимо создать основные предпосылки для достижения высоких показателей в период соревнований, т.е. показатели к концу периода должны быть не ниже, а выше и лучше показателей (по тестам) предшествовавшего соревновательного периода.

Мы знаем, что спортивная форма зависит от фундамента ОФП. Поэтому основательность этой базы в данный период во многом определяется уровнем ОФП.

Подготовительный период состоит из двух крупных этапов — общеподготовительного и специально-подготовительного.

Общеподготовительный этап обеспечивает предпосылки совершенствования спортивной формы (расширяет функциональные возможности, повышает уровень общей работоспособности и т.д.).

На специально-подготовительном этапе происходит становление спортивной формы. На этом этапе осуществляется более глубокая специализация, повышается интенсивность, снижается объем ОФП, вводятся соревнования. Второй этап строится по системе мезоциклов различного типа: втягивающий (развивающий); объемный (базовый); силовой; интенсивный; подводящий и разгрузочный.

Втягивающий (развивающий) мезоцикл — это начало подготовительного периода. Отличается плавным наращиванием нагрузки. Основное внимание уделяется увеличению объема, невысокой интенсивностью. Необходимо помнить, что с таких же мезоциклов начинается тренировка не только подготовительного периода, но и после травм и болезни спортсмена. Объемный (базовый) мезоцикл — это главный тип мезоцикла подготовительного периода. В нем увеличивается функциональный потенциал и закрепляются перестройки в организме спортсмена. Количество таких мезоциклов больше в видах, требующих проявления выносливости, а также когда нужно существенно расширить фундамент общей подготовленности, освоить новые варианты техники.

Интенсивный (контрольно-подготовительный) мезоцикл — это переход-ная форма между базовым и соревновательными мезоциклами. В нем планируется участие в серии контрольно-испытательных соревнований.

Такие мезоциклы можно применять зимой, когда необходимо прервать монотонность подготовительного периода и проверить уровень трении-рованности. Они выявляют изъяны в подготовке, позволяют уточнить содержание последующих циклов.

Подводящий мезоцикл применяется после участия в серии контрольно-тренировочных соревнований для совершенствования отдельных сторон технической, физической и тактической подготовленности. Если в этот период планируется участие в основных соревнованиях, то мезоцикл носит характер предсоревновательной подготовки.

Разгрузочный (восстановительный) мезоцикл используется для регулирования тренировочного процесса.

Все вышеперечисленные мезоциклы служат как бы блоками, из которых строится подготовительный период.

Соревновательный период — это период достижения расцвета спортивной формы и показа планируемых на этот период результатов в главных соревнованиях сезона. В ряде видов легкой атлетики спортсмены высокой квалификации стартуют еженедельно и даже чаще на протяжении довольно продолжительного времени. В отдельных видах старты совершаются не реже двух раз в месяц.

Соревнование — это незаменимое средство совершенствования. На протяжении соревновательного периода спортсмен и тренер должны определить основные и второстепенные соревнования. На основных легкоатлет должен мобилизовать все силы, чтобы выиграть их, добиться места в сборной и т.д. Остальные соревнования следует рассматривать как контрольные. Дело в том, что стремление на всех соревнованиях показывать максимальный результат может привести к нарушению здоровья спортсмена.

Необходимо помнить, что условные пункты в структуре соревнова-тельного периода — это основные соревнования в соответствии с их распи-санием.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных