ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Легкая атлетика в учебных занятиях общеобразовательной школы
Начиная с I класса в уроки по физическому воспитанию вводится материал по легкой атлетике, который изучается учащимися во всех последующих классах. Основной формой занятия легкой атлетикой в школе является урок. Различают следующие уроки легкой атлетики: вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления учебного материала — тренировочные уроки; уроки проверки усвоения знаний, умений и навыков, физической и технической подготовленности — зачетные уроки; и наконец, уроки смешанного типа — учебно-тренировочные уроки. В каждом уроке легкой атлетики принято различать вводную, подготовительную, основную и заключительную части. Возможно объединение первых частей в одну. Деление урока на части является условным, структура урока — это определенная последовательность, соотношение и взаимосвязь конкретных элементов, обусловленных главной целевое установкой урока определенного типа. В школьных программах физического воспитания содержится теоретический и практический материал по легкой атлетике для всех классов. Занятия по легкой атлетике направлены на освоение бега, прыжков, метаний и совершенствование в этих видах. С этой целью с VIII класса в уроки включаются упражнения, способствующие развитию быстроты, силы и выносливости, т.е. основных качеств необходимых юным легкоатлетам. В соответствии с программой на занятиях учащиеся изучают технику бега на короткие дистанции, бега на средние дистанции, барьерного бега, эстафетного бега, прыжков в высоту способами «перешагивание» и «ножницы», осваивают технику метания гранаты, дротика, копья и толкания ядра. Внеклассные занятия легкой атлетикой в школе. Секция в школе комплектуется из учащихся, успевающих по всем предметам, желающих заниматься легкой атлетикой и допущенных врачом к тренировкам. В соответствии с возрастом, а также уровнем физической и технической подготовленности учащиеся распределяются по группам: подготовительная 10—11 лет (III —IV классы); младшая юношеская 12—13» (V—VI); средняя» 14-15» (VII — VIII); старшая» 16—18» (IX—X). Занятия в подготовительной и младшей юношеских группах проводятся 2 — 3 раза в неделю по 1 —1,5 ч, в средней и старшей юношеских группах — 3 раза в неделю по 2 ч. Занятия проводятся во внеучебное время круглый год. Помимо легкой атлетики в занятия включаются гимнастика, игры и другие виды спорта. По возможности практические занятия следует проводить на открытом воздухе не только летом, но и зимой (на школьной площадке, на стадионе, в парке). В каникулярное время летом рекомендуется давать занимающимся индивидуальные домашние задания для общего физического развития и закрепления навыков в технике упражнений. Кроме того, следует приучать их ежедневно проделывать водные гигиенические процедуры. В группах младшего юношеского возраста особое внимание необходимо уделять общей разносторонней физической подготовке, а также изучению техники упражнений, входящих в троеборье, добиваясь формирования правильных двигательных навыков с самого начала обучения. Чтобы занятия проходили живо и интересно, следует чаще менять характер упражнений, включать в них подвижные игры и простейшие соревнования. В группах среднего и старшего возраста изучается техника избранных видов, улучшается общая и специальная физическая подготовленность занимающихся. Качество усвоения учебного материала проверяется в соревнованиях, которые проводятся в сроки, указанные в календаре соревнований школы. Кроме того, учащиеся выступают в соревнованиях по легкой атлетике на первенствах района, города, области, республики, в том числе в соревнованиях по атлетическому школьному пятиборью. Учащиеся обязаны выполнять юношеские разряды, нормативы спортивной классификации. Во время летних каникул дети занимаются в городских и загородных лагерях при школе под руководством учителя физической культуры или подготовленных заранее общественных инструкторов. Материал занятий секции легкой атлетики для группы младшего, среднего и старшего возраста изложен в программе секции коллектива физической культуры в школе. Особенно следует остановиться на занятиях с учащимися подготовительной и младшей юношеской групп. Важно помнить, что им не рекомендуется большая нагрузка на костную систему, неизбежная при жестком приземлении во время прыжков и при метании утяжеленных снарядов; поточное многократное выполнение беговых и прыжковых упражнений на плотном грунте и т.п. В занятиях с ними применяются различные легкоатлетические упражнения, которые способствуют приобретению общей и специальной физической подготовленности. Учащиеся должны овладеть техникой бега, уметь правильно передавать эстафету в зоне на достаточной скорости, совершать разбег и толчок в прыжках в длину и в высоту с разбегу, метать в цель мячи, метать фанаты в коридор, вертикальное окно и на дальность. На учебных занятиях надо ознакомить школьников с техникой спортивной ходьбы, бега с высокого и низкого старта, прыжков в длину способами «согнув ноги», «ножницы», прыжков в высоту способами «перешагивания» и «перекидной», метания диска, копья и толкания ядра. Учащиеся средней группы приступают к тренировке в беге на различные дистанции, знакомятся с бегом на 200 м, совершенствуются в технике передачи эстафеты 4x100 м и приступают к изучению барьерного бега (ко второму году обучения высота барьеров должна быть повышена до 76,2 см для девушек и до 91,4 см Для юношей). Учащиеся совершенствуются в технике метания гранаты на дальность, изучают технику толкания ядра и метания диска с поворота, знакомятся с техникой метания копья с разбега, совершенствуются в технике разбега и отталкивания в прыжках в длину и высоту, знакомятся с прыжком в длину способом «ножницы», с прыжком в высоту способом «перекидной». На 2-м году обучения юноши знакомятся с прыжками с шестом. Продолжая совершенствоваться в технике бега на дорожке юноши и девушки увеличивают пробегаемые дистанции кросса (юноши — до 3000 м, девушки — до 1000 м), участвуют в учебных соревнованиях, контрольных прикидках и соревнованиях на первенство школ, района и города. Учащиеся старшей группы, повышая специальную физическую подготовленность, приступают к тренировке в избранных видах для достижения лучших результатов. В это время они должны уметь технически правильно принимать низкий старт, бежать на повороте, по прямой, финишировать в барьерном беге (с низкого старта совершать стартовый разбег, «атаковать» барьер, переходить через барьер и бежать между барьерами); в прыжках — технически правильно прыгать в высоту и длину избранными способами; в метаниях — метать диск с поворота и толкать ядро со скачка. В программу занятий включаются загородные прогулки, экскурсии и походы, сочетаемые с играми на местности. Расстояния и скорость передвижения должны соответствовать силам и степени подготовленности учащихся. Инструкторская и судейская практика проводится на учебно-тренировочных занятиях. Занимающимся дают различные задания: провести разминку, руководить подгруппой и т.д. Судейская практика осуществляется на контрольных прикидках и на внутришкольных соревнованиях. Контрольные вопросы и задания 1. Классифицируйте и охарактеризуйте легкоатлетические упражнения. 2. Дайте характеристику скоростно-силовых видов легкой атлетики. 3. Дайте характеристику группы видов легкой атлетики с проявлением выносливости. 4. Каковы общие вопросы обучения легкоатлетическим упражнениям? 5. Каковы методы обучения легкоатлетическим упражнениям? 6. Какие ошибки возникают при обучении и каковы методы их исправления? 7. Каковы отличительные особенности тренировочного процесса легкоатлетов? 8. Каковы основные средства и методы подготовки в легкой атлетике? 9. Опишите виды подготовки легкоатлета (техническая, физическая, тактическая, морально-волевая, теоретическая). 10. Какова структура современной спортивной тренировки легкоатлета (макро-, мезо- и микроциклы)? 11. Каковы основные этапы подготовки высококвалифицированных спортсменов? 12. Как строится годичный цикл спортивной тренировки (охарактеризовать все три варианта)? 13. Какова методика организации отбора в легкой атлетике? 14. Каковы содержание и методы педагогического контроля? 15. Как представлена легкая атлетика в учебных и внеучебных занятиях в общеобразовательной школе?
Раздел 8. Сложнокоординационные виды спорта (на примере спортивной гимнастики) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|