Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика спортивной гимнастики. Особенности соревновательной и тренировочной деятельности, техники и тактики




 

Специфика спортивной гимнастики. Гимнастике свойственно Неисчерпаемое многообразие всевозможных упражнений. Процесс Поиска новых элементов нескончаем. Какого бы совершенства ни достигла гимнастика, постоянно происходит обновление ее программы, разучиваются все новые и новые упражнения. В подготовительном периоде, когда формируется костяк будущих комбинаций, разучиванию новых движений посвящаются порой целые тренировочные занятия. Подобные занятия характеризуются не столько большим объемом физической нагрузки, сколько повышенным напряжением координационных и психических функции занимающихся.

Легкость, изящество, безупречная техника — только при таком исполнении можно рассчитывать на высокую оценку. Для закрепления и совершенствования освоенных двигательных действий используются тренировочные занятия, в которых осуществляется шлифовка отдельных упражнений, происходят индивидуализация техники, соединение элементов в комбинации и отработка этих комбинаций.

Спортивная гимнастика — это вид спорта со стереотипными движениями, способствующими физическому развитию учащихся и совершенствованию их двигательных способностей.

Основываясь на этом, выделим специфические особенности гимнастических упражнений.

1. Возможность разносторонне воздействовать на организм занимающихся. Веками накопленные упражнения использовались для достижения самых многообразных целей. Например: укрепить мышцы плечевого пояса; сформировать умение преодолевать препятствия; сформировать физиологически оправданное положение тела при ходьбе, беге, прыжках и т.д. Эту особенность гимнастических упражнений очень важно учитывать при занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста или на первых этапах спортивной подготовки, когда закладывается фундамент для развития двигательной деятельности.

Обеспечивая разностороннее воздействие упражнений на организм занимающихся, учитель либо использует ранее созданные упражнения, либо создает новые. Важно грамотно осуществлять подбор упражнений для конкретной задачи (цели), осознавать особенности возраста занимающихся, их уровень двигательной подготовленности, мотивацию, потребность.

2. Наряду с возможностью разносторонне воздействовать на организм гимнастические упражнения имеют свойство избирательного воздействия. Эти особенности логически связаны — можно создавать упражнения, как обеспечивающие разносторонность воздействия, так и для узкого (целенаправленного) воздействия в соответствии с поставленной задачей. Например, развивая мышечные группы сгибателей и разгибателей тела (разносторонне воздействуя), акцентировать внимание на развитии трапециевидной мышцы.

Эта особенность широко используется при решении задач общей физической подготовки спортсменов или в лечебной гимнастике для восстановления утерянных функций мышц или суставов.

3. Гимнастические упражнения, как искусственно созданные, выполняются в специфических условиях при обязательном сохранении заданных положений всего тела либо его частей. Эта особенность выражается в стилизации движений, а гимнастические упражнения называются стилизо-ванными. Стилизация выражена в определенной осанке, прямых ногах, оттянутых носках и т.д. Гимнастический стиль трудно формируется. Для его освоения используются специальные упражнения, которые принято называть хореографическими.

4. Гимнастические упражнения являются строго регламентированными, т.е. выполняются по разработанным правилам. Являясь искусственно созданными упражнениями, они требуют хоро­шего знания техники и точного выполнения движений. Например, кувырок получится, если, приседая, поставить руки подальше, выпрямляя ноги и наклоняя голову, перейти на лопатки, а затем, группируясь, подтянуть голень к себе и встать.

Выполнение гимнастических упражнений требует определенных условий. Процесс обучения таким упражнениям особо регламентирован — упражнения выполняются одним человеком или небольшими группами. Занятия гимнастикой требуют четкой, продуманной организации.

5. Гимнастические упражнения отличаются наличием элемента риска (являются рискованными). Эта особенность обязывает преподавателя тщательно готовиться к занятиям, продумывая последовательность изучения упражнений, подготовку мест занятий и т.д. Особое внимание на занятиях придается технике безопасности, грамотному использованию физической помощи и страховки.

6. По сравнению с другими гимнастические упражнения дают большую возможность регулировать нагрузку. Регулирование нагрузки при выполнении гимнастических упражнений возможно не только за счет количества повторений, изменения длительности пауз и других типичных способов. Характерными особенностями для гимнастики являются применение различных вариантов соединений и комбинаций, изменение исходных и конечных положений, использование отягощений, изменение высоты снарядов и др.

Приведем примеры.

Кувырок выполнить легче, чем кувырок с последующим прыжком прогнувшись. Нагрузка еще более увеличивается, если кувырок включить в комбинацию (мост наклоном назад, поворот в упор присев, кувырок, прыжок прогнувшись).

Подъем махом вперед на брусьях легче выполнить в сед, чем в упор (изменение конечного положения); такой подъем значительно легче из упора на предплечьях, чем из упора на руках (изменение исходного положения).

Легко выполняемый соскок махом назад из упора на низкой перекладине вызывает затруднения, если перекладина высокая (изменение высоты снаряда).

Освоенный подъем силой на перекладине не сразу получится, если надеть свинцовый пояс или к ногам прикрепить гантели (использование отягощения) и т.д.

7. Использование одних и тех же (по двигательной основе) гимнастических упражнений для решения различных задач физического воспитания — еще одна особенность. Так, перемещения по бревну можно использовать и для выработки осанки, и для развития чувства равновесия, и для воспитания смелости; прыжки можно использовать и для развития прыгучести, и для укрепления мышц стопы, и для изучения техники отталкивания.

8. Культурная ценность гимнастических упражнений заключается в эстетическом восприятии и в эстетическом воздействии их на занимающихся.

9. Это позволяет нам выделить еще одну особенность гимнастических упражнений — эффективность эстетического воспитания. Точность и рациональность движений, широкая их амплитуда, грациозность и пластичность, использование музыки и танцевальных ритмов формируют умение оценивать красоту, вызывают чувство наслаждения от выполнения упражнений.

Особенности соревновательной деятельности. Современными исследованиями установлено, что спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный характер и строго сочетаться с соревновательной деятельностью спортсменов. Кроме того, отмечается необходимость глубокой индивидуализации как подготов­ки спортсменов, так и учета результативности соревновательной деятельности в целом и каждого компонента ее в отдельности.

Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в гимнастике связаны с рядом факторов:

1) большие межсоревновательные интервалы, во-первых, поднимают значимость соревнований (поскольку их мало), а во-вторых, затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений;

2) многостартовость соревнований (8—16 стартов у женщин, 12—24 у мужчин в течение 2—5 дней), прямо влекущая за собой многосторонность стартовых состояний, имеет и косвенные последствия: психическое утомление, чувство психической напряженности при отсутствии достаточного расслабления после очередного старта;

3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжением, а также при выступлении в непривычном зале, на «необъезженных» снарядах двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным и потому не только недостаточно информативным, но и вносящим дезинформацию — это не может не повысить эмоциональную напряженность гимнаста или гимнастки;

4) удачи и неудачи в гимнастике носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, так как, во-первых, они зависят не от противников и партнеров, а только от самого спортсмена, во- вторых, «вес» даже серьезных ошибок часто сравнительно невелик, последствия в большинстве случаев не являются решающими в определении спортивных результатов данных соревнований, поскольку многостартовость и простое суммирование результатов всех стартов позволяют поправить положение дел;

5) специфика спортивной борьбы в гимнастике заключается, как уже было отмечено, в отсутствии непосредственной прямой борьбы с противником, опосредованности этой борьбы оценкой и некоторыми другими факторами. Большое психологическое давление оказывает и единственность попытки, повышающая вес результата.

Говоря о волевом факторе, ограничимся упоминанием его основных компонентов. Особенности эмоционального регулирования на гимнастических соревнованиях связаны как с уже упоминавшейся многостартовостью, так и с довольно большой продолжительностью смены (1,5—2,5 ч). Особенности реализации психологических установок определяются как особенностями двигательной деятельности, так и спецификой регламента соревнований; как почти постоянной близостью тренера и возможностью его контроля и помощи, так и необходимостью во время соревнований решать все самостоятельно. Особенности психологической настройки — следствие специфики двига-тельной деятельности гимнастов и тактики борьбы. К особенностям управления вниманием относятся задача длительного сохранения высокого уровня его напряжения, сложность его целесообразного распределения и перераспре-деления, борьба с провалами внимания, задача рационального его сужения и т.д.

Следует сказать об особенностях управления этическим поведением хотя бы уже потому, что поведение гимнастов на соревнованиях может служить хорошим примером для представителей других видов спорта, а также потому, что поведение на соревнованиях в гимнастическом коллективе, на людях, когда нервы напряжены, когда личные интересы нередко вступают в противоречие с интересами других, когда возникает необходимость правильно реагировать на эмоционально сложные ситуации, имеет большое значение.

Особенности тренировочной деятельности. Тренировка в гимнастике строится на основе принципов, общих для спортивной деятельности, но проявляющихся в соответствии со спецификой данного вида спорта: принцип специализации и направленности к высшим достижениям; принцип единства общей и специальной подготовки; принцип непрерывности; принцип единства постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам; принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок; принцип цикличности тренировочного процесса.

Принцип специализации и направленности к высшим достижениям предполагает постоянное прогрессирование в овладении программой более высокого разряда. Поэтому тренировка гимнаста должна строиться с учетом ближней и дальней перспективы. Каждому этапу подготовки соответствует свой механизм, проявляющийся в трудности осваиваемых упражнений и объеме нагрузок.

Принцип единства общей и специальной подготовки реализуется как сочетание педагогических воздействий, обеспечивающих целостность процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма средствами гимнастики. Важным методическим вопросом является определение баланса средств общей и специальной подготовки на разных этапах становления мастерства гимнастов.

Принцип непрерывности тренировочного процесса вытекает из необходимости круглогодичной и многолетней тренировки. В гимнастике особенно важно соблюдать этот принцип, так как образование двигательных навыков требует постоянного повторения, а накопление двигательного багажа — систематичности. Непрерывные занятия — основа, на которой можно строить планы овладения новыми упражнениями и увеличения нагрузок. В результате систематических занятий наступает состояние тренированности как результат приспособления организма к нагрузкам.

Принцип постепенности возрастания и стремления к максимальным нагрузкам логически связан с предыдущим. Сама по себе непрерывность занятий не обеспечит высоких результатов. На этом фоне необходимо постепенно наращивать нагрузки: овладевать все более трудными упражнениями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. На биологической закономерности восстановления и восполнения затрат с выходом на новый, более высокий уровень функциональных возможностей организма и построена тренировка с повышением нагрузок. Максимальные тренировочные объемы возможны и целесообразны только при систематическом наращивании тренированности в диапазоне оптимальных для каждого гимнаста нагрузок. Как правило, ударная нагрузка должна превышать в 1,5—2 раза показатели основной тренировочной работы по количеству выполняемых комбинаций.

Принцип волнообразности динамики тренировочных нагрузок учитывает одну из особенностей организма — взаимодействие процессов утомления и восстановления, и обусловлен ритмом физиологических процессов. Многочисленные исследования тренировочного процесса в гимнастике выявили общую закономерность в динамике тренировочных нагрузок, а именно волнообразность, и их периодическое повышение и снижение как в длительных отрезках времени, так и в течение тренировочного микроцикла и даже одного занятия. Отсюда принято различать большие волны, охватывающие несколько этапов подготовки и выражающие общую тенденцию в динамике нагрузок на длительном отрезке времени; средние волны, суммирующие нагрузку нескольких микроциклов; малые волны, характеризующие нагрузку нескольких занятий.

Принцип цикличности тренировочного процесса диктуется необходимостью неоднократно повторять ситуации, обеспечивающие образование прочных двигательных навыков, достижение определенного уровня тренированности. На тренировочных занятиях гимнасты повторяют упражнения всех видов многоборья. Каждый такой тренировочный день уже есть малый цикл, замкнутый кругом |задач, типичных для одного дня тренировки. Несколько тренировочных дней в рамках календарной недели образуют микроцикл тренировки, несколько микроциклов в свою очередь образуют более крупные циклы. Такая сменяемость различных циклов тре­нировки не предполагает их замкнутости и изолированности. Для характеристики структуры всего процесса тренировки больше подходит модель развития по спирали, как более точно отражающая его динамику.

Суммируя все сказанное, необходимо подчеркнуть единство всех принципов, которое вытекает из сути спортивной деятельности, многообразной по форме и многофакторной по существу.

Единство процесса воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма обусловливает единство дидактических принципов и принципов тренировки. Согласно этим принципам строится и одно занятие, и многолетний процесс тренировки. Ими следует руководствоваться в работе с начинающи­ми и с гимнастами высокой квалификации. В этом их всеобщность.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных