Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тактические приемы.




1. Выбор варианта продолжения произвольной комбинации. Как известно, в состязаниях по гимнастике допускается только одна попытка, поэтому в любом случае гимнаст должен продолжать начатую комбинацию. Чтобы подготовиться к этому, следует иметь резервные варианты продолжения упражнения в тех его частях, где возможны срывы и неудачи.

В соревновательном периоде нужно тренироваться особенно систематически и упорно, добиваясь стабильных результатов. Однако гимнасту необходимо заранее подготовиться ко всяким неожиданностям, возможным в ходе соревнования.

В ходе выполнения упражнения на оценку гимнаст должен иногда молниеносно определить вариант продолжения комбинации и сразу же перейти к нему, несмотря на то, что был намечен несколько иной вариант. К этому необходимо готовить гимнаста на тренировках.

2. Показ своих возможностей при опробовании снарядов и разминке. Ряд сильнейших гимнастов прибегают к приему, который позволяет морально воздействовать на своих противников и даже на судей: во время разминки, опробования снарядов, а также в день соревнований во время разминки они выполняют те упражнения, которые у них особенно хорошо получаются. Этим они заранее завоевывают симпатию судей, обычно наблюдающих за опробованием и разминкой, и деморализуют противника. Однако такая тактика чревата и неприятными последствиями, особенно тогда, когда при выполнении упражнения на оценку гимнаст не может выполнить его с тем же блеском, как прежде. В этом случае, как показала практика, судьи довольно строго наказывают гимнаста.

Другие гимнасты используют прямо противоположный прием. При опробовании снарядов и в разминке они стараются не показывать самых сильных элементов своих упражнений, приберегают их для того, чтобы блеснуть в зачетных попытках и получить высокую оценку.

Трудно сказать, какой из этих двух противоположных вариантов эффективнее. По-видимому, в различных случаях гимнаст должен поступать по-разному.

3. Составление произвольной комбинации с учетом сил противника. В ряде случаев гимнаст ставит перед собой конкретную задачу: выиграть состязание у конкретного гимнаста из другой, а иногда даже из своей команды. В этом случае гимнаст стремится к тому, чтобы его произвольная комбинация на каждом снаряде была выигрышнее, нежели комбинация противника.

Гимнастам, готовящимся к состязаниям, полезны специальные занятия по тактической подготовке. Им рекомендуется самостоятельно решать тактические задачи: а) выставлять себе оценки за выполнение упражнений; б) находить варианты продолжения произвольных комбинаций; в) составлять список очередности выхода членов команды к снарядам для выполнения упражнений на оценку и др. Внимательное отношение гимнастов и тренеров к элементам тактики соревнований положительно сказывается на их спортивных успехах.

Развитие физических качеств и способностей. Формирование двигательных навыков связано с необходимостью совершенствования силы, гибкости, координационных способностей, увеличения выносливости к статическим и динамическим нагрузкам, работоспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Все эти качества могут развиваться в процессе освоения техники гимнастических упражнений. Но такой путь слишком долог и чреват отрицательными последствиями. Гимнастам нужна как общая, так и специальная физическая подготовка, причем общая служит как бы базой для специальной, которая в свою очередь создает условия для овладения техникой гимнастических упражнений. Средства общей физической подготовки по структуре обычно не сходны с упражнениями спортивной гимнастики, но характер работы должен быть аналогичным. Упражнения специальной физической подготовки, как правило, сходны по структуре с упражнениями на снарядах. Физическая подготовка должна проводиться на протяжении всего года, причем в подготовительном и переходном периодах годичного цикла преимущество отдается средствам общей, а в соревнова-тельном периоде — специальной подготовки.

Лучше всего задачи физической подготовки решать в конце основной части занятий по технической подготовке, а также посвящать им специальные занятия в недельном цикле. Средства общей и специальной физической подготовки следует включать не только в тренировочные занятия, но и в утреннюю гигиеническую гимнастику. Здесь кроме упражнений на силу, гибкость, ловкость, выносливость и быстроту должны быть упражнения для совершенствования специфических физических качеств гимнастов. Для совершенствования чувства равновесия рекомендуется выполнять в утренней гимнастике стойку на руках и другие специальные упражнения.

Для воспитания красивой манеры выполнения движений полезны упражнения хореографии и художественной гимнастики.

Основная задача гимнаста на тренировке заключается в быстром и прочном овладении возможно большим количеством разнообразных упражнений, что связано со значительными физическими и психическими нагрузками.

Особое значение имеет уровень развития физических качеств, который обеспечивает базу для длительной и интенсивной деятельности на занятиях. Стремительное увеличение сложности упражнений требует от гимнастов еще большего увеличения нагрузок и повышения интенсивности тренировочных занятий и, следовательно, необходимости воспитания выносливости.

Выносливость. Несмотря на то что в условиях соревнований гимнаст сравнительно недолго выполняет комбинацию на снаряде и при переходе от одного снаряда к другому имеет возможность отдохнуть, тем не менее, следует воспитывать выносливость в процессе круглогодичной подготовки гимнастов. Говоря о выносливости гимнаста, следует иметь в виду выполнение более сложной и длинной комбинации или повторение соединений и отдельных элементов на конкретном снаряде, а также способность выполнять большое количество элементов, комбинаций в течение одного тренировочного занятия или серии тренировок.

В теории и практике спорта выделяют два вида выносливости — общую и специальную. Общая выносливость характеризуется способностью длительное время выполнять работу средней мощности, как правило, циклического характера (ходьба, бег и т.д.). Специальная выносливость проявляется во время выполнения упражнений, которые являются основными составляющими в гимнастике, — это упражнения на снарядах, акробатические упражнения, вольные упражнения. Имея циклический характер, они требуют соответствующего уровня силы, ловкости и других качеств. Таким образом, специальная выносливость является комплексным качеством, которое обеспечивает высокий уровень работоспособности.

Сила характеризуется степенью напряженности, которой могут достичь мышцы. В процессе тренировки следует развивать силу для статических и динамических упражнений. Развитие силы, которая является специфической для гимнастов, совершается с помощью собственно силовых и скоростно-силовых физических упражнений. К собственно силовым относятся упражнения, в которых максимальная сила определяется поднимаемым весом (упражнения со штангой, гирями, поднятие собственного тела — подтягивание, отжимание и т.д.). При этом пользуются сопротивлением, обычно составляющим более 80% максимального усилия.

К скоростно-силовым относятся упражнения, в которых максимальная сила достигается за счет скорости перемещения массы, т.е. скорости сокращения мышц. Такая сила успешно развивается |при помощи упражнений с небольшим сопротивлением, но быстрым (взрывным) характером сокращения мышц (упражнения типа Отталкивания нетяжелых предметов, бег на короткие дистанции, прыжки).

Скорость. Скоростные качества гимнастов проявляются во время исполнения упражнений, которые требуют быстрого сокращения мышц (опорные прыжки, акробатические прыжки, подъемы, спады, обороты, соскоки и др.). При этом следует помнить, что одна группа мышц, которая совершает работу, напрягается, а другая — ее антагонист — должна быть максимально расслабленной. Гимнасту приходится проявлять скоростные качества во время перемещения массы своего тела, следовательно, скорость лучше развивать с помощью скоростно-силовых упражнений. Скорость и сила должны развиваться параллельно.

Ловкость – это способность координировать свои движения рационально использовать свои двигательные качества, возможность быстро ориентироваться в любых условиях. Самым лучшим способом воспитания ловкости являются гимнастические упражнения. Поэтому гимнастическими упражнениями широко пользуются представители почти всех видов спорта. В то же время можно пользоваться и другими упражнениями, негимнастического характера — прыжки на батуте, прыжки в воду, фигурное катание, подвижные и спортивные игры.

Физическая подготовка гимнаста определяется уровнем развития отдельных физических качеств, среди которых не последнее место отводится гибкости, или подвижности в суставах.

Гибкость. Достигая значительно большей подвижности в суставах, чем этого требуется для конкретного вида спорта, и, создавая тем самым как бы «запас подвижности» в суставах, спортсмены приобретают возможность выполнять движения с большей быстротой и с большей силой. Роль подвижности в суставах не ограничивается только спортивной деятельностью, она огромна в повседневной жизни и многообразной деятельности человека, что определяет необходимость поиска эффективно действующих средств и методов воздействия на данное двигательное качество с целью его совершенствования.

В отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФКа были разработаны тесты, которые достаточно объективно характеризуют физическую подготовленность гимнастов: бег на 20 м с высокого старта (секунды), прыжок вверх (сантиметры), лазанье по канату (секунды), «спичак» (стойка на руках силой, согнувшись, прямыми руками, количество раз), стойка махом (баллы), сгибание и разгибание рук в упоре (количество раз), высокий угол (секунды), шпагаты (средний балл), мост (баллы), наклон вперед (баллы). Студенты, получившие хорошие оценки в отдельных тестах по физической подготовленности, в дальнейшем успешно совершенствуются и осваивают программы I спортивного разряда и кандидатов в мастера спорта.

Развитие физических качеств и способностей рассматривается как важное условие технико-тактического «арсенала» гимнастов и как база для формирования профессиональных умений будущего педагога физической культуры.

Сначала студент под руководством преподавателя обеспечивает должный уровень развития основных и специальных (характерных для гимнастики) физических качеств.

На первом этапе необходимо создать базовый уровень развития физических качеств силы, гибкости и ловкости. Для этой цели служат общеразвивающие упражнения (ОРУ) и специальные упражнения.

На втором этапе развитие физических качеств направлено на освоение техники выполнения элемента и предупреждение появления ошибок. Ошибки в исполнении гимнастических упражнений, как правило, обусловливаются или непониманием структуры упражнения, или недостаточным развитием какого-либо двигательного качества (силы, гибкости, ловкости). Если обнаруживаются ошибки в технике исполнения, надо установить причины и устранить их. Например, при разучивании подъема разгибом обучаемый не успевает поднести ноги к перекладине, т.е. выполнить вис согнувшись. Причина — недостаточный уровень развития скоростно-силовых качеств и координации.

На третьем и четвертом этапах совершенствование спортивно-технического мастерства тесно взаимосвязано с развитием специфических для конкретного технического элемента физических «качеств и способностей.

Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки (интегральный подход). Обучение гимнастическим упражнениям — это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной организации действий преподавателя (тренера) и ученика. Этот процесс направлен на решение основных задач обучения: формирование двигательных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств.

Таким образом, процесс подготовки гимнаста (гимнастки) понимается как единство тесно связанных компонентов технической, тактической, физической и психологической подготовки. При этом предполагается, что каждый из названных компонентов не только может, но и должен быть предметом целенаправленной работы, что особенно важно в отношении гимнастов, нацеленных на высшие спортивные достижения.

Только при тесной взаимосвязи технической, физической и психологической подготовки можно рассчитывать на успех выступления гимнаста. Для того чтобы улучшить процесс подготовки гимнастов, необходимо определить значимость каждого из этих факторов. Специалисты называют первым фактором техническую подготовку в видах многоборья. Но в тесной взаимосвязи с технической подготовкой на снарядах находится специальная и общая физическая подготовка, а также акробатическое мастерство. Специальная физическая подготовка в тренировочном процессе, по мнению специалистов, должна не только сочетаться с общей физической подготовкой, но и играть важную роль в акробатической подготовке.

Развитие специальных физических качеств зависит и от психологических качеств гимнаста: инициативности, самостоятельности, настойчивости. Воспитание психологических качеств во многом способствует повышению технического мастерства, улучшению физической подготовки. В тренировочном процессе эти качества следует совершенствовать в единстве с технической и физической подготовкой.

Таким образом, для достижения результатов в спорте необходимы качественное построение и проведение круглогодичного учебно-трениро-вочного процесса, высокий уровень всесторонней физической подготов-ленности, применение больших тренировочных нагрузок, систематическая и целенаправленная организация воспитательной работы, применение научно обоснованных методов тренировки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных