Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Управление процессом подготовки




 

Характеристика процесса управления. Большинство рекомендаций по управлению тренировочным процессом гимнастов относится к соревновательному периоду, где условия занятий относительно стабильны и приближены к модели соревновательной деятельности. Здесь оценка технического уровня подготовленности гимнастов и исполнительского мастерства в упражнениях отдельных видов многоборья позволяет достаточно точно спланировать подготовку гимнаста и подвести его к соревновательной деятельности.

Что же касается подготовительного периода, на протяжении которого закладывается база будущих спортивных достижений, то условия для управления тренировочной работой гимнастов здесь гораздо сложнее. Это обусловлено большой изменчивостью структурных элементов подготовки, решением значительного круга разнообразного рода задач на тренировочном занятии (изучение новых упражнений и совершенствование освоенных, составление новых связок и соединений, развитие физических и специальных двигательных качеств и т.п.).

Решение каждой задачи требует оптимальных условий. Чтобы их определить, необходимо учесть значительное число параметров. Особую роль здесь играет функциональное состояние спортсмена, которое может меняться в каждый конкретный момент тренировочной работы. При этом большинство гимнастических упражнений отличаются одно от другого физической и психологической напряженностью, координационной сложностью, условиями выполнения.

Поэтому оперативное состояние гимнаста довольно изменчиво. В связи с этим необходимо найти существенные взаимосвязи различных параметров тренировочного процесса, указывающие оптимальный путь в решении конкретной задачи подготовки гимнаста.

Наиболее важной в многолетней подготовке гимнастов является проблема планирования, контроля и учета тренировочных и соревновательных нагрузок. Неуклонное повышение мастерства во многом определяется эффективностью управления тренировочными и соревновательными нагрузками, соотношением их оптимальных параметров с учетом индивидуального физического развития спортсмена. Для планирования и управления тренировочной работой гимнастов важно учитывать не только традиционные параметры, характеризующие объем и интенсивность тренировочного занятия, но и такие, как интенсивность работы в каждом виде многоборья, влияние каждого вида на изменения психофизиологических показателей, а следовательно, и на способность спортсмена выполнять работу той или иной направленности, число простых и сложных упражнений, характер трудностей, испытываемых на тренировке, число новых упражнений, предлагаемых для разучивания, соотношение между новым материалом и |уже изученным, продолжительность перерывов между подходами и т.д.

Такое дифференцированное отношение к тренировочной работе позволит точнее планировать занятия и эффективнее управлять учебным процессом при решении конкретных задач.

Модельные характеристики соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов в спортивной гимнастике. К модельным характе-ристикам спортивной гимнастики относят:

• количество элементов высшей сложности;

• количество сверхсложных элементов;

• коэффициент трудности прыжков;

• среднюю оценку в главных соревнованиях (в баллах).

При разработке модельных характеристик необходимо ориентироваться на лучшие достижения сильнейших спортсменов мира.

В настоящее время наблюдается тенденция к повышению трудности программ, насыщенности композиций сложными элементами на фоне более высокого технического мастерства и совершенствования гармонии и эстетики движений.

В целях большей активизации судейства и стимулирования роста мастерства гимнасток Женский технический комитет ФИЖ периодически (примерно раз в 4 года) пересматривает международные правила судейства. В частности, многие элементы, переставшие быть уникальными, редко исполняемые, переходят в более низкую группу трудности. В настоящее время разработка модельных характеристик в большинстве сложнокоординационных видов спорта сводится в основном к прогнозированию сложности программы. Однако в современных условиях оценки только этих характеристик на соревнованиях недостаточно. Каждый элемент повышенной сложности может и должен оцениваться как отдельный двигательный акт с помощью соответствующего набора модельных характеристик.

Планирование. Планирование — это определенная система мероприятий, предусматривающих систематичность и последовательность в работе, хорошую организацию и правильное чередование занятий. В планировании должны быть видны перспективы процесса обучения и воспитания, а также сроки выполнения намеченных мероприятий. Планирование помогает определить основные и второстепенные задачи, дает единое направление занятиям и тем самым обеспечивает правильное ведение педагогического процесса.

Планирование в спортивной гимнастике направлено на упорядочение во времени всех средств и методов подготовки и сводится к документальному оформлению как всей системы подготовки гимнастов, так и ее отдельных компонентов, вплоть до одного занятия, с целью организации оптимального управления путем внесения определенных коррективов. В основе планирования лежат закономерности развития спортивной формы гимнастов. С учетом этих закономерностей составляется календарь соревнований, в соответствии с которым и планируется тренировочная работа.

В зависимости от периода времени, охватываемого планом, выделяют перспективное планирование (многолетнее), текущее (планы на год, цикл, этап, мезоцикл), оперативное (планы на микроцикл, занятие). Годичные и оперативные планы включают данные, характеризующие спортсмена (или команду), промежуточные и конечные задачи в его подготовке, задачи планируемых соревнований (их даты и сроки), величины нагрузок, учебно-воспитательные указания, сроки контрольного тестирования и медицинских обследований.

Учебный план составляется на весь период учебно-тренировочного процесса и определяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению, и время их прохождения; тематику теорети­ческого курса; количество часов, отводимое на каждую дисциплину; вид занятий на весь срок обучения; примерные сроки прикидок, соревнований; расписание занятий.

Учебная программа, составляемая на те же сроки, что и учебный план, определяет содержание учебного материала; зачетные нормативы.

Рабочий план составляется на сравнительно короткий отрезок времени (тренировочный период, цикл) и определяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению на планируемом отрезке времени; количество часов или занятий, отводимое на каждый вид упражнения; последовательность прохождения учебного материала; точные сроки прикидок, соревнований; расписание чередования видов упражнений на занятиях.

Порядок составления рабочего плана

1. Определить организацию проведения и место в занятии отдельных видов упражнений (упражнения гимнастического многоборья проводятся в основной части, хореография и ОРУ — в подготовительной части, игры и эстафеты — в заключительной).

2. Определить количество видов упражнений в основной части (нужно учитывать состав занимающихся, период тренировки, продолжительность занятия и т.д.).

3. Начертить форму рабочего плана.

4. Определить время и место теоретических занятий и ввести эти данные в рабочий план.

5. Отметить в рабочем плане виды упражнений (ОРУ, хореография, игры, эстафеты и т.д.).

6. Составить расписание видов упражнений гимнастического многоборья.

Рабочая программа составляется на такое же время, как и ра­бочий план. Она определяет: содержание учебного материала по темам согласно рабочему плану; последовательность изучения упражнений в каждом их виде.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных