ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Порядок составления рабочей программы1. Выписать все элементы квалификационной программы и подводящие к обучению им упражнения. 2. Определить последовательность изучения упражнений, проставив номера тем с указанием количества занятий по каждой из них. 3. Написать рабочую программу, представляющую собой перечень тем, поставленных в порядке их изучения. План-конспект урока наиболее полно раскрывает содержание, методику и организацию занятий. В плане-конспекте урока определяются задачи урока, продолжительность его частей, чередование видов упражнений, их содержание, дозировка, основные построения и перестроения, организация и методика проведения занятия. Учет учебной работы контролирует весь ход занятий по гимнастике, организацию, дисциплину, выполнение учебного плана, воспитательные мероприятия. Он должен проводиться систематически, быть всесторонним и в то же время простым и наглядным. Используя данные учета, можно своевременно вносить необходимые изменения в практическую деятельность и план. При перспективном планировании подготовки гимнаста от новичка до квалифицированного мастера спорта надо учитывать следующие важные положения: возрастные закономерности функционального развития и формирования личности детей и подростков, занимающихся спортивной гимнастикой; возраст достижения высшего мастерства; тенденции развития вида спорта; эволюцию социально-экономических условий; совершенствование организационных форм и методов обучения; опыт работы ведущих тренеров. На основании сказанного и экспериментальных исследований процесс подготовки гимнастов в многолетнем цикле разделили на пять этапов. Первый этап — отбора и начальной подготовки (девочки 7—8 лет, мальчики 8—9 лет). Задачи первого этапа: • выявление задатков и способностей детей; • всесторонняя физическая подготовка; • обучение первоначальным основам техники гимнастических движений; • воспитание устойчивого интереса и любви к занятиям спортивной гимнастикой. Для решения этих задач надо создать самые благоприятные условия, научно обоснованные режимы обучения и тренировки. Основными средствами занятий должны быть ходьба, бег, лазанье по канату, по гимнастической стенке, акробатические упражнения. Необходимо воспитывать у учеников аккуратное отношение к тренировкам, соблюдению режима. На первом этапе создается хорошая база физической и технической подготовки, которая должна дать возможность юному гимнасту в будущем достичь высокого спортивного мастерства. Второй этап — этап начальной специализированной подготовки (девочки 9—10 лет, мальчики 10—12 лет). Задачи второго этапа: • всесторонняя физическая подготовка; • развитие специальных физических качеств; • обучение основам техники гимнастических движений и подготовка к обучению сложным элементам и соединениям; • воспитание волевых качеств, смелости и решительности, умения самостоятельно тренироваться и выступать. На втором этапе подготовки ставятся более широкие, чем на первом, задачи в области развития физических качеств: силы, гибкости, прыгучести, координации движений. Здесь необходимы хореография и акробатическая подготовка. В этот период гимнасты овладевают основами техники гимнастических упражнений. Намного больше времени уделяется специальной физической подготовке, значительное место в занятиях занимают специальные упражнения. На этом этапе главная задача — научить гимнастов разнообразным структурным группам, дать им большой двигательный запас, создать «школу движений», на базе которых они смогли бы успешно овладеть потом более сложными упражнениями и достичь высокого спортивного мастерства. Третий этап — этап основной специализированной подготовки (девочки 11—13 лет, мальчики 13—15 лет). Задачи третьего этапа: • на основе повышения общей физической подготовленности развитие специальных физических качеств; • освоение сложнейших элементов и соединений динамического характера. Четвертый этап — этап становления высокого спортивного мастерства (девочки 14—15 лет, юноши 16—18 лет). Задачи четвертого этапа: • на основе развития специальных физических качеств овладение сложнейшими элементами и соединениями на уровне требований, предъявляемых к мастеру спорта; • приобретение соревновательного опыта выступлений. Пятый этап — этап совершенствования мастерства (девушки 6 лет и старше, юноши 19 лет и старше). Задачи пятого этапа: • постоянное совершенствование и поддержание высокого уровня общей и специальной подготовки; • совершенствование исполнительского мастерства и возможностей выполнять композиции комбинаций с учетом современных требований. Учитывая функциональные изменения в организме спортсменов, учебно-тренировочный процесс гимнастов надо строить так, чтобы он имел циклический характер. Тренировка гимнастов может планироваться как по годичным, так и по полугодичным циклам. Полугодичные циклы применяются только в тех случаях, когда гимнасты должны в первом полугодии выступать по имеющемуся у них разряду и овладевать учебным материалом следующего разряда. Тренировка по годичному циклу проводится только по программе одного цикла. Каждый тренировочный цикл имеет подготовительный, соревновательный и переходный периоды обучения и тренировки. Подготовительный период длится 5—7 мес. Задачей этого периода является существенное повышение общего уровня функциональных возможностей организма, развитие двигательных и волевых качеств, формирование и перестройка двигательных навыков и умений. Поэтому этот период называют еще и периодом функциональной подготовки. Он подразделяется на два больших этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Общеподготовительный этап предназначен для повышения общего уровня функциональных возможностей, разностороннего развития двигательных и психических качеств, пополнения фондов двигательных умений и навыков. Поэтому общей подготовке на этом этапе уделяется большее внимание, чем на последующих Этапах и в соревновательном периоде. Специальная подготовка на данном этапе по времени может занимать у высококвалифицированных гимнастов половину планируемого тренировочного времени. Структура общеподготовительного этапа состоит из двух видов средних циклов: втягивающих и базовых. Втягивающие циклы характеризуются плавным ростом интенсивности нагрузок при достижении значительных величин объема. Базовые циклы — это циклы тренировочных нагрузок. Задача специально-подготовительного этапа — развитие специальной подготовки гимнастов. Основным средством на этом этапе является выполнение связок и упражнений в целом на снарядах. В связи с этим уменьшается удельный вес общей физической подготовки, а удельный вес специальной подготовки увеличивается до 60—70% и более от всего времени, отводимого на тренировку. По мере завершения данного этапа соревнованиям отводится все большее место. Изменяется структура этапа, базовые циклы совмещаются с контрольно-подготовительными, шлифовочными и предсоревновательными циклами. Контрольно-подготовительные циклы представляют собой переходную форму от базовых к соревновательным: тренировочная работа сочетается с участием гимнастов в соревнованиях. Шлифовочные циклы включаются в тренировочный процесс после проведения контрольных соревнований в том случае, когда возникает возможность устранить выявленные недостатки в подготовке. Соревновательный период. В этот период гимнаст участвует в основных для себя соревнованиях, планируемых на большой цикл. Главными задачами являются сохранение на длительное время подготовленности, достигнутой на предыдущем этапе, реализация ее в возможно более высокие спортивные результаты. Таким образом, соревновательный период способствует росту гимнастов. Переходный период. Задача этого периода — предупредить эффект перерастания тренировки и соревнований в перетренировку. Необходимость этого периода объясняется тем, что бесконечно поддерживать спортивную форму нельзя. Временная потеря спортивной формы является закономерной фазой в процессе спортивного совершенствования. Основным средством этого периода является общая физическая подготовка в измененных условиях деятельности, что помогает снять психическую усталость. Структура переходного периода складывается из 2—3 средних циклов (восстановительно-поддерживающих, восстановительно-подготовительных). В переходном периоде необходимо постепенное снижение нагрузки, переключение гимнаста на другой вид работы, содействие более быстрому восстановлению трудоспособности и подготовка к новому циклу тренировок. Следует заметить, что нельзя сразу прекратить работу, к которой организм привык и приспособился. Внезапное прекращение работы может привести к нарушению сна, отсутствию аппетита, нервозности, боли в области сердца и др. Постепенное снижение объема и интенсивности физических нагрузок обеспечивают благоприятные условия для переходного периода. В переходный период от занятия к занятию физическая нагрузка должна уменьшаться в несколько раз. Полезно включать в учебно-тренировочный процесс другие виды спорта (плавание, легкая атлетика, игры, ходьба на лыжах, катание на коньках). По мере восстановления возможностей организма гимнаста переходный период постепенно перерастает в подготовительный период очередного большого цикла тренировки. Предсоревновательные циклы непосредственно предшествуют особенно важным для гимнаста соревнованиям. Особенность этих циклов состоит в том, что в них моделируется режим предстоящих соревнований и происходит адаптация к особенностям такого режима. Соревновательные средние циклы — это форма построения тренировки во время участия в основных соревнованиях. Каждый средний цикл этого типа состоит из малых циклов: подводящего, участия в соревнованиях и восстановительного. Восстановительно-подготовительный цикл строится как базовый или как шлифовочный средний, но начинается с одного-двух восстановительных малых циклов, т.е. обеспечивает разгрузку в форме активного отдыха. Восстановительно-поддерживающий средний цикл характеризуется еще более полным использованием системы переключения на новые формы работы, способствуя тем самым снижению монотонного характера тренировочного процесса и содействуя течению восстановительных процессов. Практика показывает, что только те гимнасты справляются с поставленными перед ними задачами, которые на тренировках выполняют нагрузки, в несколько раз превышающие соревновательные. Для этого комбинации выполняются главным образом полностью, иногда их повторяют по несколько раз подряд без отдыха. Это создает запас прочности, развивает специальную выносливость. Рекомендуется каждое очередное занятие начинать с упражнений на другом снаряде, так как со свежими силами двигательные задачи решаются успешнее. Это нужно еще и потому, что гимнастам неизвестно, с какого вида по жребию им придется начинать соревнования. В соревновательный период гимнасты на каждом занятии имеют большие нагрузки, поэтому заканчивать их надо, используя упражнения на расслабление, массаж, самомассаж, теплый душ, можно применять аутогенную тренировку (самовнушение). Структура соревновательного периода складывается из четырех средних циклов (предсоревновательный, соревновательный восстановительно-подготовительный, восстановительно-поддерживающий).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|