Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика и организация отбора легкоатлетов




 

Особая роль в многолетней системе подготовки и достижении высоких спортивных результатов принадлежит отбору талантливых юных легкоатлетов и их спортивной ориентации. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить четыре этапа:

1) набор в группы начальной подготовки ДЮСШ;

2) отбор занимающихся в учебно-тренировочные группы: спринтерского бега, барьерного бега, бега на выносливость, ходьбы, прыжков, метаний, многоборий;

3) отбор для углубленной специализации в избранном виде легкой атлетики;

4) отбор в сборные команды.

В спортивной практике были выделены следующие критерии отбора, используемые во всех видах легкой атлетики:

• морфофункциональные показатели (антропометрические признаки, биологический возраст);

• уровень физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

• координационные способности и способность к обучаемости сложным физическим упражнениям;

• уровень морально-волевых (психологических) качеств;

• состояние ведущих функциональных систем;

• генетические факторы.

Каждый из четырех выделенных этапов имеет свои особенности и продолжительность.

Для занятий в группах начальной подготовки обычно приглашаются все желающие. Опыт и научные исследования показали, что проведение отбора в группы начальной подготовки, а также после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Только после 1,5—2,0 лет разносторонней предварительной подготовки начинает повышаться эффективность отбора. Поэтому отбор для занятий в учебно-тренировочные группы ДЮСШ и начальная подготовка юных спортсменов представляют собой единый, взаимосвязанный процесс.

В то же время с успехом можно прогнозировать развитие у ребенка 10—12 лет таких важных для достижения высоких результатов в отдельных видах легкой атлетики качеств, как рост взрослого человека и его физическая работоспособность. В последую­щем пубертатном периоде корреляция между этими показателями значительно снижается, а эффективность прогнозирования падает.

На протяжении всего этапа начальной подготовки 2—4 раза в год должны проводиться следующие тесты: бег на 60 м, 800 м, тройной прыжок с места, метание ядра двумя руками назад, метание хоккейного мяча. Эти тесты обязательны для всех занимающихся, несмотря на то что некоторые спортсмены по экспертным оценкам уже на 1-м или 2-м году обучения могут быть точно ориентированы на определенные виды легкой атлетики. Выборочно имеет смысл применять и другие контрольные упражнения.

К концу этапа начальной подготовки при переводе занимающихся — детей 11—12 лет — в учебно-тренировочные группы начальной специализации необходимо учитывать уровень показателей в обязательных тестах, поскольку каждая специализация имеет свои индивидуальные особенности.

Главной задачей тренера и преподавателя в этот период является определение перспективности легкоатлетов для занятия спринтерским или барьерным бегом, бегом на выносливость, спортивной ходьбой, прыжками, метаниями, многоборьями. Анализ показателей тестов и контрольных упражнений, характеризующих разностороннюю физическую подготов-ленность, спортивные результаты занимающихся, темпы улучшения их показателей за 2—3 года, динамика морфологических и функциональных свойств по данным врачебно-педагогических исследований, а также интуиция тренера позволяют правильно прогнозировать направление начальной специализации юных легкоатлетов.

На этапе начальной специализации сохраняются некоторые общие тесты, имеющие связь с избранной группой видов легкой атлетики и содержащие уже специфические контрольные упражнения. К окончанию данного этапа точно определяется специализация легкоатлета. Главными критериями для этого становятся спортивные результаты, склонность самого атлета, а также динамика прироста показателей в тестах, контрольных упражнениях, морфологические и функциональные качества спортсмена. К концу этапа наиболее перспективные занимающиеся выполняют норматив I спортивного разряда.

У легкоатлетов от 12 до 15 лет хорошими темпами роста результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических качеств, считаются следующие: в спринтерском беге — 9,5—11%, в прыжковых тестах — 18—20%, в бросковых — 22,5—25%, В силовых — 45—47%, в беге на 300 м — 10,5—12%.

На этапе углубленной специализации продолжается отбор перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных видах легкой атлетики, комплектование различных сборных команд. На последнем этапе отбора спортсменов главным критерием становится уровень спортивных результатов молодых легкоатлетов и их стабильность.

Методы отбора и спортивной ориентации для занятий отдельными видами легкой атлетики имеют свои специфические особенности.

Материалы многолетних наблюдений показали, что способности, как интегральное проявление личности спортсмена, характеризуются индивидуальным комплексом морфофункциональных, двигательных и психических свойств, проявляющихся в диалектическом единстве. Эти способности, обусловленные генетическими факторами, воздействием воспитания и внешней среды, должен учитывать тренер, проводящий отбор юных легкоатлетов. Таким образом, система отбора всецело сочетается со структурой подготовки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных