Допустим, создано новое уникальное изделие и организован его высококлассный сервис. Долго ли оно будет таковым, то есть уникальным и выдающимся из ряда себе подобных?
Ответ очевиден. Каким бы оригинальным и высококачественным не был продукт, раньше или позже он будет превзойден конкурентами и должен быть своевременно снят с производства, заменен другим. Таким образом, уровень реальной дифференциации зависит от возраста товара, иначе говоря - от стадии его жизненного цикла.
Главным признаком той или иной стадии является динамика продаж и прибыли (угол наклона линий).
0 – скрытая стадия; товара на рынке нет, есть затраты на его разработку и на подготовку производства
денежный объем продаж
|
|
|
| 4
|
|
|
|
| 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| физический объем продаж
|
|
|
|
|
|
0
|
|
|
|
|
|
прибыль
1 – стадия выведения; пробные продажи, издержки производства высокие, прибыль отрицательная
2 – стадия роста; цена может расти, денежный объем продаж растет быстрее физического, а прибыль - быстрее выручки, т.к. снижаются издержки
3 – стадия зрелости; цена стабилизируется, затраты продолжают снижаться, прибыль достигает максимума
4 – стадия насыщения; появляются новые товары-заменители, физический объем продаж может поддерживаться за счет снижения цены, т.о. выручка снижается, снижается и прибыль.
5 – стадия упадка; физические объемы продаж стремительно сокращаются.
К началу пятого этапа товару должна быть подготовлена замена. Чтобы предприятие могло вовремя сменить продукцию и обеспечивать постоянную загрузку производственных мощностей, оно должно иметь несколько видов продукции, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
«Продуктовый портфель» для стабильной загрузки производственной мощности
| Доля конкретного вида продукции на рынке
| Большая
| Небольшая
| Темпы роста продаж конкретного вида продукции
| положительные, высокие
| «Восходящие звезды»
(стадия роста)
| «Трудные дети»
(стадия выведения)
| положительные низкие или даже отрицательные
| «Дойные коровы»
(стадии зрелости и насыщения)
| «Усталые собаки»
(стадия упадка)
|
Увеличения продолжительности 3 и 4 стадий можно добиться углублением реальной дифференциации, выводя на рынок все новые и новые модификации товара. А можно имитировать новизну и отличия в потребительских характеристиках, например, поместив старое изделие в новый корпус, или даже просто в новую упаковку.
УПАКОВКА может рассматриваться и как средство реальной дифференциации, и как средство мнимой дифференциации товара, так как современная упаковка выполняет несколько функций и каждая из них предъявляет свои требования к упаковке.
Основная и первоначальная функция упаковки – защита содержимого. В этой функции упаковка является средством реальной дифференциации. По логике покупателя, чем надежнее и дороже защита – тем ценнее товар. Дорогая упаковка – свидетельство высокой ценности товара. Эта функция предъявляет серьезные требования к упаковке:
à Соответствие параметров упаковки характеру товара (прочность, герметичность, способность амортизировать удар и т.п.)
à Оптимальное использование пространства при транспортировке и хранении
à Утилизуемость, экологическая чистота
à Высокая информативность – наносится схема распаковки, условия хранения, условия транспортировки и т.п. надписи
Вторая функция упаковки – выделение товара из числа заменителей. Для покупателя с низкой компетенцией яркая упаковка – сигнал обратить внимание (такая ситуация может возникнуть, например, при покупке рядового подарка).
Третья функция упаковки – напоминать о товаре, после того, как он потреблен. Сколько пустых флакончиков, бутылочек и штучек хранится в домах!
Эти две функции делают упаковку в большей мере средством мнимой дифференциации, т.к. используют иррациональные мотивы поведения покупателей и дают возможность обманывать его.
Многие потребительские товары можно отличить друг от друга только по внешнему виду упаковки. Нередко затраты на упаковку сопоставимы по объему с затратами на рекламу. Требование со стороны 2 и 3 функций - эстетические качества упаковки, внешняя привлекательность. Идеальная упаковка начинает жить своей жизнью, принося иногда даже большее удовлетворение, чем ее содержимое.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ. Это приемы оформления интерьеров и товаров с использованием типичных форм и цветов. Существует 2 задачи, решаемые использованием фирменного стиля:
· объединить между собой все товары фирмы
· противопоставить их товарам других фирм.
Таким образом, фирменный стиль в еще большей мере можно отнести к средствам мнимой дифференциации, так как под прикрытием высококачественных товаров возможно продвигать и не самые удачные изделия. Хотя на создание и использование ФС могут пойти только фирмы с устойчивой репутацией. Ключевые элементы ФС:
ü Товарный знак – рисунок с прибамбасами, подлежит регистрации как нематериальный актив
ü Логотип – оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы
ü Фирменный блок - товарный знак + логотип + лозунг
ü Фирменная одежда (униформа)
РЕКЛАМА. Это действия, привлекающие внимание покупателей к товару, формирующие его позитивный облик в глазах потребителя и побуждающие купить товар (воспользоваться услугой)
Главная цель рекламы – увеличение объема продаж, но попутно может решаться ряд косвенных задач:
· Распространяется информация о фирме (ее успешная история, отдельные ключевые достижения, солидная клиентура)
· Оптовые потребители побуждаются узнать фирму поближе, даже если данный товар не нужен
· Создается благоприятный фон для проведения деловых переговоров с потенциальной клиентурой фирмы
· Поддерживает положительные эмоции у потребителей, уже купивших товар: «я сделал правильный выбор!»
Фундаментальный принцип организации рекламы - последовательность мотивации:
Этот принцип должен соблюдаться и в отдельном рекламном акте (объявление в СМИ, ТV-клип), и в долговременной рекламной кампании.
Техника рекламы -
1 – адресная реклама (почта и личный контакт с клиентом)
2 – СМИ (периодические издания, телевидение и радио)
3 – специальные издания (проспекты, каталоги, буклеты, листовки …)
4 – наружная реклама (щиты, плакаты, витрины экраны с динамичным изображением) 5 – реклама на транспорте
6 – реклама на месте продажи (лотереи, розыгрыши призов, консультации в зале)
Контрольные вопросы к Гипермодулю 5
Сформулируйте основной принцип производственно-сбытовой деятельности предприятия
| Назовите главный количественный (объемный) показатель производственно-сбытовой деятельности
| Чем отличается производственная программа предприятия от его производственной мощности?
| Приведите примеры объемных показателей производственно-сбытовой деятельности предприятия
| Что такое учетно-калькуляционная единица продукции? Приведите примеры таких единиц
| Какой показатель используется для пересчета физического объема продаж в стоимостной?
| Как взаимосвязан денежный объем валовой продукции с физическим объемом товарной продукции?
| В каком случае физический объем товарной продукции превышает физический объем продаж?
| Как взаимосвязан денежный объем продаж "по оплате" с денежным объемом продаж "по отгрузке"?
| В каком случае объем валовой продукции может превысить объем товарной продукции?
| В каком случае объем товарной продукции может превысить объем валовой продукции?
| Чем отличается объем продаж "по отгрузке" от объема продаж "по оплате"? (формула и комментарий)
| Как взаимосвязан денежный объем продаж с денежным объемом товарной продукции?
| В каком случае денежный объем продаж превышает денежный объем товарной продукции?
| Что такое "норматив чистой продукции", используемый для стоимостной оценки объема производства?
| Что такое "норматив условно-чистой продукции", используемый для стоимостной оценки объема выпуска?
| Приведите примеры показателей, характеризующих ресурсоемкость продукции
| Как называется соотношение между денежным объемом продаж и совокупными активами предприятия?
| Как называется соотношение между денежным объемом продаж и основными средствами предприятия?
| Как называется соотношение между денежным объемом продаж и численностью персонала предприятия?
| Как называется соотношение между денежным объемом продаж и оборотными средствами предприятия?
| Как называется соотношение между объемом основных средств и численностью персонала?
| Как называется соотношение между численностью персонала и производственной программой?
| Как называется соотношение между численностью персонала и объемом основных средств?
| Как называется соотношение между объемом потребления МТР и производственной программой?
| Как называется соотношение между объемом потребления энергетических ресурсов и производственной программой?
| Как называется соотношение между объемом потребления энергетических ресурсов и численностью персонала предприятия?
| Отгружено заказчику 100 изделий по цене 50 тыс.р., при этом кредиторская задолженность по поставкам продукции увеличилась с 100 тыс.р. до 500 тыс.р. Рассчитайте объем продаж по оплате
| Оплачена заказчиками поставка 10 изделий по цене 500 тыс.руб., при этом дебиторская задолженность предприятия увеличилась с 1500 тыс.р. до 2500 тыс.р. Рассчитайте объем продаж по отгрузке
| На какие три части можно условно разбить производственный процесс?
| Какие действия с ресурсами предприятия относят к основному производственному процессу?
| Какие действия с ресурсами предприятия относят к вспомогательному производственному процессу?
| Какие действия с ресурсами предприятия относят к побочному производственному процессу?
| Что такое технологическая стадия основного производства в машиностроении?
| Что такое технологический переход, как составная часть технологической операции?
| Какие виды вспомогательных производств существуют, как правило, на машиностроительных заводах?
| Какие стадии основного производства существуют, как правило, на машиностроительных заводах?
| Охарактеризуйте содержание заготовительной стадии основного производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание обрабатывающей стадии основного производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание сборочной (сб.-монтажной) стадии основного производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание испытательной стадии основного производственного процесса
| Сформулируйте принцип организации производственного процесса, определяющий тип производства
| В чем выражается специализация производственных подразделений и рабочих мест?
| Каким показателем оценивается уровень специализации рабочего места?
| Каким показателем оценивается уровень специализации производственного подразделения?
| Что характеризует коэффициент закрепления технологических операций?
| Как рассчитать коэффициент закрепления технологических операций?
| Дайте определение понятия "тип производства"
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения широты номенклатуры продукции
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения предварительной проработки технологии
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения стабильности номенклатуры продукции
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения стабильности структуры производственного процесса
| Охарактеризуйте серийный тип производства с точки зрения стабильности структуры производственного процесса
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения квалификации рабочих
| Охарактеризуйте различные типы производства с точки зрения длительности производственного цикла
| Назовите 5 принципов организации производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание принципа оптимальной специализации рабочих мест
| Какая характеристика производства определяется принципом оптимальной специализации рабочих мест?
| Какая характеристика производства определяется принципами параллельности и ритмичности?
| Какая характеристика производства определяется принципами ритмичности и прямоточности?
| Какая характеристика производства определяется принципами прямоточности и непрерывности?
| Охарактеризуйте содержание принципа параллельности в организации производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание принципа ритмичности в организации производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание принципа непрерывности в организации производственного процесса
| Охарактеризуйте содержание принципа прямоточности в организации производственного процесса
| Какой метод производства позволяет в наибольшей мере реализовать принцип параллельности?
| Какой метод производства позволяет в наибольшей мере реализовать принцип ритмичности?
| Какой метод производства позволяет в наибольшей мере реализовать принцип прямоточности?
| Какой метод производства позволяет в наибольшей мере реализовать принцип непрерывности?
| Как рассчитать ритм поточной линии?
| Дайте определение понятия "метод производства"
| Как рассчитать число рабочих мест на каждой операции при организации поточной линии?
| Назовите виды поточных линий по номенклатуре выпускаемых изделий
| Назовите виды поточных линий по характеру движения изделий
| Назовите виды поточных линий по способу перемещения изделий
| Назовите виды поточных линий по типу конвейера
| Назовите виды поточных линий по типу движения партий объектов
| Охарактеризуйте партионно-технологический непоточный метод организации производства
| Охарактеризуйте предметно-групповой непоточный метод организации производства
| Охарактеризуйте гибкую производственную систему как метод организации производства
| Назовите непоточные методы организации производства, применяемые в единичном производстве
| Назовите непоточные методы организации производства, применяемые в серийном производстве
| Запишите ограничение объема производства по ресурсному обеспечению
| Запишите ограничение объема продаж по спросу на продукцию
| Запишите финансовое ограничение на хозяйственную деятельность промышленного предприятия
| В каком случае ресурсное ограничение или ограничение по спросу называется "эффективным"?
| При каких условиях ресурсное ограничение с большой вероятностью оказывается "эффективным"?
| При каких условиях ограничение по спросу с большой вероятностью оказывается "эффективным"?
| Что такое финансовое ограничение на хозяйственную деятельность предприятия?
| В каком случае финансовое ограничение деятельности предприятия называют "мягким"?
| В каком случае финансовое ограничение деятельности предприятия называют "жестким"?
| Какой фактор определяет степень "жесткости" финансового ограничения предприятия?
| Какие задачи доминируют в менеджменте предприятия при "жестком" финансовом ограничении?
| Какие задачи доминируют в менеджменте предприятия при "мягком" финансовом ограничении?
| Изобразите и охарактеризуйте траекторию перестройки экономической системы в осях "дефицит -
жесткость финансовых ограничений"
| Охарактеризуйте состояние рынка, которое принято называть "рынком продавца"
| Охарактеризуйте состояние рынка, которое принято называть "рынком покупателя"
| Охарактеризуйте механизмы регулирования спроса и предложения в экономической системе с жестким финансовым ограничением
| Как формируется производственная программа предприятия в рыночной экономической системе?
| Как формировалась производственная программа предприятия в директивно-плановой системе?
| В какой отрасли российской экономики финансовое ограничение до последних лет оставалось "мягким"?
| За счет чего может расти объем валовой продукции при ресурсном ограничении производства?
| Почему при мягком финансовом ограничении в большинстве отраслей экономики предприятия начинают
| испытывать дефицит производственных ресурсов?
| Как влияет на состояние ресурсных рынков финансовое ограничение деятельности предприятий?
| При каком значении предельного дохода предприятие обеспечивает максимальный объем продаж?
| Перечислите косвенные признаки эластичности спроса
| При каких значениях предельного дохода спрос на продукцию предприятия эластичен?
| Что произойдет с денежным объемом продаж при повышении цены, если спрос не эластичен?
| Что произойдет с денежным объемом продаж при повышении цены, если коэффициент эластичности =1?
| Что произойдет с денежным объемом продаж при понижении цены, если спрос эластичен?
| Охарактеризуйте систему ценообразования, известную под названием "снятие сливок"
| Охарактеризуйте систему ценообразования, известную под названием "возмещение издержек"
| Охарактеризуйте систему ценообразования, известную под названием "следование за лидером"
| Охарактеризуйте систему ценообразования в машиностроении, ориентированную на учет качества
| Запишите и прокомментируйте формулу верхнего предела цены машиностроительного изделия
| Перечислите показатели качества, учитываемые при расчете верхнего предела цены машины
| Что такое реальная дифференциация товара?
| Что такое мнимая дифференциация товара?
| Перечислите средства реальной и мнимой дифференциации продукции
| Охарактеризуйте стадии жизненного цикла товара
| На каких стадиях жизненного цикла находятся товары, образно именуемые «трудными детьми» и «усталыми собаками»?
| На каких стадиях жизненного цикла находятся товары, образно именуемые «дойными коровами» и «восходящими звездами»?
| Охарактеризуйте упаковку, как средство мнимой и реальной дифференциации товара
| Объясните принцип последовательной мотивации в организации рекламы
|
[1] исключением пока остается ЖКХ и частично сельское хозяйство
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|