ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В.И. СЛОБОДЧИКОВ "Психология человека" только начинает складыватьсяМое выступление, пользуясь методологическим слэнгом, носит проблематизирующий характер, т.е. увеличивает число проблемных вопросов в рамках обсуждаемой темы. Я не думаю, что проблема психологии человека (а не только психологии как науки о психическом) столь очевидна и проста, что нам остается лишь оттачивать соответствующие представления. Есть серьезные основания полагать, что такая система знаний, как психология человека, только-только начинает складываться, хотя фундаментальные предпосылки для ее построения уже вполне выявлены. Надо нам только не путать разные контексты для одинаково звучащих проблем. В самом деле, классическая психологическая наука — как естественнонаучно ориентированное, рациональное учение о сущности психических явлений, о психике как свойстве высокоорганизованной материи (в частности — мозга) вполне убедительно и внутренне непротиворечиво, и как всякая наука о... — в определенных границах — самодостаточна. Так в чем проблема? Почему у нас такое беспокойство о возможности "нравственной", "христианской" и других психологии? Ведь не обсуждаем же мы возможность "нравственной химии" или даже — "нравственной филологии"? В оправдание этого беспокойства я хочу привести два довода, один из которых чисто логический, другой — человечески-житейский. Меня — лично — совершенно не удовлетворяет классическая интерпретация (в какие бы одежды она ни рядилась) психики как механизма, во-первых, отражения объективной, противостоящей человеку реальности, и, во-вторых, механизма адаптации индивида к этому объективному миру. Подобная интерпретация ставит в один ряд психику человека и психику дождевого червя, что, по-житейски, "душа не принимает". И второй довод: даже если согласиться, что человеческая психика — это свойство человека, то по самой логике рассуждения следует: понять это свойство (выразить его в понятиях), можно лишь имея хотя бы минимальное представление о сущности того, свойством чего оно является. Иными словами, психология должна иметь (или — строить) собственное представление о сущности человека, дабы мочь что-то сказать о его свойствах, в том числе — и о психических. Именно поэтому, доклад Б.С. Братуся для меня имеет свой фундаментальный смысл не в контексте перспектив развития классической науки психологии, а в рамках — еще раз — психологии человека, или — антропопсихологии. (Интересный, но отдельный сюжет — это содержательное соотношение между этими двумя "психологиями".) В этом смысле и "треугольник наук" Б. М. Кедрова — не столько указание на "нищету психологии", не имеющей своей одежды, сколько интуитивная проблематизация объективистских (внечелове-ческих) представлений о мире, о его, якобы, "независимом от моей воли и сознания существовании"; помыслить, конечно, можно, быть — нельзя. Раноили поздно — наступает момент, когда становится очевидно: полнота человеческой реальности не вмещается в сложившуюся систему рациональных (читай — пропорциональных) представлений о самой этой реальности. И обсуждаемый доклад — очередная и талантливо исполненная иллюстрация отмеченной очевидности. В истории психологии делались и делаются попытки вырваться из узких пределов "психического" с помощью категории "человек"; попытки — всегда интересные, и в свое время на меня лично оказавшие огромное влияние, но в контексте обсуждаемых проблем, на мой взгляд, малопродуктивные. Прежде всего я имею в виду работы в русле экзистенциальной и религиозной философии, гуманистической психологии, вообще — более широко — гуманитарно ориентированной психологии. Среди наших психологов — это главным образом школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна, а среди философов последнего времени — работы А.С. Арсе-ньева, Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, М.К. Ма-мардашвили, Ф.Т. Михайлова и др. В работах именно этих авторов кардинальным образом была поставлена под сомнение всеобщность и неизбежность естественнонаучной парадигмы, и вообще — рациональность Нового Времени. Однако, что же стало выстраиваться в явном и неявном виде в качестве альтернативы данной парадигмы? "Без-религиозный гуманизм" с его таинственными "общечеловеческими ценностями", тяготеющи в конечном счете к антропоцентризму и самобоже ству, вплоть — до самоистуканства. Другая линия преодоления обьективистски-вещной, естественнонаучной установки — это восточный мистицизм с его "духами" и "силами", оккультизм, а с христианской точки зрения — неоязычество и древнее, как мир, идолопоклонство. Действительно, налево пойдешь — коня потеряешь, направо — голову сложишь! Хочу быть правильно понятым, мои суждения не имеют оценочного характера, а только — диагностический. Необходимо зафиксировать сложившуюся ситуацию в наших парадигмальных установках, чтобы действительно искать там, где потеряли, а не там, где хочется найти. Именно в диагностических целях я хочу представить другую схему, чтобы ясно обозначить случившуюся "понятийную катастрофу" нашей психологии в ее попытках приступить к построению "психологии человека". Итак, сначала схема, а затем ее комментарий. Представленная схема — это упорядоченная совокупность основных парадигмальных установок, к которым тяготеют наши представления о сущности человека, а соответственно — и о природе психического. Внимательный взгляд на исторические течения в психологических учениях без труда обнаружит их принадлежность (конечно же, в большей или меньшей степени) к выше обозначенным пара-дигмальным установкам. Попутно замечу, в связи с главной ценностной ориентацией Бориса Сергееви-ча, что простое указание на "духовную вертикаль", на духовное измерение человеческого существования ничего принципиально не изменяет "в плоскости наших представлений о...". Добавление еще одной грани — наряду с природной, культурной, социальной — делает микст более сложным, но не более удобоваримым и съедобным. Простое указание, что у человека есть еще и это измерение (на чем обычно настаивает религиозная философия), ничего не проясняет в вопросе: а как оно возможно? И что мне делать, как жить с этим? Речь, ведь, должна идти именно о самой возможности человеческой реальности — как возможен человек в свете психологических представлений о нем? Но как раз "в плоскости" натуралистских, культуральных, теологических и даже — биосоциальных представлений на этот вопрос ответить и невозможно. Или — сказать можно, понять — нельзя. На мой взгляд, никакое все новое и новое, все более богатое и богатое представление о сущности человеческой реальности не приблизит нао к ней в силу встроенного в само это представление "первородного греха", имя этого "греха" — гносеологизм, нововременная установка, субъект-объектная технологизация наших знаний. Не вдаваясь в подробную и детальную аргументацию этого тезиса, отмечу лишь одно: наша родственная сопричастность и природе, и миру, и Богу, и культуре в свете субъект-объектной структуры всегда обнаруживает и будет обнаруживать себя как объективистски-вещно-внешняя противопоставленность и отчужденность им. А потому, мы уже стоим сегодня у порога (или уже перешагнули его) нарадигмального сдвига в самом типе "научности", который должен позволить нам вообще выйти за пределы "плоскости представлений о..." Куда? — это предмет отдельного разговора. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|