ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономические основы социальной политикиНорвегия входит в первую десятку стран мира, граждане которых имеют самый высокий жизненный уровень. В течение четырех десятилетий, с 1949 по 1989 гг., валовой внутренний продукт рос в среднем на 3,9% в год в фиксированных ценах. Общество благополучия было создано. Богатство и доход распределялось более равномерно, чем в большинстве других стран. В докладе ООН "Человеческое развитие" Норвегия находится среди самых развитых стран мира. Но норвежское государство благополучия также требует больших общественных расходов, более высоких налогов и пошлин, чем в большинстве других стран. В Норвегии богатые природные ресурсы, хорошо образованное население, стабильные политические условия и сектор труда, в котором преобладают ответственные профсоюзы и организации работодателей в сфере бизнеса и промышленности. Они и стали основой для развития государства благополучия. Норвегия обладает большими энергетическими ресурсами, такими как гидроэнергетика и морские месторождения нефти и газа. Обширные лесные площади обеспечивают основу для деревообрабатывающей промышленности. Прибрежные морские воды богаты рыбными ресурсами. Здесь также создается основа для современной аквакультуры. С достопамятных времен норвежцы занимаются мореплаванием. Норвежский торговый флот является одним из самых больших в мире. Прекрасная разнообразная природа создает условия для развития индустрии туризма. Но рельеф местности делает дорогим развитие и содержание коммуникаций, строительство домов, налаживание деловых связей, других частей инфраструктуры, т.к. 75% территории занимают горы. Страна расположилась узкой полосой вдоль моря, далеко вытянувшись с севера на юг, вследствие чего растянуты коммуникации. Норвегия ведет обширную внешнюю торговлю. В 1993 г. ее экспорт товаров и услуг составил 43,3% от валового внутреннего продукта [25]. Страна очень зависит от ситуации и условий, складывающихся в международном бизнесе. Внешняя торговля обеспечивает экономические преимущества, но вносит также элемент неопределенности в норвежскую экономику. Неизвестность появилась, когда добыча нефти стала занимать существенное место в экономике. Непредсказуемость связана, в частности, с ценами на нефть на мировом рынке, но и традиционные отрасли индустрии также чувствительны к ним и зависимы от конкуренции цен. О существовании морских месторождений нефти стало известно в начале 60-х гг. С тех пор норвежские и иностранные нефтяные компании вложили огромные средства в разведку, бурение, добычу и доставку нефти и природного газа. Добыча росла постепенно и в 1993 г. достигла 139 млн. тонн в нефтяном эквиваленте. В том же году Норвегия была в числе пяти крупнейших нефтяных экспортеров в мире, нефтяной сектор составил 16,3% от внутреннего валового продукта. Нефтяной экспорт принес в целом 104,1 млрд. крон (1 доллар США равен приблизительно 6,3-6,4 норвежским кронам), или 32,8% от общего экспорта норвежских товаров и услуг. Налоги и пошлины на нефтяной бизнес оценивались в 1994 г. в 26 млрд. крон, что составило 7,6% доходной части бюджета. [34] Кроме того, нефтяной бизнес создал новые рабочие места, стимулировал развитие новых технологий и способствовал росту производства в промышленности. В итоге нефтедобыча привела к коренным изменениям в норвежской экономике. Но нефть - невозобновляемый природный материал. Природный газ будет занимать все большую долю в добыче. В будущем Норвегия будет способна снабжать другие страны большим количеством природного газа. Это улучшит состав воздуха в Европе, т.к. газ вытеснит уголь как топливо. Главная задача норвежской экономической политики - обеспечить полную занятость. Все политические партии разделяют это мнение. В предшествующие годы, с 1945 г. до середины 80-х гг., в основном, удавалось удерживать безработицу на самом низком уровне, 1,5-2% от общего числа трудоспособных. Однако с 1987 г. начался рост безработицы, который приблизился к 6% от числа трудоспособных в 1993 г. Если в 1987 г. из 2 млн. трудоспособных не могли найти применения своим силам 45 тыс. человек, то в 1993 г. было уже 127 тыс. безработных. С середины 1993 г. экономический климат немного улучшился и безработица опустилась до 5%. [25] Но выздоровление не может обеспечить полной занятости. Безработица также обусловлена тем, что стоимость рабочей силы в Норвегии сравнительно высока, несмотря на улучшения, происшедшие за последние годы. Согласно данным Бюро трудовой статистики США, в 1993 г. стоимость одного рабочего часа, занятых в промышленности, в перечислении на норвежские кроны составила: в Германии - 140 крон, Швейцарии и Бельгии - около 120 крон, в Норвегии, Нидерландах и Австрии - около 110 крон, в Дании и Японии - 105 крон, Швеции - около 100, в США, Финляндии, Франции, Канаде и Италии - около 90 крон. [59] В 70-е гг. уровень цен и стоимость жизни в Норвегии выросли выше, чем в большинстве европейских стран, с 1987 г. наметилась противоположная тенденция. Если индекс потребительских цен в 1985 г. принять за 100%, то в дальнейшем он составил:
В 1994 г. инфляция была ниже 1,5%. Местные экономисты утверждают, что есть основания ожидать уменьшение уровня инфляции в последующие несколько лет. За последние годы стоимость рабочей силы в промышленности выросла меньше, чем в конкурирующих странах. Но в Норвегии все еще более высокий уровень стоимости рабочей силы, чем в других странах. На протяжении многих лет государственные финансы Норвегии были значительно крепче, чем в других странах. Однако с конца 80-х гг. в результате экономических изменений и активной политики стабилизации государственные финансы были значительно напряжены (получили значительное напряжение). В 1993 г. бюджетный дефицит составил 44 млрд. крон, хотя в 1995 г. ожидается около 11 млрд. крон, что составит 0,8% от валового внутреннего продукта. Согласно условиям Маастрихтского соглашения, дефицит не должен превышать 3% от ВВП. Следует отметить и тот факт, что общественные расходы в Норвегии представлены более значительной долей в валовом внутреннем продукте, чем в большинстве других стран. О состоянии экономики красноречиво говорит соотношение доходов и расходов норвежцев. Средняя заработная плата составляет в промышленности приблизительно 180 тыс. крон в год. Из них примерно 40 тыс. крон идет на налоги. Средний расход на одну семью составлял в 1990-1992 гг. 191558 крон. Поэтому в большинстве норвежских семей работают муж и жена. Из этой суммы 15% (или 27852 кроны) расходовались на питание, 6% (12360 крон) - на одежду и обувь, 26% (50273) - на жилье и коммунальные услуги, 8% (15483) - на мебель и домашний инвентарь, 3% (4888) - на лечение, 19% (36672) - транспортные расходы и путешествия, 11% (20760) - на образование и развлечения и 12 % (23297) - на прочие расходы. О материальном положении норвежских семей также говорит распространенность товаров длительного пользования. 95% семей имеют стиральные машины, морозильники, 86% - автомобили, 71% -магнитофоны, 50% - посудомоечные машины, 48% - видеомагнитофоны, 30% -второй дом или дачу и проч. И еще одна проблема - жилье. 80% норвежских семей имеют жилье, состоящее из 3 и более комнат. 58% - владеют отдельными собственными домами, еще 22% - проживают в домах на 2-3 семьи и являются собственниками своей доли. В многоквартирных домах проживает 18% семей. В целом многие эксперты оценивают состояние экономики как удовлетворительное. Именно существующая экономическая модель стала основой идеологии, государственной политики построения государства благополучия. По мнению местных специалистов, дальнейшее развитие ситуации в экономике, перспективы ее роста должны быть направлены на защиту общественного благополучия, требующего умеренных, совместных и согласованных усилий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|