ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система поддержки трудных детей и трудных семейКто отвечает за детей, которыми не занимаются собственные родители? В Норвегии, согласно закону, ответственность несет государство, органы государственного управления различного уровня. Система поддержки детям организована на основе ранее установленных законов. Основную роль поэтому играет государственный законодательный орган - парламент, и после него - правительство. В Норвегии три уровня государственного управления. Есть, во-первых, во главе государства правительство с министерствами, во-вторых, соответствующие округам фюльке, в-третьих, самый низкий уровень - коммуны. В Норвегии 450 коммун, в которых проживает мало жителей, т.к. население страны составляет 4,5 млн. человек. Защита детей и социальная работа с детьми организована на основе законов. Первый закон был принят в 1953 г. В настоящее время действует закон социальной работы с детьми 1992 г. Цели этого закона, установленные в статье 1, следующие: обеспечить немедленно необходимую помощь и заботу детям и юношам, живущим в условиях, которые могут причинять вред их здоровью и развитию; создать хорошие условия жизни для детей и юношей. Я буду говорить о социальной работе с отдельными людьми, о защите отдельного ребенка. Вторая статья закона говорит о предупредительной работе. Службы, осуществляющие ее, охватывают детей от восьми- до восемнадцатилетнего возраста. Возрастные ограничения означают, что дети живут под защитой закона до достижения ими возраста 18 лет.Некоторые из них, очевидно, не в состоянии жить самостоятельно. Поэтому они совершают преступления, злоупотребляют спиртными напитками, наркотиками, возникают другие проблемы, после того как закон, защищающий ребенка, перестает действовать. Общая социальная служба не имеет возможности поддерживать их после достижения ими установленного возраста. Согласно закону о коммуне, в ее обязанности входит практическая социальная работа с детьми. Закон ставит перед коммуной следующие задачи: создать конкретный отдел администрации с определенным ответственным руководителем социальной работы; предоставлять рекомендации родителям, детям, юношам; принимать решения по вопросам, касающимся социальной работы с детьми; подготавливать дела для рассмотрения в комитете на уровне фюльке и принятия решения по вопросам лишения родительских прав. Когда этот комитет на уровне фюльке принимает решение, что надо изъять ребенка у родителей, как это осуществляется? Есть две альтернативы для ребенка: во-первых, детский дом, предоставление заботы и ухода в особом детском учреждении или, во-вторых, помещение ребенка в приемную семью. В Норвегии предпочитают найти ребенку заместителей родителей вместо помещения его в детский дом. В детских домах находятся дети, о которых трудно заботиться в семьях, т.к. это агрессивные дети, или больные, или совершившие преступления. В 1992 г. в Норвегии насчитывалось 9 тыс. детей и юношей, живших под защитой социальной администрации. Из них 1700 жили в детских домах, 6300 - в приемных семьях. Фюльке и коммуны имеют обязанности учреждать детские дома и подбирать приемные семьи. Министерство наблюдает и контролирует насколько эти службы работают удовлетворительно. Кроме того министерство финансирует исследования по вопросам, касающимся детей и социальной работы с детьми. Финансирование осуществляется централизованно, в бюджет фюльке и коммун заложены средства для содержания служб социальной работы с детьми. Закон утверждает, что первоочередное значение имеет предупредительная социальная работа. Законодательно установлено, что администрация социальной работы с детьми должна узнавать, в каких условиях живут дети, и кроме того принимать меры, предупреждающие плохую заботу, предупреждающие детскую и юношескую преступность. Главное - принимать эти меры как можно раньше, чтобы не дать развиться проблемам. В социальной работе с детьми установлено, что надо тесно взаимодействовать с другими отделами коммунальной администрации с целью создания хороших условий для жизни детей. Службы, содействующие отделам детской защиты, включают детские сады, школы, санитарные станции, полицию, отдел коммунального планирования и др. Установлено, что социальный работник с детьми должен тесно сотрудничать со свободными добровольными организациями - спортивными клубами, религиозными общинами и т.д. Как работает служба социальной работы с детьми? Для того, чтобы оказать поддержку ребенку, надо узнать, в каких условиях он живет, что опасно для него, в чем выражается злоупотребление со стороны родителей, оказывают ли они своему ребенку необходимую заботу. Как это узнать? Изучение потребует много дней. Первым делом необходимо подготовить конкретное уведомление о том, что ребенок живет в плохих условиях. Это уведомление представляет общая социальная служба, являющаяся главным уведомителем (16% всех уведомлений происходит оттуда). Кроме того, уведомляются родители, мать или отец ребенка. Они решают нуждаются ли они в поддержке, в состоянии ли они сами дать заботу своим детям. В законе установлено, что государственные службы - школа, детский сад, медицинская станция, больница, полиция - должны уведомить детскую социальную службу немедленно, если они узнают, что дети страдают, что им не хватает родительской заботы или есть злоупотребление со стороны родителей или лиц их замещающих. После того как в детскую службу поступает уведомление, социальный работник делает особую проверку. Задача первой проверки - узнать, нужна ли поддержка. После этого социальная детская служба может решить, что поддержка не нужна, в этом случае подозрение не было основано на фактах. В противном случае надо проверять дальше. Поэтому число проверок меньше, чем число уведомлений. В 1992 г. было 14 тыс. уведомлений, но только 11 тыс. проверок. Половина проверок была окончена без принятия мер, другая половина обеспечена конкретными мерами поддержки. Закон определяет в подробностях то, как делать проверку: во-первых, нельзя делать более глубокую проверку, чем нужно; во-вторых, нельзя давать информацию о детях кому-либо вне детской социальной службы; в-третьих, родители ребенка по закону обязаны содействовать социальным работникам во время проверки. Кроме того социальный педагог может потребовать, чтобы разговор с ребенком велся с глазу на глаз. Детская социальная служба может требовать, чтобы ребенка проверил врач. После проверки никакие мероприятия недопустимы. Самое важное мероприятие помощи - экономическая поддержка родителей, чтобы они имели возможность купить ребенку костюм, ботинки и т.д. На втором месте - назначение особого человека, который может быть вместе с ребенком. Это тьюторская система. Возможны другие меры, например, предоставление места в детском саду. В Норвегии мест в детском саду не дают. Но есть случаи, когда детские социальные службы проводят это мероприятие в отношение детей одиноких матерей, вдов и др. Иногда детей помещают в приемные семьи, но это осуществляется редко в сравнении с другими мероприятиями. В настоящее время в приемные семьи переданы 60% мальчиков и 40% девочек. Это дети всех возрастов - от рождения до 18 лет. Каковы причины оказания поддержки подобного рода? Самая важная - родители не в состоянии заботиться о собственных детях в полной мере. А также недостаток заботы, отсутствие поддержки, физическое, психическое, сексуальное злоупотребление ребенком. У некоторых родителей есть ментальные проблемы, другие сидят в тюрьме, проблемы третьих связаны с алкоголем, наркотиками и т.д. При принятии решения об оказании ребенку поддержки надо определить, на какой срок ее предоставить. Это не постоянное мероприятие. В принципе никакая поддержка не постоянна. В период оказания поддержки социальный педагог должен все время проверять нуждается ли он в поддержке или нет. На основе этих проверок принимаются решения - продолжать поддержку или прекратить. Предполагается, что помощь детям предоставляется с согласия родителей (около 80% случаев поддержки оказывается на этой основе). Есть случаи, когда родители не принимают содействия. В таких случаях фюльке может принимать меры к родителям. Решение о том, какие осуществить мероприятия по поддержке ребенка, когда родители против этого, принимает комитет на уровне фюльке. Подобное решение о поддержке несогласных родителей - серьезное и трудное дело. Закон определяет, при каких условиях можно оградить ребенка от родителей без их согласия. Согласно закону условия этого следующие: I - если забота родителей явно недостаточна; II - если ребенок - жертва серьезного насилия со стороны родителей: физического, ментального, сексуального; III - если ребенок нездоров и родители отказывают ребенку в нужном лечении, или родители отказываюся дать ребенку образование; IV - если очевидно, что для здоровья родителей и ребенка вредно жить вместе. Комитеты, которые принимают решения в таких делах, представляют собой род суда. Их члены назначаются министерством на 4 года. Его руководитель должен иметь юридическое образование. Остальные 4 члена: 2 из них - юристы-эксперты и 2 - обычные люди. Дела к рассмотрению готовят коммунальные детские службы, представители которых должны также иметь юридическое образование. Представлять интересы родителей в комитете должен юрист. Решение комитета может быть опротестовано.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|