ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система социального обеспеченияСистема социального страхования развилась в Норвегии позднее, чем в других скандинавских странах, исключая Финляндию. Пособие по болезни для рабочих было введено в 1909 г. Государственная пенсия по старости установлена в 1936 г. в порядке эксперимента. Единая система социальных пособий была установлен после окончания второй мировой войны, с введением универсального детского пособия в 1946 г., пособия по болезни в 1956 г. и основной пенсии в 1957 г. Можно сказать, что универсальная система на самом деле не была установлена до 1967 г., до принятия закона о государственном страховании. Она была скопирована с ранее принятой шведской пенсионной системы. Универсализм был затратным, т.к. в 70-х и начале 80-х гг. в систему были включены новые группы. Сегодня система государственного страхования охватывает широкий круг разнообразных пособий, а не только пенсии по старости.Среди прочих: пособие по безработице; пенсия по нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; пособие по болезни; пособия для родителей-одиночек; пособия по реабилитации. Система государственного страхования не является единой, она включает в себя множество различных пособий, выделяемых различными министерствами и более или менее интегрированных в общую схему. Размер их определяется различными обоснованиями, например, различными уровнями компенсаций. Обязательному страхованию в системе государственного страхования подлежат все люди, постоянно проживающие или работающие в Норвегии, а также определенные категории норвежских граждан, работающих за границей. Расчет пособий ведется от так называемой основной суммы (гарантируемый минимум), размер которой определяется ежегодно. С 1.01.1995 г. она составлял 38080 крон. За счет государства финансируются только следующие виды пособий: единовременное пособие в случае родов или усыновления, субсидии для улучшения функциональных способностей, основное пособие, пособие по уходу, гарантированная повышенная пенсия для инвалидов от рождения или с детства, пособие на образование, пособие по уходу за ребенком, переходное пособие для одиноких родителей, разведенных и живущих отдельно. Общие расходы государственной системы страхования в 1994 г. составили 123683 млн.крон, что составляет приблизительно 28,8% объединенных бюджетов государства и государственного страхования и 16,1% валового внутреннего продукта. Государственные субсидии в государственную систему страхования составили в 1994 г. 38170 млн. крон, что составляет 30,9% общих расходов системы. Семейные пособия финансируются из государственного бюджета. Сегодня в Норвегии назначается пенсия по старости, комбинирующая минимальную пенсию, гарантированную всем, независимо от степени участия в работе, и доплаты к ней в зависимости от получаемых ранее доходов. Минимальная пенсия составляет приблизительно 880 долларов США в месяц, что составляет 44% от средней зарплаты рабочего. Пенсия с доплатой за получаемые доходы приближается к 72% от средней зарплаты рабочего в промышленности. Проработавший не менее 30 лет получает пенсию в размере 65% от среднего заработка. Размер пенсии обсуждается стортингом ежегодно. Естественно стремление изменить размер основной пенсии в зависимости от инфляции и роста заработной платы. За последние годы стортинг несколько раз пересматривал критерии выплаты пенсий. На 1995 г. определен следующий порядок назначения пенсии по старости. Она состоит из основной (базовой) пенсии, дополнительной пенсии и/или специального дополнения, а также возможных дополнений для детей и супругов. Минимальная пенсия по старости состоит из основной пенсии и специального дополнения. Для неженатых пенсионеров минимальная пенсия по старости составляет 61512 крон в год. Минимальная пенсия по старости для женатого пенсионера, который получает доплату за супруга до 60 лет - 80556 крон в год, и, если поддерживаемому супругу свыше 60 лет, - 103992 кроны в год. Если оба супруга пенсионеры, то минимальная пенсия по старости для каждого - 51996 кроны в год. Максимальная дополнительная пенсия составляет 142380 крон в год. Детям, у которых умер один из родителей или оба, назначаются пенсии. Если умер один родитель, то первый ребенок получает 40% основной суммы, на каждого следующего выплачивается по 25% основной суммы. Если умерли оба родителя, то первый ребенок получает пенсию, равную пенсии пережившего, которую платили бы тому родителю, который имел право на наибольшую пенсию. Второму ребенку в этом случае выплачивается 40% основной суммы и каждому следующему - по 25% основной суммы. Когда двое и более детей, то пенсии складываются и делятся между детьми поровну. Пособия по инвалидности включают основное пособие, пособие по уходу и пенсию по нетрудоспособности. Человек с правом на пенсионное пособие, который полностью или частично нетрудоспособен, имеет право на основное пособие и пособие по уходу. Основное пособие выплачивается, если нетрудоспособность включает значительные дополнительные расходы (его размер в 1995 г.- от 5520 до 18360 крон). Пособие по уходу выплачивается, если нетрудоспособный человек нуждается в специальном внимании и уходе (его размер - от 9180 до 51480 крон). Пенсия по нетрудоспособности состоит из основной пенсии и дополнительной пенсии. Специальное дополнение выплачивается как и в случае пенсии по старости. Реабилитационное пособие выплачивается, если у конкретного человека постоянно уменьшается рабочая способность или в значительной степени ограничены возможности в выборе деятельности или места работы. Пособие также выплачивается для улучшения общей функциональной способности, если это существенное ухудшение обусловлено болезнью, травмой или дефектом. Реабилитационное пособие выплачивается в течение 52 недель. Уровень пособия соответствует пенсии по нетрудоспособности. Реабилитационное пособие выплачивается с учетом покрытия расходов на реабилитационные мероприятия, обучение в школах, на курсах, если это будет иметь решающее влияние на трудовые возможности человека. Человеку, у которого постоянно и существенно ухудшаются общие функциональные способности, могут оплатить необходимые и соответствующие расходы (такие как услуги пересказчика-интерпретатора, собака-проводник и т.д.), чтобы тот мог лучше управлять ситуацией в повседневной жизни. Сверх того покрываются расходы по технической помощи и связанные с покупкой машины. Застрахованный человек, являющийся безработным, регистрируется в отделе по безработице как способный работать и добросовестный претендент на работу, который имеет право на пособие в период безработицы, если он имел годовой доход от работы не менее 75% основной суммы (28560 крон) за последний календарный год или в среднем за последние три года. Пособие выплачивается, когда заинтересованный в нем человек является безработным в течение 3 из последних 10 дней перед регистрацией в отделе по безработице. Пособия по безработице, болезни, материнству и усыновлению рассматриваются как равные по доходам от работы при расчете пособия по безработице. Норма пособия составляет 0,2% предшествующего годового дохода, но не более 228480 крон в день. Пособие выплачивается за 6 дней недели. Дополнительно выплачивается 8 крон в день за каждого ребенка-иждивенца до 18 лет. Дополнительная выплата возрастает до 19 крон в день после 26 недель получения пособия. Пособие выплачивается на протяжении 80 недель. Оно может выплачиваться снова через 13 недель. Пособие также выплачивается, если отдел занятости не в состоянии предложить работу или не может использовать возможности рынка труда. Пособие за второй период должно быть не менее 90% уровня пособия на конец предшествующего периода. После 64 лет пособие оплачивается без ограничения времени до достижения 67 лет. От 67 до 70 лет пособие оплачивается максимум 13 недель. В скандинавских странах достаточно высокий уровень родителей-одиночек. По состоянию на 1.01.1993 г., в Норвегии 163937 детей, или 17% от их общего числа, проживают в семьях с одним родителем. Одинокие матери имеют возможность выбора между работой и воспитанием детей, они могут находиться дома и заботиться о своих детях. В этом случае они получают так называемое "переходное пособие". Одинокие матери имеют право на это до того времени, пока ребенку не исполнится 10 лет. Уровень пособия невысокий, приблизительно равный минимальной пенсии с доплатой по уходу за ребенком и его воспитанию (три года максимум). Переходное пособие скоординировано с поддерживающими платежами (алиментами) родителя, который не занимается опекой или оставил семью. В этом случае денежная сумма в размере алиментов должна удерживаться из переходного пособия. Такой порядок оспаривался одинокими родителями, причинял им неприятности. Третья часть одиноких матерей, получающих переходное пособие, помимо этого получают дополнительную социальную помощь от агентств социальной помощи в случаях, когда плата за аренду жилья настолько высока, что остается совсем немного средств на еду, одежду и т.д. Последние исследования отмечают, что большинство получателей живут на это пособие несколько лет. Государственной системой страхования выплачивается единовременное пособие в случае смерти родственникам покойного, чтобы покрыть расходы в связи с похоронами. В 1995 г. размер пособия составлял 4000 крон. Государственная система страхования образуется из текущих взносов. Работающее сегодня население платит за стариков, которые не в состоянии вносить свой вклад в эту систему. Она финансируется за счет специального пенсионного налога с заработной платы (7,8%), налога на работодателей (16,7% от общего фонда зарплаты компании) и через правительственные субсидии. Размер государственного страхового взноса рассматривают в парламенте каждый год вместе с вопросом о налогах в процессе обсуждения и утверждения бюджета. Например, налог на работодателей постоянно меняется в зависимости от увеличения или уменьшения спроса на рабочую силу в различных регионах. Причем на периферии взнос предпринимателей ниже, чем в больших городах. Правительственные субсидии составляют приблизительно 21% от всей суммы страхового фонда. Поэтому его часто называют государственным страховым дефицитом. Хотя никогда не предполагалось, что система страхования должна быть самофинансируемой. Как и другие правительственные расходы, эти субсидии финансируются через систему прогрессивных налогов. Расходы социального сектора составляют значительную часть государственного бюджета. В 1992 г. были выделены на нужды министерств местной администрации 42982,7 млн. крон (что составило 10,01% всех бюджетных расходов), социального обеспечения 12316,5 млн. крон (2,87%), по проблемам детей и семьи 15716,8 млн. крон (3,66%), государственное страхование 123682,5 млн. крон (28,82%). А также расходы на образование, здравоохранение, культуру и другие социальные услуги. В 1993 г. пенсии по старости выплачивались 623959 чел., пенсии по нетрудоспособности - 232397 чел., пособия по болезни - 321157 чел. [19] В Норвегии действует также система трудовых пенсий по старости, в основе которой лежит тарифное соглашение между работодателями и профсоюзами. 54% всех работающих охвачены этой пенсией: все занятые в общественном секторе и примерно 40% - в частном. Это в основном высококвалифицированные работники и мужчины-служащие ("белые воротнички"). В 1964 г. в Норвегии был принят закон о социальной помощи, отличающийся низкой степенью правовой кодификации, когда на усмотрение муниципалитетов было отдано право интерпретировать общие положения закона. В нем отсутствовала национальная шкала норм, муниципалитеты устанавливали свои местные нормативы. Отсутствовала статья, касающаяся помощи взрослых детей престарелым родителям. В 1990 г. стортинг принял новый закон, который вступил в действие в 1993 г. Его отличия от предшествующего закона незначительны. Правительство и большинство парламента отвергли введение государственных стандартов уровня пособия, но зато министерству по социальным делам предоставило право давать рекомендации муниципалитетам в отношении уровня пособий. Благополучное государство в Норвегии характеризуют специфические взаимоотношения между рынком труда и системой социального обеспечения. Развитие аппарата общественного благополучия обеспечило женщинам возможность работать, а также высокий уровень женского участия в труде. Политика полной занятости создала широкую основу для финансирования системы социального обеспечения. Застрахованная женщина, проработавшая 6 из 10 месяцев, предшествующих родам, имеет право на пособие по случаю материнства в течение 42 недель (210 дней). Пособие по материнству равно пособию по болезни (100% выплаты зарплаты). Оплачиваемый период может быть продлен до 52 недель (260 дней), сопровождаясь снижением компенсационной нормы (80% выплаты зарплаты). Выплата пособия начинается с 12 недель беременности. Женщина, не имеющая права на пособие в случае материнства, получает материнскую субсидию в размере 25625 крон. В случае усыновления ребенка до 15 лет усыновители имеют право на пособие в течение 37 недель (185 дней) в той же сумме и на тех же условиях, как и пособие по болезни. Срок выплаты может быть продлен до 46 недель (230 дней) с уменьшением выплаты (80% зарплаты). Одинокие родители имеют право на пособие, если они не состоят в браке, разведены, проживают раздельно или не живут вместе с другим родителем или человеком. Одинокий родитель должен быть застрахован в течение 3 лет, предшествующих необходимой выплате, а также оба - родитель и ребенок - должны постоянно проживать и находиться в Норвегии. Выплаты одинокому родителю охватывают пособие по уходу за ребенком, пособие на образование, переходное пособие, специальное дополнение и пособие по родам для людей, которые одиноки в воспитании (поддержке) детей. Семейные пособия выплачиваются на детей, постоянно проживающих в Норвегии, до 16-летнего возраста. С 1.01.1995 г. установлены следующие годовые нормы: за одного ребенка - 10572 кроны, за второго ребенка - 11088 крон, за третьего ребенка - 12552 кроны, за четвертого ребенка - 13200 крон, за пятого и каждого последующего ребенка - по 13596 крон. Ежегодно выплачиваются 5112 крон за ребенка в возрасте до 3 лет в дополнение к обычным нормам. Получатели пособия, живущие в арктической зоне, получают дополнительно 3792 кроны на каждого ребенка. 37% детей в возрасте до 7 лет посещают детские сады. В Норвегии поставлена задача обеспечить всех желающих местами в детских садах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|