Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Судебное почерковедение




Судебное почерковедение — это отрасль криминалистики, представляющая собой систему знаний о закономерностях формирования почерка, процесса его исследования и методах решения задач судебно-почерковедческой экспертизы.

Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально соз­данных условных графических знаков (обозначений). Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно свя­занного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято по­нимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и почерк.

Криминалистическое исследование письма базируется на общих положениях теории идентификации, на данных психофизиологии высшей нервной деятельно­сти человека, лингвистики. В последнее время в этих целях широко используются методические и технические средства кибернетики, математики и других наук.

Почерк — это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с по­мощью которой выполняются условные графические знаки.

В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Формирование его происходит одновременно с обучением письму. Принято различать три навыка: технический, графический и орфографический.

Технический навык формируется на начальных этапах обучения письму, включает в себя посадку человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства и т.д.

Графический навык складывается в процессе написания графических знаков в соответствии с нормами прописи, соединения букв между собой, построения из них отдельных слов.

Орфографический навык — самая высокая ступень в скорописном письме. Она включает в себя знания грамматики при написании слов и построении из них предложений, а также умение логически строить мысль.

В зависимости от целей и содержания задач, поставленных перед обучаю­щимся, процесс формирования письмен но-двигательного навыка разделяется на четыре этапа: элементное, буквенное, связное и скорописное письмо.

Элементное письмо — умение писать элементы букв и соединять их между собой в соответствии с требованиями, предъявляемыми к форме письменных элементов, правилами их соединения, с техническими правилами письма.

Буквенное письмо — умение писать буквы и соединять их между собой. Для него характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письмен­ных знаков.

Связное письмо — умение строить слова и предложения из них. В процессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.

Скорописное письмо — умение использовать грамматику письма при изло­жении содержания рукописи. На этом этапе человек, воспринимая письмо зри­тельно, контролирует правильность его написания и в случае обнаружения раз­личных ошибок, неточностей вносит соответствующие поправки, исправления.

Решение судебно-почерковедческих задач возможно благодаря свойствам почерка, позволяющим установить исполнителя или условия выполнения ру­кописи. Такими существенными свойствами почерка являются его индивиду­альность и относительная устойчивость, которые формируются одновременно и независимо один от другого.

Индивидуальность почерка — это неповторимость зафиксированного в ру­кописи письменно-двигательного навыка у разных людей.

Причины индивидуальности формирования письменно-двигательного навыка можно разделить на две группы: объективные и субъективные.

Объективные причины — это методика обучения в школе, поза при письме, правила держания пишущего средства, последующая письменная практика.

Субъективные причины — анатомические и биомеханические характеристи­ки письма, особенности нервной деятельности, зависящие от анатомических и психофизиологических характеристик обучающегося.

Устойчивость почерка состоит в воспроизводимости (повторяемости) при­знаков и их сохраняемости при письме в разных условиях.

Следует учитывать, что почерк может изменяться под воздействием различ­ных обстоятельств. Факторы, изменяющие почерк, можно разделить на естест­венные, искусственные и патологические. Естественные — это возрастные изменения, непривычные условия письма, необычные пишущие средства, со­стояние пишущего и др. К искусственным относятся маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем перемены привычной пишущей руки, изменения наклона, подражания печатному шрифту и другими способами. Имитация — это подражание почерку другого лица. Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройство психики, деформация руки и т.п.).

Для исследования почерка назначается судебно-почерковедческая эксперти­за. Ее основной задачей является идентификация исполнителя рукописного тек­ста, цифровых записей и подписей. Этой экспертизой могут решаться и некото­рые диагностические (неидентификационные) задачи: установление факта выполнения рукописи в необычных условиях или при необычном состоянии пи­шущего, с подражанием почерку другого лица, пола исполнителя, а также при­надлежности его к определенной возрастной группе.

Исследования почерка связаны с изучением признаков почерка, которые де­лятся на две разновидности: общие и частные.

Общие характеризуют почерк в целом как систему движений. Их изучение предшествует анализу частных признаков. По характеру проявления свойств письменно-двигательного навыка человека общие признаки почерка подраз­деляются на три группы:

1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов руко­писи и движений. Они проявляются в особенностях размещения самостоятель­ных фрагментов документов (заголовков, обращений, дат, подписей). Кроме того, к ним относятся: наличие, размеры, форма полей и конфигурация липни полей; наличие и размер красных строк; размер интервалов между строками и словами; размещение линии письма относительно линовки; положение строк относительно горизонтального среза листа бумаги; форма линии письма в строке; размещение движений при выполнении знаков препинания; размещение знаков переноса слов.

2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Это выработанность почерка, т.е. владение техникой письма в соответствии с общепринятой системой скорописи, показателями ко­торой являются координация движений, темп письма и строение почерка (сложность движений).

3. Признаки, отражающие структурные характеристики движений. К ним от­носятся: преобладающая форма движений; направление движений; наклон, размер, разгон почерка (преобладающая протяженность движений по горизонтали); связность почерка, т.е. способность пишущего выполнять, не отрывая пишущего прибора от бумаги, определенное количество знаков; нажим почерка.

Частные признаки почерка характеризуют строение отдельных элементов письменных знаков и знаков в целом, соединения элементов в буквах и цифрах, а также письменных знаков друг с другом. Они детализируют общие признаки почерка применительно к выполнению или соединению конкретных знаков, их элементов.

Идентификационная значимость частных признаков почерка обусловливает­ся характером и степенью отклонения знаков, их элементов от норм прописей, зависит от частоты их встречаемости в почерках разных лиц. Чем реже встре­чается данный признак в почерках разных лиц, тем выше его идентификацион­ная значимость.

К частным признакам почерка относятся:

— сложность движений при выполнении букв (различают обычные, услож­ненные и упрощенные движения по сравнению с прописями);

- форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (прямолинейная, дуговая, петлевая, угловатая, извилистая);

¾ направление движений при выполнении букв и их элементов;

¾ протяженность движений (выделяется в том случае, если элементы пись­менного знака или весь знак по размерным характеристикам содержат откло­нение от норм прописи или отличаются по размеру от других знаков исследуе­мой рукописи);

¾ связность движений, т.е. вид соединения элементов в буквах, а также букв между собой (слитный или с интервалами);

¾ количество движений (проявление признака связано с увеличением или уменьшением числа движений в письменном знаке по сравнению с прописным вариантам);

¾ последовательность движений при выполнении различных элементов букв и их соединений;

¾ относительное размещение точек начала, окончания, пересечения и со­единения движений.

Судебно-почерковедческая экспертиза. Назначив почерковедческую экс­пертизу, в распоряжение эксперта необходимо направить исследуемый доку­мент (подлинник) и сравнительные материалы (образцы) почерка или подписи возможного исполнителя документа. Копии документа или его фотоснимок представляются эксперту в исключительных случаях.

Методикой судебно-почерковедческой экспертизы разработаны требования, предъявляемые к сравнительным материалам: достоверность; надлежащее ка­чество; достаточное количество.

Достоверность — это бесспорная принадлежность рукописей (подписей) лицу, образцами почерка (подписей) которого они служат. Они должны быть заверены лицом, назначившим экспертизу.

Надлежащее качество — сопоставимость образцов с исследуемым доку­ментом по времени составления, виду документа, языку, материалу письма, способу выполнения, содержанию и, если возможно, по условиям выполнения.

Достаточное количество — это такой объем образцов, который обеспечил бы возможность полного и всестороннего сопоставления всех признаков, со­держащихся в исследуемом тексте (подписи). По количеству должно быть не менее 5-6 страниц, причем различных по характеру (материалы личного дела, письма, черновые записи и т.д.); свободных образцов подписей — не менее 10. Экспериментальные образцы почерка отбираются в количестве не менее 7-10 страниц, подписей — не менее 20-30 (на отдельных листах по 5-6 подписей на каждом). Направляя на экспертизу документы с цифровыми записями, следует представлять 3-5 страниц свободных образцов цифровых записей в документах, аналогичных исследуемому.

Сравнительные материалы (образцы) подразделяются на свободные (выпол­ненные до возникновения уголовного дела), условно-свободные (выполненные после его возбуждения, но не в связи с производством экспертизы) и экспери­ментальные (выполненные по заданию следователя),

В качестве свободных и условно-свободных образцов могут быть представ­лены личные письма, записи в тетрадях, служебная переписка и т.д.

Экспериментальные образцы подразделяются на обычные и специальные. Пер­вые не требуют особых условий, а для отобрания специальных создают условия, максимально приближенные к тем, в которых выполнялись исследуемые рукописи. Методика получения экспериментальных образцов определяется характером изменения почерка (с подражанием печатному шрифту, непривычной пишущей рукой), и образцы почерка должны быть выполнены тем же способом.

Судебно-автороведческая экспертиза. Нередки случаи, когда лицо пишет под диктовку или переписывает текст с оригинала, поэтому в судебной и след­ственной практике часто возникает необходимость в установлении не только исполнителя, но и автора того или иного документа. Установление авторства приобретает важное значение при исследовании машинописных текстов, в том числе полученных с помощью множительной техники.

Судебное автороведение, или наука о судебно-автороведческой экспертизе — это отрасль криминалистического документоведения, представляющая систему знаний о закономерностях письменной речи, процесса ее исследования и методах решения задач судебно-автороведческой экспертизы.

Научную основу судебно-автороведческой экспертизы составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, обуслов­ливающих индивидуальность, динамическую устойчивость, вариационность его письменной речи, и о методах ее исследования.

Как объект исследования, письменная речь представляет собой характерную для пишущего совокупность языковых средств для письменного выражения своих мыслей. Объектом автороведческой экспертизы являются тексты доку­ментов, относящиеся к бытовому, публицистическому и официально-деловому стилю речи.

Под текстом понимаются предложения, связанные единством смысла, кото­рые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств автора и условий составления документа.

Автороведческой экспертизой решаются задачи, которые в зависимости от целей можно разделить на две группы:

1. Идентификационного характера:

— установление тождества личности автора сравниваемых текстов;

¾ установление факта выполнения текста документа лицом, которое не яв­ляется его автором.

2. Неидентификационного характера, т.е. решение классификационных и ди­агностических задач по установлению:

— групповой принадлежности автора рукописного или машинописного тек­ста;

— родного языка автора документа;

— места формирования языковых навыков автора документа;

— факта намеренного искажения письменной речи;

— факта принадлежности текста документа к тому или иному функциональному стилю речи.

Установление экспертизой некоторых элементов социально-биографического облика автора текста (его родной язык, образовательный уровень, владение науч­ным, ледовым или иным функциональным стилем речи) решается чаше всего в вероятной форме.

В основе письменной речи лежит комплекс языковых навыков — синтакси­ческих, лексических, стилистических, орфографических и пунктуационных. Информация о них содержится в соответствующих языковых структурах тек­ста. Именно эту информацию и следует рассматривать в качестве идентифика­ционных признаков. Они отражают навык культурной речи человека, выражают смысловую сторону письма и делятся на общие и частные.

Общие признаки характеризуют письменную речь человека в целом и по­зволяют дифференцировать авторов рукописей по степени владения ею. Выде­ляют ряд общих признаков письменной речи.

Степень развития грамматических навыков письма, показателем которой является количество орфографических, пунктуационных и синтаксических оши­бок в тексте.

Степень развития лексических навыков письма отражает общую характери­стику и объем словарного запаса, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий или проживающим в определенной местности.

Степень развития стилистических навыков. Об этом признаке информирует язык изложения и общее построение письменной речи (архитектоника). Общее построение письменной речи — это логическая связь и взаимосвязь между всеми частями рукописи.

К частным признакам относятся определенные стороны, элементы пись­менной речи конкретного человека. Частные признаки проявляются в виде ус­тойчивых лексических, грамматических ошибок.

Решение вопросов, поставленных перед автороведческой экспертизой, воз­можно, как правило, лишь по относительно большому тексту — не менее 500 слов. Успех криминалистического исследования письменной речи в целях уста­новления авторства в значительной мере зависит от качества и объема сравни­тельного материала (образцов). К ним предъявляются определенные требования.

Свободные образцы должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, времени выполнения текста, характеру речевого общения, принад­лежности к определенному функциональному стилю речи, состоянию автора.

Для проведения экспертизы непригодны те кеты-образцы научно-публицистического, делового характера, представленные в виде публикаций в журналах, газетах, так как в результате редакторской и корректорской правки в них находят свое отражение речевые особенности не только автора, но и иных лиц.

При определении характера и объема (количества) экспериментальных об­разцов следователь должен учитывать, насколько полно собраны свободные и условно-свободные образцы, и восполнять их недостаток за счет эксперимен­тальных образцов.

Эксперту должны быть сообщены данные о местности, откуда направлена рукопись адресату; о предполагаемом времени ее исполнения; об условиях, в которых она могла быть выполнена (если условия необычные); о личности предполагаемого автора документа (пол, возраст, национальность, социальное положение, образование, профессия, родной язык, место жительства, страдает ли психическими или иными тяжкими заболеваниями); о личности адресата (если исследуемый документ является частным письмом, адресованным кон­кретному лицу) и о том, знаком ли он с предполагаемым автором документа.

Особое внимание нужно уделять правильной формулировке вопросов, под­лежащих экспертному исследованию. При этом необходимо учитывать задачи исследования, обстоятельства дела, количество проверяемых лиц и подлежащих исследованию документов.

 

Глава 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных