ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первобытный человекКак бы пристрастны ни были наблюдавшие за от-цом, никто из них не смог обойти главного -- в нем заключалась недюжинная сила. Именно она и заставляла одних нападать на него, боясь и ненавидя, а других -- искать его защиты и по-кровительства. Это очень скоро признают все. Юсупов: "Огромная память, исключительная наблю-дательность". Родзянко: "Недюжинный пытливый ум". Белецкий: "Это была колоссальная фигура, чувство-вавшая и понимавшая свое значение". Гиппиус: "Он умен. В соединении получается то, что зовут "мужицким умом", -- какая-то гениальная "смет-ка", особая гибкость и ловкость. Сметка позволяет Рас-путину необыкновенно быстро оборачиваться, пронизы-вать острым взором и схватывать данное, направлять его". Евреинов: "Крайне талантливый". Руднев: "Вообще надо сказать, что Распутин, несмот-ря на свою малограмотность, был далеко не заурядным человеком и отличался от природы острым умом, боль-шой находчивостью, наблюдательностью и способнос-тью иногда удивительно метко выражаться, особенно давая характеристики отдельным лицам". И множество подобных слов, сказанных, кстати, по преимуществу недоброжелателями отца. У Гиппиус же есть наблюдение: "Распутин -- перво-бытный человек из вековой первобытной среды". Это способно объяснить, почему многое в нем оставалось непонятным и даже враждебным для людей, далеких от народной жизни и не желающих ее понять. Я привела только малую часть описаний отца, как они даны в записках современников. Попробуйте отве-тить хотя бы на вопрос, так какого же роста был отец, среднего, выше среднего? Раньше я говорила о том, что многие путались в цвете его глаз. Не найти и одинако-вых описаний черт лица, фигуры и т.п. Более того, по-смотрите на фотографии отца -- иногда кажется, что на них сняты разные люди. В этом смысле интересно привести еще одно описа-ние, сделанное Труфановым и потому приобретающее особое значение. Труфанов сопровождал отца в его по-ездке в Царицын. Там отец, стоящий на возвышении у церкви и говорящий с толпой, пришедшей его послу-шать, виделся Труфанову очень высоким, тонким, го-товым почти взлететь.
"Меня держит здесь" Итак, отец появился в Санкт-Петербурге. Город ему не понравился. Потом он говорил мне, что ему душно здесь. Нежелание свое сразу уехать обрат-но объяснил так: "Меня держит здесь". Поначалу отец, мало с кем знакомый тогда, не знал, что делать дальше. Он уже давно слышал о священнике из собора в Кронштадте -- знаменитом Иоанне Кронштадтском. Го-ворили, он обладает огромной духовной силой. И вот в одно из воскресений отец решил поехать в Кронштадт, на проповедь. Говорили, что собор, где служит Иоанн Кронштадт-ский, -- оазис покоя в бурлящем море. Отцу предстояло убедиться в этом. Сама служба проходила необычно: она включала в себя публичную исповедь. Под конец, перед самым причасти-ем, по сигналу, поданному священником, все присут-ствующие выкрикивали во всеуслышание свои грехи. Отец бывал во многих церквах и монастырях, но нигде не встречал подобного. Прихожане, не стыдясь, в пол-ный голос объявляли о своих прегрешениях, просили у Бога прощения, а затем вкушали тело и кровь Христа. При этом не было суеты, толкотни -- один обряд сменял другой. Отец был ошеломлен таким проявлением искренней веры в Бога. Считается, что Бог пребывает в церкви. И это, ко-нечно, так. Это знают все верующие. Но не всем дано почувствовать Бога рядом с собой во время церковной службы. Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вру-чая свою судьбу Господу. Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Архимандрит Иоанн вышел из алтаря, остано-вился перед отцом, взял его за руку и заставил встать. Сказал, что почувствовал присутствие отца в храме: -- В тебе горит искра Божья. Отец попросил благословения у архимандрита. -- Господь тебя благословляет, сын мой, -- ответил тот. В тот день отец принял причастие из рук Иоанна Кронштадтского, что было большой честью. После архимандрит позвал отца к себе. Отец рассказал Иоанну о себе все. "Как на духу". Впро-чем, он и воспринимал происходящее как продолже-ние исповеди, начатой еще в храме во время службы. Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божь-ей Матери, о смутных догадках, наполнивших его пос-ле этого. Рассказал о том, что пришел в Петербург как бы не по своей воле: -- Вело меня сюда... Архимандрит слушал отца, не перебивая. Когда отец закончил говорить, спокойно сказал: -- Бог привел, значит так тому и быть. У отца вырвался вопрос: -- Чему быть? Архимандрит так же серьезно ответил: -- А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, он вразумит. Даже Труфанов так передает слова Иоанна Кронш- тадтского: -- Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукой, делай дело, которое и я, недостойный, делаю... Архимандрит, пересказывая другим встречу с отцом, называл его "истинным старцем". Вскоре он пригласил отца пожить в монастыре. Отец приглашение с радостью принял. Новые знакомства Иоанн Кронштадтский, искренне расположивший-ся к отцу, познакомил его с Гермогеном Саратовским, в то время одним из самых популярных церковнослужи-телей в России; монахом Илиодором (в миру -- Сергей Труфанов), известным тогда суровыми проповедями, собиравшими огромные толпы слушателей; и архиман-дритом Феофаном, инспектором Духовной академии Санкт-Петербурга, духовником семьи императора.
Они были поражены высказываниями простого му-жика. За простодушием таилось глубокое понимание религиозных истин. Приведу здесь замечание именно Симановича. Он, иудей, по понятным причинам сам совершенно не спо-собен был понять ничего из тех религиозных открове-ний, которые давались отцу. Значит мог только перено-сить мнение других. А таких мнений он слышал много. И, зная его натуру, возьмусь утверждать, что если бы в описываемом вопросе до него дошло что-нибудь непри-ятное для отца, он бы непременно передал это во все-услышанье. В других случаях так и происходило... Итак: "Распутин своими религиозными познаниями приводил в изумление даже епископов и академически образо-ванных богословов". К словам Симановича прибавлю слова Белецкого, по должности своей -- министра внутренних дел -- и по собственному рвению (с целями как раз тут уж точно -- "притереться" к влиятельным интриганам двора) соби-равшего документы, в основном компрометирующие. На этот раз и ему пришлось трудно, здесь упрекнуть отца было не в чем: "С ним считались многие, в том числе видные иерархи церкви, не говоря уже о средних духов-ных слоях". Нельзя сказать, что компанию, собравшуюся в доме Иоанна Кронштадтского, кто-то осмелился бы отнести к легкомысленной. Они были очень пристрастны, когда речь заходила о вопросах веры. Возможно, они ждали от отца -- сибирского мужика -- даже чего-то, граничащего с еретическим взглядом. Но быстро поняли, что он тверд в православии. Превосходная память позволяла отцу цитировать длинные куски из Священного Писания. Уже только одно это поразило искушенных собеседников. Умением тол-ковать священные тексты образованных богословов уди-вить было сложнее. Но и это удалось сделать отцу. По меткому замечанию одного из слышавших отца, его "безыскусность граничила с изощренностью".
Житейский ключ В этом месте интересно будет передать следующее. Как-то в самом начале знакомства князь Юсупов стал свидетелем рассуждений отца на темы Священного Пи-сания. Смею думать, что и в тот день отец говорил ничуть не хуже, чем во все предыдущие, и не был менее крас-норечив, чем в беседах с образованнейшими иерархами. Однако Юсупов замечает: "Мне стало противно слушать, как этот неграмотный мужик жонглирует кусками из Священного Писания". Обращу внимание на слово "жон-глирует". В отличие от отца князь был абсолютно грамо-тен и слова расставлял, как ему казалось, с точностью и однозначностью. Значит, князя поразила ловкость, то есть умелость, с какой отец приводил куски из Свя-щенного Писания. Ведь жонглировать -- это и значит умение сохранять баланс и точность. Но именно это и стало "противно" князю. Он не мог, и никогда не смог, простить "неграмотному мужику" такого умения. Дело не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже знал Писание. Этот момент -- только сколок общей манеры Юсупова трактовать события. Ниже я еще скажу о нем многое. Сейчас же отнесу к нему фразу, услышанную не по его адресу, но способ-ную объяснить и его некоторые действия: "Невырос-ший ребенок до старости сердится, если хвалят пого-ду, а не его". Это житейский ключ, простой, но безотказно откры-вающий многие кладовые. Споры из-за догм (говорил: "Из-за буквы") отца не интересовали, он чувствовал, что это пустая трата вре-мени. Его лучше потратить на "разговор с Богом". "Чтобы опыт пересиливал букву, надо чтобы он был в тебе хозяин".
Опытное применение Жевахов оставил в своих воспоминаниях запись од-ной из проповедей отца, сделанных им позднее описы-ваемого времени. Я привожу ее здесь, потому что то, о чем именно говорил отец, важно запомнить сейчас, чтобы иметь в виду все время рассказа о его жизни в Петербурге. "Чтобы спасти свои души, надо-ть вести богоугод-ную жизнь", -- говорят нам с амвонов церковных свя-щенники да архиереи... Это справедливо... Но как же это сделать?.. "Бери "Четьи-Минеи", жития святых, читай себе, вот и будешь знать, как", -- отвечают. Вот я и взял "Четьи-Минеи" и жития святых и начал их разбирать и увидел, что разные святые только спасались, но все они покидали мир и спасение свое соделывали то в монас-тырях, то в пустынях... А потом я увидел, что "Четьи-Минеи" описывают жизнь подвижников с той поры, когда уже они поделались святыми... Я себе и подумал -- здесь, верно, что-то не ладно... Ты мне покажи не то, какую жизнь проводили подвижники, сделавшись свя-тыми, а то, как они достигли святости... Тогда и меня чему-нибудь научишь. Ведь между ними были великие грешники, разбойники и злодеи, а про то, глянь, опе-редили собою и праведников... Как же они опередили, чем действовали, с какого места поворотили к Богу, как достигли разумения и, купаясь в греховной грязи, жестокие, озлобленные, вдруг вспомнили о Боге, да пошли к Нему?! Вот что ты мне покажи... А то, как жили святые люди, то не резон; разные святые разно жили, а грешнику невозможно подражать жизни святых. Увидел я в "Четьи-Минеи" и еще, чего не взял себе в толк. Что ни подвижник, то монах... Ну, а с мирскими-то как? Ведь и они хотят спасти души, нужно и им помочь и руку протянуть. Значит, нужно прийти на помощь и мирянам, чтобы научить их спасать в миру свои души. Вот, примерно, министр царский, али генерал, али кня-гиня какая, захотели бы подумать о душе, чтобы, значит, спасти ее... Что же, разве им тоже бежать в пусты-ню или монастырь?! А как же служба царская, а как же присяга, а как же семья, дети?! Нет, бежать из мира таким людям не резон. Им нужно другое, а что нужно, того никто не скажет, а все говорят: "ходи в храм Бо-жий, соблюдай закон, читай себе Евангелие и веди бо-гоугодную жизнь, вот и спасешься". И так и делают, и в храм ходят, и Евангелие читают, а грехов, что ни день, то больше, а зло все растет, и люди превращаются в зверей... А почему?.. Потому, что еще мало сказать: "веди богоугодную жизнь", а нужно сказать, как начать ее, как оскотинившемуся человеку, с его звериными при-вычками, вылезть из той ямы греховной, в которой он сидит; как ему найти ту тропинку, какая выведет его на чистый воздух, на Божий свет. Такая тропинка есть. Нуж-но только показать ее. Вот я ее и покажу. Спасение в Боге... Без Бога и шагу не ступишь... А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видеть... Потому и зло, потому и грех, что все заслоняет Бога, и ты Его не видишь. И комната, в кото-рой ты сидишь, и дело, какое ты делаешь, и люди, какими окружен, -- все это заслоняет от тебя Бога, по-тому что ты и живешь не по-Божьему, и думаешь не по-Божьему. Значит, что-то да нужно сделать, чтобы хотя увидеть Бога... Что же ты должен сделать?.. После службы церковной, помолясь Богу, выйди в воскресный или праздничный день за город, в чистое поле... Иди и иди все вперед, пока позади себя не уви-дишь черную тучу от фабричных труб, висящую над Петербургом, а впереди прозрачную синеву горизонта... Стань тогда и помысли о себе... Каким ты покажешься себе маленьким, да ничтожным, да беспомощным, а вся столица в какой муравейник преобразится перед твоим мысленным взором, а люди -- муравьями, копо-шащимися в нем!.. И куда денется тогда твоя гордыня, самолюбие, сознание своей власти, прав, положения?.. И жалким, и никому не нужным, и всеми покинутым осознаешь ты себя... И вскинешь ты глаза свои на небо и увидишь Бога, и почувствуешь тогда всем сердцем сво-им, что один только у тебя Отец -- Господь Бог, что только одному Богу нужна твоя душа, и Ему одному ты захочешь тогда отдать ее. Он один заступится за тебя и поможет тебе. И найдет на тебя тогда умиление... Это первый шаг на пути к Богу. Можешь дальше и не идти, а возвращайся назад в мир и становись на свое прежнее дело, храня, как зени-цу ока, то, что принес с собою. Бога ты принес с собою в душе своей, умиление при встрече с Ним стяжал и береги его, и пропускай через него всякое дело, какое ты будешь делать в миру. Тогда всякое земное дело превратишь в Божье дело, и не под-вигами, а трудом своим во славу Божию спасешься. А иначе труд во славу собственную, во славу твоим страс-тям, не спасет тебя. Вот это и есть то, что сказал Спаси-тель: "царство Божие внутри вас". Найди Бога и живи в Нем и с Ним и хотя бы в каждый праздник, или вос-кресение, хотя бы мысленно отрывайся от своих дел и занятий и вместо того, чтобы ездить в гости или теат-ры, езди в чистое поле, к Богу". Распутин кончил. Впе-чатление от его проповеди получилось неотразимое, и, казалось бы, самые злейшие его враги должны были при-знать ее значение. Он говорил о том, что "начало пре-мудрости -- страх Божий", что "смирение и без дел спа-сение", о том, что "гордым Бог противится, а смирен-ным дает благодать" -- говорил, словом, о наиболее известных каждому христианину истинах; но он облек эти теоретические положения в такую форму, какая допускала их опытное применение. Я слышал много раз-ных проповедей, очень содержательных и глубоких; но ни одна из них не сохранилась в моей памяти; речь же Распутина, произнесенную 15 лет тому назад, помню и до сих пор и даже пользуюсь ею для возгревания своего личного религиозного настроения". Обращу только внимание на фразу -- "опытное при-менение", как бы перенесенную Жеваховым из размыш-лений отца. Значит, и такому образованному человеку, как Жевахов, было что взять у мужика Распутина. Вразумление, к великому сожалению, не всегда и не всем идет впрок. "И сам Господь не на всех повлиял, и про некоторых заготовил ад и тьму", -- писал отец в "Житии...".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|