ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Очарованная православиемОписывая атмосферу, преобладавшую в Петербурге к моменту прибытия туда моего отца, я приводила выдер-жку из воспоминаний, касающуюся духовной ее части. Напомню, речь там шла о том, что при дворе были приняты люди, по мнению Николая и, главным образом, Александры, способные разрешить их тягостные вопросы. Царица была по-настоящему религиозной. Можно себе только представить, какими усилиями далась ей перемена веры. А это было обязательное условие брака с православным монархом. Рассказывают, что это обстоя-тельство, легко преодолимое для многих других, и, кста-ти, для Марии Федоровны в свое время, чуть было не расстроило свадьбу. Есть интересное свидетельство о том, как совсем юной принцесса Алике Гессенская в 1884 году гостила у сво-ей старшей сестры, уже ставшей великой княгиней Ели-заветой Федоровной. Тогда-то она впервые увидела, и даже правильнее -- сумела прочувствовать русскую цер-ковную службу, не понимая ее значения и направления. После сдержанного до холодности протестантского бо-гослужения пышность и величавость православного об-ряда производит на тонкую душевную организацию Алике чарующее впечатление. В те же дни она стала свидетельницей каких-то при-дворных церемоний. При всей схожести русской двор-цовой жизни с европейской, в первой все же оставалось очень много от времени московских царей, когда власть мирская и власть церковная, переплетаясь и взаимно друг друга пополняя, составляли единое целое. Так первое, детское еще впечатление, положенное под спуд времени, все-таки выплеснется и полностью захватит натуру Алике. Это же увлечение сыграет с ней злую шутку, позволит воспринимать Александру Федо-ровну не в истинном свете и даже поставит ее искрен-ность под сомнение. Обязательства по перемене веры стали для Алике борьбой страстей. И одна из них победила. Алике, став православной царицей Александрой Федоровной, с рве-нием обращенной окунулась в новый для нее мир. Гурко пишет: "Александра Федоровна, перейдя в православие, отнюдь не проявила к нему того довольно равнодушного отношения, которым отличалась с семи-десятых годов прошлого века русская культурная обще-ственность. Она, наоборот, пропитала православием все свое существо, притом православием приблизительно шестнадцатого века. Обрела она глубокую веру не толь-ко во все догматы православия, но и во всю его обрядо-вую сторону. В частности, прониклась она глубокой ве-рой в почитаемых православной церковью святых. Она усердно ставит свечи перед их изображениями и, нако-нец, и это самое главное, -- проникается верой в "бо-жьих людей" -- отшельников, схимников, юродивых и прорицателей. Войти в сношение с людьми этого типа государыня стремится с первых лет своей жизни в Рос-сии, и находятся лица, которые поставляют ей таковых в таком количестве, что царский дворец приобретает в этом отношении характер старосветских домов замоск-ворецкого купечества. С заднего крыльца, разумеется, по чьей-либо рекомендации, проникают такие лица во внутренние покои дворца, где императрица с ними иног-да подолгу беседует, а гофмаршальская часть обязыва-ется их радушно угощать. Царица по этому поводу даже говорила, что ей из-вестны высказываемые по ее адресу упреки за то, что она охотно видится и беседует со странниками и раз-личными божьими людьми. "Но моему уму и сердцу, -- прибавляла она, -- подобные люди говорят гораздо боль-ше, нежели приезжающие ко мне в дорогих шелковых рясах архипастыри церкви. Так, когда я вижу входящего ко мне митрополита, шуршащего своей шелковой ря-сой, я себя спрашиваю: какая же разница между ним и великосветскими нарядными дамами?" Одновременно она углубляется в чтение творений отцов церкви. Творе-ния эти были ее настольными книгами до такой степе-ни, что рядом с кушеткой, на которой она проводила большую часть времени, стояла этажерка, заключавшая множество книг религиозного содержания, причем кни-ги эти в большинстве были не только русские, но и написанные на славянском языке, который государыня научилась вполне свободно понимать. Любимым ее за-нятием, наподобие русских цариц допетровского пери-ода, стало вышивание воздухов и других принадлежно-стей церковного обихода. На почве духа православной веры зародилась у нее, а затем утвердилась в сознании мысль о том, что соль земли русской -- ее простой на-род, а высшие классы разъедены безверием и отлича-ются развращенностью. Для укрепления в ней этого взгля-да сыграло огромную, решающую роль другое обстоя-тельство, наложившее на ее отношение к различным слоям русского народа весьма определенный оттенок, с годами все ярче выступавший. Я имею в виду те усло-вия, в которых она очутилась по прибытии в Россию, почти совпавшем с ее вступлением в роль царствующей императрицы, а именно тот прием, который она встре-тила как со стороны некоторых членов императорской фамилии, так и многих видных членов петербургского общества. Каждое ее слово, каждый жест, все, вплоть до покроя платья, которое она надевала, -- подвергалось жестокой критике, и находились услужливые люди, которые доводили это до ее сведения. Утверждали даже, что великая княгиня Мария Павловна-старшая ей од-нажды прямо сказала: "La societe vous deteste" (то есть -- общество вас ненавидит), -- что было, конечно, пре-увеличением. Неприязнь к молодой государыне исходила со стороны лиц, составлявших двор вдовствующей императрицы. Эти лица не хотели примириться с тем, что появился новый двор, ставший выше их, и прила-гали все усилия, чтобы сохранить среди петербургского общества первенствующее, хотя бы по симпатиям, по-ложение. Естественно, что понемногу, далеко не сразу, у Александры Федоровны тоже народились недобрые чув-ства к петербургскому обществу, и в этом кроется одна из причин, если не главная, того, что она обернулась к русским народным массам и в них искала сочувствия, которого петербургская знать ей не выказывала". Говорили, что глубоко религиозная царица застав-ляла Николая жить ее религиозными интересами. Но совершенно неправильно говорить "заставляла". Николай был большим знатоком и ценителем икон древнего письма и обладал редкой их коллекцией, ко-торой очень дорожил и показывал не всякому. И любовь эта была не чисто зрительная. Николай прекрасно раз-бирался в вопросах богословия, так как не только полу-чил соответствующее образование, но и имел склон-ность к духовным размышлениям. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|