ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. Чтение и анализ стихотворенийМысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826) — в 1827 году.
1. Выразительно чтение стихотворения «Поэт и толпа».
Комментарий учителя. Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г. воспринимается как центральное в данной теме. Оно — в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».
Беседа. — О чем это стихотворение? (О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?».) Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным, для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности? («Песнь» поэта «волнует, мучит» — и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?» Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.) — Как поэт отвечает толпе? (Гневно отповедует:
Тебе бы пользы все – на вес Кумир ты ценишь Бельведерский. Ты пользы, пользы в нем не зришь...)
— Может ли быть польза от поэзии и искусства? (Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.) — Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе? (Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, небес избранник употребил высокий дар на благо людям! Пушкин луков: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:
Ты можешь, ближнего любя, Давать нам смелые уроки, А мы послушаем тебя.)
— Почему же гонит их поэт «Подите прочь» — какое дело поэту мирному до вас!»? (Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы.) Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «Глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки — но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души. — В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ? («Памятник»: «... и чувства добрые я лирой пробуждал».) Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности — тот, на котором уже не ждут «уроков». — Что противопоставляет поэт «урокам»? («Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Не восприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:
Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв.)
— Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель? (Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.) — Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта — не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это? (Потому что это путь одиночество, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни — ради высокого служения искусству. Это — «благородный подвиг».) В 1818 году Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:
И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».
4. Чтение и комментирование стихотворения «Эхо». — В чем суть эха?
(На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.)
— Как связано эхо с миссией поэта? (Поэт как и эхо воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» — для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.) — Чем еще эхо похоже на поэта? (Эхо, как и поэт бесконечно одиноко:
Тебе ж нет отзыва... Таков И ты, поэт.)
— Итак, каков же путь поэта? (Путь пророка — путь подвижничества. Отказавшись давать смелые уроки изгнав непосвященных и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|