Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






II. Чтение и анализ стихотворений




Мысль об особом, высшем предназначении поэта прозвучит у Пушкина в стихотворениях «Арион» и «Поэт», написанных вслед за «Пророком» (1826) — в 1827 году.

 

1. Выразительно чтение стихотворения «Поэт и толпа».

 

Комментарий учителя.

Стихотворение «Поэт и толпа», написанное в 1828 г. воспринимается как центральное в данной теме. Оно — в ряду центральных произведений русской литературы, к нему так или иначе обращаются писатели и критики, размышляя о «цели поэзии». Плоско понявшие Пушкина сторонники «чистого искусства» (те, кто стремился вообще изгнать из литературы гражданское звучание) сочли Александра Сергеевича Пушкина «своим». Их противники, понявшее Пушкина так же упрощенно, упрекали и его, и приверженцев «чистого искусства».

 

Беседа.

— О чем это стихотворение?

(О главном, о назначении искусства: «Зачем так звучно он поет?.. к какой он цели нас ведет?».)

Почему вообще возникает вопрос толпы о назначении поэзии? Что является главным, для толпы в жизни вообще и в поэзии в частности?

(«Песнь» поэта «волнует, мучит» — и толпа призывает его к ответу: «Какая польза нам от ней?» Вот он, ключ: польза. Толпа согласна помучиться, лишь бы была польза.)

— Как поэт отвечает толпе?

(Гневно отповедует:

 

Тебе бы пользы все – на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь...)

 

— Может ли быть польза от поэзии и искусства?

(Нет и не может быть практической пользы от искусства: таково кредо поэта. Тот, кто требует пользы, пусть удовлетворяется «печным горшком»: для приготовления пищи Аполлон Бельведерский абсолютно не пригоден.)

— Как же реагирует толпа на отповедь и объяснения певца? Приводит ли только «низкие» доводы для служения поэзии толпе?

(Кажется, чернь соглашается с поэтом. Но требует, чтобы он, небес избранник употребил высокий дар на благо людям! Пушкин луков: во втором призыве черни нет уже соображений «низкой прозы». Напротив, толпа как будто жаждет духовного совершенства:

 

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.)

 

— Почему же гонит их поэт «Подите прочь» — какое дело поэту мирному до вас!»?

(Да потому, что чернь вновь требовала от искусства пользы: пусть искусство ее исправляет, дает ей уроки, так или иначе, но пусть служит толпе. Вот этого и не может себе позволить. Ибо искусство не должно кого-то чему-то научить, оно вне практической пользы.)

Давайте вспомним «Пророка»: Бог посылает своего вестника не «учить народы», но «Глаголом жечь сердца людей». Нельзя научить быть добрым, справедливым, благородным, свободным, умным. Эти качества есть результат постоянной духовной работы человека. Искусство может и должно не давать уроки — но создавать прекрасное, приобщать людей к духовности, к истине, пробуждать души.

— В каком еще стихотворении Пушкина говорится о пробуждении душ?

(«Памятник»: «... и чувства добрые я лирой пробуждал».)

Те же, кто боится духовной работы, кто избирает не тернистый путь мучений, метаний духа в поисках истины, но легкую дорогу уроков (научите нас быть добрыми и мудрыми!) и есть «чернь тупая». Для восприятия искусства необходим определенный уровень духовности — тот, на котором уже не ждут «уроков».

— Что противопоставляет поэт «урокам»?

(«Не оживит вас лиры глас». Учить или оживлять, одухотворять. Не восприимчивость толпы к звукам «лиры вдохновенной» есть знак ее духовной ущербности, нищеты: «Душе противны вы, как гробы». Нет и не может быть у поэта никакой «корысти»:

 

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.)

 

— Замкнулся ли поэт в одиночестве? Нужен ли ему слушатель?

(Это не так. Само стихотворение обращено к читателю, именно читателя берет поэт в союзники. Поэт не имеет права изменять себе – или он перестает быть поэтом. Последствия трагичны для всех.)

— Почему Пушкин считает, что путь истинного поэта — не подчиниться «толпе холодной»? Сложно ли это?

(Потому что это путь одиночество, отказа от всех мирских соблазнов: славы, почета, власти над умами черни — ради высокого служения искусству. Это — «благородный подвиг».)

В 1818 году Пушкин закончил стихотворение «К Н. Л. Плюсковой» строчками:

 

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

 

Этот образ оказался удивительно точным – и в 1831 году Пушкин вновь осмысливает его в стихотворении «Эхо».

 

4. Чтение и комментирование стихотворения «Эхо».

— В чем суть эха?

 

(На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.)

 

— Как связано эхо с миссией поэта?

(Поэт как и эхо воспринимает все, что происходит в мире и откликается «на всякий звук» — для того и даны были ему нечеловеческие слух и зрение.)

— Чем еще эхо похоже на поэта?

(Эхо, как и поэт бесконечно одиноко:

 

Тебе ж нет отзыва... Таков

И ты, поэт.)

 

— Итак, каков же путь поэта?

(Путь пророка — путь подвижничества. Отказавшись давать смелые уроки изгнав непосвященных и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных