Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выразительное чтение стихотворения.




— В чем отличие стихотворения «Странник» от других стихотворений А. С. Пушкина, посвященных теме поэта и поэзии?

(От других стихотворений «Странник» отличается тем, что в нем поэт прибегает к повествовательной форме, которая помогает более полно отразить действительность, окружающий мир.)

В основу «Странника» положен сюжет книги английского писателя пуританина Джона Беньяна (1628-1688) «Странствие паломника». Пушкин далеко отступил от подлинника, сохранив лишь аллегорическую форму повествования. Его странник — это «духовный труженик», другими словами, творец, мыслитель. Тема стихотворения — размышление о судьбе творца. Судьба его нелегка, ему трудно выбрать «верный путь» в окружающем его мире. Кто поможет страннику в выборе пути? Только он сам в состоянии сделать свой выбор. И он его делает. Это и есть идея стихотворения.

— Кто такие странники? Какой образ странника выбрал Пушкин в своем стихотворении?

(Странниками на Руси называли людей, совершающих паломничество на богомолье. Иначе говоря, странник — человек, близкий к Богу, предпочитающий духовную жизнь всему мирскому, суетному. У Пушкина он еще назван «духовным тружеником». Та внутренняя работа, которая не позволяет страннику жить спокойно, так, как живут все остальные, сближает его с героями стихотворений «Поэт», «Эхо», «Пророк».)

— Какие душевные мучения переживает странник? Чем это объясняется? Как автор передает страдания своего героя?

(Страдания странника объясняются не только осознанием неизбежности смерти и кратковременности человеческого бытия, но и тем непониманием, которое возникает между «духовным тружеником» и окружающими его людьми.)

— Что передает подробное описание душевных мучений героя стихотворения?

(Передает не только степень безысходности и отчаяния, но и ту огромную внутреннюю работу, которая происходит в душе:

 

Внезапно был объят я скорбию великой

И тяжким бременем подавлен и согбен,

Потупя голову, в тоске ломая руки,

Я в воплях изливал души пронзенной муки

И горько повторял, метаясь как больной:

«Что делать буду я? Что станется со мной?»)

 

— Уменьшают ли отчаянья странника утешения близких, «сна целительный покой»?

(Нет:

 

Но скорбь час от часу стесняла боле;

Моя душа полна

Тоской и ужасом; мучительное бремя

Тягчит меня.

Я лег, но во всю ночь все плакал и вздыхал

И ни на миг очей тяжелых не смыкал.

Все плакал и вздыхал, унынием тесним.)

 

Дважды повторяющееся «все плакал и вздыхал» призвано подчеркнуть безнадежность положения «духовного труженика». Страх перед смертью давит «тяжким бременем», «мучительным бременем». Слово «уныние» использовано поэтом три раза: «уныние мое», «унынием тесним», и, наконец, «уныньем изнывая». Последнее словосочетание не воспринимается как тавтологическое, потому что его назначение — обратить наше внимание на душевное состояние странника. Скорбь («скорбь великая», «скорбь час от часу стесняла боле»), тоска, ужас — вот гамма чувств, которые испытывает странник. Он уже не «странствует», а бродит.

 

Пошел я вновь бродить...

О чем, бродя один, так горько плачу я?

 

Существительное «странник» образовано от глагола «странствовать», от глагола «бродить» образуется другое существительное — «бродяга». У Ожегова «бродяга» — обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий. Превращение странника в бродягу происходит буквально на наших глазах: человек, потерявший жизненные ориентиры, неспособен к полноценной духовной жизни, горестные, удручающие мысли и чувства владеют им.

— Как подчеркнуто непонимание, существующее между странником и окружающими его людьми?

Сравнения («как раб, замысливший отчаянный побег», «спутник, до дождя спешащий на ночлег»), используемые поэтом, также снижают, уже на лексическом уровне, представление о высокой миссии прежнего странника. Страдания сравниваются с «веригой», и это подтверждает нашу мысль о том, что образ странника, конечно же, аллегорический, что Пушкин в своем стихотворении утверждает право творца на свободу и независимость.

— Почему Пушкин так часто обращается в своих произведениях к теме свободы и независимости? О чем мечтает автор?

(Для Пушкина в тридцатые годы этот вопрос стал особенно важным. В это время поэтом овладело чувство отчуждения от окружающей среды, непреодолимое стремление вырваться из нее. Из враждебной атмосферы был лишь один путь освобождения — бегство. Это было невозможно, но Пушкин мечтал об этом. Он писал жене: «Дай Бог тебя увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином Понятно, почему тема одиночества прозвучала в целом ряде стихотворных произведений Пушкина в тридцатые годы.)

— Проследите, как тема одиночества отразилось в «Страннике». (Учащиеся читают отрывки из стихотворения.)

Непонимание проявляют не только люди, окружающие странника, но и те, кого он считает самыми близкими. Они не понимают его до конца, не видят «верный путь», избранный героем стихотворения:

 

И дети и жена кричали мне с порогу,

Чтоб воротился я скорее. Крики их

На площадь привлекли приятелей моих;

Один бранил меня, другой моей супруге

Советы подавал, иной жалел о друге,

Кто поносил меня, кто на смех подымал,

Кто силой воротить соседям предлагал;

Иные уж за мной гнались...

 

Бранил, жалел, поносил, на смех подымал, предлагал воротить силой... Никто не остался равнодушным к поступку странника. Но среди этих сильных человеческих страстей нет только одного — понимания.

— Какова роль образа юноши с книгой?

(Образ — символический. Книга — символ мудрости и всеведения. Именно юноша дает страннику совет покинуть чуждый ему мир и тем самым обрести бессмертие.)

— Почему «врата спасения» названы «тесными»?

(Символический путь едва-едва освещен, «тесные врата спасения» явно не могут принять толпу, это путь избранных.)

— Как сам странник реагирует на эти символические образы?

(Странник должен решить сам, пойдет ли он по этому пути, несмотря на то, что его все отговаривают, считают безумным, не собираются следовать за ним. И он делает свой выбор:

 

...но я тем боле

Спешил перебежать городовое поле,

Дабы скорей узреть — оставя те места,

Спасенья верный путь и тесные врата.

 

— Как бы вы объяснили выбор странника?

Прибегая к аллегорической форме и аллегорическим образам, Пушкин размышлял и над своей собственной судьбой, и над судьбой поэта вообще в России.

— Почему Пушкин в стихотворении так часто прибегает к архаизмам?

(Значимость поднятой темы требовала высокого стиля, поэтому поэт обращается к архаичной, торжественной лексике: скорбию, согбен, тягчит, почли, внемля, взор, влача, вопросил, познай, перст, узреть и др.)

— Чем объяснить использование разговорной и просторечной лексики наряду с архаичной?

(В то же время странник плоть от плоти тех людей, среди которых ему суждено жить. Потому словам высокого стиля явно противопоставлены разговорные слова и просторечные обороты: уличен, потупя голову, ломая руки, вопли, ужас, коль, махнув рукой, крушусь, отселе, бельма, ступай, поносил, воротить силой.)

— Сопоставьте судьбу пророка («Пророк») и судьбу странника. В чем сходство? Различие?

Таким образом, в «Страннике» поэт продолжает размышлять о судьбе гения, гонимого и непонятого современниками (стихотворения «Поэт», «Поэту», «Эхо»). Эти размышления, несмотря на аллегорическую форму, избранную Пушкиным, тесно связаны с реальной действительностью и свидетельствуют о творческой зрелости поэта, о реалистической направленности.

 

Домашнее задание

1. Подготовьте ответ на вопрос: в чем видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах свое право на бессмертие?

2. Выучить наизусть (на выбор) «Пророк», «Я памятник...», обоснуйте свой выбор.

 

Вариант урока 4. Поэт и поэзия в творчестве А. С. Пушкина [4]

Цели урока: упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве Пушкина тем; закрепить навыки анализа стихотворного текста.

 

«На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин

Из письма Рылеева.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Поэзия для Пушкина всегда была высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу, независимость личности поэта. А творя, Пушкин размышлял о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт. Еще в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе.

В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа». «Свободная гордость», «скромная, благородная лира», стремление служить своей поэзией одной лишь свободе, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом — все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни. Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: «толпа», «чернь». Пушкин защищает мысль о свободе поэта от «черни», т. е. от невежественных гонителей поэта, от светского общества, от «гордых невежд» и «знатных глупцов».

Во времена Пушкина не только почти все лицеисты писали стихи, но и высокообразованный слой дворянства был достаточно силен в литературе, поэзия была почитаема в салонах; неумение писать стихи считалось дурным тоном.

В 1826-1831 годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Эхо», в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта: свобода творчества, следование своему пути, определенному высоким призванием, независимость от служения светской толпе.

Кроме того, сквозь все творчество проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда-то эту же тему развивал Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при «дворе» в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства. Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти «своим путем». Пушкин требует от поэзии истины и выражения чувств, он да лек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна «парить» над миром, Пушкин — поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма – везде Пушкин смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить — для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет в свободу в этот мир. Позднее, сто лет спустя, Маяковский очень точно оценил труд поэта, заявив: «Поэзия — та же добыча радия, в грамм — добыча, в год — труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

Знаменательно письмо Пушкина В. А. Жуковскому (1825): «Ты спрашиваешь, какая цель у “Цыганов”? Вот на! Цель поэзии — поэзия...» “Думы” Рылеева и целят, а все невпопад». Отнюдь не случайно в письме упоминание Рылеева: будущий декабрист последовательно проводил в жизнь идею подчинения искусства делу революции. Его «думы» прямолинейно были подчинены идее, которую проповедовал Рылеев — и от этой прямолинейности безнадежно проигрывали в художественном отношении, ибо поэзия становилась для автора лишь средством для достижения основной цели, никакого отношения к искусству не имеющей. Заочная полемика с Рылеевым означает для Пушкина отказ от рылеевских концепций, которые он разделял в 1817-1823 гг. В 1826 году Пушкин создает стихотворение «Пророк» — свой поэтический манифест, где провозглашает божественную подчиненность искусства и пророческое предназначение поэта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных