ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Беседа по содержанию романа— С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала? (В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.) — Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма? Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма. — Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение Онегина? — Как Онегин относится к окружающему его миру? Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. — Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает? (Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:
Каждый, вольностью дыша, Готов охлопать еenterchat, Обшикать Федру, Клеопатру, Монну вызвать (для того, Чтоб только слышали его).
Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.
С мужчинами со всех сторон Раскланялся, потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул. И молвил: «Всех пора на смену; Балеты долго я терпел, Но и Дидло мне надоел.)
— Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке? (Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…») — Что значит искусство, театр для поэта? (Для Пушкина театр — волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин — «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.) — А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор? (Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.) — Итак, кто же такой Онегин? (Онегин — типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.) — Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения? (Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей — Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя — Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».) — Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором? (Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.) — Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи? (Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.) — Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество? (Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44). Вывод: «Но труд упорный ему был тошен...» Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.
Домашнее задание 1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа? 2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне. 3. Индивидуальные задания-сообщения: — Кризисные этапы в жизни Онегина — испытание любовью и дружбой. — Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит? — Семья Лариных.
Задание на перспективу по подгруппам: 1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы). 2. Сравнить VII главу с IV главой. 3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава). 4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине». 5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».
Урок 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|