Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 8 страница




Согласно указанной Концепции целью государственного управления охраной труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе осуществляется решение следующих задач:

уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда;

усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях;

совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере;

сертификация систем управления охраной труда в организациях;

включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством;

совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Для решения задач по достижению указанных целей государством осуществляется деятельность в следующих направлениях:

разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности;

экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты ра­ботников;

упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;

обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;

обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

финансовое обеспечение охраны труда;

создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;

распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда.

Изложенные цели, задачи и основные направления деятельности ре­ализуются практической деятельностью всех институтов государства.

 

2.3. Какие органы осуществляют государственное управление охраной труда?

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране труда» и Концепции государственного управления охраной труда в Республике Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904) государственное управление охраной труда осуществляется на республикан­ском, отраслевом и региональном уровнях.

Для достижения целей, решения задач и реализации направлений деятельности, определенных Концепцией, в ней законодательно закреплены уровни государственного управления охраной труда и определены функции соответствующих органов управления.

Государственное управление охраной труда осуществляется:

на республиканском уровне - Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь;

на отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

на территориальном уровне - местными исполнительными и распорядительными органами.

 

2.4. Какова роль государства в реализации права работника на охрану труда?

Роль государства в реализации конституционного права на труд, охрану труда определяется разнообразной деятельностью всех институтов государства: Президента, как гаранта соблюдения Конституции, Национального собрания, Правительства, республиканских органов отраслевого и функционального управления, местных исполнительных и распорядительных органов, которые принимают решения, направленные на реализацию указанных прав граждан, и осуществляют соответствующий контроль за их реализацией.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране труда»:

Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами;

Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют полномочия, предоставленные указанным Законом.

Государством установлены обязанности всех субъектов правоотношений в области охраны труда, единые государственные требования в области нормирования и правового регламентирования деятельности по охране труда, осуществляется работа по лицензированию производственной деятельности, представляющей опасность для жизни и здоровья людей, установлено декларирование безопасности производственных объектов повышенной опасности, сертификации продукции производственного назначения, установлен порядок приемки в эксплуатацию объектов производственного назначения и т.п.

Наряду с этим государство осуществляет надзор и контроль за соблюдением требований законодательства о труде и об охране труда, обеспечивает ведение государственной статистической отчетности, со­здание системы информации и мониторинга в области охраны труда.

Государство осуществляет проведение научных исследований проблем охраны труда и связанных с ней отношений, подготовку, повышение квалификации работников по вопросам охраны труда.

В деле соблюдения прав работников на охрану труда государство обеспечивает взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с нанимателями и профессиональными союзами, которое находит реальное выражение в совместной работе по разработке и реализации политики в области охраны труда, содействии общественному контролю профсоюзов за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда, развитии международного сотрудничества, следовании нормам и принципам Международной организации труда.

Одной из важнейших функций государства является обеспечение социально-экономической защиты прав работников в области охраны труда. На основании законодательства в республике осуществляется установление различных компенсаций и льгот за работу во вредных, опасных и тяжелых условиях труда. Особая забота проявляется государством о потерпевших на производстве, а также членах семей погибших на производстве работников на основе развития системы страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В основу работы по обеспечению конституционного права работников на охрану труда положено комплексное решение задач обеспечения здоровых и безопасных условий труда с учетом других направлений социальной и экономической политики государства, достижений в области науки, техники, технологий, передового отечественного и зарубежного опыта.

 

2.5. В чем состоят полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда?

Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда частично отражены в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь».

Основными документами, регламентирующими деятельность указанных органов в этом направлении, являются их положения и уставы, утвержденные Правительством Республики Беларусь.

Задачи указанных органов государственного управления и государственных организаций сформулированы в Законе Республики Беларусь «Об охране труда», а также в специальных постановлениях, относящихся к конкретным проблемам охраны труда. Так, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют управление охраной труда в отрасли; разрабатывают и реализуют систему мер по улучшению условий труда, предупреждению травматизма, профессиональных заболеваний; организуют обучение, повышение квалификации и проверку знаний руководителей и специалистов отрасли по вопросам охраны труда; формируют нормативную базу; осуществляют информационное обеспечение предприятий и организаций по вопросам охраны труда, пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подчиненных им организациях разрабатывают и осуществляют финансирование целевых программ по охране труда за счет инновационных фондов и т.п.

Для практического осуществления деятельности по охране труда в соответствующих отраслях указанными органами создаются в своих аппаратах службы или вводятся должности специалистов по охране труда, которые в своей работе руководствуются Типовым положением о службе охраны труда республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 172 (с изменениями и дополнениями от 2 августа 2010 г. № 117).

Задачи указанной службы (специалиста по охране труда) весьма разнообразны. Ими, в частности, являются:

подготовка предложений по формированию и осуществлению государственной политики в области охраны труда, совершенствованию отраслевой системы управления охраной труда, организации работы по обеспечению в подведомственных организациях здоровых и безопасных условий труда;

подготовка предложений по разработке и принятию отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

оказание организационно-методической помощи по вопросам охраны труда подведомственным организациям;

участие в организации обучения, повышения квалификации и организация проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда в подведомственных организациях в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности;

информационное обеспечение подведомственных организаций по вопросам охраны труда;

распространение передового опыта в области охраны труда в подведомственных организациях.

Для решения этих задач указанные службы (специалисты) наде­лены необходимыми для этого полномочиями. В частности, они имеют право:

проводить проверки соблюдения требований законодательства об охране труда в подведомственных организациях, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований законодательства об охране труда;

выдавать работодателям, их должностным лицам обязательные для исполнения требования (предписания) об устранении нарушений требований законодательства об охране труда;

приостанавливать (запрещать) путем выдачи требования (предписания) эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;

вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

 

2.6. Каковы полномочия местных органов управления и самоуправления в области охраны труда?

Согласно законодательству Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении, Закону Республики Беларусь «Об охране труда» местным органам управления и самоуправления предоставлены контрольные полномочия во всех сферах деятельности без каких-либо изъятий, а, следовательно, и в вопросах соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:

государственное управление охраной труда на территориальном уровне;

разработку и реализацию территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и других организаций;

анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной им территории, разработку и реализацию мер по их профилактике;

информационное обеспечение организаций, расположенных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;

пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в международном сотрудничестве по вопросам охраны труда;

иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством.

По сложившейся практике местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают на заседаниях исполнительных комитетов состояние дел по указанным вопросам, заслушивают руководителей предприятий и организаций, расположенных на вверенных им территориях, принимают соответствующие решения и осуществляют контроль за их исполнением.

Для практического осуществления деятельности по охране труда в соответствующих отраслях указанные исполнительные и распорядительные органы создают в своих аппаратах службы или вводят должности специалистов по охране труда, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда местного исполнительного и распорядительного органа, утвержденным постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 173.

Основные задачи указанных служб (специалистов) аналогичны задачам служб (специалистов) республиканских органов государственного управления (см. ответ на предыдущий вопрос).

 

2.7. Что такое надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда?

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и, с этой точки зрения, контроль присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, на­сколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к предприятиям и организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т. Е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы, хотя они и не наделены такими полномочиями, имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.

Несмотря на наличие различий между надзором и контролем, надзор и контроль сопровождаются вмешательством в деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, в том числе и путем принятия мер государственного принуждения к выполнению установленных государством требований по охране труда.

Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы, т.к. нет такой сферы деятельности государства, которая была бы изъята из-под действия их контроля.

 

2.8. Каковы отличительные особенности государственных органов надзора и контроля от других органов государственного управления?

Государственные органы надзора и контроля имеют целый ряд особенностей, отличающих их деятельность от деятельности других органов государственного управления.

Прежде всего, эти органы специально созданы для осуществления функций надзора и контроля, и они составляют либо единственную, либо основную часть их деятельности. Государственные полномочия, которыми обладают органы надзора и контроля, можно условно разделить на полномочия:

по организации и проведению надзора и контроля;

по применению мер государственного принуждения.

Следует также отметить, что органы надзора и контроля участвуют в разработке норм и правил, выполнение кото­рых они призваны контролировать, а также проводят работу по методическому руководству и координации деятельности подконтрольных субъектов хозяйствования.

Исходя из этого, органы надзора и контроля обладают правом:

на получение и истребование материалов (сведений, документов), необходимых для разрешения вопросов, отнесенных к компетенции органов надзора и контроля. Объектом проверки в данном случае являются сведения, отражающие состояние работы по обеспечению безопасности и охраны труда на производстве;

на проведение проверок с обследованием объектов на месте. В сочетании с проверками документов это позволяет более полно узнать о фактическом положении дел по охране труда;

принятия мер по устранению и предупреждению нарушений с установлением сроков устранения этих нарушений;

разрешительных полномочий на совершение определенных конкретных действий (на пуск в работу, ввод объекта в эксплуатацию и др.). Представители отдельных органов надзора и контроля являются обязательными членами государственных приемочных комиссий;

проведения экспертизы (подготовка заключений) по проектам строительства, реконструкции, модернизации производства, технических условий, стандартов и др. нормативных правовых актов;

расследования обстоятельств и причин аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

незамедлительного пресечения нарушений, если это угрожает жизни и здоровью людей или может повлечь вредные последствия. Данные полномочия реализуются посредством запрещения производства работ, эксплуатации объектов, мер административного принуждения (штрафы, предупреждения и др.);

самостоятельного применения административных санкций (без обращения в административные комиссии) к должностным лицам и экономических санкций к субъектам хозяйствования, а также передачи материалов в следственные органы, если в действиях контролируемых лиц имеются признаки уголовного преступления.

Органы надзора и контроля осуществляют:

предупредительный надзор и контроль, направленный на недопущение нарушений (выборочная экспертиза проектной документа­ции на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, надзор за ходом их строительства и реконструкции, участие в работе по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, участие в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и др.);

текущий надзор и контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов;

последующий контроль, осуществляемый при проведении расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявлений и жалоб работников.

Органы надзора и контроля в своей деятельности независимы от подконтрольных субъектов и их вышестоящих органов.

 

2.9. Каковы основные права государственных органов надзора и контроля и их должностных лиц?

Права государственных органов надзора и контроля установлены законодательством, положениями об указанных органах, утверждаемых в установленном порядке.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и утвержденным данным Указом Положением о порядке организации и проведения проверок также сформулированы права указанных органов. Согласно названным документам контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции, в частности, вправе:

при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки;

при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия;

в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности;

истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;

привлекать экспертов, специалистов;

получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

при проведении проверки использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

изымать у проверяемого субъекта в порядке, установленном Положением, подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий;

требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

проводить в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены Положением или иными законодательными актами.

Указанными документами определены также обязанности органов надзора и контроля и их должностных лиц, а также установлена ответственность.

В частности, невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок при представлении данной книги, нарушение должностным лицом установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной.

Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа деяний, повлекших признание проверки незаконной, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 100 базовых величин. При этом административное взыскание налагается не позднее двух месяцев со дня признания проверки незаконной.

Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа действий, указанных выше, рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.

В связи с вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 будут уточнены полномочия соответствующих органов надзора и контроля, обязанности и права их работников.

 

2.10. Какие государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда действуют в республике?

В настоящее время в республике действует целый ряд государ­ственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности.

Один из них - Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является надзорным органом общей компетенции, т.е. он осуществляет надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда всеми нанимателями, независимо от форм собственности, видов деятельности и ведомственной подчи­ненности, по всем (без каких-либо изъятий) вопросам.

Другие государственные органы:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госпромнадзор);

Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор);

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, являющиеся органами государственного пожарного надзора;

управление государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, управление государственного энергетического надзора государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», а также филиалы «Энергонадзор» республиканских унитарных предприятий электроэнергетики, входящих в состав этого объединения;

государственное учреждение «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», областные центры гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, Минский городской, городские, районные, зональные и районные в городах центры гигиены и эпидемиологии;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных