Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 14 страница




технологические особенности производственных процессов;

состояние производственной среды;

ненадежные средства защиты работника;

снижение уровня безопасности средств производства вследствие их износа в процессе эксплуатации.

Опасности на производстве и связанные с ними риски обусловливают также «человеческие» (личностные) факторы:

уровень исполнительности работника, степень соблюдения им правил и норм безопасности труда, правил технической эксплуатации производственного оборудования, регламентов технологических процессов и т.п.;

взаимодействие в системе «человек-машина»;

взаимодействие между людьми;

психологические аспекты;

эргономические факторы;

способность человека осознавать риск, которая зависит от обучения, опыта, способностей;

сопротивляемость к побуждению отклониться от установленных предписаний;

уровень организации работы по охране труда и управления этой деятельностью.

Как опасности и связанные с ними риски следует рассматривать;

не выполняющиеся работниками требования охраны труда;

опасности, вызвавшие микротравмы;

«мелкие» нарушения технологии производства работ, поломки и простои оборудования из-за неисправностей, другие неполадки в работе «промахи» работника, т.е. любые опасные ситуации, которые могли привести к травме или другим нежелательным последствиям, например, игнорирование средств защиты, работа в обход устройств безопасности, чистка, смазка машины во время работы, перегрузка оборудования, курение в пожароопасных местах и др.

Опасности и риски также обусловливают не только деятельность самой организации, но и так называемые «привнесенные» опасности и риски:

опасности и риски, связанные с деятельностью подрядной организации, продукцией и услугами, поставляемыми другими организациями;

риски, связанные с посетителями организации;

оснащение рабочего места, предоставленное другой организацией или иными источниками.

Следует также иметь в виду, что опасности и риски имеют раз­личный характер для:

штатного (проектного) режима выполнения работы;

режимов запуска и остановки производственного процесса;

режимов аварийного, случайного характера;

случаев непреднамеренного и возможного предсказуемого неправильного использования продукции, процесса.

 

3.25. Что такое идентификация производственных опасностей?

Идентификация опасностей и оценка связанных с ними рисков является основой национальных стандартов и является отправной точкой для планирования и осуществления всех видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности и гигиены труда на производстве (определение целей, разработка программ управления для достижения целей, определения требований к компетентности персонала, управления операциями и др.).

Идентификация опасности – процесс осознания того, что опасность существует, и определения ее характерных черт. Идентификация включает процесс нахождения опасностей, составления их перечня, описания опасностей и их анализа.

В свою очередь, под опасностью подразумевается источник потенциального вреда или ситуация с потенциальной возможностью нанесения вреда, а под опасным событием – событие, которое может причинить вред.

Опасность снизить нельзя. Это утверждение только на первый взгляд может показаться непривычным и необычным. Однако это так: никакими мерами нельзя изменить природу радиоактивного или иного вредного для здоровья излучения, вредоносные свойства электрического тока, токсичных либо канцерогенных химических веществ. От опасности можно защитить работника при­нятием соответствующих мер или, выражаясь современной терминологией, снизить риск повреждения здоровья от проявления рассматриваемой опасности.

Иными словами, идентификация опасностей представляет собой процедуру выявления опасностей для жизни и здоровья работника, для окружающих его людей и выявление характерных черт этой опасности, с которыми связан риск повреждения здоровья.

Идентификация опасностей и оценка рисков являются профилактическими мероприятиями и предшествуют введению новых видов деятельности либо изменению порядка выполнения работ.

Выявление опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется с целью выявления тех из них, которые в условиях данного конкретного рабочего места влияют на условия и безопасность труда и при определенных условиях могут стать причиной повреждения здоровья работника.

 

3.26. Что такое профессиональный риск?

Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране труда» профессиональный риск определяется как вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

В национальном стандарте СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» риск определяется как сочетание вероятности опасного события и его последствий.

Применительно к аспектам безопасности труда последствия всегда негативные.

Событие характеризуется набором обстоятельств, при которых происходит нежелательное явление. Событие может быть определенным и неопределенным, единичным и многократным. Результатом события могут быть одно или более негативных последствий.

Вероятность – мера того, что событие может произойти. Это – действительное число в интервале от 0 до 1, отражающее частоту события в серии наблюдений, или степень уверенности в том, что некоторое событие произойдет.

 

3.27. Чем определяется тяжесть ущерба?

Ущерб от опасного события складывается из ущерба работникам и другим работающим лицам, имуществу организации, окружающей среде и др.

Тяжесть ущерба работникам и иным лицам зависит от:

того, какая часть тела повреждена;

характера нанесенного повреждения:

легкое, устранимое нанесение вреда здоровью (временная потеря трудоспособности);

серьезное, неустранимое нарушение здоровья (полная или частичная постоянная утрата трудоспособности);

смертельное поражение;

объема ущерба (количества потерпевших людей).

Во многих случаях тяжесть ущерба не может быть выражена количественно (вред от токсических веществ, случаи психического стресса и др.).

Тяжесть ущерба экологической среде характеризуют:

непродолжительный неконтролируемый выброс (сброс) вредных веществ, ограничившийся территорией организации;

продолжительный неконтролируемый выброс (сброс) вредных веществ, ограничившийся территорией организации;

значительное влияние на экологию, но без нарушения экосистемы;

серьезные последствия с небольшим нарушением экосистемы;

чрезвычайно серьезные экологические последствия.

В качестве критерия для оценки экологического ущерба может быть также использован такой фактор как локализация ущерба без посторонней помощи или с использованием такой помощи и масштабов посторонней помощи.

Для оценки тяжести материальных потерь может быть установлено их категорирование в зависимости от суммы ущерба по установленной шкале.

Ущерб имиджу и репутации субъекту хозяйственной деятельности может быть обусловлен публикациями о происшедших авариях, судебных исках по фактам невыполнения договорных обязательств и др. Из зарубежных источников известно, что отдельные компании прекращали свою деятельность по указанным причинам.

 

3.28. Как классифицируются риски?

Риски классифицируются по различным принципам и критериям.

Базовый риск – неотъемлемый риск, присущий любой деятельности или ситуации и не учитывающий существующее управление риском.

Остаточный риск – учитывает уровень риска деятельности или ситуации, находящейся под контролем организации. Применяется для измерения степени управления видом деятельности или ситуацией.

Приемлемый (допустимый) риск – риск, сниженный до уровня, который организация может допустить с учетом законодательных и иных обязательных требований и собственной политики в области охраны труда. На наш взгляд, в рассматриваемом контексте более корректным является придание риску наименование «допустимого», ибо в слове «приемлемый» содержится позитивный аспект этого понятия. В то же время в охране труда риск всегда содержит негативный оттенок.

Риски могут быть объединены по:

причинам возникновения;

механизму возникновения;

внешним проявлениям.

Информацию о риске дают:

исторические данные;

теоретический анализ;

информированное мнение.

 

3.29. Какими методами анализируются и оцениваются риски?

Основные методы анализа рисков:

дедуктивный – за исходное принимается заключительное событие, а затем выявляются события, которые его могут вызвать;

индуктивный – за исходные принимаются возможные нежелательные события и соответствующим анализом выявляются возможные последующие события и их негативное значение.

Разновидностью индуктивного метода является метод «что – если». В этом методе на всех стадиях процесса формируются вопросы «что – если» и даются ответы, позволяющие оценить влияние любых отклонений и ошибок на процесс.

Для сложных технических систем применяется расчетно-экспериментальный метод экспертиз с дополнением его методами компьютерного моделирования.

Метод опроса экспертов (Метод Дельфи). Суть метода состоит в опросе в несколько этапов возможного круга экспертов. При этом результаты предыдущих опросов вместе с дополнительной информацией сообщаются всем участникам.

В течение третьего или четвертого этапа проводят анонимный опрос по тем вопросам, по которым нет согласия.

Метод Дельфи является методом предсказаний, который также применяется для генерирования новых идей.

Вследствие ограниченного числа имеющихся в распоряжении экспертов этот метод особенно эффективен.

Результаты анализа риска должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть проверены и повторены специалистами, которые не участвовали при первоначальном анализе.

Процесс анализа риска следует документировать. Объем и форма отчета с результатами анализа зависят от целей проведенного анализа риска.

 

3.30. Какие решения могут быть приняты по результатам оценки риска?

По результатам оценки риска могут быть приняты следующие решения:

игнорирование риска вследствие его незначительности;

принятие (сохранение) риска – принятие бремени потерь от конкретного риска;

устранение риска определенными методами;

снижение риска до приемлемой величины;

избежание риска – исключение опасной деятельности (например, поручение этой деятельности подрядчику);

перенос риска – разделение с другой стороной бремени потерь от риска (например, соглашением с другой стороной, страхованием ответственности за нанесенный ущерб от осуществления опасной деятельности). Перенос риска согласно отдельным актам законодательства является обязательным (страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, страхование ответственности владельцев транспортных средств и др.).

Перемещение источника опасности не рассматривается как перенос риска.

 

3.31. В чем состоит управление риском?

Управление риском означает действия, осуществляемые для выполнения решений в рамках воздействия на риск, которые включают:

оценку риска;

снижение риска.

Управление риском может также включать мониторинг осуществления мер по снижению риска, переоценивание риска, действия, направленные на обеспечение соответствия риска принятым решениям.

В свою очередь оценка риска – общий процесс, включающий:

анализ риска, состоящий из:

определения области применения; анализа опасности, с которой связан риск; оценки величины риска (присвоения риску значений вероятности и последствий);

оценивание риска (сравнение количественно оцененного риска с установленными критериями для определения значимости риска), состоящее в:

решении о допустимости риска;

анализе вариантов его снижения.

Анализ риска состоит в систематическом использовании информации для определения источников опасности и количественной оценки рисков.

Посредством проведения анализа риска осуществляется поиск ответов на вопросы:

что может выйти из строя (идентификация опасности);

с какой вероятностью это может произойти (анализ частоты);

каковы последствия этого события (анализ последствий).

Снижение риска – действия, предпринимаемые для уменьшения вероятности либо негативных последствий, связанных с риском, или того и другого вместе.

Снижение (контроль) риска включает:

принятие решения;

реализацию решения;

текущий контроль,

Для снижения риска повреждения здоровья применяются предупредительные и защитные меры.

Предупреждающие меры снижают вероятность наступления нежелательного события, но не могут повлиять на тяжесть последствий.

Защитные меры снижают тяжесть последствий нежелательного события, но не влияют на вероятность его наступления.

Комплексное использование как предупреждающих, так и защитных мер способствует снижению вероятности и тяжести послед­ствий нежелательного события и поэтому является наиболее эффективным.

 

3.32. Какая информация должна быть проанализирована для идентификации опасностей и оценки связанных с ними рисков?

Для выявления опасностей и связанных с ними рисков необходимо проанализировать разнообразную информацию. В частности, необходимо использовать информацию о результатах:

паспортизации санитарно-технического состояния условии и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда;

освидетельствования, осмотров, испытаний и диагностики производственного оборудования и объектов;

всех видов контроля состояния охраны труда;

обследований и проверок состояния охраны труда органами государственного надзора и контроля, службой охраны труда и другими контролирующими службами организации;

общественного контроля профсоюзов за соблюдением требований охраны труда;

расследование имевших место несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, инцидентов на производственных объектах;

проведения мониторингов состояния охраны труда;

аудитов функционирования системы управления охраной труда.

Для оценки риска при выполнении работ также должны исследоваться и оцениваться факторы управления охраной труда (наличие, качество составления и реализация на практике документов):

положения о структурных подразделениях, функциональных службах, регламентирующие их деятельность по охране труда;

должностные инструкции по охране труда для руководителей и специалистов;

инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ;

документы о проведении инструктажей по охране труда;

документы о проверке знаний работников по вопросам охраны труда;

программы повышения квалификации и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

документы о прохождении работниками медицинских осмотров;

документы, регламентирующие обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

документы, регламентирующие обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами;

документы, регламентирующие обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами;

документы, регламентирующие обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;

документы, регламентирующие порядок предоставления работникам компенсаций по условиям труда;

технические паспорта, другая техническая, эксплуатационная и ремонтная документация на производственное оборудование, транспортные средства, здания и сооружения;

документы о проведении осмотров, испытаний, освидетельствований, диагностики, профилактического обслуживания и ремонта производственного оборудования;

документы о проведении осмотров, профилактического обслуживания и ремонта зданий и сооружений;

качество технологических документов на выполнение работ, инструкций по охране труда, которыми руководствуются работники;

порядок проектирования рабочих мест, размещения, наладки и обслуживания производственного оборудования, разработки технологических процессов;

организация входного контроля для оценки безопасности исходных сырья, материалов, комплектующих изделий;

данные о планировании и выполнении мероприятий по охране труда;

данные о планировании и осуществлении всех видов контроля за состоянием условий и функционированием системы управления охраной труда;

данные о планировании и проведении тренировок и проверок готовности персонала к действиям в чрезвычайных и аварийных ситуациях;

уровень подготовки руководителей, специалистов и других работников по вопросам охраны труда, знание ими порядка локализации аварийной ситуации;

умение работников действовать в аварийной ситуации, знание ими порядка оказания первой (доврачебной) помощи потерпевшим в результате несчастного случая;

система повышения квалификации, проверки знаний и инст­руктажа работников по вопросам охраны труда (планы и периодичность повышения квалификации, программы и методические документы, квалификация преподавателей, содержание контрольных вопросов для проверки полученных знаний и др.).

Приведенный перечень информации для идентификации опасностей и оценки риска является достаточно полным, но не исчерпывающим. Для этих целей также может быть использована информация, которую содержат:

законодательные и иные обязательные требования;

письма, приказы, решения, постановления;

информация об опасностях и связанными с ними рисках в других отраслях и производствах;

информация о состоянии условий и охраны труда;

декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов;

письма и запросы заинтересованных сторон;

всевозможные отчеты;

ответы на запросы;

рекламные материалы;

публикации в средствах массовой информации и др.

Для оценки риска при выполнении работ, в частности, должны быть установлены влияющие на безопасность труда уровни:

безопасности производственного оборудования (отношение количества показателей безопасности, установленных для данного оборудования стандартами безопасности труда, другой нормативно-технической документацией, которым оборудование соответствует, к общему количеству установленных требований безопасности);

безопасности производственного процесса (операции) (отношение количества показателей безопасности к технологическому про­цессу (операции), установленных стандартами безопасности труда, другой нормативно-технической документации, которым он (она) соответствует, к общему количеству установленных требований бе­зопасности);

безопасности производственной среды и трудового процесса (отношение количества показателей опасности и вредности условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, не превышающих допустимых величин, к общему количеству установленных показателей опасности и вредности условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса);

безопасности производственной среды и трудового процесса (отношение количества показателей опасности и вредности условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, не превышающих допустимых величин, к общему количеству установленных показателей опасности и вредности условий производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса);

соблюдения работником требований инструкций по охране тру­да, должностных инструкций (отношение количества установленных требований охраны труда, которые выполняются данным работником, к общему количеству установленных для него требований охраны труда);

обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты (отношение количества видов средств индивидуальной защиты, которыми пользуется работник при выполнении данной работы, к общему количеству видов средств индивидуальной защи­ты, использование которых установлено соответствующими документами);

обеспеченности работника смывающими и обезвреживающими средствами (отношение количества дней в рассматриваемом периоде времени, в которые указанные средства выдавались, к общему количеству дней в рассматриваемом периоде времени, в которые указанные средства должны были выдаваться);

обеспеченности работника молоком или другими равноценными продуктами питания, лечебно-профилактическим питанием, витаминными препаратами, подсоленной газированной водой (отношение количества дней в рассматриваемом периоде времени, в которые указанные средства выдавались, к общему количеству дней в рассматриваемом периоде времени, в которые указанные средства должны были выдаваться);

соблюдения режимов труда и отдыха (отношение количества дней в рассматриваемом периоде времени, в которые соблюдался режим труда и отдыха, к общему количеству дней в рассматриваемом периоде времени);

выполнения плановых работ по улучшению условий и охране труда на данном рабочем месте (отношение количества фактически выполненных мероприятий в рассматриваемом периоде времени к запланированному их количеству на рассматриваемый период).

Предлагаемые способы оценки того или иного из вышеприведенных факторов являются одними из возможных. Каждая организация сама устанавливает перечень и критерии оценки факторов, определяющих риски повреждения здоровья работника.

 

3.33. В чем состоит управление операциями по обеспечению охраны труда?

Организация должна определить те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными опасностями и рисками, которые требуют применения мер управления.

Следует подчеркнуть весьма важное обстоятельство, что для определения мер по управлению операциями (технологическими и управленческими) необходимо исходить из результатов идентификации опасностей и оценки рисков.

Для осуществления таких видов деятельности организация должна их планировать и обеспечивать их реализацию с помощью:

установления и поддержания в рабочем состоянии процедур по проектированию рабочих мест, технологических процессов, установок, механизмов, рабочих процедур и организации работы, включая адаптацию перечисленного к человеческим возможностям с тем, чтобы устранить или сократить риски в источниках их образования;

определения рабочих критериев, которым должны удовлетворять рабочие процедуры;

установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, относящихся к идентифицированным рискам в отношении продукции, оборудования и услуг, используемых организацией, и сообщения о требованиях указанных процедур поставщикам и подрядчикам;

установления и поддержания в рабочем состоянии документированных процедур, которые охватывают ситуации, в которых их отсутствие могло бы привести к отклонениям от политики и целевых показателей в области охраны труда.

Управление операциями должно обеспечивать:

учет требований безопасности и гигиены труда на всех стадиях производственных процессов;

периодичность проведения необходимых действий;

обучение и контроль знаний;

документирование выполнения операций посредством разработки процедур.

Документированная процедура, описывающая операцию, должна отвечать на следующие вопросы, которые полностью определяют способ выполнения деятельности:

что должно быть сделано, какова цель, каковы должны быть конечные результаты;

кто это должен сделать;

где;

когда;

как, каким образом;

как должно быть оформлено выполнение работы;

кто должен проконтролировать и принять работу.

К операциям, требующим управления, относятся:

закупка сырья, материалов, оборудования, комплектующих, инструмента и технологической оснастки;

транспортировка, складирование, хранение;

эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт оборудования, приспособлений и инструмента;

выполнение работ;

создание рабочих мест;

приемка в эксплуатацию производственных объектов, рабочих мест;

сдача и приемка рабочего места при сменной работе;

действия в аварийных ситуациях и при ликвидации последствий аварий;

обеспечение требований безопасности при проектировании, конструировании, реконструкции производственных объектов и рабочих мест, технологических процессов, при использовании средств индивидуальной защиты и др.

Очевидно, что состав операций зависит от характера производственной деятельности, структуры ее управления, численности работающих и др.

 

3.34. Какими видами документов регламентируются вопросы охраны труда?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» установлено, что:

правила, нормы, критерии и процедуры, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах, технических нормативных правовых актах, являются государственными нормативными требованиями охраны труда;

система нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда, норм охраны труда, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов;

требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:

проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и техническом обслуживании зданий, сооружений и других объектов;

конструировании, изготовлении (модернизации), эксплуатации станков, машин, механизмов, другого оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;

производстве и применении химических веществ и материалов, разработке и проведении технологических процессов, организации производства и труда.

Указанным постановлением утвержден перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их. Также установлено, что республиканские органы государственного управления принимают нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, в следующем порядке:

межотраслевые нормативные правовые акты (межотраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, нормы охраны труда и другие), содержащие требования охраны труда, принимаются Министерством труда и социальной защиты или этим Министерством совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности);

нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, государственные стандарты, строительные нормы, правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации и другие), принимаются (издаются) уполномоченными в соответствии с законодательством республиканскими органами государственного управления (должностными лицами) по согласованию с Министерством труда и социальной защиты;

отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда и другие), принимаются республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности), по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Перечень видов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, и республиканских органов государственного управления (должностных лиц), принимающих (издающих) их, следующий:

межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), нормы охраны труда, другие межотраслевые нормативные правовые акты принимают – Министерство труда и социальной защиты или это Министерство совместно с республиканскими органами государственного управления, осуществляющими регулирование и управление в соответствующих отраслях сферах деятельности;

гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), санитарные правила и нормы (СанПиН) – Министерство здравоохранения, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь (его заместители);

государственные стандарты (СТБ) – Государственный комитет по стандартизации, Министерство архитектуры и строительства;

строительные нормы Беларуси (СНБ) – Министерство архитектуры и строительства;

правила технической безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) – Министерство по чрезвычайным ситуациям;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных