ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 15 страницаправила устройства (ПУ), правила технической эксплуатации (ПТЭ), правила безопасности при эксплуатации (ПБ), правила техники безопасности при эксплуатации (ПТБ) – Министерство энергетики; отраслевые правила по охране труда (ПОТ О), типовые инструкции по охране труда (ТИОТ О), другие отраслевые нормативные правовые акты, технические нормативные правовые акты – республиканские органы государственного управления, осуществляющие регулирование и управление в соответствующих отраслях (сферах деятельности). Следует заметить, что в последующем был принят Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», согласно которому введены новые виды документов: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики. В связи с этим правоотношения в области охраны труда регламентируются техническими кодексами установившейся практики. Данный вид документов нашел широкое применение на практике. Это обстоятельство, надо полагать, найдет отражение при пересмотре указанного нормативного правового акта. Требования по охране труда излагаются также в стандартах на продукцию производственного назначения, в разделах «Требования безопасности» технических условий, в технологических регламентах на ведение процесса, проектах производства работ, нарядах-допусках на производство работ с повышенной опасностью и др. Следует отметить, что нормативные правовые акты проходят правовую экспертизу в Министерстве юстиции, а затем регистрируются в Национальном центре правовой информации и заносятся в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Только после правовой регистрации нормативные правовые акты признаются вступившим в силу.
3.35. Как подразделяются нормативные акты по охране труда по сфере их действия? Система нормативных правовых актов по охране труда классифицируется по ряду критериев, одним из которых является сфера распространения действия нормативного правового акта. В ряде литературных источников указанные нормативные правовые акты по сфере распространения их действия подразделяются на: единые, межотраслевые и отраслевые. Единые нормативные правовые акты распространяются на все отрасли экономической деятельности и всех нанимателей, независимо от форм собственности, видов хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности. Такие нормативные правовые акты утверждаются Министерством труда и социальной защиты, Министерством здравоохранения, Министерством архитектуры и строительства, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерством энергетики, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. Межотраслевые нормативные правовые акты распространяются на ряд отраслей, производств, на отдельные виды работ либо отдельные типы оборудования. Такие документы утверждают те же органы, что и нормативные правовые акты единого характера. Отраслевые нормативные правовые акты являются обязательными в той или иной отрасли. Эти документы утверждаются соответствующими республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты. Данные нормативные правовые акты составляют одну из самых многочисленных групп нормативных правовых актов по охране труда. Деятельность по охране труда регламентируется локальными нормативными правовыми актами, утверждаемыми нанимателями. Эта самая многочисленная группа нормативных правовых актов, количество которых трудно поддается оценке.
3.36. Как классифицируются нормативные правовые акты по охране труда по характеру регламентируемых ими вопросов? В ряде литературных источников нормативные правовые акты по характеру регламентирования вопросов охраны труда подразделяют на ряд групп. Первая группа норм этих правовых актов направлена на обеспечение безопасности труда на стадии проектирования производственных объектов, конструирования машин, механизмов и оборудования, а также их создания и производства. Указанные нормативные правовые акты регулируют вопросы, связанные с согласованием проектной и конструкторской документации, проведением ее экспертизы, утверждения и т.п. Вторая группа нормативных правовых актов направлена на обеспечение безопасности во время самого процесса производства. Нормативные документы этой группы устанавливают порядок разработки, согласования и утверждения правил и инструкций по охране труда, обязанности руководителей и специалистов по обеспечению требований охраны труда и работников – по выполнению установленных требований безопасности труда. Третья группа нормативных правовых актов предусматривает меры по устранению или снижению воздействия на работающего неблагоприятных производственных факторов, устанавливает предельно допустимые величины вредных производственных факторов, а также порядок предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда и права работников, здоровью которых нанесен вред вследствие несоблюдения требований охраны труда. Нормативные правовые акты этой группы определяют порядок выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, мыла и других смывающих и обезвреживающих средств, молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, установления надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам, проведения медицинских осмотров и др. К этой группе следует отнести документы, хотя непосредственно не регулирующие отношения по охране труда, но содействующие обеспечению труда на производстве (о порядке выделения и расходования средств на охрану труда, перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пропаганды охраны труда и др.). Четвертая группа нормативных правовых актов определяет порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, а также ответственности за их нарушения.
3.37. Каким образом применяются межгосударственные стандарты? Согласно Закону Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» межгосударственные стандарты применяются на территории Республики Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь. Межгосударственные стандарты могут вводиться в качестве национальных государственных стандартов в порядке, установленном указанным Законом. Межгосударственные стандарты могут применяться на стадии разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг. Они также могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов установившейся практики. В этих случаях в технических регламентах, технических кодексах установившейся практики делаются ссылки на межгосударственные стандарты либо их текст частично воспроизводится. В случае, если в техническом регламенте дана ссылка на межгосударственный стандарт, то требования последнего являются обязательными для соблюдения. Требования межгосударственного стандарта являются обязательными для соблюдения и в случае, если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке заявили об этом.
3.38. Что такое система стандартов безопасности труда, какова ее структура и виды стандартов? Согласно ГОСТ 12.0.001. «ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Общие положения» система стандартов безопасности труда (ССБТ) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством. ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органах. Нормы и правила, утверждаемые органами государственного надзора, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны. Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения должны быть учтены в стандартах и технических условиях, в нормативно-технической, а также в конструкторской, технологической и проектной документации. ССБТ включает следующие группы: 0 – организационно-методические стандарты; 1 – стандарты требований и норм по видам опасных с вредных производственных факторов; 2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию; 3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам; 4 – стандарты требований к средствам защиты. Стандарты группы «0» устанавливают: организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.); требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.). Стандарты группы «1» устанавливают: требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик; методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов; методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов. Стандарты группы «2» устанавливают: общие требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты группы «3» устанавливают: общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам (видам)технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности. Стандарты группы «4» устанавливают: требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты; классификацию средств защиты. Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта. Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются государственными стандартами. В группе стандартов «0» допускается разрабатывать стандарты предприятий.
3.39. Какие объекты являются объектами стандартизации в области охраны труда? Согласно ГОСТ 12.0.001. «ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Общие положения» объектами стандартизации ССБТ являются правила, нормы и требования, направленные на обеспечение безопасности труда: основные положения системы стандартов безопасности труда; метрологическое обеспечение безопасности труда; классификация опасных и вредных производственных факторов; термины и определения основных понятий в области безопасности труда; общие требования безопасности по видам опасных и вредных производственных факторов (общие требования электробезопасности, пожаро- и взрывобезопасности и др.), а также методы защиты работающих от этих факторов; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов; предельно допустимые значения параметров опасных и вредных производственных факторов. Примечание. Предельно допустимые значения параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах устанавливаются в стандартах ССБТ по нормам, предложенным Минздравом СССР, и согласованию с министерствами и ведомствами не полежат; общие требования безопасности к производственному оборудованию и к группам производственного оборудования, а также методы контроля и оценки выполнения требований безопасности; общие требования безопасности к комплексам производственного оборудования, работающим в автоматическом и /или полуавтоматическом режимах и методы контроля; общие требования безопасности к производственным процессам и видам технологических процессов, а также методы контроля выполнения требований безопасности; классификация средств защиты работающих; общие технические требования к классам и видам средств защиты работающих; методы контроля и оценки защитных и гигиенических свойств средств защиты работающих; номенклатура показателей качества классов и видов средств защиты работающих; общие требования к маркировке средств защиты работающих; требования к цветам и знакам безопасности.
3.40. Каков порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий? Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий и изменений к ним установлен СТБ 1.3-98 «Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий». Технические условия (ТУ) разрабатываются при отсутствии государственных стандартов, распространяющихся на данную продукцию, а также в тех случаях, когда их разработка предусмотрена стандартом на продукцию для дополнения или уточнения требований стандартов. Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны противоречить требованиям нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, распространяющихся на данную продукцию, а также на исходную продукцию (изделия, материалы, вещества). Построение, изложение и оформление ТУ осуществляется в соответствии с: ГОСТ 1.114-95 «ЕСКД. Технические условия»; ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам»; СТБ 1.3-98 «Порядок разработки, согласования, утверждения и государственной регистрации технических условий». Необходимость согласования проектов ТУ с заинтересованными органами устанавливается в техническом задании на разработку продукции, а при отсутствии этого – определяется разработчиком, который руководствуется действующим законодательством. Согласование ТУ с органами государственного надзора осуществляется в соответствии с РД РБ 03180.47-98 «Согласование технических условий с органами государственного надзора». Если имеются государственные стандарты Республики Беларусь, устанавливающие технические требования к данной продукции («общие технические условия», «технические условия», «общие технические требования», «технические требования», «требования безопасности»), то согласования ТУ с органами государственного надзора не требуется. ТУ утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации-разработчика или руководитель (заместитель руководителя) организации-изготовителя, если он является держателем подлинника ТУ. Порядок разработки ТУ может быть установлен вышестоящим органом (министерство, концерн).
3.41. Какие основные документы по охране труда должны вестись в организации? Перечень документов по охране труда, которые должны вестись в организации, в централизованном порядке и в обобщенном виде не установлен, и во многом обусловлен характером производственной деятельности организации. В зависимости от того, какие виды деятельности осуществляются, какие используются машины, механизмы, оборудование, эксплуатируются производственные объекты, составляются и ведутся соответствующие документы (журналы, приказы, перечни, акты, ремонтная и эксплуатационная документация и т.п.), предусмотренные действующими правилами, положениями по безопасной эксплуатации этих объектов, машин, механизмов, безопасному производству работ. Тем не менее, имеется целый ряд документов, которые являются обязательными независимо от специфики производственной деятельности. К ним, в частности, относятся: перечень действующих инструкций по охране труда; журнал регистрации инструкций по охране труда; журнал выдачи инструкций по охране труда; инструкции по охране труда для работников всех профессий и на все виды выполняемых работ; программа вводного инструктажа по охране труда; перечень должностей и профессий работников, для которых не проводится инструктаж по охране труда на рабочем месте; журналы регистрации инструктажей по охране труда; приказы о создании комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда, проведению общих технических осмотров зданий и сооружений, приемке в эксплуатацию отдельных станков, установок, оборудования, пожарно-технической комиссии, инженерно-врачебной бригады, добровольных пожарных дружин и боевых расчетов, других аналогичных формирований; протоколы комиссии по проверке знаний работников по вопросам охраны труда; удостоверения по охране труда; перечень профессий и работ, по которым проводится проверка знаний работников по вопросам охраны труда; перечень должностей руководителей и специалистов, подлежащих периодической проверке знаний по вопросам охраны труда; журналы регистрации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; журнал регистрации микротравм; акты о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях и материалы их расследований; перечни контингентов и список лиц, подлежащих предварительному и периодическим медицинским осмотрам; перечни работ с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда (для запрещения использования на них труда женщин и лиц моложе 18 лет); перечень профессий и должностей работников на бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; молока или других равноценных пищевых продуктов; смывающих и обезвреживающих веществ; перечни профессий и должностей работников с вредными условиями труда, которым предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и перечень работников, которым предоставляется дополнительный отпуск в связи с ненормированным рабочим днем; перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей, дающих право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2; документы по аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; паспорта на оборудование, машины, механизмы; акты о вводе в эксплуатацию объектов и установок; техническая документация на здания и сооружения; акты и протоколы осмотров и испытаний оборудования; схемы электро-, водо-, газо- и теплоснабжения; лицензии, разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности; графики осмотров, испытаний, проведения регламентных и ремонтных работ; наряды-допуски на выполнение работ с повышенной опасностью; специфическая документация по пожарной, радиационной, лазерной, химической безопасности, перевозке опасных грузов; приказы о назначении ответственных лиц по различным вопросам, связанным с обеспечением безопасности труда; копии отчетов о травматизме, заболеваемости, условиях труда. Как отмечалось выше, данный перечень не является исчерпывающим.
3.42. Какая документация необходима для обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии со стандартом СТБ 18001-2009? Национальным стандартом предусмотрено подразделение документов по охране труда на документацию и записи. При этом: к документации относятся те документы, которые нормируют, регламентируют, устанавливают соответствующие правила и нормы; к записям – документы, фиксирующие результаты проделанной работы или какие-либо факты. Для обеспечения функционирования системы управления охраной труда необходима разнообразная информация. Документ – это информация и ее носитель. Носители информации: бумажный, магнитный, электронный, фотографический, контрольный образец и т.п. Информация содержится в процедурах, стандартах, спецификациях, чертежах, схемах, рисунках, эскизах, отчетах, аудио- и видеозаписях, инструкциях и т.п. Документ предусматривает требования или то, как должна осуществляться деятельность. Национальными стандартами по аналогии с системами управления другими видами деятельности предусмотрена следующая иерархия документации: Руководство по системе управления охраной труда; операционные процедуры; рабочие инструкции; записи и другая сопутствующая документация. В Руководстве по системе управления охраной труда описываются ключевые элементы и взаимодействие различных частей системы. Руководство по системе управления охраной труда может: быть отличным по структуре от структуры стандарта; иметь общее ядро с приложениями; быть сборником процедур и других документов; быть частью документации по системе управления охраной труда; быть представленным более, чем одним документом; быть отдельным документом или иначе. Важным аспектом в построении Руководства является выполнение перекрестных ссылок на документацию других уровней системы (процедуры, инструкции и т.п.). Возможные виды информации: законодательные и иные обязательные требования; письма, приказы, решения, постановления; акты, предписания надзорно-контрольных органов; информация о производственных опасностях и связанных с ними рисках; информация о состоянии условий и охраны труда; результаты паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда; критерии оценки и стимулирования деятельности по охране труда; декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов; письма и запросы заинтересованных сторон; всевозможные отчеты; ответы на запросы; сведения о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах на производственных объектах и материалы об их расследовании; рекламные материалы; публикации в средствах массовой информации. Учитывая такую множественность видов информации и ее различную значимость, организация должна установить и поддерживать информацию на удобных для нее носителях, например, бумажных или электронных. Информация должна: описывать основные элементы системы управления и их взаимодействие; обеспечивать направление к смежной документации. Процедуры содержат письменно оформленную базу и определяют, как должны выполняться операции. Процедуры подразделяются на: общесистемные – единые для всех систем управления (обучение, информирование, управление документацией, операциями, мониторинга, аудиты, анализ со стороны высшего руководства и др.); специальные – рассматривают управление специфическими для данной системы операциями (идентификация опасностей, оценка риска, оценка деятельности по охране труда и ее стимулирование и др.). Наряду с таким подразделением процедур в отдельных литературных источниках, применительно к системе управления охраной труда, общесистемным процедурам придается признак, согласно которому это такие процедуры, которые описывают виды деятельности, определенные в стандарте (идентификация опасностей и анализ рисков, обучение, взаимодействие, внутренние аудиты и др.). В отличие от них специальные процедуры описывают управление операциями. Процедура дает описание процесса, но не может свидетельствовать о его выполнении (данную роль выполняют записи). Процедура должна быть максимально лаконична по объему (практика показывает, что в большинстве случаев наиболее оптимальным является объем процедуры не более 3 листов). Национальный стандарт не содержит требования об обязательной переработке действующих в организации документов по охране труда (порядок, положение, стандарт организации по безопасности труда, рекомендации, методика и др.) в процедуры. Национальным стандартом предусмотрена разработка следующих процедур: идентификация законодательных и иных требований; идентификация опасностей и оценка рисков; планирование работы по охране труда; обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда; консультации, информирование, пропаганда охраны труда; управление документацией; управление записями; управление операциями; готовность к аварийным ситуациям; расследование аварий, инцидентов, несчастных случаев и профессиональных заболеваний; проведение аудитов функционирования системы; проведение мониторингов и измерение эффективности; анализ со стороны руководства; предупреждающие и корректирующие действия; проектирование рабочих мест, технологических процессов; калибровки и техническое обслуживание контрольно-измерительной аппаратуры, используемой для проведения мониторинга и измерений; идентификация возможных инцидентов и аварийных ситуаций и ответных действий; определение ответственности и полномочий за: устранение и расследование несчастных случаев, инцидентов, несоответствий; проведение действий по смягчению последствий несчастных случаев, инцидентов или несоответствий; идентификация, ведение и размещение записей по охране труда, а также результатов аудита и анализа. Наряду с процедурами, предусмотренными стандартом, в организации целесообразно также разработать и другие процедуры, регламентирующие различные аспекты работы по охране труда и порядок выполнения соответствующих работ, связанных с охраной труда: нормативное и ресурсное обеспечение управления охраной труда; создание новых рабочих мест; оценку состояния безопасности и гигиены труда; стимулирование за работу по охране труда; участие работников и их представительных органов в управлении охраной труда; отражение требований безопасности в конструкторской и технологической документации; прием на работу и профессиональный отбор работников по отдельным специальностям; медицинское освидетельствование работников; выполнение работ в командировках; использование личного транспорта работников в интересах организации; надзор за объектами повышенной опасности; выполнение работ с повышенной опасностью; перевозки опасных грузов; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и профилактики; санитарно-бытовое обеспечение работников и др. Для работников, выполняющих конкретные задачи, предназначены рабочие инструкции: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схема процесса, эскизы, рисунки, серии фотографий или других иллюстраций, таблицы, графики, программы обучения, планы локализации аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий и т.п. Рабочие инструкции занимают подчиненное положение по отношению к процедурам.
3.43. Какие документы дополнительно должны быть заведены при внедрении СТБ 18001-2009? Национальным стандартом по управлению охраной труда предусмотрено ведение следующих документов и записей: Документы: Система управления охраной труда в организации с указанием области ее применения (п. 4.1 СТБ 18001-2009). Политика организации в области охраны труда (п. 4.3 СТБ 18001-2009). Документы о результатах оценки рисков (п. 4.3.1.СТБ 18001-2009). Цели в области охраны труда и программы для их достижения (п.4.3.3. СТБ 18001-2009). Обязанности, ответственность и полномочия лиц, осуществляющих управление охраной труда (п.4.4.1 СТБ 18001-2009). Перечень документов и записей, требуемых стандартом и установленных в организации (п. 4.4.4 СТБ 18001-2009). Процедуры: Процедуры по идентификации опасностей, оценке рисков и определению мер управления рисками (п. 4.3.1 СТБ 18001-2009). Процедуры для идентификации, получения информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечения доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда (п. 4.3.2 СТБ 18001-2009). Процедуры по определению компетентности, обеспечению обучения и осведомленности персонала в области охраны труда (п. 4.4.2 СТБ 18001-2009). Процедура по обмену информацией внутри организации, внешними организациями, иными заинтересованными лицами (п.4.4.3.1 СТБ 18001-2009). Процедура по консультированию с работниками и заинтересованными сторонами в области охраны труда (п. 4.4.3.2 СТБ 18001-2009). Процедура по обеспечению участия работников в управлении охраной труда (п. 4.4.3.2 СТБ 18001-2009). Процедуры по управлению документами системы управления охраной труда (п. 4.4.5 СТБ 18001-2009). Процедуры для операций и действий, связанных с идентифицированными рисками, для которых необходимо применять меры управления (п. 4.4.6 СТБ 18001-2009). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|