Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 19 страница




Проводимые выставки по охране труда являются также важным средством пропаганды охраны труда.

Действенность пропагандистских мероприятий по охране труда обеспечивается сочетанием изложенных форм представления информации работникам.

В целях повышения действенности пропагандистских мероприятий целесообразно использовать местный фактический материал, активную форму, предполагающую участие самих работников в обсуждении рассматриваемой проблемы, информирование работников о результатах проверок, выявляемых нарушениях правил и норм охраны труда, принимаемых мерах по их пресечению и профилактике.

Не рекомендуется использовать пропагандистские материалы со страшными натурными изображениями. Это отрицательно действует на работников, порождая неуверенность и страх во время работы. Плакат должен учить, а не пугать.

Убедительность пропагандистским мероприятиям придают оценки материального ущерба, которым сопровождаются несчастные случаи и профессиональные заболевания.

 

3.76. Чем следует руководствоваться при решении вопроса о создании кабинета или уголка по охране труда?

Согласно Типовому положению о кабинете охраны труда (утверждено постановлением Министерства труда Республики Бела­русь от 8 ноября 1999 года № 144 (с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2005 г. № 44) кабинеты охраны труда на предприятии и в его структурных подразделениях создаются при численности работающих более 100 человек. При численности работающих до 300 человек кабинет охраны труда может быть совмещен с кабинетом для учебных занятий (техническим кабинетом).

Наряду с кабинетами охраны труда в структурных подразделениях организации создаются уголки по охране труда.

При численности работающих менее 100 человек функции кабинетов охраны труда могут осуществляться на базе уголков по охране труда.

Порядок функционирования кабинетов и уголков по охране труда, их оснащенность определены указанным Типовым положением.

 

3.77. Каков порядок проведения паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда?

Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда на предприятии проводится с целью гигиенической оценки фактического состояния условий и характера труда на рабочих местах, получения и обобщения достоверной информации, необходимой для установления приоритетности в разработке и проведению мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда, а также для принятия управленческих решений по этим вопросам.

Эта работа проводится в соответствии с Инструкцией о проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11 (с изменениями и дополнениями от 19 ноября 2007 г. № 150), и завершается составлением по каждому производственному подразделению Паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда.

В Паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда вносятся данные:

о количестве рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

характеризующие состояние санитарно-бытового обеспечения работников организации;

о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (без отпусков по беременности и родам).

К Паспорту структурного подразделения прилагаются следующие таблицы.

В таблице 1 указываются категория производственных помещений и класс зон производственных помещений (цеха, участка) по взрывопожарной и пожарной опасности при ее заполнении в первый раз. Дополнительные записи вносятся по тем помещениям, где произошли изменения по данным показателям (с указанием даты).

В таблице 2 указываются рабочие места в производственных помещениях структурного подразделения, не соответствующих ус­тановленным нормам по площади и объему на одного работника, а также здания (сооружения), находящиеся в технически неудовлетворительном состоянии.

В таблице 3 указываются рабочие места (участка, мастерской), на которых производственные факторы (шум, вибрация, запыленность, загазованность воздуха и другое) превышают предельно допустимые уровни или концентрации, установленные санитарно-гигиеническими нормами. При паспортизации не учитываются фак­торы производственной среды, изменяющиеся в зависимости от погодных и климатических условий.

В таблице 4 содержатся сведения по санитарно-бытовому обеспечению работников (участка, мастерской).

Паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда проводится по всем рабочим местам, во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года.

Паспортизация условий и охраны труда осуществляется на основании приказа по организации. В приказе определяются сроки проведения паспортизации, объекты, подлежащие паспортизации, порядок сбора и обобщения исходных данных, а также лица, осуществляющие эту работу.

К проведению паспортизации привлекаются работники отделов и служб (при их наличии) главного механика, технолога, энергетика, труда и заработной платы, капитального строительства, медико-санитарной части, здравпункта, других структурных подразделений организации.

Служба охраны труда оказывает методическую помощь в проведении паспортизации.

 

3.78. Каков порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда?

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях:

выявления вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, определения их характеристик и последующего использования полученной информации для идентификации опасностей, оценки связанных с ними рисков, определения мер по управлению рисками;

разработки мероприятий по улучшению условий труда;

определения прав работников на пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 1 и Списку № 2;

определения прав работников на дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

определения права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

определения прав работников на оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

решения вопроса о связи заболевания работника с его профессиональной деятельностью при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза заболевания;

определения рабочих мест, занятые на которых работники, утрачивают право на компенсации по условиям труда в связи с проведением мероприятий по улучшению условий труда;

подготовки обоснований для установления скидки к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

информирования об условиях труда поступающих на работу и об их изменении в процессе трудовой деятельности.

В связи с принятием Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» результаты аттестации рабочих мест по условиям труда являются основанием, влекущим обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию соответствующих работников.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с:

Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (с изменениями и дополнениями от 12 января 2009 г. № 25);

Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (с изменениями и дополнениями от 13 января 2009 г. № 7 и от 30 декабря 2010 г. № 184), на основании указанного Положения, Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов 13-2-2007 «Гигиеническая классификация условий труда», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 176, и Инструкции 2.2.7.11-11.200-2003 «Гигиеническая оценка характера трудовой деятельности по показателям тяжести и напряженности труда», утвержденной постановлением Главного государственного врача Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. № 165;

Санитарными правилами, нормами, гигиеническими нормативами, устанавливающими государственные нормативы для вредных производственных факторов и методики их измерения;

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей служащих;

другими документами.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится с периодичностью один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.

Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:

в случае изменения законодательства, требующего ее проведения;

при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;

по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;

по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).

Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производственного назначения. Приказ руководителя организации об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест.

Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, применяются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, либо особые условия труда, соответствующие требованиям списков, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются со дня издания приказа руководителя организации об утверждении результатов аттестации.

Для организации работы по проведению аттестации руководитель организации издает приказ, которым:

утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия;

назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации;

при необходимости создаются аттестационные комиссии в структурных подразделениях;

устанавливаются сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).

В состав аттестационной комиссии включаются работники служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы, промышленно-санитарной лаборатории, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представители профсоюза (профсоюзов).

Аттестационная комиссия:

осуществляет проведение аттестации, а также организационное, методическое руководство и контроль за ее ходом;

формирует в организации необходимую для проведения аттестации нормативную правовую базу и организует ее изучение;

В перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, аттестационная комиссия включает рабочие места, на которых:

работники имеют право на пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда;

работники получают дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

работникам в связи с вредными и (или) опасными условиями труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени;

работникам по условиям труда установлены доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

проведены мероприятия по улучшению условий труда.

Наряду с этим аттестационная комиссия подготавливает соответствующие обоснования и составляет перечень аналогичных рабочих мест, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:

профессии или должности одного наименования;

выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

работа в однотипных помещениях, где используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения или на открытом воздухе;

как правило, одинаковое расположение объектов (оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;

одинаковый набор вредных и (или) опасных факторов производственной среды одного класса и степени.

Аттестационная комиссия устанавливает соответствие наименования профессий рабочих и должностей служащих Общегосударственному классификатору Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД).

При установлении несоответствий аттестационная комиссия направляет служебную записку руководителю организации по данному вопросу.

Руководителем организации издается приказ о внесении изменений в штатное расписание, на основании которого в порядке, установленном законодательством; вносятся необходимые записи в трудовые книжки работников и вносятся изменения в другие документы.

Для практического выполнения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия:

определяет объем необходимых исследований вредных и опасных производственных факторов и организует их проведение;

определяет лаборатории и другие организации, имеющие право на проведение исследований и инструментальных замеров факторов производственной среды для аттестации рабочих мест, и вносит предложения о заключении договоров с соответствующими организациями. При этом обращается внимание на область аккредитации, срок действия аттестата аккредитации, стоимость выполнения работ, другие обстоятельства;

для оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса организует силами специалистов организации (на договорной основе другими организациями) проведение фотографий рабочего дня и оформление карт фотографии рабочего времени.

Перед началом измерений уровней вредных и опасных факторов производственной среды на рабочих местах основное и вспомогательное производственное оборудование, технологические процессы, средства коллективной защиты, освещение и другое приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов (в том числе технических нормативных правовых актов), а также принимаются необходимые меры по устранению выявленных недостатков.

В ходе проведения аттестации подлежат оценке все имеющиеся на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса.

Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводятся испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.

Измерения уровней вредных и опасных факторов производственной среды проводятся в присутствии представителя аттестационной комиссии при ведении производственных процессов в соответствии с технологической документацией при исправных, эффективно действующих средствах защиты и характерных производственных условиях.

Оценка факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса проводится путем сопоставления полученных в результате измерений и исследований их фактических величин с гигиеническими нормативами и последующим соотнесением величин отклонения каждого фактора производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с критериями, на основании которых устанавливается класс условий труда.

Результаты измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды и результаты количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса для аттестации оформляются протоколами по установленным формам.

Сведения о результатах оценки условий труда заносятся в карту и удостоверяются подписями членов аттестационной комиссии и ее председателя. Допускается составление одной карты на группу аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда рабочих мест.

К карте прилагаются:

карта фотографии рабочего времени;

протоколы измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации;

протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса.

По результатам аттестации устанавливается класс (степень) вредности и опасности условий труда на рабочем месте.

По итогам аттестации составляются:

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

перечень рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования;

план мероприятий по улучшению условий труда.

Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.

В итоговые документы по оценке условий труда при аттестации включаются также:

приказ о проведении аттестации и создании аттестационной комиссии;

перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации, с указанием аналогичных рабочих мест и оцениваемых факторов условий труда;

копия аттестата аккредитации на право проведения измерений и оценок условий труда привлекаемой для проведения этой работы организации с приложением, характеризующим область ее аккредитации (или выписки из области аккредитации, заверенной в установленном порядке);

карты фотографии рабочего времени;

карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

протокол аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;

протоколы измерений и исследований;

приказ об утверждении результатов аттестации.

Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работнику права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся организацией в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.

При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.

Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на нанимателя. В случае несвоевременного проведения аттестации льготные пенсии за не аттестованный период выплачиваются из собственных средств нанимателя (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536).

Наряду с этим наниматель и должностные лица несут ответственность, предусмотренную статьями 9.14, 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

3.79. Как осуществляется контроль за соблюдением правил и норм по охране труда?

Строгое и точное соблюдение правил и норм по охране труда немыслимо без осуществления контроля, который должен быть дей­ственным, повсеместным и постоянным.

Выше указывалось, что контроль сопровождаются вмешательством в деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта, в том числе и путем принятия мер принуждения к выполнению установленных требований по охране труда. (см. ответ на вопрос 2.7).

Организация такого контроля возлагается на нанимателя.

Основными видами контроля в организации являются:

самоконтроль и взаимный контроль работников;

оперативный контроль непосредственных руководителей работ и других должностных лиц;

совместный (периодический) контроль, осуществляемый на паритетной основе представителями нанимателя и представителями профсоюзов;

контроль, осуществляемый службой охраны труда и другими контролирующими службами нанимателя;

производственный контроль за промышленной безопасностью опасных производственных объектов;

производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий;

общественный контроль профсоюзов.

Все виды контроля осуществляются по намеченной программе и в пределах полномочий, определенных должностными или обще­ственными обязанностями.

Наиболее грубые и очевидные нарушения правил и норм охраны труда, влекущие создание опасной ситуации на рабочих местах, обязано пресекать любое должностное лицо.

Внешними по отношению к организации органами осуществляется:

ведомственный контроль;

контроль, осуществляемый государственными органами надзора и контроля.

 

3.80. Что такое периодический (совместный) контроль и как он осуществляется?

Как следует из названия, совместный (периодический) контроль осуществляется совместно на паритетной основе представителями нанимателя и представителями профсоюзов.

Такой контроль организуется в соответствии с Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159. Данный контроль осуществляется на всех ступенях управления организацией с установленной периодичностью, при этом чем ниже ступень управления, тем выше систематичность (периодичность) такого контроля: ежеквартально, ежемесячно, ежедневно.

Ежедневно периодический (совместный) контроль проводится руководителем подразделения с участием общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников).

Ежемесячно такой контроль проводится начальником цеха с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха и представителей службы охраны труда (инженера по охране труда). Указанными лицами контроль проводится по установленному перечню вопросов, при этом также проверяются организация и результаты ежедневного контроля.

В последующем состояние охраны труда на уровне бригады, участка (смены), лаборатории ежеквартально проверяется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, общественного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников). По аналогии ежеквартальный контроль проводится также по установленному перечню вопросов, при этом проверяются организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля.

Преимуществами периодического (совместного) контроля являются его регламентированность (проводится со строго установленной периодичностью и по установленному кругу вопросов), а также личное участие в нем руководителей всех рангов (устанавливается положением о проведении контроля и должностными обязанностями по вопросам охраны труда).

Результаты контроля заносятся в соответствующие журналы, и устранение нарушений находится под постоянным контролем соответствующих руководителей и профсоюзных представителей (уполномоченных лиц по охране труда).

Деятельное участие в осуществлении указанного контроля принимают работники службы охраны труда, которые совместно с профсоюзным комитетом проводят обучение профсоюзных активистов, обеспечивают участвующих в этом контроле работников необходимыми нормативными правовыми актами, методическими посо­биями и т.п.

 

3.81. Каков порядок осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труде?

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляют профсоюзы. (См. ответ на вопрос 2.22.).

При отсутствии в организации профсоюзов общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица. (См. ответ на вопрос 2.23.).

 

3.82. С какой целью должны проводиться аудиты и как они подразделяются?

Аудит является инструментом для получения достоверной информации о функционировании системы управления охраной труда в организации. Основное назначение аудитов – предоставить информацию высшему руководству о функционировании системы управления охраной труда для анализа им ее эффективности.

Аудиты проводятся с целью:

определить соответствие или несоответствие системы управления охраной труда требованиям стандарта;

определить эффективность системы управления для достижения поставленных целей;

определить потенциал для дальнейшего совершенствования системы управления охраной труда;

обеспечить выполнение требования законодательства;

сертификации системы управления качества на ее соответствие требованиям стандарта.

При проведении аудита проводится проверка функционирования системы, а не работы подразделений и отдельных работников.

Аудит (от латинского) – слушание. Следовательно, аудитор – слушающий, а аудитория – место, где происходит слушание. С точки зрения правового положения аудитор – лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.

Аудиты подразделяются на:

аудиты первой стороны – проводятся самой организацией в собственных интересах;

аудиты второй стороны – аудиты, проводимые организацией в собственных целях в другой организации (поставщик, подрядчик), К ним относятся и корпоративные аудиты;

аудит третьей стороны – осуществляется независимой организацией (не заинтересованной в результатах аудита). Такие аудиты, как правило, проводятся для целей сертификации, решения вопроса о присуждении премии и т.п.

Аудит первой стороны – внутренний аудит.

Аудит второй и третьей стороны – внешний аудит.

Вертикальный аудит – аудит, при котором подразделение проверяется по всем пунктам стандарта, по всем аспектам управления охраной труда.

Горизонтальный аудит – аудит, при котором определенный пункт стандарта, аспект управления охраной труда проверяется во всех подразделениях.

Комбинированный аудит – одновременный аудит системы менеджмента качества, системы менеджмента окружающей среды, сис­темы управления охраной труда.

Совместный аудит – аудит, проводимый совместно двумя или более организациями.

Аудит соответствия (внедрения). В результате его проведения устанавливается, насколько на практике обеспечивается выполнение требований системы управления охраной труда, установленных процедур и критериев («опиши, что нужно делать, как нужно делать, а делай так, как написано»).

Аудит адекватности (настольный аудит, аудит документации). В результате его проведения устанавливается, насколько система управления охраной труда организации соответствует требованиям СТБ 18001-2009.

В отличие от контроля проведение аудита не предусматривает вмешательства в деятельность проверяемого субъекта. Аудиторам не предоставлено для этого полномочий.

Следует также отметить, что результаты аудита не должны служить в качестве основания для привлечения к ответственности работников.

 

3.83. Какое понятие вкладывается национальным стандартом в термин «несоответствие» и как они подразделяются?

По результатам аудита, при наличии несоответствий, по ним составляется отдельный отчет.

По определению национальных стандартов, несоответствие – это невыполнение установленных требований, или основанные на фактах доказательства различий между установленными требованиями и фактической их реализацией.

Несоответствие не должно рассматриваться отрицательно, ибо раскрытие несоответствия предоставляет возможность совершенствования системы через осуществление корректирующих действий.

Следует отметить разный подход к классификации несоответствий по национальным стандартам и по британской спецификации OHSAS 18001:2007 – общепризнанному документу для международной сертификации систем управления охраной труда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных