ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Каковы методы защиты работников от вредных веществ и пыли? 20 страницаСогласно ТКП 5.1.12-2006 «Порядок сертификации систем управления охраной труда. Основные положения»: существенное несоответствие – несоответствие, идентифицированное как недопустимый риск здоровью и безопасности персонала или другое отклонение от требований на систему управления охраной труда, устранение которого требует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, подготовки специалистов, длительного времени (более шести месяцев) и которое существенно повлияет на функционирование системы управления охраной труда; несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований (критериев) или отклонение от установленного требования на систему управления охраной труда, не являющееся недопустимым риском здоровью и безопасности персонала, устранение которого не требует изменения организационной структуры организации, значительных материальных затрат и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение двух месяцев с момента выявления. Окончательное решение по категории несоответствия принимает руководитель группы по аудиту. Согласно британской спецификации: существенное несоответствие – невыполнение пунктов стандарта, систематические несоответствия; несущественное несоответствие – отдельная ошибка, несистематический сбой в работе. Квалификация несоответствий осуществляется по отношению к функционированию системы, а не по их последствиям. Поэтому несущественное несоответствие может оказать очень существенное воздействие на состояние охраны труда, привести к серьезным нежелательным последствиям. По выявленным несоответствиям осуществляются необходимые корректирующие действия, направленные на устранение несоответствий.
3.84. Каково содержание термина «мониторинг»? Мониторинг означает наблюдение, измерение во времени. Мониторинги подразделяются на: предупреждающие (активные) – служат для получения информации об эффективности работы до возникновения аварийных ситуаций или несчастных случаев. Помогают в прогнозировании проблемы; ответные (реактивные) – выполняются после возникновения ситуаций и позволяют выявить слабые места в системе для их последующего устранения. Организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для мониторинга и измерения эффективности в области охраны труда. Эти процедуры должны предусматривать: качественные и количественные измерения, соответствующие потребностям организации; мониторинг степени достижения целей организации в области охраны труда; предупреждающие измерения результативности – показывают (демонстрируют), контролируют соответствие в отношении выполнения программы управления охраной труда, рабочих критериев и применимого законодательства и нормативных требований; ответные (последующие) измерения результативности для мониторинга несчастных случаев, заболеваний, инцидентов (включая промахи) и другие доказательства недостаточной результативности в области охраны труда; регистрацию данных и результатов мониторинга и измерений, необходимых для содействия дальнейшему анализу корректирующих и предупреждающих действий. Исходя из изложенного, проведение мониторингов служит лишь для получения информации о соответствии показателей условий труда, отслеживаемой деятельности по охране труда установленным требованиям. И та, и другая информация передается проверяемому субъекту. Мониторинг, также как и аудит, не предусматривают проводящими их лицами вмешательства в деятельность проверяемого субъекта, и проводящие их работники не наделены на это соответствующими полномочиями.
3.85. По каким показателям и направлениям деятельности по охране труда следует проводить мониторинги? Мониторинги ведутся, в частности, в следующих направлениях: качество и безопасность приобретаемых сырья, материалов, оборудования, других средств производства; организация и производство работ, безопасность производственных процессов; соблюдение режимов работы, технологических процессов; соблюдение требований к эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования; обращение с опасными и вредными веществами и материалами; санитарно-гигиенические условия труда; предупреждение и ликвидация аварийных ситуаций; организация обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда; организация выявления опасностей, оценки рисков, составление и актуализация реестра рисков; определение целей, задач и мероприятий по охране труда, составление программ управления и реализация указанного; проведение периодического контроля за выполнением требований охраны труда, проведением паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, аттестации рабочих мест по условиям труда; соответствие деятельности по охране труда законодательным и иным обязательным требованиям; выполнение планов проведения аудитов; выполнение корректирующих и предупредительных действий; проведение мониторингов и анализа со стороны высшего руководства. Проведение мониторинга и измерения эффективности включают: планирование и организацию работ по проведению мониторинга; осуществление мониторинга и измерения эффективности; оформление результатов мониторинга и измерения эффективности и передачу информации заинтересованным лицам; анализ информации и принятие решений по результатам проведения мониторинга и измерения эффективности. Если для проведения мониторинга и измерений требуется контрольно-измерительная аппаратура, то организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры для калибровки и технического обслуживания такой аппаратуры. Данные и результаты калибровки и технического обслуживания должны сохраняться.
3.86. В какой степени введение аудитов и мониторингов изменяет сложившуюся систему контроля за состоянием охраны труда в организации? Управление охраной труда в соответствии СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» обеспечивается проведением мониторингов и аудитов, а также осуществлением предупреждающих и корректирующих мероприятий и не требует проведения традиционно сложившихся видов контроля за состоянием условий и охраны труда. Вместе с тем введение в действие СТБ 18002-2009 не отменяют сложившихся форм контрольной работы по охране труда, установленных: Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 159, предусмотрено осуществление разнообразных видов контроля за состоянием условий и охраны труда; Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11, предусмотрено обязательное осуществление производственного контроля за промышленной безопасностью опасных производственных объектов; Санитарными правилами 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 декабря 2003 г. № 183, предусмотрено обязательное осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических и профилактических мероприятий; правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, лифтов, технологических трубопроводов, сосудов, работающих под давлением, и др. В связи с этим в целях исключения параллелизма и дублирования в организации необходимо разграничить сферы указанных проверочных мероприятий, что может повлечь изменения в содержании сложившихся видов контроля за состоянием охраны труда и функционированием системы управления охраной труда и периодичности их проведения. В свою очередь содержание программ аудитов, факторы условий труда, по которым осуществляются мониторинги должны учитывать то обстоятельство, что в организации по-прежнему должны проводиться обязательные виды контроля за состоянием охраны труда. Совершенно очевидно, что все проверочные мероприятия должны осуществляться по единому плану, предусматривающему минимальность всевозможных проверок и повышение их эффективности. Следует заметить, что при проведении всех многообразных видов проверочной работы по охране труда главным является то, какие меры предпринимаются после проведения любого из этих мероприятий для улучшения работы.
3.87. Нужна ли специальная служба по охране труда в организации? Согласно статье 227 Трудового кодекса Республики Беларусь и статье 16 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» для организации работы и осуществления контроля по охране труда в организации создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда на предприятии с меньшей численностью работающих принимает наниматель. При отсутствии службы, специалиста по охране труда эти обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками организация привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. Согласно Типовому положению о службе охраны труда организации, утвержденному постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 (с последующими изменениями и дополнениями), служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей, назначенному ответственным за организацию работы по охране труда. По своему статусу, в том числе по оплате труда, служба включается в состав основных производственно-технических подразделений организации, и ее решения, принятые в пределах предоставленных прав и полномочий, являются обязательными для выполнения руководителями и другими работниками всех подразделений организации.
3.88. Каковы основные обязанности инженера по охране труда (лица, исполняющего эти обязанности)? Обязанности инженера по охране труда (при отсутствии такой должности в штатном расписании эти обязанности исполняются другим работником) устанавливаются на основании Типового положения о службе охраны труда организации (утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Белауще от 24 мая 2002 г. № 82 (с последующими изменениями и дополнениями) и Квалификационного справочника должностей служащих (утвержден постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159) с учетом особенностей организации производства, труда и управления. Основными задачами инженера по охране труда являются: осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации; организация работы по охране труда; подготовка предложений, проектов планов мероприятий, распорядительных документов по обеспечению охраны труда на предприятии, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и контроль за их реализацией; оказание методической помощи структурным подразделениям предприятия в налаживании работы по охране труда. В соответствии с указанными задачами инженер по охране труда: проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, разрабатывает мероприятия по их предупреждению; оказывает методическую помощь подразделениям в разработке инструкций по охране труда; проводит вводный инструктаж по охране труда; организует пропаганду охраны труда на предприятии; участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; оказывает помощь в организации обучения работников по вопросам охраны труда; участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов производственного назначения; контролирует обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, своевременность и правильность ухода за этими изделиями; участвует в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда, охраны труда и здоровья работников; составляет отчетность об охране труда. Для выполнения этих обязанностей инженер по охране труда наделен широкими полномочиями (беспрепятственный доступ во все производственные помещения, ко всем документам, право затребования и получения объяснений от работников, приостановка работ до устранения нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью работников, выдача обязательных для исполнения предписаний и другие).
3.89. Каковы основные обязанности по охране труда непосредственного руководителя работ? Эти обязанности даже для одних и тех же работников однотипных организаций, могут значительно отличаться в зависимости от численности работающих, сложившейся структуры управления и штатного расписания. В условиях изменившихся экономических отношений во многих случаях требуется гибкая и оперативная перестройка производства, диктуемая потребностями рынка. Это обстоятельство требует от организаций изменения структуры производства, перехода на выпуск новой продукции, что, естественно, сопровождается изменением должностных обязанностей соответствующих руководителей и специалистов, в том числе и по охране труда. Вместе с тем основная работа по охране труда в структурных подразделениях организации имеет целый ряд обязательных элементов. В подразделениях организации работу по охране труда организуют их руководители, которые обязаны: выполнять мероприятия, обеспечивающие улучшение условий труда, снижение травматизма и заболеваемости; следить за исправным состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений, оборудования и инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъемных средств, инвентаря и оградительных устройств опасных мест; своевременно проверять и испытывать строповочные приспособления и контролировать правильное их хранение и использование в работе; следить за эффективной работой вентиляционных устройств, нормальным освещением помещений и рабочих мест, правильной организацией работы и рабочих мест, чистотой и порядком на вверенных им участках, не допуская захламления и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; организовывать безопасное хранение, транспортировку и применение ядовитых и взрывоогнеопасных веществ; принимать меры к предотвращению загрязнения воздушной среды на рабочих местах пылью и вредными веществами, обеспечению нормальных температурных условий в рабочих помещениях; обеспечивать работников питьевой водой, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты и профилактики (смывающими и обезвреживающими средствами, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, специальным питанием и т.п.), а также организовывать своевременную стирку и ремонт специальной одежды и специальной обуви; обеспечивать контроль за соблюдением подчиненными им работниками правил, инструкций, приказов, указаний по вопросам охраны труда; осуществлять обмен передовым опытом работы в области охраны труда; организовывать проведение инструктажа работников на рабочих местах и обучение их безопасным методам работы; обеспечивать работников инструкциями по охране труда, а производственные участки – необходимыми плакатами, предупредительными надписями; составлять планы работы по охране труда и обеспечивать их выполнение. Руководители структурных подразделений на основании документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимают меры по устранению вызвавших их причин, а также по предупреждению повторения подобных происшествий. Они обеспечивают выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренные коллективным договором и другими документами по охране труда, приказами и распоряжениями по организации, а также предписаниями органов надзора и контроля, представлениями профсоюзов. Они также участвуют в разработке планов внедрения в производство современных средств производства и технологий, обеспечивают контроль за соблюдением работниками правил, инструкций, положений, приказов по охране труда, принимают к нарушителям меры воздействия. Организатором создания безопасных условий труда на рабочих местах является мастер. Он следит за исправным состоянием и правильной эксплуатацией оборудования, приспособлений, ограждений, средств сигнализации и автоматики, работой вентиляционных систем и установок, нормальным освещением рабочих мест; обеспечивает правильное и безопасное использование электрооборудования и инструмента, газосварочного оборудования; осуществляет мероприятия по охране труда в соответствии с действующим законодательством, приказами, распоряжениями, предписаниями и представлениями. Совместно с общественным инспектором по охране труда (уполномоченным лицом по охране труда работников организации) мастер осуществляет оперативный контроль за состоянием охраны труда. Мастер проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, принимает участие в обучении работающих по охране труда, ведет журналы регистрации инструктажей на рабочем месте. Мастер допускает к работе с электроинструментами и электрооборудованием работающих, имеющих соответствующие удостоверение и квалификационную группу по электробезопасности. Он контролирует использование работающими специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты, следит за нормальным функционированием бытовых помещений. О происшедших несчастных случаях мастер немедленно докладывает начальнику цеха, обеспечивает участок средствами наглядной агитации и пропаганды охраны труда (инструкции, памятки, плакаты, стенды). Изложенные основные обязанности указанных руководителей производства конкретизируются в их должностных инструкциях, а также в документах, регламентирующих организацию работы по охране труда и управления этой деятельностью.
3.90. Может ли трудовой коллектив организации участвовать в решении вопросов охраны труда? Коллектив организации через профсоюзы, а в случае отсутствия таковых – через своих уполномоченных может участвовать в выработке решений по улучшению условий труда и осуществлять контроль за их выполнением. Основным инструментом и правовой базой для реализации таких полномочий трудового коллектива служит коллективный договор. Полномочия коллектива организации предусмотрены законодательством и ее уставом. Профсоюзный комитет в соответствии со своими уставными целями и действующим законодательством: выступает с инициативой о проведении переговоров с представителями нанимателя по разработке и заключению коллективного договора; создает совместно с нанимателем комиссию по ведению переговоров; получает от нанимателя необходимую информацию для ведения переговоров и выработки проекта коллективного договора, не допуская разглашения сведений, являющихся государственной или коммерческой тайной; при необходимости обращается за поддержкой своих требований к трудовому коллективу; совместно с нанимателем осуществляет обсуждение проекта коллективного договора в структурных подразделениях организации; осуществляет контроль за исполнением коллективного договора. Профсоюзный комитет осуществляет с нанимателем сотрудничество в решении вопросов охраны труда на принципах социального партнерства. Профсоюзный комитет: проводит воспитательную работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины, строгому и точному соблюдению требований безопасности труда; создает комиссию по охране труда, обеспечивает избрание общественных инспекторов по охране труда во всех структурных подразделениях организации и организует их работу; рассматривает полученную от нанимателя информацию, а в необходимых случаях – объяснения должностных лиц по вопросам охраны труда, относящимся к предмету общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда; вносит в необходимых случаях материалы о привлечении к ответственности должностных лиц, допускающих нарушения требований охраны труда; проводит общественную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного назначения, проектов модернизации производств; вносит предложения об отмене, внесении изменений и дополнений в локальные нормативные акты по охране труда; рассматривает предложения, заявления и жалобы работников по вопросам охраны труда; подписывает в предусмотренных случаях государственную статистическую отчетность. Профсоюзный комитет участвует в: выработке политики организации в области охраны труда, определении целей для ее реализации; разработке программ управления охраной труда для достижения намеченных целей; приемке в эксплуатацию объектов производственного и санитарно-бытового назначения. Наряду с этим профсоюзный комитет участвует в разработке и согласовании локальных нормативных правовых актов по охране труда, других документов, перечней работ, профессий и должностей работников, для которых требуется специальное регламентирование отдельных вопросов охраны труда. Представители профсоюзного комитета участвуют в: осуществлении периодического (совместного) контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением требований охраны труда; проведении паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда; расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; работе комиссий по проверке знаний работников по вопросам охраны труда; работе комиссии по трудовым спорам. В соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства о труде представители профсоюза: осуществляют осмотры, обходы рабочих мест, наблюдение за выполнением требований охраны труда; самостоятельно проводят проверки соблюдения требований охраны труда; участвуют в проверках соблюдения требований охраны труда, проводимых службой охраны труда, другими контролирующими службами организации, органами государственного надзора и контроля; выдают представления об устранении нарушений законодательства о труде и правил по охране труда; требуют немедленного устранения нарушений требований охраны труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью – приостановления работ до устранения этой угрозы. Профсоюзы имеют право на освещение своей деятельности всеми средствами массовой информации, имеющимися в организации. Активное участие самих работников, объединяющих их профсоюзов и иных представительных органов работников в выработке политики в области охраны труда, разработке и осуществлении мероприятий по ее реализации и управлении этой деятельностью является залогом успехов в этой работе. Каждый работник должен: оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю или любому должностному лицу о несчастном случае на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью для него и окружающих людей; принимать участие в рассмотрении проектов инструкций по охране труда, других документов, относящихся к его профессии и выполняемой работе; иметь право вносить предложения по улучшению условий и охраны труда; осуществлять самоконтроль за соблюдением требований охраны труда и взаимоконтроль за соблюдением этих требований на смежных рабочих местах; при избрании общественным инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль и участвовать в проведении совместного контроля нанимателя и профсоюзов за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда; иметь право участвовать в обсуждении вопросов охраны труда, вносимых на рассмотрение собраний (конференций) профсоюзной организации (трудового коллектива).
3.91. С какой целью в организации создается комиссия по охране труда? Создание в организации комиссии по охране труда предусмотрено статьей 18 Закона «Об охране труда». Такое формирование может создаваться только у нанимателей по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза. Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах. В Законе лаконично определены ее полномочия. Нужно полагать, что более детально они будут определены соответствующими республиканскими органами.
3.92. Как обеспечиваются и финансируются мероприятия по охране труда? Согласно статье 226 Трудового кодекса наниматель обязан выделять в необходимых объемах финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания. В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, а также средств республиканского и местных бюджетов в рамках реализации республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством. Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Согласно Положению о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденному постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 136, финансирование мероприятий по охране труда осуществляется за счет: средств, затраты по которым относят на себестоимость продукции (работ, услуг); сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета; средств амортизационного фонда; банковского кредита; инвестиций в основной капитал, Денежные средства и материальные ресурсы, предназначенные для осуществления мероприятий по охране труда, не допускается использовать на другие цели.
3.93. Какие меры материального и морального стимулирования могут применяться за работу по охране труда? Материальное и моральное стимулирование направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, на побуждение работников к строгому и точному выполнению возложенных на них обязанностей по охране труда. Виды и формы стимулирования централизованно не установлены, и решение этого вопроса находится в компетенции нанимателя, которым могут разрабатываться и с участием профсоюзов учреждаться и применяться любые формы и методы поощрения работников, в том числе и за работу по охране труда. Система поощрения может быть предусмотрена коллективным договором, положением о премировании. За успехи в работе по охране труда работники могут поощряться в порядке и при условиях, установленных в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка, перечень поощрений законодательно не ограничен (премия, ценный подарок, объявление благодарности, предоставление льготной путевки и т.п.). Профсоюз также может поощрять профсоюзных активистов за счет имеющихся у него средств. Соответственно, к нарушителям требований охраны труда могут применяться меры дисциплинарного и общественного воздействия. Следует отметить, что, в отличие от поощрений, меры дисциплинарного взыскания строго регламентированы Трудовым кодексом Республики Беларусь (замечание, выговор, увольнение с работы), и они не могут быть расширены нанимателем ни самостоятельно, ни по согласованию с профсоюзным комитетом. Целесообразно сочетать меры материального и морального стимулирования.
3.94. Какая установлена государственная отчетность по охране труда? В настоящее время предусмотрено составление отчета по форме 1-т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях» (утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 281 (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2010 г. № 113). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|