ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ученик читает стихотворение.
2. Работа с цитатами. На доске оформлены записи:
«Пророк» Лермонтова является ответом или возражением на пушкинское стихотворение, свидетельствующее о пессимизме автора, разрушении высоких надежд на роль поэта-пророка. Б. М. Эйхенбаум
Лермонтов утверждает, что настоящий поэт должен быть пророком. В образной форме рисуется доведенный до трагизма конфликт поэта и толпы: толпа не просто не принимала ненужного ей поэта, она гнала его, издевалась над ним, торжествовала победу. В верности поэта своей высокой пророческой миссии наиболее отчетливо выразилось пушкинское начало. Г. П. Макогоненко
...наивно и бесполезно мечтать о том, чтобы сделаться исправителем людских пороков, — это либо невежество, либо гордость. Б. М. Эйхенбаум
Лермонтов пишет о печальной судьбе поэта, о ненужности его миссии, трагическом уделе презираемого и гонимого певца. И. Каплан — Какое из высказываний вам наиболее понятно?
Беседа. — Что объединяет стихотворения Пушкина и Лермонтова? (Тема поэта и поэзии и назначения поэзии.) — Как выражена эта тема в стихотворениях? (И в том и в другом есть образ поэта, наделенного сверхъестественным даром. Основа стихотворений — библейские источники. Библейская лексика. Образ пустыни. Лермонтов продолжает «пушкинскую тему».) — Какие отличия стихотворений вы можете назвать? (Это разные сюжеты. Пушкинский — это становление пророка. Лермонтовский — это жизнь поэта, ставшего пророком.) — Что вы знаете о библейских источниках, к которым обращались поэты? (Пушкин обратился к книге пророка Исайи. А Лермонтов — к Плачу Иеремии. Лермонтов выбрал трагический сюжет: непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить.) — Сравни строй стихотворений. (В пушкинском стихотворении преобладает архаичная лексика, отсюда торжественный тон, приобщение к великой тайне. В лермонтовском стихотворении церковно-славянская уступает современному языку, это переносит в настоящее, лишает торжественности.) — Какими мы видим образы поэта-пророка у авторов? (Пушкинский преображается духовно, и это подчеркнуто в стихотворении. У Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Лермонтов описывает бытовые подробности. Пушкинский пророк торжественен. Лермонтовский — суров). — Что открылось поэту-пророку в стихотворениях? (Гармония мира открылась лирическому герою в стихотворении Пушкина. Он готов к встрече с людьми, готов «глаголом жечь сердца». Лермонтовский пророк увидел «страницы злобы и порока»: он не принят людьми, он изгнан. «В меня все ближние мои // Бросали бешено каменья».) — Как усилено противостояние поэта и общества у Лермонтова? — Какие образы создают представление о трагедии поэта? (Старики и дети. Две мудрости. Но здесь не о мудрости речь. Речь стар цен — это наказ ново поколению. Таким образом усиливается противостояние поэта и общества — это извечный конфликт). — Выходит, дар его не нужен? (Нет, сверхъестественные способности позволили увидеть не только «страницы злобы и порока», но и гармонию мира. Не случайно природа — творение Бога — откликается на духовный зов поэта). — Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт? (В пустыне. Это символ единения с Богом, с природой. Но и символ одиночества поэта). — Какую роль образ пустыни играл в стихотворении Пушкина? (В стихотворении Пушкина пустыня — это символ без духовности. По-разному обыгрывают образ пустыни поэты).
IV. Итог урока Перечитываем записи на доске, сравниваем, с какими тезисами совпадают наши представления, письменно оформляем вывод.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|