ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок 18. Лирический герой поэзии М. Ю. ЛермонтоваЦель урока: расширить знания учащихся о лирическом герое. Понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова. Методический прием: лекция учителя с элементами беседы.
Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. дать связный ответ по теме «Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова». 2. Проверка заполнения таблицы. 3. Часть учащихся читают стихотворения наизусть по выбору (принимают ассистенты).
II. Беседа по теме «Лирический герой в художественном произведении» — Кто такой лирический герой? — Можно ли считать лирического героя тождественным автору? (доказать на при мерах).
III. Оформление тетрадей. План по теме урока 1. Лирика Лермонтова второй половины 30-х начала 40-х годов. 2. Лирический герой поэзии Лермонтова.
IV. Слово учителя Лирике Лермонтова второй половины 30-40-х годов свойственна новая направленность. Если ранние стихотворения поэта — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, чистосердечная исповедь молодого человека, то в последние годы его жизни непосредственная пылкость чувств сменяется глубоким философским раздумьем о сущем, отдельные мотивы творческих исканий сливаются в целостный, неповторимый лермонтовский мир. Но это не означает отказ поэта от прежних идеалов. Начинается, как ни странно, для молодого, не достигшего и 30 лет человека, подведение итогов пережитого. Теперь все чаще и чаще лирический герой оказывается во власти Думы, Памяти, передающих не конкретные впечатления, а состояние души. В ней уже не романтически-печальной, тоскующей, а усталой, «тьмой и холодом объятой», он все-таки ищет свежих сил, предчувствует близкий перелом. Горечь пролетающих лет взывает к мысли о грядущем. Так, «всесильный господин» собственных борений создает для себя «царство дивное» духовного бытия. «Царство дивное» поражает нас во многих поздних лирико-философских стихотворениях. Среди них «Гляжу на будущность с боязнью...» (1837 г.), «Как часто пестрою толпою окружен» (1840 г.), «И скучно, и грустно» (1840 г.), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841 г.), «Выхожу один я на дорогу...» (1841 г.) и другие. — Что объединяет эти стихотворения? (В каждом из них взгляд поэта сосредоточен не столько во внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. В них чувствуется ощущение отшумевших уже юности, надежд и радостных желаний.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|