Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






V. Чтение и анализ стихотворений




Действительно, в каждом из этих стихотворений Лермонтов находит особый прием, чтобы показать различное ощущение прошлого и настоящего.

1. Читаем стихотворение «Гляжу на будущность...».

— Какова тема этого стихотворения?

(В стихотворении признание личности, постигшей свои безответные запросы миру.)

 

2. Читаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою...»

— Какое впечатление оставило у вас это стихотворение? Каким показан «свет»? Каково отношение поэта к нему?

(Это стихотворение воспринимается иначе. В начале стихотворения несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».)

— Как решает проблему неприятия мира поэт?

(Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты», он погружается в воспоминанья о близкой сердцу недавней старине».)

— Удается ли ему решить свои проблемы?

(Но приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест:

 

О, как мне хочется веселость их.

И резко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..)

 

3. Читаем стихотворение «И скучно, и грустно».

— Какие свои чувства и переживания хотел передать автор в этом стихотворении?

(Здесь каждая строфа опровергает юные стремления к счастью, любви, страсти. В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Его произведение — это напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.)

— Каков лирический герой стихотворения?

(Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Иное звучание приобретают стихотворения о природе, где поэт учит чувствовать таинства неба и земли:

 

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу.

И звезда с звездою говорит.)

 

— В чем источник сил и энергии героя?

(В могучем источнике красоты черпает лирический герой духовную энергию. И самые горькие переживания сменяются спокойствием:

 

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.)

 

Сложное мироощущение лирического героя не замкнуто в себе самом. Он пристально вглядывается в окружающее. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841). В этих произведениях описана не просто одухотворенная красота природы, а яркие приметы трагических процессов жизни и человеческой души.

4. Чтение стихотворения «Дума»

Самостоятельно подготовить сообщение «Образ лирического героя в стихотворении «Дума».

Примерный ответ учащихся:

В стихотворении «Дума» раздумья Лермонтова о судьбах отдельных людей и судьбе всего народа достигают большой глубины и зрелости. Они высказаны с особой убедительностью и отличаются публицистической резкостью и яркой образностью.

Здесь предстает лирический герой особого типа. Это не просто мыслящий человек, способный с позиции историзма воспринимать общественные явления. Это еще и человек огромного мужества, ибо трезвый взгляд на русскую жизнь того времени и способность высказать суровый приговор не требуют большого мужества, бесстрашия.

Этот лирический герой Лермонтова сначала бегло, но точно говорит об отцах, о предшествующем поколении. Это поколение — люди александровского царствования, сокрушило наполеона отстояло независимость России, мечтало о свободе для своего народа.

Далее в «Думе» предстают дети. Это те, кто учился с Лермонтовым в военной школе, служил в гвардейских полках в Петербурге и на Кавказе. Те, кого он встречал на балах и светских приемах, для которых естественным было бы творить, совершать преобразования, приумножать славу отечества. А вместо того они занимались интригами, клеветой, тратили время и силы на бессмысленные пустяки. У многих отсутствует чувство независимости, нет внутренней гордости. Это признаки духовного оскудения. Таковы дети, если сравнить их с отцами.

Далее они предстают в отношении к внукам и тем, кто придет на смену поколению, оказавшемуся в николаевское царствование ненужными людьми. Поэтому Лермонтов приводит читателей к неизбежному вопросу: так что же скажут эти внуки о предшественниках? Поэт убежден, что ответ должен быть суров:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

 

Домашнее задание

1. Подготовить сообщение «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе».

2. Подготовить ответы на вопросы:

— Какова творческая история романа?

— В чем основная тема и идея романа?

— Почему в романе нарушена хронологическая последовательность?

3. Индивидуальное задание. Составить статью для литературоведческого словаря по теме: Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе?

4. Перечитать предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос: «Каким образом намеревался автор создать «портрет», составленный из пороков всего поколения?»

5. Подготовить доклады на следующие темы:

1) Изображение природы Кавказа и быта горцев.

2) Казбич и Азамат в изображении Лермонтова.

3) Особенности характера Бэлы.

4) Максим Максимыч как офицер и простой человек.

5) Причины, побудившие Печорина нарушить покой «честных контрабандистов».

6) Поведение Печорина в среде горцев, контрабандистов и в обществе Максим Максимыча.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных