ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Чтение и анализ стихотворенийДействительно, в каждом из этих стихотворений Лермонтов находит особый прием, чтобы показать различное ощущение прошлого и настоящего. 1. Читаем стихотворение «Гляжу на будущность...». — Какова тема этого стихотворения? (В стихотворении признание личности, постигшей свои безответные запросы миру.)
2. Читаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою...» — Какое впечатление оставило у вас это стихотворение? Каким показан «свет»? Каково отношение поэта к нему? (Это стихотворение воспринимается иначе. В начале стихотворения несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски».) — Как решает проблему неприятия мира поэт? (Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска суеты», он погружается в воспоминанья о близкой сердцу недавней старине».) — Удается ли ему решить свои проблемы? (Но приятные мечты о прошлом являются обманом, точнее самообманом («опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на современную ему жизнь переходят в решительный протест:
О, как мне хочется веселость их. И резко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..)
3. Читаем стихотворение «И скучно, и грустно». — Какие свои чувства и переживания хотел передать автор в этом стихотворении? (Здесь каждая строфа опровергает юные стремления к счастью, любви, страсти. В этом стихотворении взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Его произведение — это напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них.) — Каков лирический герой стихотворения? (Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Иное звучание приобретают стихотворения о природе, где поэт учит чувствовать таинства неба и земли:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу. И звезда с звездою говорит.)
— В чем источник сил и энергии героя? (В могучем источнике красоты черпает лирический герой духовную энергию. И самые горькие переживания сменяются спокойствием:
Начать готов я жизнь другую, Молчу и жду: пора пришла.)
Сложное мироощущение лирического героя не замкнуто в себе самом. Он пристально вглядывается в окружающее. Зрительные впечатления преобразуются в лирическое раздумье, где реальные образы становятся воплощением общих особенностей бытия. Именно так воспринимаются многие стихотворения, как «Тучи» (1840), «На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Утес» (1841), «Листок» (1841). В этих произведениях описана не просто одухотворенная красота природы, а яркие приметы трагических процессов жизни и человеческой души. 4. Чтение стихотворения «Дума» Самостоятельно подготовить сообщение «Образ лирического героя в стихотворении «Дума». Примерный ответ учащихся: В стихотворении «Дума» раздумья Лермонтова о судьбах отдельных людей и судьбе всего народа достигают большой глубины и зрелости. Они высказаны с особой убедительностью и отличаются публицистической резкостью и яркой образностью. Здесь предстает лирический герой особого типа. Это не просто мыслящий человек, способный с позиции историзма воспринимать общественные явления. Это еще и человек огромного мужества, ибо трезвый взгляд на русскую жизнь того времени и способность высказать суровый приговор не требуют большого мужества, бесстрашия. Этот лирический герой Лермонтова сначала бегло, но точно говорит об отцах, о предшествующем поколении. Это поколение — люди александровского царствования, сокрушило наполеона отстояло независимость России, мечтало о свободе для своего народа. Далее в «Думе» предстают дети. Это те, кто учился с Лермонтовым в военной школе, служил в гвардейских полках в Петербурге и на Кавказе. Те, кого он встречал на балах и светских приемах, для которых естественным было бы творить, совершать преобразования, приумножать славу отечества. А вместо того они занимались интригами, клеветой, тратили время и силы на бессмысленные пустяки. У многих отсутствует чувство независимости, нет внутренней гордости. Это признаки духовного оскудения. Таковы дети, если сравнить их с отцами. Далее они предстают в отношении к внукам и тем, кто придет на смену поколению, оказавшемуся в николаевское царствование ненужными людьми. Поэтому Лермонтов приводит читателей к неизбежному вопросу: так что же скажут эти внуки о предшественниках? Поэт убежден, что ответ должен быть суров: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.
Домашнее задание 1. Подготовить сообщение «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе». 2. Подготовить ответы на вопросы: — Какова творческая история романа? — В чем основная тема и идея романа? — Почему в романе нарушена хронологическая последовательность? 3. Индивидуальное задание. Составить статью для литературоведческого словаря по теме: Что такое кольцевая композиция? Зачем она нужна в романе? 4. Перечитать предисловие к роману. Можно ли в нем найти ответ на вопрос: «Каким образом намеревался автор создать «портрет», составленный из пороков всего поколения?» 5. Подготовить доклады на следующие темы: 1) Изображение природы Кавказа и быта горцев. 2) Казбич и Азамат в изображении Лермонтова. 3) Особенности характера Бэлы. 4) Максим Максимыч как офицер и простой человек. 5) Причины, побудившие Печорина нарушить покой «честных контрабандистов». 6) Поведение Печорина в среде горцев, контрабандистов и в обществе Максим Максимыча.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|