Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение по карте своего местонахождения




Несложно определять место своего нахождения то­гда, когда оно расположено рядом с каким-нибудь пред­метом, изображенным на карте. В этом случае данное место будет совпадать с расположением условного зна­ка предмета. Если же это место не совпадает с распо­ложением местного предмета, обозначенного на карте, то его можно определить одним из следующих спосо­бов: по ближайшим местным предметам, промером рас­стояния и обратной засечкой.

Для определения своего места по ближайшим мест­ным предметам надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности один-два предмета. Затем глазо­мерно определить свое место относительно этих предме­тов на местности.

Определение места своего нахождения промером расстояния применяется обычно при движении по доро­ге или вдоль какого-либо другого местного предмета, имеющего линейное начертание на местности и обозна­ченного на карте. С началом движения от опознанного на местности и на карте местного предмета ведется из­мерение пройденного пути (по спидометру, шагами, по времени движения и т. п.). Место своего прохождения всегда можно определить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное от исходной точки по направле­нию движения,

Обратной засечкой свое место легко определить по местным предметам, расположенным в стороне от доро­ги или другого линейного ориентира, вдоль которого осуществляется движение. Для этого надо ориентиро­вать карту и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Приложив на карте линейку к изображению этого ориентира и не нарушая ориентировки карты, ви­зировать на предмет по линейке. Когда ориентир ока­жется на линии визирования, а край линейки коснется его условного знака, нужно прочертить линию от ори­ентира на себя. Место пересечения этой линии с доро­гой и будет местом нахождения.

Обратной засечкой можно определить свое место и тогда, когда оно находится в районе, ничем не обозна­ченном на карте. Для этого надо опознать на местно­сти два-три предмета, изображенные на карте, ориенти­ровать карту по компасу, а затем, так же как и в пре­дыдущем случае, поочередно провизировать на эти предметы и прочертить направления от них на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, ко­торая и укажет на карте место своего нахождения.

Для нахождения на карте предмета, видимого на местности, необходимо: ориентировать карту и найти на ней свое место; сохраняя ориентировку карты, по­вернуться лицом к предмету, положение которого нужно найти на карте; мысленно провести линию на предмет, видимый на местности, и по направлению этой линии найти на карте условный знак этого предмета.

Для нахождения на местности предмета, обозначен­ного на карте, необходимо ориентировать карту и найти на ней свое место, приложить к нему и к условному зна­ку предмета линейку, а затем, не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейки, смотреть вдоль линейки и отыскать на местности соответствующий предмет.

При нанесении на карту местных предметов и объ­ектов, которые на ней не указаны, но имеют значение при постановке задач, целеуказании, ориентировании, движении и т. д., надо поступать следующим порядком:

— определить на карте точку своего стояния;

— приложить к точке стояния линейку и, не сбивая ориентировки карты, повернуть линейку около точки стояния, визируя через нее на предмет, видимый на ме­стности, и прочертить вдоль края линейки направление;

— на прочерченном направлении отложить от точки стояния измеренное расстояние в масштабе карты; по­лученная точка укажет положение предмета на карте.

При нанесении на карту местных предметов, нахо­дящихся на большом удалении, применяется способ пря­мой засечки. Для этого, сориентировав карту на первой точке стояния (рис. 93), приложить к ней линейку, ви­зируя на предмет, прочертить направление. Затем пе­рейти на вторую точку и повторить на ней те же дей­ствия. Место пересечения прочерченных направлений с обеих точек стояния и будет точкой, где находится определяемый местный предмет.

Для ориентирования по карте в движении нужно перед началом изучить по карте выбранный или ука­занный маршрут, определить и запомнить общее на­правление движения относительно сторон горизонта, расположения своих войск и войск противника.

Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту, необходимые для контроля правильности движения. В качестве таких ориентиров могут быть насе­ленные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы, расположенные в непосредственной близости от марш­рута движения. После этого измерить и записать на карте расстояния между ними, определить общую про­тяженность маршрута и время, необходимое для движе­ния. При изучении маршрута особое внимание необхо­димо обратить на наличие труднопроходимых участков и путей обхода их, перекрестков и развилок дорог, за­помнить их характер и взаимное расположение.

Чтобы выдержать направление движения и не сбить­ся с пути, надо в ходе движения постоянно проверять ориентировку и свое местоположение. Для этого, дви­гаясь от одного ориентира к другому, необходимо сли­чать карту с местностью и определять на ней место сво­его нахождения, используя для этого показания спидо­метра. Особенно тщательно надо проверять правиль­ность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ориентирами, нужно заметить время по часам, а затем, учитывая скорость движения, про­верять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них расстояние по времени движения.

Если предстоит движение вне дорог, необходимо по карте наметить маршрут движения так, чтобы он четко был обозначен на карте легкоопознаваемыми на местно­сти ориентирами. В ходе движения в этом случае целе­сообразно чаще, чем при движении по дорогам, ориен­тироваться и сличать карту с местностью.

При движении на закрытой местности, особенно в лесу, ориентирование и выдерживание направления про­изводится, как правило, по компасу. Для этого необхо­димо подготовить данные для движения по азимутам. В качестве ориентиров надо использовать лесные доро­ги, поляны, вырубки, характерные формы и детали рель­ефа, озера и т. п.

При подготовке к движению ночью ориентиры по маршруту движения выбираются на более близких рас­стояниях один от другого. В качестве ориентиров надо выбирать такие местные предметы, которые легко мо­гут быть опознаны в темноте. Хорошими ориентирами в этом случае могут быть местные предметы, располо­женные на возвышенностях, сами возвышенности, имею­щие характерную конфигурацию вершин, мосты, желез­нодорожные переезды, пересечения дорог и др. Расстоя­ния между ориентирами по маршруту движения измеряются и записываются на карте. Движение ночью вне дорог совершается обычно по азимутам.

Для измерения расстояний по карте между точками местности надо измерить циркулем или линейкой рас­стояние между этими точками в сантиметрах и, пользу­ясь численным масштабом, умножить полученное число на величину масштаба. Например, на карте масштаба 1:50 000 измеренное расстояние между двумя точками 4,2 см. Величина масштаба 500 м, следовательно, рас­стояние между этими точками на местности будет рав­но 4,2X500 м = 2100 м.

Небольшое расстояние между двумя предметами по прямой линии проще измерить, пользуясь линейным масштабом. Для этого циркулем или линейкой с мил­лиметровым делением измеряют расстояние между условными знаками этих предметов на карте и, не изме­няя раствора, циркуль (линейку) прикладывают к ли­нейному масштабу. По подписям масштаба определяют, скольким метрам или километрам оно соответствует на местности. На рис. 94 измеренное расстояние равно 1250 м.

Большие расстояния чаще измеряются с помощью циркуля. Для этого раствор циркуля устанавливают по масштабу (линейке) так, чтобы он соответствовал це­лому числу километров. Затем этим раствором (шагом) измеряют расстояние по карте, не изменяя раствора, циркуль (линейку) прикладывают к линейному масшта­бу и прибавляют к полученному числу километров.

При определении длины маршрута по карте необхо­димо вносить поправки на рельеф (подъемы и спуски) и извилистость дорог. Поправки на увеличение длины маршрута, измеренного по карте масштаба 1:50 000, в горной местности 1,15; в холмистой — 1,05; по карте 1: 100 000 соответственно 1,20 и 1,10. Например, по кар­те масштаба 1:50 000 измеренное расстояние 150 км, местность горная. Действительное расстояние будет 150X1,15=172,5 км.

Определение по карте координат точек на местности и объектов (целей)

При определении координат точек на местности (це­лей) по карте широко применяются плоские прямо­угольные координаты.

На топографических картах система плоских прямо­угольных координат дается в виде сетки взаимно пер­пендикулярных линий, проведенных на равных расстоя­ниях одна от другой и образующих сетку квадратов, которая называется координатной или километровой сеткой. Подписи у горизонтальных линий (по западной и восточной сторонам рамки) служат для отсчета коор­динат Х, а подписи у вертикальных линий (по северной и южной сторонам рамки)—для отсчета координатY.Чтобы указать приближенно местоположение какого-либо местного предмета (объекта, цели), достаточно указать квадрат сетки, в которой он расположен. Квадрат все­гда указывается подписями километровых линий, пере­сечением которых образован его юго-западный (нижний левый) угол. При указании квадрата надо придер­живаться обязательного правила: сначала называть две цифры, подписанные у горизонтальной линии, т. е. коор­динату X, а затем две цифры, подписанные у верти­кальной линии, т. е. координату У. При этом цифры пи­шутся и произносятся слитно, без разделения их на X и Y, например девяносто ноль два (9002), восемьдесят во­семь ноль четыре (8804).

Для определения координат точек по карте надо определить расстояние (по перпендикуляру) в метрах: сначала от горизонтальной линии (нижней стороны квадрата), а затем от левой вертикальной линии (левой стороны квадрата), в котором находится эта точка. По­лученные расстояния в метрах прибавить к значениям координат линий в километрах, от которых измерялось расстояние до точки; расстояние от нижней горизонталь­ной стороны квадрата прибавить к координате X, а расстояние от левой вертикальной стороны квадрата —к координате У. Полученные величины и будут коорди­натами точки. На рис. 95 даны сокращенные координа­ты моста: Х=15650; Y = 52530. Полные координаты этой точки будут X= 6015650; Y=3452530.

Нередко приходится наносить на карту цели, ориен­тиры или другие объекты по их известным координатам. Допустим, что цель (пулемет) на местности расположе­на в точке, ничем не отмеченной на карте, но известны ее координаты Х= 15175; Y= 52420. Для нанесения ее на карту необходимо (рис. 95) определить квадрат, в ко­тором находится цель. Две первые цифры у координат X и Y (десятки и единицы километров) показывают, что цель находится в квадрате 1552 (15 — горизонтальная линия, 52 — вертикальная линия). В квадрате 1552 отложить по вертикальным линиям сетки 175 м, нанести точки и соединить их прямой. На этой прямой где-то на­ходится цель. По прочерченной линии вправо от верти­кальной линии сетки, имеющей подпись 52, отложить отрезок 420 м и нанести точку. Полученная точка и бу­дет местом расположения цели на карте (в нашем при­мере ручной пулемет).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных