ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Своеобразии композиции поэмы1. Слушаем сообщение учащегося.Примерный текст сообщения: Гоголь нашел оригинальную и простую композиционную структуру произведения, которая дала возможность для изображения жизни в исторической точности и для соединения в прочное единство повествовательного элемента с элементом логическим. Сюжет и композиция поэмы Гоголя обусловлены предметом изображения — описанием жизни в России, нравов русских людей, особенностей их характеров, а также судьбы России в целом. Отличительной особенностью поэмы от литературы 20-30-х гг. ХIХ века является то, что внимание автора перенеслось от изображения отдельной личности к изображению общества, описание частной жизни личности к портретному описанию общества. Для этого Гоголю нужен был сюжет, который позволил бы как можно более широко охватил действительность. Этот сюжет — сюжет путешествия — был подсказан А. С. Пушкиным. Путешествие Чичикова дало возможность автору «изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров». Именно поэтому лейтмотивом поэмы является тема дороги. Но по ходу развития событий в поэме лейтмотив меняет свой смысл. Например, в одиннадцатой главе (в знаменитом лирическом отступлении) дорога — это неизвестная судьба России. Также в теме дороги отображен жизненный путь главного героя и творческий путь автора. Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков. При этом композиция поэмы достаточно проста. Первая глава — экспозиция, — автор знакомит читателей в общих чертах с особенностями жизни губернского города, подчеркивая схожесть ее с жизнью других городов России; с городскими сановниками, губернатором, вице-губернатором, прокурором; с помещиками: Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. В первой же главе происходит встреча и с центральным героем, с Чичиковым, начинающим заводить знакомства и прощупывать почву, на которой ему придется действовать. Далее Чичиков «переезжает» из главы в главу, осуществляя свой план. Последовательность изображения образов помещиков продиктована прежде всего чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора познакомился с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец 800 душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику. Но в том порядке, в котором Гоголь знакомит читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души. 2. Беседа: — Каким мы видим главного героя в первой главе поэмы? (Набрасывая в общих чертах портрет Чичикова, писатель отмечает его внешнюю благопристойность, умение польстить, поддержать разговор.) — Как вы думаете, для чего в поэму введена «Повесть о капитане Копейкине»? («Повесть о капитане Копейкине» дала возможность автору перенести читателя в Петербург, дать эскизный образ города, ввести в поэму тему героического 1812 года и в этой связи рассказать драматическую историю о судьбе героя войны, инвалида капитана Копейкина, предъявить обвинение крупнейшим представителям дворянской государственности.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|